Как заслужить «Заслуженного…»? Tашкентцы

Автор Тамара Санаева.  Фото Шерзода Икрамуддинова.

Как заслужить «Заслуженного…»?

Звание «Заслуженный артист Республики Узбекистан» Указом Президента от 4-декабря 2014 года присуждено руководителю Молодежного симфонического оркестра Узбекистана, лауреату международных конкурсов Камолиддину Уринбаеву.

Едва отгремели аплодисменты после очередного успешного выступления молодого дирижера и его еще более молодого коллектива на гала-концерте XIV Международного конкурса исполнителей итальянской оперы Competizione dell’Opera во Дворце Форумов, очередная награда нашла нашего молодого, подающего надежды дирижера.

На наш вопрос, как он воспринял весть о награде, Камолиддин Уринбаев признался:

— Когда мне сообщили об указе Президента, я был несколько шокирован, даже прослезился. С другой стороны, был очень тронут заботой и вниманием нашего руководства к тому скромному труду, которым мы занимаемся с огромным удовольствием и самоотдачей. Вы бы видели, как радовались мои ребята — музыканты Молодежного симфонического оркестра, услышав о присуждении мне звания! Ведь это и признание их труда. Я говорю это совершенно искренне и, конечно же, считаю, что в моих успехах велика заслуга моего педагога — моей любимой Фирузы Равшановны Абдурахмановой, профессора, завкафедрой оркестрового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана, художественного руководителя и дирижера камерного оркестра народных инструментов «Согдиана».

Порадоваться есть чему. Молодой дирижер – это «штучный» талант, и каждый – на вес золота.

Первым из известных нам молодых и пока еще не заслуженных, кто потряс и продолжает восхищать своими триумфами не только ташкентскую музыкальную среду, но и Европу, положа руку на сердце, назову Азиза Шохакимова, завоевавшего звание лауреата престижнейшего Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера (Orchestra’s Gustav Mahler Conducting Competition) в Германии. К сожалению, видеть его на родине удается все реже. Концертные турне молодого маэстро расписаны на два года вперед. В конце нынешнего ноября Азиза можно было встретить в Монте-Карло, Ницце, а в преддверии зимы он дирижировал оркестром в Абердине (Великобритания). Насколько знаю, наш 26-летний земляк восемь раз дирижировал оперой «Евгений Онегин» в Болонье. Но, как сказал мне при очередной встрече весной 2014 года, всегда готов откликнуться на предложение родных коллективов в Узбекистане и выступить в Ташкенте. Остается лишь пожалеть, что молодому дирижеру, в 14 лет дирижировавшему в ГАБТ имени Навои оперой «Кармен» и имеющему европейское признание, не получает предложений на родине.

Но вернемся к звездной судьбе дирижера Камолиддина Уринбаева, которого с удовольствием поздравляем с беспрецедентным успехом – присвоением звания Заслуженного артиста Узбекистана. Получить столь почетный статус, не достигнув и 30 лет, – случай редчайший. У нас такие звания охотнее присваивают эстрадным звездам. Даже ведущие солисты ГАБТ после многолетней службы не всегда могут рассчитывать на такое признание. За примерами далеко ходить не нужно – звания заслуженных артистов до сих пор не получили ни любимец публики, ведущий бас оперной труппы ГАБТ Кирилл Барчанинов, ни солист, тенор Нигмат Синхабиби, на счету которого 30 ведущих партий оперного репертуара. Остается надеяться, что к золотому юбилею – а он у этих певцов не за горами – и звезды оперной труппы заслужат звания.

А пока будем радоваться успехам молодых. Кстати, еще раз напомним, что наш герой – не юнец и в свое тридцатилетие, которое встретит в наступающем году, с полным правом войдет заслуженным артистом. Сам он родился в семье, в которой музыка, особенно узбекская классика, была в почете. Отец, юрист по образованию, из любви к искусству определил юного Камолиддина в Республиканскую музыкальную школу-интернат имени Глиэра (сегодня она является академическим лицеем). На фортепианное отделение, куда так рвался мальчик, поступать, сказали, ему поздно. И в классе Бахтиёра Яминова, о котором К. Уринбаев вспоминает с чувством неизменной благодарности, он осваивал искусство игры на гиджаке. И все же спустя три года дал первый сольный концерт как пианист, с завидным рвением отдаваясь игре на фортепиано под началом замечательной пианистки и педагога Инны Абдуллаевой.

Окончив школу, поступил в Государственную консерваторию Узбекистана, на факультет народных инструментов. С большим интересом занимался историей музыки под руководством профессора Отаназара Матякубова – участвовал вместе со своим устозом в научных конференциях и мастер-классах, подготовке статей и книг. В консерватории постиг истинную красоту и глубину и восточной, и западно-европейской музыки.

