Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». История от зарождения и доныне. Часть первая Tашкентцы Искусство История

image001

«Он прочен, мой азийский дом…»

А.Ахматова

«Оказалось, что музеи складываются, как стихи, из случайных созвучий и многолетних устремлений к исполнению заветных желаний…»

А.В.Маркевич

Пятнадцать лет для музея – это много или мало? Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Но если знать историю образования музея, трудности, с которыми сталкивались энтузиасты и активисты-создатели его, какие эмоции и чувства пришлось переживать каждый раз на пути достижения своих мечтаний – наверно, придется задуматься над этим вопросом…

«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» — так называется музей в Ташкенте, хранящий в себе часть жизни великой русской поэтессы Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой, эвакуированной в Ташкент из блокадного Ленинграда и посвятившей Ташкенту прекрасные лирические строки.

«Мангалочий дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок…»

Ташкент, апрель 1942

 

«В изгнаньи сладость острая была,
Неповторимая, пожалуй, сладость.
Бессмертных роз, сухого винограда
Нам родина пристанище дала»

Ташкент, 1943

 

18 декабря этого года Клубу-музею «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» исполнилось пятнадцать лет!

Для многих это очень большая дата, так как сама история образования музея – это уже целая эпопея. Особенно дорогим это событие является для нашего ташкентского искусствоведа, очень известной личности в мире искусства и литературы, в частности, — Альбины Витольдовны Маркевич, которая, будучи школьницей, встречалась с Анной Ахматовой и выступала вместе с ней в концертной программе в ташкентском военном госпитале, который располагался в школе №50 по ул. Хорезмская, недалеко от ОДО. Тогда для двенадцатилетней школьницы Анна Андреевна казалась высокой, статной; «неторопливое величие в ней какое-то было».

Анна Ахматова провела в Ташкенте эвакуационные годы с ноября 1941 по май 1944.

По прибытии в Ташкент Анну Андреевну временно устроили в доме №7 по ул. Карла Маркса (ныне ул.Тараккиёт). Потом её переселили на ул. Хорезмаская в дом №3, где она прожила совсем недолго, переехав «в белый дом на улице Жуковской» №54.

С большим уважением к ней относился писатель Абдулла Каххар, живший на этой же улице в доме №50.

В близкой дружбе Анна Ахматова была с Надеждой Яковлевной Мандельштам и Еленой Сергеевной Булгаковой. Встречалась с писателем Алексеем Толстым, поэтами Владимиром Луговским и Иосифом Уткиным, а также с Корнеем Ивановичем Чуковским и его дочерью Лидией. А с Фаиной Георгиевной Раневской сдружилась на всю жизнь.

Однажды они вышли вдвоём с Раневской на прогулку. Шли по улице Жуковского, и навстречу им – два морских офицера, которые, проходя мимо, отдали им честь. Одним из офицеров был Ефим Семёнович Добин, который впоследствии написал книгу-исследование «Поэзия Анны Ахматовой». В тот день, пройдя несколько шагов после встречи с Ахматовой и Раневской, его друг спросил у Ефима Добина: «А кто это?» Добин просто поразился: «Да ты что! Это же Анна Ахматова!!!»

У Раневской тоже есть в воспоминаниях эта история. Фаина Георгиевна, услышав тогда за спиной эти реплики молодых красавцев-офицеров, удивилась, почему узнали не её, такую популярную по кинофильмам, а её спутницу – Анну Ахматову. Между ними всю жизнь, при всей их искренней дружбе, шла постоянная шутливая конкуренция.

Был ещё полу-анекдотический случай, когда Раневская позвонила Ахматовой и сказала в трубку: «Аннушка! Сегодня во сне я видела Пушкина!..» На что Ахматова ответила: «Ты не имела права!..» и потом неделю с ней не разговаривала…

Примечательна дружба Анны Ахматовой с семьей профессора Ташкентской консерватории, композитора Алексея Фёдоровича Козловского. Ему было посвящено несколько стихотворений. А когда Ахматова уехала из Ташкента, между ними велась долгая переписка.

