Муратханов, пишущий о Шафранской, пишущей об Усто Мумине Искусство

В новом номере «ВОСТОКА СВЫШЕ», который вскоре (даст Бог) выйдет в свет, читайте рецензию Вадима Муратханова на книгу Элеоноры Шафранской об «узбекском Гогене».
Ту самую!..
usto
«А.В. Николаев – Усто Мумин: судьба в истории и культуре». СПб.: Свое издательство, 2014.
Вадим МУРАТХАНОВ

УСТО МУМИН: ПОБЕДА НАД БИОГРАФИЕЙ

Сколько времени занимает обычно рождение легенды? Столетие? Полтора? Прочитав книгу Элеоноры Шафранской, приходишь к выводу, что гораздо меньше. Особенно если герой легенды живет в переломную эпоху и вытесняется ею раньше, чем успевает уйти из жизни.
Читатель, не слишком искушенный в живописи, имел возможность узнать об Усто Мумине благодаря спектаклю ташкентского театра «Ильхом» «Радение с гранатом» (по названию самой известной, программной работы художника). Миф о русском живописце, очарованном культурой Востока, надолго пережил реальную личность. Филолог Элеонора Шафранская в своем исследовании как раз и пытается отделить факты от домыслов и легенд. Но задача оказывается не из легких.
Многие из работ Мумина сохранились, они выставлены в нукусском Музее имени Савицкого, в ташкентском Музее искусств, в московском Музее искусства народов Востока… Но, увы, мало осталось свидетельств о нем современников, писем, документов. Биографию и характер героя своей книги Шафранская реконструирует по воспоминаниям художников, оказавшихся в те же годы в Туркестане, документальной прозе Энны Аленник, редким публикациям о нем в журналах и каталогах, архивным данным…

Александр Васильевич Николаев родился в 1897 году в Воронеже в семье военного инженера. Окончив Сумский кадетский корпус, где впервые стал серьезно обучаться живописи, он два года (1916–1917) служил в армии. Вернувшись в Воронеж, продолжил учиться рисованию в мастерской А.А. Бучкури, в прошлом ученика Репина.

В 1918 г. в Воронеже открывается филиал Московского Свободного театра… первое представление – синтетический спектакль «Русь» с балетными вкраплениями… Николаева увлек этот экспериментальный театр, он… поступает на службу помощником декоратора, – так случилось вхождение Николаева в современное искусство. В 1919 г. Николаев едет на учебу в Москву, в СВОМАС (Свободные государственные художественные мастерские), где среди преподавателей был Казимир Малевич.

Вскоре Александр Николаев был призван в Красную армию и отправлен на Деникинский фронт, откуда его демобилизовали в 1920-м. В том же году художник приезжает в Туркестан.
В книге Шафранской много исторических экскурсов, помогающих лучше понять обстановку, в которой жил и работал Усто Мумин, его творческие поиски.
Автор исследования приводит воспоминания сибирского художника Виктора Уфимцева, где Самарканд описан таким, каким впервые увидел его Александр Николаев.

…Когда они попали в кривые узенькие улочки старого города, в лабиринты базаров, людных и шумных, то получили то, что и ожидали: караваны верблюдов, арбы с огромными колесами, лошади в ожерельях из раковин, в ярких лентах, дыни, чайханы, загорелые всадники на ишаках, пестрые халаты, женщины в черных волосяных покрывалах (парандже) – все напоминало маскарад, театральную постановку восточной сказки.

В отличие от своих коллег-художников, будущий Усто Мумин не просто влюбился в памятники Самарканда, природу и культуру Средней Азии – он впустил их в себя, усвоил и сделал частью своей личности.
В эпиграф к книге вынесен фрагмент одного из немногих дошедших до нас текстов Николаева:

Известен мне был… классический случай с крупным французским художником Поль Гогеном, который 7 лет прожил на острове Таити, живя как туземец, исполняя все их ритуалы и обычаи. У меня явилась мысль повторить этот опыт на себе.

Склонный больше учиться, чем учить, Николаев овладел узбекским языком, стал носить узбекскую одежду и взял себе узбекский псевдоним (Усто Мумин – «кроткий мастер»). Он поселился в саманном доме и стал возделывать виноградник. Он творчески переосмыслил искусство восточной миниатюры и в своем шедевре «Радение с гранатом» фактически соединил его с традицией иконописи (клейма по краям – сцены истории влюбленных).

Если его современники, – пишет Элеонора Шафранская, – создавали новую религию, кумирами которой становились партийные деятели, а религиозные обряды совершались теперь не в молитвенных уголках, а в красных – с новыми иконами основоположников, то Николаев настолько был поглощен иным, отличным от своего времени вкусом жизни, что он не мог не написать тоже новую – для него – икону.

Расцвет творчества Усто Мумина пришелся на 1920-е годы – плодотворные в целом для художественных исканий российской интеллигенции. Но «к Туркестану в рамках проекта культурного освоения и цивилизаторства шли поезда со всех сторон», и постепенно местная культура затрещала под пятой новой власти. Трагедия художника была в том, что он, при всей его любви к старому Востоку, сидел в кабине бульдозера, который ровнял этот Восток с землей.
Новой эпохе оказался не нужен ни старый Восток, ни его поклонники. Во многом это и объясняет столь скорое переселение Усто Мумина в пространство мифа.
Николаев провел несколько лет в лагере, затем мучительно ломал свою творческую манеру, чтобы вписаться в новую жизнь. Его уделом стала иллюстрация книг о среднеазиатских пионерах и оформление спектаклей. Но в истории живописи Усто Мумин остался как автор «Радения с гранатом», «Мальчика с перепелкой» и других его работ 20-х годов.
…Перевернув последнюю страницу книги, ощущаешь себя как будто в комнате, где недавно находился человек. Вот интерьер, предметы обихода, развешанные на стенах картины. Трубка, дымящаяся на столе. Боковым зрением даже успеваешь уловить зыбкую фигуру, промелькнувшую в расставленных по дому зеркалах. Но сам хозяин сюда уже не вернется. И мы, понимая это, подходим к его картинам, чтобы задать им накопившиеся вопросы.

1 комментарий

  • Лейла Шахназарова:

    Для тех, кому интересна эта книга, сообщаю: осталось еще два экземпляра. Пишите в личку.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.