Кроме музыкальных способностей, еще в школе проявил интерес к организации праздников и занимался их постановкой. Нравилось создавать цельные программы, чувствовать, как выстраиваются в единую музыкальную картину разрозненные номера. Будь в консерватории режиссерское отделение, возможно, юношу притянуло бы искусство режиссуры. Но встреча с Фирузой Абдурахимовой определила его выбор. Увлек пример ее самоотверженного служения музыке в качестве дирижера и художественного руководителя камерного оркестра «Согдиана».

Камолиддин решил стать дирижером, с трудолюбием откликаясь на усилия своих педагогов помочь ему в творческом становлении. С четвертого курса вошел в коллектив «Согдианы». Не раз доводилось видеть Камолиддина в концертах этого уникального оркестра, которому по силам не только народная музыка, но и мировая классика, современные направления. Работая в «Согдиане», он постиг оркестровое исполнительство и освоил искусство инструментовки. В проекте «Мосты взаимопонимания» создал инструментовку уйгурской части программы для музыкантов оркестра и зарубежной участницы проекта – уйгурки Мохинур Ракиб, которая играла на гиджаке. В этом же коллективе сделал первый шаг к самостоятельному дирижированию и, несмотря на строгость и требовательность своей наставницы, укрепился в стремлении стать дирижером.

Таланты и работоспособность Камолиддина были замечены, и в 2009 году он получает направление в Московскую консерваторию, где учится на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе профессора Полянского. Это была ступень к новым культурным и профессиональным возможностям. Пользуясь правом студентов свободно посещать московские галереи, музеи и театры, приобщался к сокровищам культуры. Радовался работе с оркестром Московской консерватории. Проводил время в электронной библиотеке, получив доступ к огромному массиву современной музыковедческой литературы и нотным материалам. А еще были незабываемые встречи с прославленными музыкантами и коллективами, мастер-классы и концерты таких корифеев, как Валерий Гергиев, Жан-Клод Казадезюс, Рикардо Мутти, Лорин Маазель, Кент Нагано, Зубин Мета, яркие события «Пасхального фестиваля», «Фестиваля Ростроповича».

Камолиддин обрел опыт работы за дирижерским пультом и с другими коллективами, помимо «Согдианы»: студенческим оркестром Ташгосконсерватории, Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, симфоническим оркестром Московской консерватории, симфоническим оркестром института музыки имени Ипполитова-Иванова, большим и камерным симфоническими оркестрами ЦМШ при Московской консерватории, Национальным симфоническим оркестром Украины, Государственной Академической симфонической капеллой России. Главным вдохновителем для него всегда была Музыка. Терпеливо, по крупицам собирал знания, понимая, что этот багаж крайне необходим в сложной дирижерской работе, к которой музыканты, обычно, приходят состоявшимися, интеллектуально вызревшими профессионалами. Нарабатывал практические навыки и репертуар, дирижируя Национальным симфоническим оркестром Узбекистана в концертных программах отечественных вокалистов Рамиза Усманова, Барно Исматуллаевой, французского скрипача Фредерика Пеласси, пианистов Николая Пономарева, Ирэны Гульзаровой. С большим интересом приняла публика подготовленную им концертную программу «Симфонические танцы XX века», в которой прозвучали фрагменты из произведений Леонарда Бернстайна, Артуро Маркеса, Джона Вильямса, Мориса Равеля.

И когда весной 2014 года в Узбекистане проходил Республиканский фестиваль молодых исполнителей оперной и симфонической музыки «Весна молодости», в котором приняли участие свыше 50 хоровых групп и сольных исполнителей оперного жанра, для проведения гала-концерта был составлен Молодежный симфонический оркестр Узбекистана. В него отобрали 90 талантливых музыкантов, а руководство новым оркестром поручили Камолиддину Уринбаеву. Ташкентское небо не видело прежде такого красочного триумфа оперно-симфонической музыки — концерт проходил на Летней площадке Дворца «Туркистон» и имел грандиозный успех. О дебюте оркестра и его дирижере говорили и писали все СМИ.

После гала-концерта во Дворце Форумов, состоявшегося на исходе ноября, дирижер Молодежного оркестра стал Заслуженным артистом Узбекистана.

Безусловно, полученное звание ему предстоит оправдывать в каждом будущем выступлении. Таковы законы музыкального искусства, в котором невозможно почить на лаврах. Спрос с Заслуженного артиста выше. И молодому дирижеру, впереди у которого рубикон произведений оперного и балетного жанров, придется еще не раз утверждать свои заслуги перед искусством, вновь и вновь возрождая живое звучание музыки великих композиторов и отдавая свое творчество на пристрастный суд собратьев по профессии и широкой публики.

Источник.

4 комментария

  • Gangut:

    Всегда с удовольствием смотрю выступления Молодежного оркестра, а дирижером К.Уринбаевым можно только восхищаться — настоящая звезда.

      [Цитировать]

  • Гульноза:

    Я всегда с большим волнением смотрю выступления молодежного оркестра под управлением Камолиддина Уринбаева. Он и его труппа очень талантливые люди.

      [Цитировать]

  • Инобат:

    Молодец ,умница Камолиддин. С восторгом слушала концерт .Спасибо им всем..

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.