«Шахерезада

Идет из сада…» —

это Ахматова написала про жену Алексея Фёдоровича Елену Лонгвиновну. В их семье она встречала новый – 1942 год. Горела свеча на столе, и на белой стене отражался профильный силуэт Анны Андреевны. Козловский взял уголёк и обвёл профиль, который долго сохранялся потом…

Среди экспонатов музея есть копии нот романсов Алексея Козловского, написанных на стихи Анны Андреевны. И у неё есть посвящение этому талантливому музыканту и композитору – это стихотворение «Явление луны» из цикла «Луна в зените»:

Из перламутра и агата,

Из задымлённого стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно плыла, —

Как будто «Лунная соната»

Нам сразу путь пересекла.

 

Когда Анна Ахматова уже уезжала из Ташкента, её квартира досталась вместе с той скудной мебелью, которая там была, Турабу Туле, поэту, драматургу, переводчику. При первой встрече с ней в коридорах Радиокомитета он спросил у редактора: «Кто эта красивая, статная женщина?» Так они познакомились. Впоследствии она называла его «хромоножкой» — он был ранен на фронте в ногу.

 

Война для Анны Андреевны всегда была рядом – сын был в армии в штрафном батальоне. Постоянно слушала радио. Когда шла сводка по радио, она заставляла всех вокруг замолкнуть и очень сердилась, когда ей мешали услышать сообщение дословно…

 

Очарование Анны Ахматовой было в ее чувстве юмора, и главное – она была поэтессой, которую знали в народе и любили, несмотря ни на что…

 

А рождение музея, по воспоминаниям Альбины Витольдовны, происходило очень и очень нелегко… Вряд ли кто расскажет об этом лучше неё самой. Итак, слово одной из инициаторов-создателей клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и его бессменному общественному директору Альбине Витольдовне Маркевич:

«Еще работая в музее С.Есенина, я пригласила Хулькар Хамидовну Алимджанову (дочь Зульфии и Хамида Алимджана, жену сына Ойбека) на один из вечеров, посвященный творчеству А.Ахматовой в нашу Литературную гостиную «Серебряный век».

image002Хулькар Хамидовна Алимджанова

Неожиданно много собралось народу в неокончательно оформленном зале музея. Среди гостей оказалась Лия Бережных. Она была журналистом и общественным организатором музея «Ташкентские мальчишки» при городском Дворце пионеров и школьников. Этот музей был посвящен юнцам, участникам Великой Отечественной войны, которые ушли на фронт из Ташкента и погибли. В школе №64, что расположена рядом с местом, где раньше был старый зоопарк, в квартале недалеко от старой Консерватории (бывшая ул. Советская), поставлен памятник юному солдату, а на мемориальной доске нанесены имена выпускников этой школы, в том числе сына Марины Цветаевой Георгия Сергеевича Эфрона, также не вернувшегося с войны.

image003
Памятник юному солдату на территории школы №64

К этому времени Лия Бережных в соавторстве с В.Лапиной выпустила книжку об этих ташкентских мальчишках…

image004
Книга Л.Бережных и В.Лапиной «Ташкентские мальчишки» с дарственной надписью Аиде Каиповой

 

Кроме того, на эту встречу заглянула Наталья Георгиевна Зайко, кандидат филологических наук, жившая тогда в соседнем с музеем С.Есенина доме. Много лет она хранила связь и давнюю память о встречах с А.Ахматовой — свою и своей матери Журавской Софьи Аркадьевны.

В ходе бесед, воспоминаний, чтения стихотворений А.Ахматовой всплыла объединившая всех нас тема: «А не пора ли создать музей А.Ахматовой, жившей в Ташкенте в годы войны?»

Лия Бережных, несмотря на излишнюю полноту и больные ноги, очень живо заявила, что местом для музея может стать Дворец пионеров, где она уже добилась комнаты под музей о ташкентских молодых героях Великой Отечественной войны. Её энергия, эрудиция, известность обещали реальность осуществления давно носившейся в кругах филологов идеи. И мы одобрили её готовность и обещали всяческую поддержку.

Но так хорошо начатое дело печально завершилось ранней кончиной Лии Бережных, успевшей, однако, вместе с молодым филологом Аидой Каиповой побывать в командировке по адресам поэтессы и собрать первоначальный материал. Но дальше дело не пошло…

(Продолжение следует)

Художественный руководитель проекта audiobook.uz,

режиссёр

Елена Бурова

 

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.