Презентация путеводителя «Свидетели сталинских репрессий в Ташкенте: архитектура и люди» и новых экскурсионных маршрутов, разработанных на его основе История

Знать прошлое, чтобы не повторилось в будущем…

Сегодня, 3 сентября, состоялась презентация экскурсионных маршрутов, связанными с репрессиями.

a01

История представляет важнейшую часть идеологии национальной независимости, национальной идеи  современного Узбекистана.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов особо подчеркнул это: «Нацию надо беречь, а для этого нужно изучать ее подлинную историю, хранить и оберегать ее».

Безусловно, одним из самых страшных испытаний, выпавших на долю народа Узбекистана, стали годы репрессий, которые обычно связывали с именем И. В. Сталина, фактического руководителя  СССР c 1924 по 1953 годы.

Cталинские репрессии, явились продолжением политических репрессий со стороны большевиков, которые начались сразу после октябрьского переворота в России в 1917 году и были  направлены не только против отдельных личностей, не согласных с политикой КПСС , но и против свободомыслия, национальных особенностей, демократии, целых социальных классов и слоев.

В 1930—50-е годы репрессии приобрели массовый характер, достигли своего пика и нанесли  огромный ущерб социально-политическому развитию общества.

Эти репрессии были предопределены  восстановлением и активным использованием системы политического сыска и усилением авторитарной власти Сталина, перешедшего от дискуссий с политическими оппонентами по вопросам выбора пути развития страны к объявлению их врагами, что было воспринято органами госбезопасности, прокуратуры и суда как прямая директива к действию.

Идеологическая база политических репрессий была сформирована самим Сталиным на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года, где было заявлено, что социалистические формы не будут развиваться при молчаливом отступлении врагов, а отживающие классы — сдавать добровольно свои позиции, не пытаясь организовать сопротивление.  Фактически это была четко сформулированная перед силовыми структурами СССР задача на уничтожение «врагов народа».

Были внедрены новые формы ускорения по привлечению к ответственности за антисоветскую деятельность, т. е. созданы так называемые «тройки», куда входили первые лица партийных советских органов и представитель НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Решение «тройки» в подавляющих случаях было окончательным. Использовалось только два вида приговора: расстрел, либо лишение свободы сроком не менее 10 лет. «Карающий меч» НКВД должен был поразить многочисленных врагов независимо от их местонахождения:  в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях,  в деревнях, городе, в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учет и попадали под систематическое наблюдение.

Большевики понимали,  что уничтожение частной собственности, чувства собственника у людей усиливает экономические и политические позиции коммунистической партии. Именно с применения насилия против класса собственников, особенно на селе, и  начались репрессии.

Противодействие дехкан советской коллективизации (колхозов) было настолько сильным, что против него выступали целыми кишлаками, большевики называли это «кишлачной контрреволюцией» и жестоко подавляли ее.

По оперативным сводкам ОГПУ (Объединенное главное политическое управление) в Узбекистане в  1930 году, только  с 1 по 25 февраля в 33 антиколхозных выступлениях участвовало 14170 дехкан, а с 25 февраля по 17 марта, число их участников составило 42743 человек.

В результате этой политики  было раскулачено 40 тысяч дехкан, из них – почти 32 тысяч репрессированы.

Одним из способов террора  было переселение раскулаченных в другие районы. Только в 1930 году из Узбекистана были выселены семьи 2648  дехкан среднего достатка. Подавляющее большинство их были переселены на Украину и в различные регионы России.

Непосредственно руководством массовым переселением занималась специальная оперативная группа ОГПУ и за годы коллективизации была уничтожена основная социальная группа сельского населения, способная организовать и материально поддержать сопротивление советской власти.

Политика репрессий проявилась и в мерах, направленных на очищение партийных, советских, хозяйственных органов от «вредных элементов», чему способствовали показательные процессы.

Например, в Узбекистане,  наиболее резонансными были судебные процессы, вошедшие в историю под названием  «Группа 18-ти», куда входили крупные партийные и советские руководители республики: «Иногамовщина», по имени  Рахима Иногамова, заведующего отделом печати ЦК КП(б) Узбекистана и народного комиссара просвещения Узбекской ССР, который считал, что  политику большевиков в регионе,  можно приравнять к колонизаторству;  «Касымовщина» – группа  примерно из 30-ти человек руководящих работников суда, прокуратуры, во главе с председателем Верховного Суда Узбекской ССР Саъдуллой Касымовым. Их обвинили в поддержке организации «Миллий иттиход» (национальное объединение).

Перечислить  все судебные дела не представляется возможным. Во время этих и других процессов были обвинены в национализме, осуждены и казнены многие опытные местные кадры, «вина» которых заключалась в защите интересов собственного народа с целью обеспечения развития общества на основе национального менталитета, исторических традиций. Идеологи и политики  советского государства «…сознательно подменяли естественные процессы роста национального самосознания агрессивным политизированным национализмом. Тем самым преследовалась цель отвлечь людей от закономерно возрастающих и связанных с объективными причинами потребностей в национальном самосознании». Обвиняя в «национализме», подвергая репрессиям прогрессивных по своим убеждениям и преданных своему народу людей советское государство стояло на позиции принудительной «интернационализации» и создания «многонациональной» общности, отвечающей интересам коммунистической идеологии.

