«Потеха для смеха» в РЦНК (к 130-летию создания Всероссийского театрального общества) Разное

В Российском центре науки и культуры в Ташкенте в рамках проекта  библиотеки РЦНК «История русской культуры и искусства» 29 октября 2013 года состоялся театральный вечер, посвященный 130-й годовщине создания Всероссийского театрального общества.

DSC_0407

Программа была весьма насыщенной. Она включала  расширенный рассказ об истории создания Всероссийского театрального общества и спектакль «ПОТЕХА ДЛЯ СМЕХА…» по пьесе современного драматурга  О. Розум. Его подготовил  самодеятельный  театр «Золотой Ключик», который уже неоднократно успешно выступал не только на  родной  сцене 10-й средней школы Шайхантаурского района города Ташкента, но и в РЦНК.

Об истории создания Всероссийского театрального общества, о корнях русской культуры и о скоморохах на Руси рассказала зав. библиотекой  Российского Центра Науки и Культуры Н.В. Горбунова. 

Из её доклада  собравшиеся учащиеся из разных школ, слушатели различных образовательно-просветительских курсов, действующих при РЦНК,  узнали для себя новые страницы из истории  русской театральной культуры.

Сто тридцать лет назад  13 октября 1883 года по инициативе известнейшей актрисы М. Г. Савиной было организовано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». В 1894 г. Общество было реорганизовано и стало называться Русским театральным обществом. После всех реорганизаций 10 февраля 1933 года был принят новый устав, по которому РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество. Союз объединяет деятелей театрального искусства России, его цель – всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных связей.

Один из интересных вопросов в докладе касался  темы: «Кто такие СКОМОРОХИ?»

Это были странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Он же популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок:

«У всякого скомороха есть свои погудки»,

«Скоморохова жена всегда весела»,

 «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит»,

«Не учи плясать, я сам скоморох».

Время появления скоморохов  на Руси неясно. Они возникли не позже середины XI века (1037 г.). Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления.  Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками.  За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

Искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату».

Первоначально и радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Известно, в XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как, например, «Скоморохово», а также в городских слободах. Так, в четырех новгородских пятинах — Деревской, Водской, Шелонской и Бежецкой – было двадцать девять селений с названием «Скоморохово». На протяжении многих сотен вёрст от Ярославля до Вязьмы было шесть таких селений.

Известно, что при дворе скоморохи развлекали князей пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах.  Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску князь Владимир Святославич (978—1015). Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и плясками выступали богатыри, которым народная молва приписывала искусство скоморохов. Вот как обращается в одной из былин Владимир Святославич к Добрыне Никитичу:

 

«Ай же, мала скоморошина!

За твою игру за великую,

За утехи твои за нежные

Без мерушки пей зелено вино».   

 

Скоморохи  становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах. Представления скоморохов объединяли разные виды искусства –  драматические и цирковые. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. Скоморохи участвовали и в придворных свадебных празднествах (так, например, они веселили царский двор и самого царя Ивана IV на свадьбе его дочери Марии).

В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Через полгода после воцарения Михаила Романова в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной палатой. Это было первое театральное помещение в России. Скоморохи вошли в ее штат.

Вслед за царским двором интерес к скоморохам и их искусству проявили в начале XVII века и бояре. Скоморохи находились на службе у бояр: Шейдякова, Шуйского, Пожарского и др.

В народную свадьбу стали входить в качестве своеобразных интермедий комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, «перекоры» с ее родней. В качестве дружек, как правило, приглашали скоморохов. Когда дружки приходили за невестой, ее родные спрашивали, какие у невесты приметы. Дружка отвечал примерно так:

 

«А наша княгиня молода,

Станом она становита,

Складом она складовита;

Походочка у ней павиная,

Поговорка лебединая.

Она сидит во высоком терему,

Во девьем порядке,

Во бабьей беседке,

В брусовой лавке,

Под белым шатром,

Под колодным окном,

Под белобисерным почелком,

Под шитым браным платьем,

Под белой фатой,

Ручками помахивает,

Головкой покачивает,

Своих родителей почитает,

Нас, молодцов, с пути-дороги ожидает.

