Два юбилея этого года История

Турсунали Каримович


125 лет со дня рождения Хамзы Хакимзаде Ниязий.
Под непосредственным влиянием выдающихся поэтов просветителей Мукими и Фурката начал писать стихи.
Хамза организовал первую частную новометодную школу для детей бедноты в Коканде и преподавал там.
Организовал в Ходжейли первый Детдом на территории СССР.
Основал первую театральную труппу в Туркестанском крае.
Собрал,записал и составил первый сборник народных песен в Узбекистане.
Ему было всего 40 лет когда был забить мракобесами ,камнями насмерть. Камням!
Он никого не убивал, не воровал, не грабил. Против властей не выступал.
Он бесплатно учил бедноту, добивался милосердия и хлеба обездоленным, сиротам, он своим творчеством высмеивал тех кто жил Пиром во время Чумы.
Он хотел чтобы узбеки, таджики, казах , русские жили в дружбе и согласии в свободном обществе.
У него была МЕЧТА!
И у Мартина Лютера,тоже ведь была -МЕЧТА?!
Хамза Хакимзода Ниезий был убит за свои идеалы,  опередившие его Время.
Он был забит за то что Просвещал Общество.
Много говорят что он был глашатаем Революции , коммунистических идеалов. Вовсе нет , прочтите его, у него нет ничего подобного.
У его туркестанских поэтов современников и у Владимира Маяковского было все «краснее»чем у Хамзы.
Он просто оставил нам свое Большое Сердце, прекрасные стихи, театр.

 

ЮБИЛЕЙ -2.
55 лет назад ,в 1959 году ,состоялась премьера спектакля «ПРОДЕЛКИ МАЙСАРЫ» Хамзы.
И с тех пор этот классический шедевр национального театрального искусства не сходил со сцены на протяжении полувека.
За это время «Майсаранинг иши» шел аншлагом и на сцене столичных, областных, любительских театров.
Ставили этот спектакль самые выдающиеся режиссеры и постановщики Узбекистана , как Баходир Йулдашев на своем «Дийдоре» и почти всех союзных тогда республик.
Более того, герои Хамзы на спектаклях во многих стран мира заговорили на русском, немецком, французском, украинском, польском ,английском языках
В этом, 2014 году Академический Узбекский Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои покажет юбилейную постановку «ПРОДЕЛКИ МАЙСАРЫ», оперу выдающегося узбекско- еврейского композитора Сулаймана Юдакова.
«Проделки Майсары/ Майсаранинг иши» 55 лет не сходит со сцены узбекских театров.
В 1972 году в Польше ,на улицах Варшавы видел афиши этого спектакля которая шла на польском языке. Польская афиша гласила «ФИГЛИ МАЙСАРЫ».

12 комментариев

  • lvt:

    Светлая память, светлая память, светлая память!

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Получается, что к его юбилею переименовали Хамзинский район Ташкента.
    Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа принял решение о переименовании Хамзинского района в Яшнободский район города Ташкента. Об этом сообщает пресс-служба верхней палаты парламента.

      [Цитировать]

    • westend:

      Помнят и чтут благодарные потомки ,наследие своих знаменитых предков…..Видно однако, что Хамза Хакимзаде Ниязий в их число не входит. Печально. А всему виной окаянное советское прошлое, будь оно неладно.

        [Цитировать]

      • Михаил:

        westend:

        Помнят и чтут благодарные потомки ,наследие своих знаменитых предков…..Видно однако, что Хамза Хакимзаде Ниязий в их число не входит. Печально. А всему виной окаянное советское прошлое, будь оно неладно.

        Видимо, потому, что Хамза пропагандировал дружбу народов. А соответсвующий монумент убрали с площади и успешно убирают из памяти…

          [Цитировать]

  • Фома:

    Возможно Яшнаабад это «деревня» важнее чем Хамза.