Еще одним трагическим проявлением политики репрессий явились процессы, направленные против религии и религиозных деятелей. В резолюции VI пленума ЦК КПСС Узбекистана 1927 года указывалось, что ислам, как и другие религии, является препятствием в развитии культуры, пролетарских идей, прогресса социалистического строительства, а духовенство – антисоветской силой, противодействующей реализации основных мероприятий партии и советской власти, использующей религию, как оружие борьбы против диктатуры пролетариата.

В результате были ликвидированы тысячи мечетей и сотни медресе, здания многих из которых представляли архитектурную и историческую ценность. Были казнены, получили длительные тюремные сроки, или сосланы в отдаленные регионы многие представители мусульманского духовенства: улемы, знатоки Корана, преподаватели медресе.

Осуществлялись репрессии в форме депортаций по этническому принципу. Эти репрессии связывались первоначально с подготовкой к предполагаемой войне с Германией и Японией, позднее с самой войной. Так 28 августа 1941 года, национальная автономия поволжских немцев была ликвидирована, а они сами депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. В середине 40-х годов  – крымские татары, чеченцы, турки-месхетинцы, калмыки и ряд других народностей, обвиненные в предательстве Родины, были переселены из обжитых мест в Узбекистан.

Однако основной удар  репрессий пришелся  на национальную интеллигенцию. Только за 1936–1940 гг. в тюрьмы были заключены 5758 человек из числа узбекских писателей, журналистов, общественных деятелей и других. Из них 4811 человек были расстреляны.

В 1936–1938 гг. по сфальсифицированным обвинениям  было уничтожено почти все политическое руководство Узбекской республики.

Чтобы представить масштабы  трагедии, достаточно вспомнить, что в 1937–    1953 гг. в Узбекистане было репрессировано почти 100 тыс. человек, из них 13 тыс. расстреляно. Среди репрессированных были представители всех национальностей и народностей, проживающих в нашей стране.

Ежегодно, 31 августа, накануне празднования Дня независимости,  в Узбекистане, по инициативе Президента Ислама Каримова  отмечается «День поминовения жертв репрессий», в рамках которого проходят  духовно – просветительские мероприятия, направленные на увековечение и поминание жертв репрессий, пропаганду патриотизма и любви к Родине.

Памятью  о жертвах политических репрессий в Узбекистане является данное издание, созданное совместными усилиями специалистов партнерских организаций – музея «Памяти жертв репрессий» АН Республики Узбекистан, Института истории АН Республики Узбекистан, Представительства Института по Международному Сотрудничеству Немецкой Ассоциации Народных Университетов (dvv international) в Узбекистане и Фонда Конрада Аденауэра,  которое позволяет в краткой и доступной форме ознакомиться с шестнадцатью значимыми  архитектурными объектами Ташкента, имеющими особое историческое значение в контексте сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий. Эти объекты являются своеобразными немыми свидетелями страшного периода политических репрессий и представлены авторами статей с использованием архивных источников, уникальных фотографий, сохранившихся воспоминаний очевидцев.

Это места массовых расстрелов, где  «врагов народа» расстреливали глубокой ночью, под звуки тарахтящего мотора трактора  и культовые храмы, которые являются свидетелями репрессий против мусульманского, православного и католического духовенства, а также  дома и учреждения,  где жили и творили представители интеллигенции, незаконные аресты, расстрелы, или пропавшие в ГУЛАГе; кладбища, где нашли свое последнее пристанище жертвы произвола и беззакония тоталитарного режима.

Данный  труд – это не просто очередное напоминание о трагических страницах в истории  страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, но и его целью является стремление донести до читателей более глубокое познание нашей непростой истории, и, вызывая чувство сопереживания, этим содействовать формированию гражданского и исторического самосознания соотечественников, в особенности молодежи, сохранению исторической памяти , уроков прошлого, выводы из которых молодые люди призваны извлечь в будущем.

Материалы для презентации подготовлены Музеем “Памяти жертв репрессий”, г. Ташкент и РНУКЦ НК “Узбектуризм” в партнерстве с Филиалом Немецкой ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане и Представительством Фонда им. Конрада Аденауэра (KAS) в Республике Узбекистан. Точка зрения авторов материалов не обязательно совпадает с точкой зрения DVV и KAS.

1 комментарий

  • Володя:

    Очень хороший материал. Мы должны помнить историю и то, что творила система, прикрываясь красивыми лозунгами.
    Эта система никогда не считалась с людьми; она рассматривала их как мясо в мясорубке мировой революции.
    Она взращивала манкуртов без памяти с искаженными представлениями о мире, выкорчевывала лучших представителей народа, душила духовность, уничточтожала культурные ценности.
    Эта система породила новую религию, направленную на воспитание новых людей.

    Все эти репрессии затронули и мою семью, когда человека просто ночью забирали, а потом он больше не возвращался или возвращался покалеченный. А коммунистические эксперименты внесли раскол в нашу семью, разделили ее.

    Так что лично мое мнение: это нужно помнить, чтобы никогда больше не повторить!