Паранджа Тамары Ханум Tашкентцы История

Надежда Нам: Паранджа Тамары Ханум. (Вещи почти сто лет — музей хорошо сохранил). Тамара Ханум и ее соратницы были одними из первых женщин Узбекистана, снявшими паранджу – первый шаг к женскому равноправию. Из воспоминаний Народной артистки: «В 1922 году я без всякого смущения танцевала вакханку в «Вальпургиевой ночи» в тончайшем хитоне, едва прикрывающем тело, танцевала «восточный этюд» в каком-то экзотическом лифе и прозрачных шальварах, т.е. полуобнаженная. Публика в зале воспринимала действие как обычное явление.
Когда же я вышла на сцену старогородского клуба, где находились люди с привычным с детства обликом: в халатах, яхтаках и тюбетейках – меня сковало стеснение… Вообще, если не считать моего дебюта на Маргиланской площади в 1919 году, закончившегося сумасшедшим бегом по переулкам в черной парандже, я вышла к узбекскому зрителю, к мужчинам, впервые. Когда я посещала той, я, естественно, выступала только в ичкари (женская часть дома), единственный раз танцевала при Мулле Туйчи, но там я всем сердцем ощущала поддержку известных музыкантов.

Как-то в Маргилане молодая девушка пришла к нам за кулисы и, подняв чачван, сказала мне: «Я хочу быть с вами. Немного умею танцевать и петь лапары. Возьмите меня к себе, а то меня хотят выдать замуж за старика. Брат грозится убить, если я не соглашусь. Отец уже взял за меня задаток – деньги и 10 баранов». Мы пришли домой к этой девушке, нас встретил ее брат, мы отступили, он погнался за мной с ножом… С опаской мы занимались с другими девушками, помогая отшлифовывать танцевальные и вокальные номера. Но наши занятия окончились трагически. Родственники убили Холчахон за то, что она вступила на сцену и «осквернила» весь свой род. Таджихон и Туфахон покинули ансамбль. Нурхон убил брат. Убийца явился в милицию и признался во всем. Он заявил, что сделал это по настоянию отца, который не мог смириться с уходом дочери на сцену».

Bach Hoosier: Спектакль «Нурхон» уже не ставят.

Надежда Нам: Пришли иные времена…

Тамара Санаева: Она была армянкой, Надежда. И в таком случае, как могла одной из первых снять паранджу? Вряд ли могла ее носить, если родилась не в Фергане, где было много русских, а в Маргилане, как утверждают некоторые источники. Первой вышла на сцену, наверное, и в этой парандже спасалась в 1919 в Маргилане? Очень интересным показалось мне узнать, как же все было на самом деле.

Georgiy Saakov: Тамара, спасибо Вам за коммент. Тамара Артемовна не носила паранджи. И не только потому, что была армянкой, хотя во время выступления ее действительно порой забрасывали камнями. Но это одновременно и с тем, что девушки подходили к сцене и протестно сбрасывали с себя паранджу. Все эти воспоминания артистки можно посмотреть в ее мемориальном музее. Кстати, мне, как армянину, хотелось бы отметить, что не у всех Деятелей Культуры Узбекистана имеется мемориальный музей. И это — подтверждение того положительного межнационального климата, который всегда присутствовал в стране.

Надежда Нам: Ягмуровна, да, Тамара Ханум была армянкой. На фото — парнджа, которую она носила. Эта вещь экспонируется в мемориальном доме-музее Тамары Ханум. Там я и сфотографировала паранджу. Директор музея, знавшая Тамару Ханум, очень подробно мне в интервью рассказала о жизни народной артистки. Также я ознакомилась с воспоминаниями Тамары Ханум. Цитата, приведенная мною, оттуда. Это исторические факты. Полагаю, она носила паранджу в молодости, так как муж был мусульманином. Georgiy Saakov, если вы были в музее, то должны были видеть эту паранджу. Да, и экскурсовод подробно рассказывает о роли Тамары Ханум в борьбе женщин Узбекистана за равноправие, снятие паранджи и т. д.

Georgiy Saakov: Надя, я с этим экскурсоводом в музее вижусь раз в неделю. В Музее проходят мои Живые Журналы. Паранджу, честное слово, не помню и никогда прежде она не была в поле зрения при жизнеописании Ханум. Допускаю лишь одно: она носила его как элемент образа в какой-то крайне экзотический момент жизни. Революционерка ОНА была еще та….

