Воспоминания о русско-туземной школе с фотографиями История Старые фото

http://www.foto.kg/galereya/3200-russko-tuzemnaya-shkola.html Фотография Русско-Туземной Школы на все сайты только одна. Она кочует из страны в страну. Я взяла лучшую. Отчего-то я решила, что в этих школах учились местные дети и дети русских переселенцев. Я ошибалась. По всем ссылкам, там учились только местные дети. Но я смотрю на эту фотографию и не верю своим глазам. В классе находятся дети разных национальностей. А вы как считаете? Подпись: 1899год. Русско-туземная школа. 1-ый класс.

  • Marina Pronina Почему туземная, а не узбекская или киргизская?
    Леонид Турсунов моя бабушка некоторое время, в 1918-1920 годах преподавала в русско-туземной школе в Чилике, это в Алма-атинской обл РК.
    Лидия Козлова Марина, это официальное название школ -точнее училищ. Слово «туземная» не имело в 19 веке никакого другого оттенка, или смысла, кроме -«житель той земли».
    Леонид, сейчас в «Письмах…» читатель опубликовал «свидетельство об окончании» такой школы в Ташкенте. А у вас ничего не сохранилось из бабушкиного архива?

     

    Леонид Турсунов Об этом периоде ее жизни практически ничего не осталось. Несколько фото в гимназической форме, и листок календаря от 1918 г, на обратной стороне которого карандашом выписана справка- пропуск в ташкентский институт просвещения

  • Леонид Турсунов Вот как то так.

     

    Лидия Козлова Спасибо! Леонид, скажите, бабушка ваша ещё и в Москве училась? Если вам нетрудно, опубликуйте фотографию бабушки в гимназическом платье. Ну пожалуйста!!!

    Tatyana Vavilova Да, Лёня, пожалуйста! Очень хочется увидеть Александру Ивановну в гимназической форме. Она же в Верном училась, это в тему — Средняя Азия. За листок календаря спасибо большое.

     

    Андрей Соболев Marina Pronina Тогда слово «узбекская», было ещё не в ходу! Тогда уж «сартская»…

     

     И скорее всего, там состав был многонациональный! Высшее сословие училось по гимназиям, а «вольные землепашцы», дети рабочих и других работяг после ЦПШ шли в простую школу(училище)…
    Tatyana Vavilova Огромное спасибо за фото гимназисток!!!!! Леонид Турсунов, история вашей семьи просто потрясающая. О ней обязательно нужно написать, обо всех. И так хорошо, что сохранились фото.

     

     Леонид Турсунов Спасибо, Татьяна Александровна!! история Вашей семьи так же заслуживает всяческого уважения и интереса! Благодаря Вашим публикациям на ПоТ, я теперь знаю европейский Самарканд гораздо лучше многих коренных самаркандцев.

     Лидия Козлова Мне кажется, я слышу грустную и нежную музыку, когда смотрю на эти фотографии. Какая печаль!

    Tatyana Vavilova А я узнаю почерк Александры Ивановны и слышу ее голос в нашей квартире, в той самой, в которой я сейчас пишу комментарий. Какая была умница! Мы с сыном вспоминаем ее с благоговением. Александра Ивановна была подругой моей тёти. Они дружили полвека, если не больше, но всегда называли друг друга на «Вы» и по имени отчеству. На 8 ноября Александра Ивановна непременно приходила к моей тёте с фирменным капустным пирогом, а тётя ставила самовар. У тёти день рождения был 4 -го, а у Александры Ивановны 15 ноября, а 8-е день нерабочий, вот и отмечали свои дни вместе. У меня есть хорошие фото, а покажу два очень плохого качества, но бесценные по содержанию, а главное, неповторимы.((((

     

