Изгнанный из России навечно Tашкентцы История

Источник

Был такой текст: Как точно определить дату смерти Искандер-Романова? О точной дате смерти вел.кн.Николая Константиновича Искандер-Романова (2.03. по ст.ст.1850 г., Спб. — 14.01. по ст.ст.1918 г., Ташкент). Было противоречие двух мнений: одно — старший прокурор-криминалист Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации старший советник юстиции Соловьев В.Н., рассмотрев материалы уголовного дела № 18/123666-93, возбужденного 19 августа 1993 г. http://www.nik2.ru/documents.htm?id=269 , пришел к выводу со ссылками на ташкентские газеты 1918 г., что Искандер-Романов скончался 14.01.1918 г. по ст.ст., т. е. 27.01.1918 г. по новому стилю (сканы такшентских газет в материалах дела и в журнальных статьях не приводились). Однако сын Искандер-Романова князь Александр Николаевич Искандер (1883, Ташкент — 1956, Грасс) в мемуарах «Небесный поход» прямо пишет: «Отец не дождался моего приезда и скончался 18 февраля этого года».

надгробие а.искандера в ницце
В вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%E0%ED%E4%E5%F0,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 неправильно указан год рождения А.Н.Искандера: не 1887, а 1883 г.

Еще один романовских кровей сродственник принц Михаил Греческий, внучатый племянник Искандер-Романова, в книге «В семье не без урода», М., «Захаров», 2002, с.261 тоже пишет о дате похорон: «Был февраль 1918 года». Есть еще и рисунок художника, запечатлевшего Искандера-Романова в гробу с указанием даты рисунка 2.03.1918.

Далее начинаются казусы с переходом на григорианский календарь: после 31.01.1918 г. следовало 14.02.1918 г. Т.е., если художник указал дату по ст.ст., то это вообще 16.02.1918 г.

О чем писали ташкентские газеты в январе 1918 г. «Наша газета» — орган Ташсовета:
Свернуть )

Газетa «Новый путь» от 16.01.1918 г. по ст.ст., орган Туркестанского крайсовета:

Некролог интересный:
«Н.К.Романов. В ночь на 14 января в г.Ташкенте скончался бывший великий князь, гражданин Николай Константинович Романов. Покойный, будучи великим князем, находился в опале у своих родственников — самодержавных царей и выслан ими на безвыездное жительство в Ташкент. За многолетнее жительство Н.К.Романова в Ташкенте им сделано немало добрых дел, имеющих общественное и даже общегосударственное значение. Тело покойного вчера в 5 часов вечера вынесено в военный собор. Погребение состоится сегодня.»

На этот некролог ссылался журнал «Наше наследие»: Великий князь Николай Константинович умер в Ташкенте в январе 1918 г. от воспаления легких. Он отнюдь не был расстрелян большевиками, как об этом принято писать. Напротив, в некрологах ташкентских газет (Новый путь. 1918. 13 янв.; Свободный Туркестан. 1918. 16 янв.; подписано А. Новицким) отмечались большие заслуги «бывшего великого князя» в деле благоустройства и городского строительства. После ряда кочующих из издание в издание перепечаток неправильно указана дата выхода газеты «Новый путь»: не 13, а 16.01.1918 г. по ст.ст., т.е. некролог не мог появиться раньше смерти.

Сразу же возникает вопрос о месте захоронения. «Новый путь» пишет о том, что тело Искандер-Романова выло вынесено в военный собор для прощания. А «Наша газета» утверждает, что Искандер-Романов был предан земле у ограды военного собора. «Новый путь» (18.01.1918 г. по ст.ст.): «О смерти великого князя Николая Константиновича Романова (1850 г.р.), умер в ночь с 13 на 14 января 1918 г. от воспаления легких на даче под Ташкентом и похоронен 16 января 1918 г. в Ташкенте, в сквере рядом с военным Георгиевским собором». (ГАГТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 44. Л. 2.)

Это два разных собора и две разных логики погребения. С налетом официоза монументальный военный Спасо-Преображенский собор, в котором были захоронены устроитель Туркестанского края генерал-губернатор К.П.Кауфман (1818-1882), туркестанский генерал-губернатор Н.А.Иванов (1842-1904) и первый настоятель собора протоиерей-орденоносец А.Е,Малов (1815-1899) и маленькая Иосифо-Георгиевская церковь перед дворцом Искандер-Романова. Если бы новая советская власть дала бы разрешение на захоронение Искандер-Романова в Спасо-Преображенском соборе, то, таким образом, санкционировалось бы его посмертное примерение со своими гонителями, чиновниками, осуществлявшими надзор за высокородным вечноссыльным, и его заслугам и инициативам в деле благоустройства края был бы придан статус официального происхождения, чему при жизни резко противился умерший. В то же время заметка в газете «Новый путь» от 18.01.1918 г. по ст.ст.дезориентирует читатателя: «в сквере рядом с военным Георгиевским собором».

