Кто этот фотограф? Старые фото

ДА, это он! Наш скромный герой, который взгромоздился на крышу Мечети Хаджи Ахрар и запечатлел послевоенный Старый Город с «птичьего полёта»! 1949г. Георгий Зельма.

На странице Лидии Козловой идет обсуждение фотографии. Она атрибутирована 1949 годом и считается фотографией Г.А. Зельма. Однако, вопросы есть:
1. Это его изображение на фотографии или он автор этой фотографии?
К сожалению, не нашла его портретов в молодые годы — сравнить не с чем.

2. Согласно биографии, после войны Зельма жил и работал в Москве.
С другой стороны, в Ташкент вполне мог приезжать и в командировки, и погостить.
3. Согласно биографии, в Ташкенте он жил до службы в Красной армии, и вернулся туда по окончании службы. Возвращение приходится на 1929-й год.
Можно ли определить дату по одежду? Пейзажу? Все-таки 29-й и 49-й — двадцать лет прошло, изменения вполне могли быть.
Спасибо Лидии за еще одну интересную задачу.

14 комментариев

  • Yultash Yultash:

    На фото: январь 1943 года, фотокорреспондент газеты «Известия» Георгий Зельма в Сталинграде.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Вот какой диалог произошёл по поводу известного снимка в комментариях:
    Rahim Tash
    фото
    10 апр. 2009 г. 11:46

    Улочка в старом городе. Когда вы смотрите на Кукель-Таш, то сзади справа на холме стоит мечеть с куполом. Я почти уверен, что фотограф стоит на этой мечети. Эта улочка выходит к театру Хамза. Справа от вас вдали базар.
    Avaz Mutall
    фото
    29 янв. 2013 г. 19:32

    Не Кукель-Таш, а Кукальдаш и это имя человека, вернее псивдоним, он и строил медресе в 16ом веке.
    Avaz Mutall
    фото
    29 янв. 2013 г. 19:44

    Сейчас эта улица Уйгура,когда фотограф стоял на крыше мечети Ходжа Ахрора в 1929 году, Улица называлась Гульбазар и в начале улицы здание театра Хамзы-Гульбазар дом 2
    Avaz Mutall
    фото
    29 янв. 2013 г. 19:56

    Базар ни справа, а слева внизу и за куполом мой дом 32, махалля так и называется Гульбазар, об этом есть на моем персональном сайте avazmutall.com и ПРЕССА и ГАЛЕРЕЯ картин.
    Avaz Mutall
    фото
    29 янв. 2013 г. 20:09

    Фотограф снял с крыши мечети Джами, строил ее скупой шейх Ходжа Ахрор в 16ом веке, подозреваемый в убийстве любимого внука Тамерлана, Великого ученого-астронома, правителя Самарканда Мирзо Улугбека.
    Avaz Mutall
    фото
    29 янв. 2013 г. 20:29

    Ташкент ни каменный город, таш не камень, а мера длины-16 чакирим место, в русском языке не быо слово змея, вместо змея говорили САНИ, так и здесь, сейчас ТАШ обозначает ни мера длины а камень.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Вот там мог стоять фотограф, рядом с бездной, у самого портала. Снимки с той точки делались несколько раз. Первый вид в комментариях- самый старший. Купол с полумесяцем в полном порядке.. Но электрических проводов нет. На снимке с фотографом — тыльная сторона купольного помещения в худшем состоянии. Проводов опять не видно. в лабиринте улиц просматриваются европейские крыши. У меня нет оснований не доверять РИАН новости. Но сомнения относительно даты 1949 год есть. Во-первых, должно быть электричество, что мы и видим на фото сер.50-х из более ранней статьи. Во-вторых, одет персонаж в духе 30-х гг. Кепка с большим козырьком, длинная блуза, подпоясанная тонким ремешком. Личность фотографа не установить. Ведь маэстро стоял с камерой в руках, а на краю балансировал его оруженосец. Юлташ опубликовал прекрасное фото.

