Г. Уфимцев. Доклад на конференции «Туркестанское краеведение» Tашкентцы История

УФИМЦЕВ Г.П.

Исполнительный Секретарь
Общественного Совета
Государственного мемориального
Дома-Музея С.П.Бородина

 

«Некоторые аспекты использования трудов российских востоковедов народным писателем Узбекистана С.П.Бородиным при создании исторической эпопеи «Звезды над Самаркандом».

(1950-1974 гг.)

 

          Истории Узбекистана известны имена многих востоковедов России, внесших заметный вклад в развитие науки республики. Это В.В.Бартольд, Н.П.Остроумов, В.Л.Вяткин, А.Л.Кун, Н.С.Лыкошин, Н.Г.Малицкий, В.П.Наливкин, В.В.Радлов, В.Р.Розен, А.А.Семенов, Н.В.Ханыков, А.Э.Шмидт, И.И.Умняков, А.П.Окладников, Л.В.Ошанин, С.П.Толстов, М.Е.Массон, Г.А.Пугаченкова и многие, многие другие.[1]

На наш взгляд, они заложили фундамент будущих гуманитарных наук в Средней Азии, создали известные научные школы, воспитали десятки известных своих учеников.

Труды этих востоковедов носят не только теоретический характер и содержание, но и практический, предметный характер. Опираясь на их содержание, обществоведы нашего края создавали учебники, пособия, методические рекомендации, литературные произведения.

Известный в советскую эпоху российский, узбекистанский писатель С.П.Бородин (1902-1974 гг.), автор знаменитых исторических романов «Дмитрий Донской» и «Звезды над Самаркандом» в качестве многочисленных исторических источников, не преминул воспользоваться научными изысканиями указанных выше востоковедов.[2]

В силу известных причин временного и объемного характера нашего доклада, мы приведем лишь некоторые наиболее характерные примеры.

В библиотеке Сергея Бородина хранится научно-исследовательская статья В.В.Бартольда под названием «Новый источник по истории Тимуридов», изданная в 1936 году в Ленинграде.[3] В статье дается подробный анализ персидской рукописи Ленинградской Государственной Публичной Библиотеки «Летописи пророков и царей». В рукописи говорится о военных походах А.Темура, о периоде правления его сына Шахруха. Почти на каждой странице этой статьи есть карандашные подчеркивания писателя, свидетельствующие о большой заинтересованности в новизне полученного материала.

Автором настоящей статьи во время служебной инвентаризации и научного описания книг, хранящихся в Кабинете писателя Мемориального Дома-Музея С.П.Бородина г. Ташкента,[4] были обнаружены следующие работы Н.П.Остроумова:

1. «Исламоведение». 1) Аравия. Ташкент. 1912. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии Туркестанского Генерал – губернатора.

2. «Исламоведение». 3) Коран. Религиозно-законодательный кодекс мусульман. Часть первая. Ташкент. 1912. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии Туркестанского Генерал – губернатора.

3. «Исламоведение». Введение в курс исламоведения. Ташкент. 1914. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии Туркестанского Генерал – губернатора.[5]

4. «Уложение Тимура». (Тамерлана). Н.Остроумова. Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1892-1893гг.  Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1894 г. Переиздание АН Узбекской ССР. Предисловие И.Муминова. Издательство «Фан». Ташкент. 1968. [6]

Конечно же, нахождение этих работ в кабинете писателя отнюдь не случайно. На них имеются различные пометки, подчеркивания и замечания.

С.П.Бородин не только внимательно изучал труды российских востоковедов по интересующей его проблематике, но и переписывался с ними. В Ташкентском архиве С.П.Бородина хранятся 2 письма И.И.Умнякова,[7]адресованные лично писателю, датированные 1961 и 1967 годами. По содержанию первого письма видно, что писателя интересует источник содержания переписки А.Темура с Баязидом. И.И.Умняков дает конкретные рекомендации, с ссылкой на работы турецких и европейских авторов.