     Это под Ташкентом, 1950-е. Вспышка лейшманиоза, который уже почти был ликвидирован. В Бактериологическом институте полно молодых сотрудников, аспирантов, но трое старейшин не доверяют никому. Они хотят сами видеть норы полевок, сами оценить ситуацию и взять на исследование необходимые материалы. Впереди Александра Ивановна Лисова, за ней опытнейший лаборант Людмила Алексеевна Щербань, восхождение замыкает моя тётя, Мария Петровна Вавилова. Не знаю, как Щербань, а Мария Петровна и Александра Ивановна воспитанницы гимназий, выпускницы САГУ , великолепные специалисты, трудам и талантам которых мы обязаны избавлению от малярии и лейшманиоза — главных бедствий Туркестана. Фундамент заложила гимназия!
    Tatyana Vavilova Это 90-е. И им за 90, последние годы жизни. Тётушка в постели, Александра Ивановна еще на ногах, получили журнал «Паразитология», какую-то газету, обсуждают.

     

    Лидия Козлова Мне нравятся эти гимназистки -альпинистки! В шляпках, в туфельках они охотятся в горах на смертельно опасных клещей!

     

    Tatyana Vavilova Охотницы за москитами!

     

    Лидия Козлова Голивуд отдыхает! Никто никогда ни унас, ни у них не догадался так снять фильм!!!

12 комментариев

  • Арина:

    Всё очень, очень трогательно….До слёз…Спасибо!

      [Цитировать]

  • Людмила:

    В дополнение к теме Русско-Туземных училищ. Мой двоюродный дедушка (брат бабушки) Павел Семенович Поршаков 1888г.рождения, после окончания учительской семинарии в Ташкенте, преподавал в 3 Ташкентском Русско-Туземном училище на Себзаре. (нашла данные в адрес-календаре за 1910г., только фамилия с ошибкой Паршаков П.С.). Затем занимал должность заведующего русско-туземным училищем Отамышского р-на в г. Мевр. Преподавал в Ашхабаде. И ко всему прочему был литератором, Туркестанским поэтом, другом поэта Александра Ширяевца, был знаком с С. Есениным. Имел очень богатую библиотеку. К сожалению, его дочь и внук уехали в США в 90-х годах.

      [Цитировать]

  • (AK):

    «.. Но я смотрю на эту фотографию и не верю своим глазам. В классе находятся дети разных национальностей. А вы как считаете? Подпись: 1899год. Русско-туземная школа. 1-ый класс.» — русская означает обучение русскому языку в отличии от просто туземных школ.

    По сложившейся традиции все люди «славянской» внешности считаются русскими и безусловно говорящими по русски.

    Однако действительность гораздо интереснее и запутаннее. Огромное количество населения Российской Империи не говорило по русски. Это был язык городов, язык русских европейцев (обрусевших выходцев из европейских стран). Огромное количество племен, включая и русоволосых или как говорили о типичной внешности народов русского севера — «русопятых» говорили на своих местных языках. Русский как государственный (и во многом искусственный) нужно было изучать в школе чтобы иметь возможность продолжить обучение и делать карьеру.

    В татарских кругах даже уважаемые, обеспеченные люди чаще не говорили по русски, не было нужды. И даже в советское время (тотального гос.образования) многие бабушки прекрасно жили не зная русский. Потому что они были уже взрослыми в 30-е годы и не попали под всеобщее советское образование (хотя учились и были грамотными, уровень примерно средней школы)

      [Цитировать]

  • lvt:

    Спасибо, интересно. Так сейчас, что хочешь, то и учи! Проблема снята. В отношении языка русских вы соединили два понятия: язык и диалект. Если на свете, скажем, сто миллионов русских, разделённых огромными расстояниями, то ясно, что каждая область исторически говорит немного (или много) по другому. Совсем мало горцев, а сколько там языков? Та же проблема во Франции, где на не такой большой территории жили люди немного другого типа и грассировать не умели. О проблемах Англии рассказал Шоу. Девушка не могла рассчитывать на место в цветочном магазин, не владея эталонной речью. Когда-то наши талантливые дворяне (с детства, говорящие только по-французски) взялись за создание русского литературного языка. Это был особый знак, отличающий людей образованных. Но случилась революция и все диалекты, все местные говоры зазвенели в Кремле. Русский литературный остался в отчасти в столицах, в Ташкенте, в некоторых домах да на сцене. Но и этому приходит конец. Я чувствую себя ожившим мамонтом, когда молодёжь (не театральная) из сибирской глубинки, важно спрашивает меня: «Отчего у меня такой говор. откуда я приехала?» Принимают своё косноязычие за норму…

      [Цитировать]

    • (AK):

      говоры, диалекты (включая малороссийские, белорусские, польские, болгарские) имели место, но было очень много племенных языков (остались даже автономные республики от некоторых) и это были языки не славянской группы, а тюркской и фино-угорской. Ломоносов знал угорский и русский (причем до-пушкинский :), но он талант!

      Вы конечно знаете статистику грамотности в Рос.Империи. А ведь грамотность подразумевалась только на русском, государственном языке, все остальные были грамотными на своих языках. Отдельные случаи неумения писать и считать связаны с умственной отсталостью (и в этом плане сейчас ситуация хуже).

        [Цитировать]

  • lvt:

    АК! КАкие болгарские говоры-диалекты? Болгарская культура, как часть Византийского Мира, гораздо старше нас. От них мы восприняли религию, письменность. Можно сказать, что болгары да сербы взяли нас, дикарей, за ручку и привели в цивилизованный мир. Причём другие соседи, которые на пол шага опережали нас в чём-то всё пытались потеснить наших предков, отобрать их леса, реки и пастбища. А болгары да сербы никогда ничего у нас не отбирали. Они только дарили. Об угро-финских языках, как же знаю отлично! До сих пор дружу с коми -пермяками, в прошлом студентами Свердловского Театрального Училища. Удивительно талантливый был курс. На этом мои лингвистические познания закончились. Ищите себе университетских собеседников. Статья, под которой возник наш диалог, собрана из реплик в ФБ. Кроме первой, дежурной фотографии, там столько интересного вдруг открылось. И фотографии, и судьбы! Прочитайте, не пожалеете. Настоящий Золотой фонд! А первая фотография, возможно, фальшивка. Нашёлся вариант большего формата, где слева сидит стриженная девочка с голыми ножками. Явно не масульманка! Всего Доброго!.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Ой, ошиблась! Правильно — МУСУЛЬМАНКА! Извините.

      [Цитировать]

    • (AK):

      согласен — Золотой фонд. Именно поэтому здесь много дискуссионных моментов (необязательно спорных)

        [Цитировать]

      • lvt:

        Уважаемый АК! ЭТО НЕ СТАТЬЯ! Её никто не писал и не обозначал какие-то свои позиции по вопросу об училищах этого типа. Это диалог в ФБ, возникший вокруг фотографии, которая кочует из статьи во в статью, из республики в республику, потому что другой нет. Но в ходе беседы, в диалоге Татьяны Александровны Вавиловой и Леонида Турсунова случилось чудо! Сама по себе открылась судьба двух выдающихся учёных Узбекистана, двух соратниц и подруг, жизнь которых украсила историю нашего города и принесла много пользы людям. Появились очень ценные фотографии. Они не историки и не лингвисты! Эти замечательные женщины МИКРОБИОЛОГИ. Я против того, чтобы публикации засорялись беседами на посторонние темы, даже самые разумные. Думаю, будет правильнее самому написать статью на тему языкознания и истории, которая привлечёт компетентных комментаторов.

          [Цитировать]

  • Усман:

    Первое фото — фэйк. Его обрезали, чтобы выдать за 19 в. Там слева девочка с голыми ногами и короткой стрижкой, что было возможно только после 1918 г., когда появилось совместное обучение и такие прически.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.