      [Цитировать]

    • Yultash Yultash:

      «Но сомнения относительно даты 1949 год есть.» Добавлю к вашим сомнениям — смотрите оснащение фотографа — в руках явно не «лейка», а более ранняя модель с гармошкой, в которой и сидит объектив. У нас в отходах родительской техники был похожий фотоаппарат, кажется «Москва»… И был он не плёночный, фото делалось на спец стеклянные пластинки, которые переносились в специальном футляре на боку (подсумок слева), как «личное оружие»))) Приходилось носить и некую сумку ( видим её на правом боку фотографа), где хранились фото принадлежности… Такая техника была в конце 20х и начале 30х годов. Во второй половине 30х и тем более сороковых годов уже были плёночные «лейки» — ФЭД и др…, что мы и видим на фото 1943 года.
      Мне кажется, что это автопортрет — всё-таки на снимке Георгий Зельма. Он снимал панораму города, а шефа мог (для истории) увековечить и подмастерье… Ведь это не «мыльница цифровая» и нажать на кнопку не самое главное было ((((

        [Цитировать]

      • olga:

        Работал с фотоаппаратами Кодак ,Лейка Насчет оснащения-пишет сам Г.Зельма.»Со своей камерой ,похожей на гармонь ,с тяжелым штативом,с тремя двойными кассетами…выходил ежедневно на съемку в старый город…..Возможности у меня были весьма малы и я сделал деревянный вкладыш в кассеты 13х18 для пластинок 9х12.Это было большим успехом…»С 24-27 г Средняя Азия,Афганистан,Иран..Еще 29г…..А 49 -50 год это Прибалтика…На стене дома Сам…А фографировать мог Г.Ч.Есть снимок в похожей одежде от 29 г.Г.Зельма…и Г.Ч.авторы смелых фотоочерков о первых сельхозартелях(а тогда еще басмачи пошаливали-одному фотографу ,без красноармейского сопровождения и напарника ну никак нельзя было…Мало ли чего..»Вот пуля пролетела и товарищ мой упал»)Не страшно было и снимки первого лепрозория под Ташкентом делать…Освещали так сказать наиважнейший вопрос -самоотверженной медицинской помощи в тяжелых условиях переходного периода..

          [Цитировать]

      • VTA:

        Yultash: Спасибо за интересные комментарии, а за подробности старого фотоаппарата отдельная благодарность. У меня пластинки сохранились, а как они получались я не знала.

          [Цитировать]

      • J_Silver J_Silver:

        Фотоаппарат Москва работал на широкой пленке, а не на пластинках, и относится как раз-таки к концу сороковых-началу пятидесятых, если не позже, так что там что-то другое, а насчет 1929 года вместо 1949 — согласен, очень похоже на это…

          [Цитировать]

  • olga:

    На Письмах много написано о М.Пенсоне, не очень много о Г.Зельме…Почти ничего о других ташкентских фотографах..Нашла фотографию бабушкиной подруги.Фотография сделана в фотоателье братьев Капустянских…..В 22 Капустяниские уже работали в Москве в Русфото.Если бы не они -возможно и не было бы фотографа Г.Зельма..Но о Зельма известно ,немного,но известно,а о Капустянских почти ничего..

      [Цитировать]

  • lvt:

    Слава! Слава! Слава! Нашим Героям, Юлташу и Ольге, которые посрамили архивариусов из РИАН и доказали с помощью визуальной технической экспертизы, что Безумцы(Зельма и ГЧ) влезли на макушку Храма не в 1949, а в1929 году!!!

      [Цитировать]

    • VTA:

      lvt:

      Слава! Слава! Слава! Нашим Героям, Юлташу и Ольге, которые посрамили архивариусов из РИАН и доказали с помощью визуальной технической экспертизы, что Безумцы(Зельма и ГЧ) влезли на макушку Храма не в 1949, а в1929 году!!!

      Присоединяюсь к восхищению! Спасибо!

        [Цитировать]

  • шавкат:

    До фотоаппарата «Москва» был фотоаппарат «Фотокор». Он как раз обладал раздвижной гармошкой и делал снимки на фотопластинки размером 9х12. Там на кассетах была передвижная пластина с помощью которой можно было делать снимки 6х9.

      [Цитировать]

  • Avaz Mutall:

    Думаю, что автор фотографии, Аркадий Шайхет 1930 год, есть и другие снимки, снятые с этой точки, Аркадия Шайхета, в 1930 ом году в Ташкенте!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.