Разговор архитектуры со средой Tашкентцы

«Ташкент – город зеленый, и это надо поддерживать. Грамотно» — считает Марина Бородина, заведующая кафедрой «Дизайн архитектурной среды» ТАСИ.

 — В наши дни уже никто не оспаривает мнения, что архитектура и среда должны представлять собой единуюгармоничную композицию. Насколько изменился дизайн архитектурной среды сегодня?

— Он вышел на улицы и площади. В городах Узбекистана появились благоустроенные зеленые зоны, возник и развивается фитодизайн — искусство создания композиций «зимних садов» в интерьерах.


dose

В новых архитектурных проектах все большее развитие получает метод единых концептуальных стилей. Посмотрите, как органично смотрится новый стадион «Бунёдкор» в Ташкенте. Своей авангардной трактовкой форм он соединил стили старых «спальных» районов Чиланзара с современными принципами строительства, в том числе и спортивных объектов.

Проходит время архитектуры, ориентирующейся на удовлетворение минимальных потребностей человека — «полезных коробок» серых тонов с минимумом стилевой образности, которые мы видим в районах многих современных городов. Они уже выполнили функцию быстровозводимого, доступного жилья.

Главным же критерием современного строительства жилищ можно назвать полифункциональность — сведение воедино искусственного и естественного насыщения городского пространства. Другими словами, город, как искусственно создаваемая человеком среда обитания, «оживает» за счет создания островков растительности, биосреды.

Это современная архитектура с обязательным присутствием в ее композициях живых ландшафтов, с ее поиском новых решений, идей и форм, с использованием новейших достижений строительных технологий.

Но равнодушное обращение с зеленым окружением может свести к нулю усилия архитекторов и дизайнеров. Один из таких примеров — Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Архитектор Хайрутдинов, автор этого здания, объединил в своем проекте современность и традиционный стиль узбекской архитектуры. Проект задуман с прекрасной парковой поддержкой. Правда, из-за нарушения принципов эксплуатации посадок фасадных растений часть этого здания в наши дни закрыта разросшимися деревьями.

— Это как раз к вопросу о целесообразности посадок. Везде ли они уместны?

— Любой архитектурный объект нуждается в благоустройстве, озеленении. Главная проблема в том, что специалистов по ландшафтному дизайну в учебных заведениях Узбекистана пока не готовят. Поэтому и искусство ландшафтного дизайна понимается пока что очень упрощенно — как задача простой посадки травы и кустиков с цветами. И этим у нас занимаются люди случайные, например, строители, прорабы. Нет пока культуры геопластической оформленности композиций ландшафтного дизайна.
После сдачи строительного объекта многое зависит от эксплуатационных служб. От тех, кто будет в дальнейшем следить за посадками на прилегающей к нему территории, формировать рост растений, следить за их развитием. Ландшафтный дизайн и архитектура должны дополнять друг друга и находить методы гармонического существования и сочетания.

— Похоже, что ситуация меняется. Например, в апреле была утверждена Программа развития ландшафтного дизайна.

— Возможность появления в ближайшем будущем специалистов-ландшафтников очень своевременна. Ташкент, на взгляд всех, кто близок к проблемам архитектуры и ландшафта, очень быстро отстраивается. Заранее продумываются места ландшафтных узлов, парковых зон и рекреаций.

Конечно, ландшафтный дизайн очень уязвим, зависим от климатических, геологических, градостроительных и многих других факторов. Он капризен, требует ухода, капиталовложений и понимания городских властей. Но и отдача при создании эксклюзивных произведений может принести популярность мирового паркового бренда. Как, например, парк Гуэль в Барселоне — бессмертное создание Антонио Гауди.

— Насколько оправданны засадки больших площадей?

— Чтобы получить выразительные зеленые композиции, не обязательно засаживать огромные площади. Для этого есть различные виды дизайнерских приемов.

2

Например, в Китае создают как горизонтальные, так и вертикальные растительные инсталляции, выполненные в виде ячеистых конструкций из металлического каркаса, в которые вкладываются горшки с цветами. Выглядит это как единая цветущая плоскость и смотрится очень здорово. А благодаря композиционной простоте конструкции всегда можно заменить ту или иную ее составную часть.

 Эксклюзив журнала «Экономическое обозрение» для портала Mezon.Uz, оформить электронную подписку можно здесь.

Тамара Санаева, «Экономическое обозрение» №9, 2013г.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.