Кругом творятся чудеса — их надо вовремя увидеть Разное

Катерина Лебедева.

В минувшее воскресенье в Республиканском Кукольном Театре (РТК)  отметили сразу три праздника: традиционный, весенний —  Навруз, Международный День Театра, который обычно празднуют 27 марта и День Кукольника.

 О ПРАЗДНОВАНИИ

Организаторы хорошо подготовились к празднику:  при входе в театр в нижнем фойе были размещены четыре огромные куклы  в национальных нарядах, сделанные своими руками.  Куклы приветливо улыбались каждому, кто приходил посмотреть на события,  разворачивающиеся в центре зала.

Особый колорит празднику придало выступление хореографического ансамбля  национального танца  «Кузмунчок» — при спортивном комплексе «Жар». Своим голосом радовала молодая начинающая  певица Руксора. На мероприятие были приглашены юные актеры из школьного театра «Золотой ключик» школы №10 Шайхонтоурского р-на г.Ташкента, театральная студия  «Ступени» при школе №9 г.Чирчика, ребята из детских домов и интернатов.  Праздник удался, после чего все мы отправились  в зал на просмотр спектакля «Непослушный козленок».

О ТЕАТРЕ

Театр…  В представлении многих  это красочное действо, декорации, бархатный занавес  и конечно — герои. Герои положительные и отрицательные,  красавицы и чудовища,  Золушки и Медеи. Мы идем в театр не только затем, чтобы просто отдохнуть от привычной суеты, но и получить  хорошие эмоции.

При открытии нового здания (уточнила Зелина Искандерова) Республиканского  Театра  Кукол в октябре 1979 году  присутствовал великий кукольник мира —   Сергей Владимирович Образцов.

Республиканский Театр Кукол получил сказочный дворец с белыми зубчатыми башнями, с узорной вязью резьбы по дереву и ганчу, цветной керамикой и медью, радужными витражами и фонтанами. Это здание поистине является национальной гордостью современного архитектурного зодчества Узбекистана, замечательным подарком ташкентской детворе.

В этом здании сделано все для того,  чтобы ребенок чувствовал себя комфортно: низкие потолки, узкие лестницы. Были специально привезены из Венгрии двухъярусные кресла,  для самых маленьких зрителей.  На территории театра есть музей,  в котором собраны уникальные куклы из разных стран мира, а так же те, что играли в этом театре. Можно ознакомиться с историей зарождения кукольного искусства у нас в Узбекистане. В музее также хранится герой узбекского национального кукольного искусства начала 20-го века – Палван, который прославился веселыми шутками, острым языком и добрым нравом. Кукольное искусство в Средней Азии развивалось намного быстрей, активней и  интересней чем других странах, благодаря Великому шелковому пути.

В театре показывают много спектаклей для детей, но  не меньше постановок, которые адресованы  взрослым. Работают 2 труппы: узбекская и русская; имеются 2 зала – Большой и Малый

В зрительном  зале пред каждым спектаклем  присутствующих приветствуют керамические Карнайчи, выполненные из красной глины, которую привезли из  Ферганской долины.

Особое место в театральной деятельности РТК занимают зарубежные поездки на Международные фестивали и гастроли. Театр побывал в Бирме, Пакистане, Афганистане, Франции, Индии, Болгарии, Германии, США, Турции, Южной Корее, Египте, России. И в каждой стране спектакли игрались на языках принимающей стороны.

 О ТОМ,  КАК СТАВИТСЯ СПЕКТАКЛЬ И КАК РОЖДАЮТСЯ ПЕРСОНАЖИ

Для того, чтобы спектакль появился «на свет»,  задействована большая группа профессионалов. Режиссер вместе с художественным советом  решают:  что поставить. Художники рисуют эскизы персонажей и декораций.  Бутафоры и кукольники делают кукол, придумывают и шьют им костюмы.  Также в постановке спектакля участвуют конструкторы, механики сцены. Создание кукол —  очень долгий и трудоемкий процесс. Все должно быть идеально. Он бывает порой  и опасным, ведь в процессе работы приходится иметь дело с вредными  красками и клеем.  Мозоли на пальцах от иголки —  вполне нормальное явление.

Куклы — главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения. Движущиеся куклы, несомненно, явление чудесное. Или можно сказать так: куклы творят чудеса!