военный собор

После возведения военного Спасо-Преображенского собора (освящен 11.07.1888 г., был рассчитан на 1600 прихожан) маленькую Иосифо-Георгиевскую церковь (освящена 22.12.1868 г.) у дворца Искандер-Романова уже никто не называл военной. В сквере рядом с Иосифо-Георгиевской церковью — это правильный ориентир, это соответствовало бы пожеланию родственников.

иосифо-георгиевская церковь

Что происходило дальше? Как утрачивалось могила? В 1930 г. и Спасо-Преображенский собор, и Иосифо-Георгиевская церковь были закрыты, советская власть начала искоренять «опиум для народа». Спасо-Преображенский собор начали разбирать на стройматериалы, но дело оказалось кропотливым, затем попросту стали взрывать, пока не превратили в клумбу на местной Красной площади, уничтожив могилы К.П.Кауфмана, Н.А.Ивановa и А.Е.Малова. А Иосифо-Георгиевскую церковь потихоньку стали перестраивать, превратив в кукольный театр и пельменную, просуществовавшие до времен независимости Республики Узбекистан.


Слева внизу Иосифо-Георгиевская церковь, превращенная в кукольный театр и пельменную, рядом сквер с геометрическим центром.

Удивительным образом место, которое в газете «Новый путь» в 1918 г. называлось «сквер перед церковью», все годы советской власти свято охранялось и имело благоустроенный вид, находясь под неусыпным оком соседствовавшего КГБ УзССР. А ведь центр города? Могли бы и какой-нибудь горком соорудить… На всякий случай сохраняли. Что власть рано или поздно поменяется, в уме держали, а вот в какую сторону ветер подует, это однозначно не вырисовывалось.

В итоге. Большинство аргументов в пользу даты смерти — 14.01.1918 г. по ст.ст. И два вопроса без ответа: 1. где точное место захоронение? 2. перезахоронение. Потому что на данный момент сохраняется статус вечного пожизненно-посмертного всережимного изгнанника.

16 комментариев

  • Олег А.:

    «В вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%E0%ED%E4%E5%F0,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 неправильно указан год рождения А.Н.Искандера: не 1887, а 1883 г.»

    Год указан правильно.

      [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    Пора обозначить место захоронения.
    А для начала нового этапа развития Государства нужно поставить большой и красивый памятник. Средняя Азия от Афганистана отличается тем, что она со второй половины 19 века стала двух полярной. А это основа любого развития.

      [Цитировать]

  • KP:

    Посмотрите на автограф художника на самом посмертном портрете, там или 15 или 19 февраля 1918 г., скорее 19.
    Бумажка, которая приклеена на скотч ниже портрета вызывает сомнение и не может быть достоверным свидетельством.

      [Цитировать]

  • Maria:

    я в шоке. неужели нельзя хоть камушек оставить,хотя бы крестик поставить. Мне кто-то сказал, что он вообще вощле музея искусств похоронен

      [Цитировать]

  • Читатель:

    Автор сей статьи мог бы и сослаться на майташкент. Все таки 4 фото газет размещены в первый раз именно здесь. И выдавать их за результат своих исследований как-то не корректно.

      [Цитировать]

  • Читатель:

    А вот и упомянутая в статье газета Свободный Туркестан вторник 16.01.1918.

      [Цитировать]

  • Читатель:

    Свободный Туркестан от 17.01.1918.

      [Цитировать]

  • VTA:

    В 1918 году Военным назывался официально Спасо-Преображенский собор на площади. И сквер рядом с ним был, на всех фото его видно, и захоронения в сквере тоже были, не только внутри собора. Есть еще один вариант — метрические книги. Отпевание должно быть записано в метрическую книгу соответствующей церкви. В архиве не так много дел по епархии осталось, пересмотреть реально.

      [Цитировать]

  • VTA:

    Спасибо Читателю за ценные комментарии — фото газет!

      [Цитировать]

    • Читатель:

      Да не за что. )) А этот jnike_07 он из Ташкента или откуда? Если местный то пусть придет в библиотеку и сосканирует в качестве, а то я на старый телефон снимал. Ато так и будут некачественные фоты гулять по инету. ))

        [Цитировать]

      • Yultash Yultash:

        «А этот jnike_07 он из Ташкента?» Мне кажется, что ответ знает ОлеНик. Может отзовётся? Мои подозрения — за эти ником прячется специалист, который никогда не был в Ташкенте, но его предки — родители ташкентские, а дед (или прадед) так вообще один из главных деятелей русской культуры дореволюционного Ташкента…

          [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.