Есть ли у вас такие

Княгини молодые?»

 

В ролях сватов также выступали профессионалы, мастера своего дела — скоморохи. Их остроумные речи становились традиционными для целой округи. Скомороший характер имели и напутственно-поздравительные тосты- монологи. Сцена сватовства, «перекоры» дружек, шуточный тост — все это противостояло лирико-драматическим плачам невесты и песням ее подруг и переводило драматический по своему существу свадебный обряд в комедийный план. Еще более активным было участие скоморохов в святочных игрищах.

 Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.

Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чьё искусство своей художественностью выделялось и возвышалось над уровнем искусства масс. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — говорит русская поговорка.

А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». В одном ряду с перечисленными мастерами стоят и скоморохи.

Скоморох – важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.

Скоморошество существует  по сей день. На свадьбах, уличных гуляниях и праздниках  бывают подготовленные люди, развлекающие присутствующих хозяев и гостей. Но мало кто помнит, что этот обычай пришёл к нам из далекого прошлого.

Об отличительных особенностях скоморошества и распространении его по всему миру рассказала ребятам Е.Кузнецова, руководитель школьного театра «Золотой ключик»:

— Мимы – явление международного порядка. На узбекской земле скоморохами по праву можно назвать масхарабозов.

В дни  народных праздников прямо на базарной площади они устраивают представления, созывая народ на гуляние.

В наши дни можно  в праздники  «Навруз», «Мустакилик» и другие увидеть силачей и циркачей, народных музыкантов, острословов, канатоходцев, дрессировщиков.

После рассказа об истории Всероссийского театрального общества  началось  яркое представление новой русской сказки «ПОТЕХА – ДЛЯ СМЕХА…» — в лицах, красочных костюмах, шутках-прибаутках из уст неумолкающих скоморохов: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Школьный театр «Золотой ключик» показал зрителям современную сказку,  поставленную в жанре «скоморошины», основанную на народном фольклоре. Обычаи и обряды народов России, история русского костюма, коллекция стилизованных кукол, материалы по историческому и культурному наследию русского народа – предоставленный материал библиотекой РЦНК помог коллективу самодеятельного театра в процессе подготовки спектакля.

Тонкий искрометный юмор и игра юных актеров не оставили никого равнодушными. Cкоморохи в ярких костюмах созывали всех на представление. Всем было весело. После окончания спектакля под бурные овации зала  актёры   вместе со зрителями водили хороводы. Под звуки свистулек и бубенцов все пустились в пляс. Вечер получился очень интересным и содержательным.

Настоящий праздник ума и сердца явился итогом совместного проекта библиотеки РЦНК и  школьного театра «Золотой ключик» —  сотрудничества, в результате которого читатели библиотеки и приглашённые гости  в столь необычной форме познакомились с богатым историческим материалом.

 

Гуарик Багдасарова

 

Фото Юлии Кузнецовой

 

2 комментария

  • AK:

    о театре «Золотой ключик» был фоторепортаж на Письмах о Ташкенте «Театр в 10 школе»

      [Цитировать]

  • AK:

    «..Зародившись почти с образованием Руси..»
    о скоморохах:
    то что узбекский масхарабоз и русский скоморох являются абсолютными копиями друг друга неудивительно — в древности мир был связан друг с другом не меньше чем сейчас (просто все происходило медленней, но зато основательней :) Можно предположить что слово «масхаробоз» произошло от слова «маска» (ведь ни кого не удивляет что в Куликовской битве рядом с ногайскими всадниками воевали флорентийские лучники, а русские отряды были в составе китайских войск во времена Хубилая и Марко Поло). А слово «скоморох» скорее всего искаженное «скоромной масхаробоз»
    А вот что пишут в Википедии:
    «..Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:
    «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».
    От араб. mascara — «шутка, шут».
    По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche)..»

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.