Бах Ахмедов: «Не устаю удивляться этому миру» Tашкентцы

После прочтения в сотый раз одного из моих любимых стихотворений Баха Ахмедова сердце в сотый раз сжалось и забилось в такт его строчкам. «Вот это талант!» — подумала я и решила непременно рассказать нашим читателям о замечательном поэте и писателе, а главное, замечательном человеке с чистой душой! Мы встретились в небольшой уютной кофейне, и аромат кофе, который так любит Бах, приятно дополнял атмосферу нашей неторопливой, интересной беседы. Надеюсь, вам будет так же любопытно узнать о жизни человека, способного на настоящие шедевры, задевающие самые тонкие струны души.

  Вам принадлежит очень много интересных работ как в стихотворной форме, так и в прозе. А что вы сами можете сказать о своем творчестве?

–  О собственном творчестве говорить очень сложно, ведь автор не может оценивать свои тексты объективно. Тем более что творчество – это живой, постоянно меняющийся процесс. Поэтому я могу сказать только несколько слов с точки зрения хронологии. Стихи и небольшие наброски в прозе я начал писать еще в школе, классе в седьмом, кажется. Мне очень повезло с учительницей по литературе, поскольку она всячески поддерживала и поощряла мои первые, совсем еще детские опыты в этом направлении. И я до сих пор испытываю к ней огромную благодарность и за это понимание, и за те замечательные уроки литературы, которые я запомнил на всю жизнь и благодаря которым полюбил и научился понимать великие произведения классиков.

Вы помните, каким было ваше первое стихотворение, рассказ?

– Одно из моих самых первых стихотворений было написано от имени старого человека, вспоминающего свою жизнь. Моя учительница была очень удивлена этому и даже показала текст своим коллегам, не сказав о том, кто его автор. Они у нее спросили: «Сколько лет этому старику?» – и очень удивились, когда услышали в ответ, что этому «старику» всего 14.

Видимо, вы очень широко воспринимали этот мир еще в юношестве. Откуда вы черпаете вдохновение?

Источником вдохновения может в буквальном смысле стать все что угодно: любое событие личной жизни, какая-то мелочь, замеченная на улице, отрешенное лицо прохожего, идущего навстречу, погода за окном… Вдохновение – это, на мой взгляд, некое случайное совпадение внутреннего состояния автора с теми внешними обстоятельствами, которые могут каким-то таинственным образом стать центром конденсации, на котором вырастает текст стихотворения. Но первичным и главным условием является все-таки внутреннее состояние, когда ты ощущаешь какое-то неясное звучание в себе, нечто такое, что хочет обрести свое существование через язык. Для меня в стихах – и в чужих, и в своих  –  важнее всего присутствие музыки. Если я читаю чью-то лирику и ощущаю ее, то тогда она меня цепляет, особенно если ее музыка совпадает с моим внутренним настроением. 

Как здорово, что вы делитесь с людьми музыкой своей души. Я слежу за творчеством Баха Ахмедова, но, к сожалению, не знаю многих ваших ранних работ. Расскажите о своих первых публикациях. Где можно прочесть ваши произведения?

– Моя первая публикация появилась в 1999 году в журнале «Звезда Востока». Это был рассказ «Зеркало времени», но активно и более или менее регулярно мои стихи и проза стали публиковаться с 2008 года, после того, как в октябре  2007-го мне удалось победить на международном поэтическом конкурсе «Пушкин в Британии».

На сегодняшний день самая большая часть моих текстов находится в Интернете; это сейчас наиболее доступный и быстрый способ общения любого автора со своими читателями, хотя, скажем откровенно, не все авторы прибегают к этому способу. В 2010 году при поддержке спонсора мне удалось издать первый (и пока единственный) сборник стихов «Молчание шара», но он, к сожалению, уже весь разошелся. В данное время планирую издать второй сборник и надеюсь, что мне удастся сделать это уже в нынешнем году.

Что касается бумажных журналов, то мои публикации появлялись в периодических изданиях Узбекистана (прежде всего в журнале «Звезда Востока»), России, Казахстана, Эстонии, Великобритании. Кроме того, в прошлом году в Армении вышла замечательная двуязычная антология современной армянской и русскоязычной поэзии, в которую были включены и мои стихи.

А можно ли развить писатель-ские навыки, не имея таланта?

– Конечно, развить писательские навыки можно, и, по сути дела, любой пишущий человек занимается этим всю жизнь, даже если он достиг некоего профессионального уровня. Но все-таки приходится признать, что наличие таланта или хотя бы определенных способностей необходимо как основа, как фундамент, без которых никакие навыки не помогут в создании собственного неповторимого стиля, который отличает каждого настоящего писателя и поэта от эпигонов и графоманов. Я согласен с теми, кто считает, что успех – это десять процентов таланта и девяносто процентов труда, но без этих десяти процентов остальные девяносто становятся пустой тратой времени.