Во втором письме от 12 января 1967 г. В.В.Умняков искренне благодарит С.П.Бородина за новогодние представления и пожелания, одно из которых «Пожелание новых открытий». Далее И.И. пишет: «Я полагаю, что в Вашем романе в той или иной степени будет освещен вопрос, над которым думали многие исследователи, а именно: Был ли Баязед заключен Тимуром, после поражения при Анкаре в железную клетку и умер ли он от своей собственной руки?»[8] Умняков В.В. приводит различные версии персидских, турецких, европейских историков об этом событии.

Помимо этих двух писем, в библиотеке писателя имеется статья В.В.Умнякова «Международные отношения Средней Азии в начале XV века», опубликованная в 1956 г.[9] Здесь же хранится и другая научная статья этого же автора (авторский оттиск) «Малоизвестный французский источник о Тимуре» со следующей дарственной надписью: «Многоуважаемому Сергею Петровичу Бородину от автора. Подпись Умнякова В.В. 20.XI.1960. Самарканд.[10]

В Ташкентском Архиве С.П.Бородина хранится черновик очень интересного письма писателя виднейшему советскому востоковеду А.А.Семенову,[11]датируемое 1 сентября 1953 г. «Многоуважаемый Александр Александрович! Работая над историческим романом о временах Улугбека и о нем самом, я столкнулся с тем, что переводы многих ценнейших первоисточников отсутствуют в научном обиходе. (Выделено нами – У.Г.) В их числе – «Дневник похода в Индию»Гияс-ад-дина. Мне удалось узнать от Е.К.Бергера, что Вами еще десять лет назад был сделан перевод этого сочинения. Однако в Институте востоковедения в Ташкенте имеется лишь черновая рукопись этого Вашего перевода и я обращаюсь к Вам с просьбой разрешить мне ознакомиться с трудом Гияс-ад-дина по этой Вашей рукописи. «Звезда Востока» с июньского номера начала печатание этого моего романа – «Звезды над Самаркандом», но работа над ним еще вся впереди, поэтому я решился побеспокоить Вас вышеизложенной просьбой. Буду Вам очень обязан, если Вы в свободное время ознакомитесь с публикуемыми частями романа. Работая над ним, я неоднократно пользовался Вашими многочисленными трудами».[12] (Выделено нами – У.Г.) Содержание письма говорит само за себя. Добавим к этому, А.А.Семенов издал ряд эпиграфических памятников, в том числе «Надпись на надгробии псевдо-Сейид Омара в Гур-_Эмире в Самарканде», «Надписи на нагробиях Тимура и его потомков в Гур-Эмире» и др.[13]

Последняя из названных выше статей А.А.Семенова хранится в Кабинете мемориального Дома-Музея С.П.Бородина. Ее подробное содержание опровергает вымышленные слухи и интерпретации относительно угрозы тому, кто посмеет вскрыть гробницу великого воина.[14]

Как известно, впервые известный писатель приехал в Среднюю Азию, Узбекистан еще в 1923 г. «Впервые в Среднюю Азию я приехал мальчишкой-первокурсником в творческую командировку от Центрального Музея Народоведения в 1923 г., когда еще были свежи воспоминания о временах эмира. В 1924 г. я взял командировку снова в Среднюю Азию, на этот раз в Самарканд, где тогда Вяткин В.Л. вел раскопки на Афросиабе. Он меня взял к себе десятником и два сезона я работал у него, руководя двумя артелями землекопов. Разумеется, такая работа расширила и углубила мои занятия историей этих мест.»[15]

В библиотеке С.П.Бородина определенное место занимают научные публикации российских (советских) востоковедов о Самарканде. К ним относится и работа В.Л.Вяткина «Памятники древностей Самарканда» 1927 г., работы М.Е.Массона «Обсерватория Улугбека» 1941 г., «Работа кафедры археологии Исторического факультета САГУ по изучению материальной культуры Средней Азии эпохи Тимура и тимуридов», «Третий кусок нефритового намогильника Тимура»,[16] академика-астронома В.П.Щеглова «Обсерватория Улугбека в Самарканде» 1958 г., интереснейшая статья будущего академика Г.А.Пугаченковой «Садово-парковое искусство Средней Азии в эпоху Тимура и тимуридов»[17]и много другой подобной  литературы.

