«Работа кинематографии в Средней Азии приобретает сейчас исключительное значение…» История

Татьяна Котюкова.

Письмо Михаила Ромма                                                     Архивная россыпь

Документы ЦГА РУз. 1941 г.

         Стремительное продвижение немецко-фашистских войск вглубь Советской территории вызвало необходимость экстренной эвакуации в восточные районы страны не только мирных жителей оккупированных регионов и крупных промышленных предприятий, но и учреждений социально-культурного характера. Началось крупнейшее перебазирование этих объектов из прифронтовых территорий. Решением Совнаркома СССР в Ташкент временно были переведены Киевская киностудия по производству научных и учебно-технических фильмов (Киевтехфильм) и Одесская киностудия художественных фильмов. Так на студию Киевтехфильм возлагалась задача по созданию актуальных военно-оборонных и учебно-технических фильмов. Перед работниками студии была поставлена задача к декабрю 1941 г. полностью развернуть работу и приступить к производству целого ряда фильмов: «Таранный удар», «Охота за подлодками», «Жизнь в пустыне» и др.

В конце октября 1941 г. по истечении трех месяцев со дня приезда в Ташкент и размещения на базе местной киностудии большая часть работников студий не имела жилплощади и находилась в трудных, а в некоторых случаях, невыносимых жилищных условиях. Бытовая неустроенность не лучшим образом сказывалась на работе студий.  Кроме того, плановые работы срывались из-за отсутствия на студии собственной павильонной площади для съемок, поскольку Узбекская киностудия по производству художественных фильмов в связи с перегрузкой не могла предоставить имеющихся в ее распоряжении площадей. С подобными проблемами столкнулись и работники Одесской киностудии художественных фильмом. Для решения всех этих проблем руководство Киевтехфильма неоднократно обращалось в СНК УзССР с просьбой передать студии под общежитие один из пустующих ташкентских клубов и разрешить использование в приближающийся зимний период для павильонных съемок помещения  недостроенного пустующего театра оперы и балета. Разрешение от СНК УзССР было получено, но Ташкентским горсоветом не выполнено, не смотря на то, что средства, на финансирование жилищного строительства для киностудий были отпущены.

Все в том же октябре 1941 г. к решению проблемы подключился тогда художественный руководитель и начальник управления по производству художественных фильмов комитета по делам кинематографии при  СНК СССР, выдающийся кинорежиссер Михаил Ильич Ромм[1]. Как явствует из приводимого ниже письма, Михаил Ильич был не только талантливым художником, но и заботливым руководителем и рачительным  хозяином. В связи с направлением в Ташкент Уполномоченного комитета по делам кинематографии при СНК СССР по среднеазиатским киностудиям, к приему и размещению которого, как выяснилось, в Ташкенте также не были готовы, Ромм направил письмо на имя заместителя председателя СНК УзССР Родичева.

Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.

Публикацию подготовила кандидат исторических наук Т.В.КОТЮКОВА и кандидат исторических наук Г.Р.АСАТОВА.

 

 

 

 Заместителю председателю

СНК УзССР

тов[арищу] Родичеву

[][a]

Уважаемый тов[арищ] Родичев!

Для того чтобы не отнимать у Вас время еще одним визитом, обращаюсь к Вам письменно.

Несмотря на Ваши неоднократные указания, тов[арищ] Филимонов, очевидно, не в состоянии выполнить их. При последнем разговоре он заявил моему помощнику тов[арищу] Марцеву, что никаких жилых помещений для аппарата Уполномоченного Комитета по делам кинематографии он предоставить не может. Он заявил также, что до тех пор, пока Вы лично, капитально, как он выразился, не решите вопроса о производственных и жилых помещениях, он сделать ничего решительно не может.

Между тем, отсутствие помещений реально тормозит развертывание работы в Ташкенте, т.к. аппарат Уполномоченного нужно формировать как можно скорее. Поскольку работа кинематографии в Средней Азии приобретает сейчас, как мне кажется, исключительное значение, и я очень прошу Вас дать распоряжение о реальном предоставлении обещанных жилых помещений. В частности тов[арищ] Филимонов заявляет, что единственным возможным фондом является фонд, забронированный СНК и вне этого фонда он ничем располагать не может.

Кроме того, пользуясь случаем еще раз напоминаю Вам, что вся работа Ташкентской студии, в том числе немедленный запуск картины «Навои» и окончание уже находящейся в производстве картины «Сухэ-Батор» целиком зависит от немедленного предоставления помещения, в котором сейчас расположен театр оперетты (угол ул. Гоголевской и Советской). В этом помещении, в виду наличия подстанции можно начать работу буквально через 3–4 дня после передачи его Ташкентской студии.

Кроме этих двух уже оговоренных нами вопросов, разрешите поставить перед Вами еще один вопрос, благотворное решение которого значительно облегчило бы жилищно-бытовые условия в г. Ташкенте творческих работников кинематографии и дало бы нам возможность обеспечить предстоящее развертывание производства высококвалифицированными работниками.

Дело в том, что в г. Ташкенте есть ряд незаконченных и законсервированных построек жилых зданий Горисполком предлагает Ташкентской и Одесской киностудиям взяться за достройку двух таких небольших зданий (по Полиграфической ул.), принадлежащих Узбекскому филиалу АН. В этих двух домах, после достройки их, можно получить до 20–25 жилых комнат. Поскольку Одесской киностудии постановлением СНК СССР отпущено на IV квартал 125 тыс. руб. на жилищное строительство, причем ассигнования уже поступили в Цекомбанк, мы можем произвести достройку этих двух домов, если СНК УзССР предоставит нам это право.

Убедительно прошу Вас еще раз пойти на встречу кинематографии и предоставит нам для достройки эти два скромных здания. Те пять квартир, которые Вы предоставляете нам в здании Педагогического института не обеспечивают возможность привлечения в г. Ташкент квалифицированных операторов, художников и др. творческих работников.

 

Художественный руководитель

и начальник управления

по производству художественных фильмов

комитета по делам кинематографии

при  СНК СССР                                                                                  М.И.Ромм

ЦГА РУз. Ф. Р–837. Оп. 32. Д. 2894. Л. 127–128. Подлинник. Машинопись.

Примечания



[a] Без номера, без даты.



[1] Ромм Михаил Ильич (1901–1971) – кинорежиссер, педагог, народный артист СССР, автор фильмов «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 г.», «Обыкновенный фашизм» и др. Профессор ВГИКа с 1958 г. Лауреат Государственной премии 1941, 1946, 1948, 1949, 1951 гг.

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.