Тамара Санаева: Замуж за Кари-Якубова Тамара Ханум вышла, познакомившись с ним в Москве. Он был старше, но настолько же передовым во взглядах человеком, как и она. Носить паранджу и надеть ее с какой-то разовой или сценической целью — разные вещи. Те, кто скидывывал п…Еще Замуж за Кари-Якубова Тамара Ханум вышла, познакомившись с ним в Москве. Он был старше, но настолько же передовым во взглядах человеком, как и она. Носить паранджу и надеть ее с какой-то разовой или сценической целью — разные вещи. Те, кто скидывывал паранджу, сбрасывали гнет сковывавшей их жизни. У Тамары Ханум этих цепей просто и быть не могло — жизнь и быт европейцев, даже живших в махалле, отличались от местных. Я просто рассуждаю, а что говорят факты — виднее музейным работникам и тем, кто читал дневники певицы.

Тамара Санаева: Я думаю, с паранджой связано что-то сценическое. Движение освобождения от паранджи включало какие-то акции, в которых молодая ртистка могла участвовать как агитатор.
Вот что она говорила в 1988 году в интервью:
«Мне было 13 лет, когда я начала выступать, — вспоминает Тамара Ханум. —
Было это в Маргилане, моем родном кишлаке в Ферганской долине. С тех пор в
моей душе горит пламя любви к искусству. Это даже невозможно передать. С
детства я хотела только одного — только танцевать, только быть там, где играют 2
корнай и сурнай, где дают представления кукольники и канатоходцы. Выступала я
в то время и в концертах агитпоезда поезда «Восток». Его труппа, переезжая из
города в город, с полустанка на полустанок, рассказывала людям о том, что несет
им Советская власть. Мы — девушки — помогали, как могли, агитировали женщин
за снятие паранджи. Тогда мало было быть хорошей актрисой.
В 20-е годы меня послали учиться в Москву».
Надя, какая-то неувязка в этом факте с паранджой. Можно поработать и сделать интересныйц материал, в котором рассказать, как появилась эта паранджа в коллекции артистических костюмов Тамары Ханум. Может, в каком-то танце она сбрасывала с себя паранджу? Словом, я уже фантазирую
Слова Тамары Ханум взяты здесь: http://www.rauk.ru/index.php?option=com_jdownloads…
Мне посчастливилось видеть в конце 80-х Тамару Ханум. Она выступала в ТашПИ вместе со своей фронтовой артистической бригадой — теми, кто остался в живых. Уже совсем пожилые, они вышли на сцену актового зала, где проходила встреча в честь Дня Победы, в …Еще

Надежда Нам: ММожно «допускать, рассуждать думать, фантазировать» – о чем пишут Георгий и Тамара Ягмуровна. Я опираюсь на факты (воспоминания народной артистки и слова директора музея), на то, с чем не поспоришь. Тамара Ягмуровна, если вы прочтете воспоминания Тамары Ханум о ее родителях, образе жизни, то вы, наверное, не скажете, что «жизнь и быт европейцев, даже живших в махалле, отличались от местных». Да, согласна, что Тамара Ханум носила паранджу не из-за Кари Якубова. Но выйти на улицу (кишлаков или небольших городков, где выступала труппа) в начале 20-х г. женщине (похожей на мусульманку) без паранджи было крайне опасно. Тамара Ханум ведь была не самоубийцей.

Надежда Нам: Георгий, вот фото, на котором молодая Тамара Ханум. Это к вашим словам, как она выглядела на сцене и в жизни в тот период, о котором мы говорим. Фото, выставленное вами, более позднее и сценическое. А вообще, какая прекрасная дискуссия. Спасибо моим оппонентам.

Georgiy Saakov: Это Уста Алим, ее первый учитель. А теперь о сыне. Об этом слышу впервые, хотя многое о семье знаю. Была дочка, она уже умерла и есть две внучки — Алагяз и Айдан. Дочка была замужем за народным художником СССР Салаховым. У Алагяз первый муж был Костя Райкин, а Айдан — знаменитая московская галеристка. О сыне слышу впервые

Надежда Нам: Каком сыне? У Тамары Ханум было две дочки, которых уже нет, внучки живу в Москве и Баку.

Georgiy Saakov: Да-да, тот, о котором пишет Тамара, вероятно, сын Кари Якубова

Лиля Алтаева-Миронова: Надя.. дух захватывает..

1 комментарий

  • Тамара:

    Прослушка от ЕС на фб действует отлично. Кануло бы в Лету на фб. Теперь комментарии увековечены. Спасибо, ЕС. А сыном народной певицы Улугбека Кари-Якубова я считала потому, что в разговоре о встрече. которую он организовал для нас в ТашПИ, Улугбек назвал Тамару Ханум мамой.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.