      [Цитировать]

  • Николай Красильников:

    Турсунали Каримович! Нельзя так подходить к большому поэту, оставившему яркий след в литературе и жизни своего народа, делать из него некую «парварду». В 70-е годы, живя в Ташкенте и работая в издательстве, я встречался с некоторыми узбекскими учёными, поэтами, писателями, которые дружили с Хамзой и хорошо его помнили. Им тогда было по 70-80 лет. Они мне рассказывали шёпотом многое, что не принято было писать в учебниках, в кандидатских и докторских трудах. Нет, нет, не плохое! Просто, как о живом поэте со своими страстями и переживаниями, какими были, например, Есенин или Маяковский… И в жизни Хамзы не всё было так пасторально, как пишите вы. И ещё: не совсем этично сравнивать, кто из поэтов был «краснее». Перечтите того же Хамзу и Маяковского в первоисточнике. С уважением, Н. К.

      [Цитировать]

  • Ulitka:

    с творчеством Хамзы знакома по сериалу Огненные дороги с У. Алиходжаевым и фильмом Бай и Батрак. Жаль, что Хамзинскому району дали такое уродливое новое название

      [Цитировать]

  • Зухра:

    У микрофона Карпов, правее Айтматов. Люди, ставшие великими
    при жизни.

      [Цитировать]

  • lvt:

    И Юбилей празднуют в Москве. В Колонном зале Дома Союзов, как мне кажется.

      [Цитировать]

  • Николай Красильников:

    ГУМЕРОВУ-РАБИНОВИЧУ, скрывающемуся под ником Рабиновича. Отрывок из очерка «ОКОЛО ПАРНАСА»
    На фоне своих сверстников строки будущего «гения» выглядели, мягко говоря, ровно, «без огня, без божества, без вдохновенья». Но земноводная ага тщеславия душила Гумерова: хотелось добиться признания читателей и коллег, как в детской песенке: «Нет, нет, я хочу сегодня,/ нет, нет, я хочу сейчас!» Он зачастил в Москву, навязчиво втюривал свои стихи столичным знаменитостям, предлагал в модные издания. Иногда что-то со скрипом пробивалось в свет. Но этого, казалось, было мало.
    Обиженный, раздражённый и «непонятый» поэт возвращался в Ташкент. А между тем годы, давая о себе знать, «свистели у виска». Позади остался лермонтовский возраст, есенинский, на горизонте замаячил — пушкинский.
    Наконец, у Гумерова вышла первая поэтическая книжка. Нет, она не потрясла умы, мелькнула незаметно, даже среди коллег.
    Пора было обзаводиться и семейным очагом. Но тут за поэтом стали наблюдаться некие странности. Первая такая странность явилась в образе стража правопорядка. Капитан милиции, узбек средних лет, пришёл в «Ёш гвардию» — аналог московского молодёжного издательства, где к тому времени (1979) я работал вместе с П. Шуфом, представился участковым и спросил про Р. Гумерова.
    В отделе кадров ему сказали, что такой в штате издательства не значится, а мы добавили, что Гумеров бывает здесь, как автор, редко и поинтересовались: в чём, собственно, дело?
    Благодушный участковый показал заявление соседки о домогательствах Гумерова, который назвал ей придуманное место своей работы.
    «Ну и что? — засмеялся я. — Влюбился Меджнун, бывает!» «Не совсем так, — посуровел капитан. — Такие сигналы нам поступали не раз и от других гражданок», и, подыскивая слова, стал объяснять, что приставания поэта не совсем обычные. В переполненном общественном транспорте и в тесных очередях, он пристраивался к симпатичным девушкам и… Подобные «секс-тренинги» часто заканчивались поцарапанной физией поэта, «вкусившего блаженство»..
    Не знаю, задержали тогда Гумерова или нет, но после посещения участковым издательства, поэт опять внезапно исчез из города. «Исчезать» — в опасный для него момент стало уже приметной фишкой стихотворца.
    Потом я не раз заглядывал в медицинские справочники по секс-патологии, но не нашёл нужного определения действиям Гумерова. Вот такая «блядка» получилась, как любит выражаться поэт.
    Признаюсь, неприятно писать о подобных мелочах, поэтому заранее прошу у читателей извинения: без этих подробностей не проследить эволюцию становления творческой личности когда-то подававшего надежды кишлачного джигитёнка. К тому же эта эволюция брезгливо просматривается за словесным ненормативным и образным хламом будущих прозаических экзерсисов Гумерова, который позицирует себя постмодернистким фундаменталистом №1 на постсоветском пространстве.
    Полностью очерк читайте на сайте «Проза. ру» (Около Парнаса)

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.