Помнить о своих родовых корнях. Семейная хроника История Старые фото

Здесь опубликована тщательно собранная история семьи… Вот отрывок, касающийся Ташкента.

В 1938 году – новое назначение, теперь в город Ташкент. И вновь работа по подготовке квалифицированных рабочих кадров в системе профтехобразования.
Профессионально-техническое образование в Узбекистане.
В развивающейся индустрии Узбекистана к концу 20-х годов складывалась напряженная кадровая ситуация. Чтобы строить новые промышленные предприятия, вводить их в строй и эффективно эксплуатировать, нужны были кадры, имеющие производственный опыт. Массовая неграмотность среди рабочих местных национальностей серьезно препятствовала подготовке местных специалистов. Органами труда республики была разработана система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), но она была в основном ориентирована на подростков. Поскольку «должна была попутно решать вопросы социального воспитания». Поэтому в школах ФЗУ к концу 20-х годов учащихся старше 22 лет не было.

К 1940 году в Узбекистане была создана система Государственных трудовых резервов, в которой работали 1 железнодорожное училище и 14 школ ФЗО.
Школа ФЗО 1939 г. (311x238, 49Kb) Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) — профессионально-технические учебные заведения созданы в октябре 1940 года вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами.
Школы ФЗО готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков и т. д. Срок обучения 6 мес.
В школы ФЗО принималась в основном сельская молодёжь в возрасте 16-17 лет, имеющая начальное образование. Основное количество учебного времени отводилось на производственное обучение, общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехническими принципами производства, общетехническими сведениями, основными понятиями технологических процессов, чтением чертежей и т. д.

1941 — 1944 годы.

В годы Великой Отечественной войны в предельно сжатый срок промышленность республики была перестроена на военный лад. В Узбекистане было размещено более 90 крупных промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовых районов.
В эти суровые годы в республике были созданы новые отрасли промышленности — станкостроение, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, цветная и черная металлургия и др.
Перебазирование в республику крупных промышленных предприятий оказывало положительное влияние на рост квалифицированных рабочих кадров из узбеков.
Важнейшим источником пополнения промышленных предприятий квалифицированной рабочей силой в годы войны явились школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища Государственных трудовых резервов, созданные еще в 1940 г.
Сокращая учебное время на теоретическое обучение, и сохраняя полностью программу производственной практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2—3 месяца, готовили рабочие кадры для оборонной промышленности.
В годы войны школы трудовых резервов Узбекистана дали народному хозяйству свыше 70 тыс. квалифицированных рабочих.
фзо в годы войны, 1942 год (368x272, 53Kb) Школы ФЗО предоставляли учащимся полное государственное содержание, что было особенно важно в условиях военного времени. В процессе производстводственной практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерительный инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства.
Вот воспоминания одного из выпускников школы ФЗО г. Ташкента Виталия Львовича Мелкомини (в дальнейшем профессор Ташкентской Консерватории): «В 1939-м году пришлось уйти из музыкальной школы — репрессировали отца. Отца все же выпустили из застенков, но измученным инвалидом. Он умер за неделю до начала войны. Старший брат ушел на фронт добровольцем и там погиб. А дома — нужда. Я пошел работать на завод чугунно-хозяйственной посуды, а вскоре был мобилизован на 77-й оборонный завод.
Виталий Львович Мелкомини, выпускник школы ФЗО Ташкента. (260x217, 44Kb)Там поступил в школу фабрично-заводского обучения — ФЗО и через полгода встал за станок токарем третьего разряда. Завод (в последствии — экскаваторный) производил авиабомбы. Смены длились по двенадцать часов, без выходных. В 1943 году начальник цеха назначил меня наладчиком оборудования и поручил («тебе уже шестнадцать») заняться воспитанием пацанов. Далее была консерватория. Пришел сюда с медалью «За доблестный труд» в военные 1941-1945 годы. С 1953 года педагог консерватории, профессор, присвоен звание «Заслуженный наставник Республики Узбекистан».
26 декабря 1941 года был издан Указ, по которому все рабочие и служащие предприятий военной промышленности, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, были объявлены мобилизованными и до конца войны закреплёнными за фабриками и заводами, на которых они работали. Данный Указ распространялся и на школы ФЗО.
В Ташкенте моя бабушка, Евдокия Александровна, работала преподавательницей математики 5-7 классов полной средней школы №121 им. С.М. Кирива, а моя мать заканчивала обучение в средней общеобразовательной школе.
Ташкент, школа №121. (700x505, 138Kb)
Школа №121, Ташкент (700x482, 170Kb)
Ташкент, школа №121, 1940 г 001 (700x560, 95Kb)
Данный факт можно было бы не упоминать, если не учитывать, что с 26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». Вот его содержание:
«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.»
Советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Стране нужны были люди у станка. И этого добивались мерами экономического характера: за учебу устанавливалась плата.
Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности. Те же крестьяне не могли «выбиться в люди» даже через учёбу в техникуме, а рабочие – через вуз.
Учитывая, что в семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 – у рабочих, платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей.
Тогда же, в конце 1940-го появилось положение «О государственных трудовых резервах СССР». Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже появился Указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.
В результате проведенных реформ, за годы войны количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК ВКП(б) провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение:
— в Казахской ССР — казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
— в Узбекской ССР — узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
— в Туркменской ССР — туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
— в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).
24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.
Моя мать в 1944 году окончила исторический факультет учительского институт и получила дипломом, который давал ей право преподавать в 1 – 7 классах средней общеобразовательной школы.
В результате наступательных операций 1944 года вся территория СССР была освобождена от фашистских захватчиков. Государственная граница СССР на всем протяжении была полностью восстановлена.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.