А что вы скажете по поводу душевного состояния? Согласны ли вы с мнением, что счастливый поэт не может писать хорошо?

– Да, есть такая точка зрения, и появилась она не на пустом месте. Но мне кажется, что все намного сложнее и очень индивидуально. Разумеется, жизненные испытания, расставание с иллюзиями, боль и другие ощущения, связанные с несовершенством нашего мира, являются самыми мощными и вечными стимулами для творчества, но, с другой стороны, поэт – тоже живой человек, и ему необходима смена состояний. Невозможно все время пребывать в депрессии, и состояние счастья, той же влюбленности, является не менее сильным источником вдохновения. Если поэт не умеет быть счастливым и благодарным судьбе за каждый прожитый день, он рискует скатиться в некое стилистическое однообразие и уныние, а это, как известно, грех. В общем, уметь радоваться жизни, но при этом остро чувствовать боль других людей – вот лезвие, по которому ходят поэты, и, если вспомнить гениальную песню Высоцкого, «режут в кровь свои босые души».

Кажется, что сейчас я начала понимать, в каком настроении вы пребывали в момент написания того или иного стихотворения. А где вы берете идеи для своих произведений?

– Стихи, конечно, в первую очередь основаны на опыте собственной жизни, но с прозой немного сложнее.  Очень часто у меня получается так,  что часть сюжета взята из жизни, а остальное додумано. В одном из рассказов, например, я пытался повернуть сюжет из реальной жизни в другое русло и пофантазировать на тему того, как могла бы сложиться ситуация, если бы мной был сделан иной жизненный выбор. Я согласен с тем, что жалеть о прошлом бессмысленно, но иногда бывает полезно просто поразмышлять о нем и понять его до конца, чтобы избежать повторений каких-то ошибок в будущем.

Кроме того, не могу не упомянуть, что огромное влияние на мое формирование оказало обучение на физическом факультете Московского государственного университета и в особенности общение с физиками, которых я бесконечно уважаю и считаю самыми интересными и замечательными людьми на Земле. Я очень люблю науку и людей науки и считаю, что она не только не мешает сочинению стихов, но, наоборот, постоянно питает творческий процесс и дает новые идеи. А главное, физика научила меня всегда искать нестандартные решения и не уставать удивляться этому миру.

Не могу с вами не согласиться: без осознания прошлого нельзя двигаться дальше. Но что касается физики, тут вы меня удивили. Мне всегда казалось, что физика и лирика – два совершенно полярных направления. А если говорить о лирике, какое из ваших стихотворений вы любите больше всего? И почему?

– Как правило, многим авторам больше всего нравятся те тексты, которые они только что или недавно написали. Я в этом смысле не исключение, хотя у меня есть и старые стихи, которые мне дороги, потому что связаны с определенными вехами биографии. И еще у меня часто пишутся стихи в восемь строчек, и некоторые из этих восьмистиший мне тоже нравятся в силу их лаконичности. Вот один из примеров:

 

Когда я уйду, занавесьте часы –

Им больше не нужно стараться.

И капельки света, как капли росы,

На строчках моих заискрятся.

 

А все остальное останется там,

Где время меня сочиняло.

И я напоследок приникну к словам

С улыбкой усталой.

 

Искренность и свет вот чем  пронизаны ваши стихотворения. Что вы бы могли пожелать начинающим поэтам и писателям?

– Я тоже отношу себя к этой категории, а значит, я пожелал бы всем нам творческих удач, вдохновения и веры в себя. Творческие люди (знаю это по себе) очень часто подвержены сомнениям в нужности своей  работы, и это, к сожалению, приводит к тому, что многие замыслы так и остаются нереализованными. Поэтому очень важно бывает набраться терпения и поверить в себя, свои силы. И, конечно, творчество – это не только создание текстов, творчество может проявляться в любых жизненных ситуациях, и чем чаще это происходит, тем интереснее бывает наша жизнь.

Беседовала Ольга Син.

 

Человек состоит из словесной трухи,

Из неясной тоски, что питает стихи,

Из прочитанных слов,

из написанных слов,

Из когда-то так смело сожженных мостов.

 

Человек состоит из неправильных рифм,

Из размеров неточных, растущих внутри,

Из своей высоты, что живет в нем, пока

он умеет в надежду слагать облака.

 

Из величия замыслов и пустоты,

Из последней и самой правдивой черты.

А еще человек из любви состоит,

И, когда ее нет, остальное – болит.

***

 

 

Вспыхнет фиолетовое пламя

На ладони маленькой твоей.

Все, что не случилось между нами,

Обретет бессмертие на ней.

 

Пробегут по пальцам музыкальным

язычки холодного огня,

словно сон, мучительно реальный…

Сон, в котором больше нет меня.

Ольга СИН.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.