В связи с широким использованием трудов российских (советских) востоковедов в качестве достоверных исторических источников при создании С.П.Бородиным художественного исторического романа «Звезды над Самаркандом» невольно возникает дилемма о соотношении документального и вымышленного в авторском произведении.

Вот как на этот вопрос отвечает сам писатель: «Сижу над новым романом (2-ая книга «Звезды над Самаркандом» — «Костры похода», У.Г.). Материал очень велик и сложен, приходится делать взыскательный отбор, сверять с документами, искать эти документы. Вообще такое понятие не обязательно для литератора, — долг ученого. Но когда ученые не подготовили весь материал, который мне нужен, приходится работать за них. А по моим убеждениям, исторические романы должны быть также достоверны, как и труды историков  за исключением, разумеется тех некоторых специфических обстоятельств, когда дотошность губит художественное обобщение событий)».[18]

В другом письме (Владимиру Сергеевичу ?) С.П.Бородин пишет: «Те или иные историки не всегда объективны и нередко плохо осведомлены в обстоятельствах дела или в частностях.. Тот или иной историк отмечает в событии часто не самое главное и не умеет или не успевает изобразить это событие более широко и независимо, чем какой-либо другой современник.

Как следователь среди многочисленных свидетельств должен выискать наиболее достоверные, так и автор исторического роман должен среди многочисленных сочинений и документов изучаемого времени найти наиболее достоверное, исходя из логики событий и возможностей данного исторического героя».[19]

В одном из своих многочисленных интервью, С.П.Бородин подчеркивает «Что к исторической теме писатели приходят в пору своей творческой зрелости. Человеку мыслящему невозможно жить без воспоминаний, без памяти. История – это память народа.  Хороший исторический роман – это не только художественное произведение, но и взыскательное, ответственное историческое исследование. Своя оценка и трактовка данных героев и событий, это неотъемлемое право писателя. Но факты искажать нельзя. (Подчеркнуто нами – У.Г.)[20]

Труды ученых разных времен и народов, чьи работы касаются эпохи Тимура, рукописи его современников, свидетельства историков и путешественников, посещавших двор Тимура, литературные памятники эпохи – все это было досконально изучено С.Бородиным.[21]

За полгода до своей кончины С.П.Бородин в письме директору издательства «Советский писатель» Н.В.Лесючевскому просит заключить с ним договор на издание нового романа «Белый конь». При этом он подчеркивает: »Собранный матерьял интересен и основан на ряде документов, найденных мною и еще не вошедших в научный обиход».[22]

Использование исторического документального материала для писателя активный творческий процесс. Он не просто вставляет данные исторического источника в само произведение, но и домысливает, обобщает, трансформирует их, подчиняя идейно-художественной концепции произведения. Общий ход исторических событий и его частные проявления приобретают под пером писателя новое, действенное звучание.



[1] См., об этом подробно: Историография общественных наук в Узбекистане. Био-библиографические очерки. Составитель Б.В.Лунин. Ташкент. 1974. Тома I-II. 1976-1977.

[2] В Государственном мемориальном Доме-Музее С.П.Бородина в г. Ташкенте, в библиотеке писателя хранятся многие научные труды указанных авторов с дарственными надписями и многочисленными рабочими заметками.

[3] См. Записки Института Востоковедения Академии Наук СССР. Т.V. Москва-Ленинград. 1936. С.5-42.

[4] Автор (Уфимцев Г.П.) в 2009-2010 гг. работал в указанном музее в должности Ст. научного сотрудника.