Удивительно, но  для каждого спектакля делают своих кукол. Плохим тоном считается, когда из одного спектакля пытаются  «пристроить» кукол в другой.  Внимательный зритель  всегда заметит несоответствие персонажей.   На сцене кукольного театра также не принято  использовать реальные предметы быта. Скажем, если в сценке нужна лейка, то нельзя просто взять обычную лейку, ее делают  в технике  папье- маше. Это  в театре называется бутафория или реквизит.

Сначала в театрах использовали  перчаточные куклы — самые простые. Далее кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как перчаточная кукла, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Сейчас в постановках используются планшетные куклы —  это такие куклы, которые «умеют ходить» по планшету сцены.

Есть такая особенность, которую не все замечают:  у кукол на руках всегда 4 пальца. Это связанно с тем, что полностью повторять человеческое тело нельзя.

 

ЗАКУЛИСЬЕ

После того, как мы ознакомились с технологией изготовления кукол, нам было предложено пройти за сцену и посмотреть, как работают актеры во время спектакля.  Так сказать заглянуть за ширму…  Эффект просто потрясающий!

Перед началом спектакля каждый реквизит стоит на своем месте,  все рассчитано до миллиметра. Это связанно с тем, что актерам приходится работать практически в темноте,  на ощупь. Все куклы висят на колках – специальная вешалка для кукол. Актеры облачены во все черное, на ногах мягкие тапочки, которые не создают шума.

Можно было наблюдать,  как актеры понимают друг друга с полуслова, хотя нет, в этом случае  с полувзгляда. Огромная поддержка исходит от каждого.  С этой стороны  сцены развернулся свой театр, ведь теперь ты не только слышишь игру голосом, но и видишь этих героев, их мимику лица, движения тела.

Актеры кукольного театра  боятся играть живым планом, т.е. как драматические актеры. Выходя из-за ширмы, они чувствуют себя раздетыми без своих кукол.

Профессия кукольника не так проста, как кажется, ведь  постоянно приходится работать с поднятыми  руками, да еще и куклы весят прилично.  Чтобы лучше понять,  о чем я говорю, попробуйте продержать руку  поднятой,  хотя бы  15 минут. А ведь некоторые спектакли длятся в течение 3 часов.

 

 

Люди, работающие с куклами, отличаются своей добротой —  они творят сказку.  Говорят, что со временем кукла становится похожа на своего хозяина.

Советую всем посетить это  удивительный мир, где оживают куклы,  он не оставит вас равнодушным.   А мы в свою очередь будем выставлять  афишу  этого театра на сайте,  держать вас  в курсе новостей.

 КАТЕРИНА  ЛЕБЕДЕВА

Источник.

1 комментарий

  • Zelina Iskanderova:

    «При открытии Республиканского Театра Кукол в октябре 1979 году…» — НАДО ПОПРАВИТЬ — При открытии НОВОГО ЗДАНИЯ (!) Республиканского Театра Кукол в октябре 1979 года…

    «Республиканский театр кукол был создан 25 декабря 1939 года (!) в крохотном здании на улице Карла Маркса. Премьера на сцене — «Большой Иван» С. Образцова и С. Преображенского, поставленная И. Лиозиным, Н. Рахимовым и М. Ефимовым, послужила началом творческого пути театра.
    В 1979 году, в год 40-летия (!), коллектив Республиканского театра кукол отметил свое новоселье в новом замечательном здании на проспекте Космонавтов 1, о котором мечтало не одно поколение ташкентских кукольников. Фойе тетра представляет собой восточный сказочный город, выполненный из цветной майолики. В перерыве юные зрители могут пробежаться по ступенькам его таинственных замков или спустится в уютный дворик с цветущим садом и мраморным фонтаном… Это знаменательное событие было приурочено к торжественному открытию Международного фестиваля театров кукол стран Азии, в котором активное участие принимал великий кукольник мира С.В. Образцов.»

    Новое здание Театра, с Музеем Кукол — совершенно великолепное, но в течение 40 (!) лет до этого Кукольный Театр в Ташкенте уже был театральным явлением в жизни города, в жизни его детей и взрослых (!)- мы все об этом помним…

    Название спектакля, конечно, надо исправить: «Непослушный козленок».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.