[5] Примечание: названия работ, их правописание дается в современной орфографии русского языка.

[6] Указанная литература расположена, согласно описи, в Кабинете писателя в Шкафу №2, полка 3.

[7] Умняков Иван Иванович (1890-1976 гг.) Известный российский, советский, среднеазиатский востоковед, ученик академика В.В.Бартольда, профессор Самаркандского госуниверситета. Известен прежде всего как исследователь письменных источников на арабском языке, связанных с Средней Азией и Восточной, Западной Европой. Участник многчисленных научных съездов, конференций, в том числе XXV Международного конгресса востоковедов (М. 1960.) – См. Биобиблиографические очерки о деятелях общественных наук Узбекистана. Составитель Б.В.Лунин. Т.II. Ташкент. 1977. С.201-204.

[8] Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Папка №185. Ученые.

[9] Труды Узбекского Государственного Университета им.А.Навои. Новая серия. Выпуск 61. Самарканд. 1956. С.179-201.

[10] Труды Самаркандского Государственного Университета им. А.Навои. Новая серия. Выпуск 101. История. (Материалы по истории народов Узбекистана). Самарканд. 1960.

[11] А.А.Семенов (1873-1958 гг.) – востоковед, крупный знаток восточных рукописей. Пионер среднеазиатской археологии , исторического краеведения. Воспитатель нескольких поколений научных работников Средней Азии – узбеков, таджиков и др. — Историография общественных наук в Узбекистане. Био-библиографические очерки. Составитель Б.В.Лунин. Ташкент. 1974. С.338-346.

[12] Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Часть I. Раздел 2. Папка №599. КП №10258.

[13] Историография общественных наук в Узбекистане. Био-библиографические очерки. Составитель Б.В.Лунин. Ташкент. 1974. С.338-346.

[14] Эпиграфика Востока. Сб. статей под редакцией проф. В.А.Крачковской. Том II. Москва-Ленинград. 1948. С. 49-62.

[15] См. Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Часть I.  КП №16830/2. Об отношениях В.Л.Вяткина и С.П.Бородина см.:  «Встреча двух россиян: В.Л.Вяткина и С.П.Бородина на раскопках древнего Афрасиаба (20-30 гг. XX века)».  «Третьи научно-просветительские чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских». Сборник материалов. Издание Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Ташкент. 2011. С. 32-43.

[16] Эпиграфика Востока. Сб. статей под редакцией проф. В.А.Крачковской. Том II. Москва-Ленинград. 1948. С. 64-75. Труды Среднеазиатского Государственного Университета. Археология Средней Азии. Новая серия. Выпуск 61. Гуманитарные науки. Книга 6. Ташкент. 1958. С. 3-206.

[17] Труды Среднеазиатского Государственного Университета. (История). Новая серия, выпуск XXIII. Гуманитарные науки, книга 4. Ташкент. 1951. С.143-168.

[18] См. Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Часть I. Раздел 2. Письмо от 4 октября 1956 г. Папка №599. Письма, написанные С.П.Бородиным разным людям. КП №17856.

[19] Там же.

[20] См. Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Часть I. Черновики, рукописи, машинопись разных лет. Папка №654. Ответы на анкету.

[21] Средняя Азия в творчестве русских советских писателей. (Из истории Руско-восточных литературных контактов). Ответ. Ред.Н.В.Владимирова. Ташкент. 1977. С.228.

[22] См. Ташкентский Архив С.П.Бородина. Основной Фонд. Часть I. Черновики, рукописи, машинопись разных лет. Папка №654.

2 комментария

  • ИОФЕ ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ:

    Интересный и содержательный , опирающийся на многие источники материал! Спасибо Г.П.Уфимцеву за его многолетнюю работу по изучению наследия С.П.Бородина , его архивов. многих материалов о его жизни и творчестве! Рад, что не ослабевает интерес к этому яркому и талантливому человеку!!!

      [Цитировать]

  • Aydin:

    Отличная статья… Очень помогла …

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.