Забытые промахи Искусство Разное

Фрагмент из статьи Натальи Шулепиной на ее сайте Sreda.uz.

С ташкентским подземным «казаном» связано чрезвычайное происшествие, что стряслось спустя полтора года после пуска поездов метро до станции «Чкаловская» и оставило свой шлейф на годы. Сейчас выросло поколение, которое об этом и не догадывается. Между тем, на мой взгляд, это ЧП следовало бы включить в учебники, как пример серьёзного экологического промаха и дорогостоящего его исправления. До сих пор оно требует денег. И будет требовать, пока существует участок метро от станции «Ташкент» до «Чкаловской».

То, что случилось в 1989-м, нарушило работу метрополитена и, отчасти, авиазавода. В сентябре перегон закрыли месяца на три, а следующей весной движение на перегоне остановили едва ли не на год.

Первый раз движение остановилось по инициативе машинистов поездов. Накануне они объявляли пассажирам по радиосвязи, что с «завтрашнего дня поезда идут только до станции «Ташкент». Об этом же сообщали самодельные плакаты. Машинисты сигнализировали о тяжёлых запахах на перегоне и раньше, да только никто особого внимания не обращал. А тут сразу собрались руководители метрополитена, города, завода, врачи, экологи: «Какие претензии, что за газы?»

Как выяснилось, машинисты в тоннеле теряли сознание. Серьёзные проблемы со здоровьем возникли и у сотрудников, обслуживающих участок. Акцию предприняли после госпитализации шести товарищей с тяжёлой интоксикацией.

ЗАБЫТЫЕ ПРОМАХИДля изучения ситуации и принятия мер в столице создали комиссию. Мне, журналистке, тоже довелось вместе с комиссией спуститься на закрытую станцию. Все мы глубоко вдохнули, и никому не понравилось. Я написала свою первую заметку о ЧП, о том, что перегон закрыт до исправления ситуации, что авторитетные лица, включая специалистов и учёных разных профилей, изучат газы и предложат меры, дабы их исключить.

Пассажиры, успевшие привыкнуть к метро с его удобством и скоростью, выражали своё неудовольствие неожиданной паузой, ведь теперь добирались до авиагородка и обратно на перекладных. Комиссия регулярно собиралась и разбирала разные версии. О причине появления газов профессионалы догадались довольно быстро. Тоннель перегородил поток грунтовых вод. Если бы они были чистыми, ещё полбеды. Но стоки загрязняли заводские утечки и утечки-сбросы с химчистки вышестоящей воинской части, проливы нефтепродуктов с автозаправок. Также их пополняли туалеты частного сектора, находящегося выше по течению грунтовых вод. У тоннеля образовалось «болото».

Почему проектировщики не учли поток грунтовых вод? Выяснилось, что они-то учли. Но им было предложено тоннель подвести к проходной авиазавода. Ради «Чкаловской» передвинули даже русло речки Карасу. Теперь течёт по соседству. В грунте русла обнаружена чёрная масса, состоящая из сульфитов железа, свинца других тяжёлых металлов. Всё это – продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Древнее название реки позволяет предположить, что биопроцессы с их участием проходили здесь и прежде. Человек же, вторгшийся в природу, перегородивший поток грунтовых вод, изменивший русло реки, усугубил их, вытащил наружу.

Какие газы, образующиеся в результате мутационных процессов в подземном «казане», вызывали отравления людей? Точного ответа химики так и не дали. Не удавалось поймать легколетучие токсичные «газы икс». Но специалисты «Кизилтепагеологии» предложили способ борьбы с анаэробными микроорганизмами, продуцирующими газы. Анаэробные развиваются в безкислородной среде, воздух для них гибелен. Значит, надо воздух подать.

Так начали эксперимент по «раскачке» грунтовых вод. Около двух десятков скважин были пробурены для водопонижения у тоннеля. Они откачивали и откачивают воду из «казана» в Карасу. Речка загрязняется, поезда ходят. А экологический промах забыт. Забыта и специальная служба, созданная из лучших специалистов Госкомгеологии, – геоэкологическая экспедиция. Она расформирована после выполнения госпрограммы «Геоэкология Узбекистана».

Где получить компетентный ответ, что происходит под ногами сейчас?

Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ, 4.7.2013г. http://sreda.uz/index.php?newsid=1024
См.газетная версия в «Новости Узбекистана», 5.7.2013г.

7 комментариев

  • Aida:

    Хорошо помню всю эту историю. В новостях объявили, что метрополитен пересек «пути миграции древних бактерий»

      [Цитировать]

  • Зухра:

    Существует закон сохранения массы, короче ничто не берется из ниоткуда и никуда не девается, так что те самые страшные бактерии тоже должны были извлечь сульфит железа, свинца и тяжелых металлов откуда-то.Бактерии как раз и перерабатывают их, но это не продукты их жизнедеятельности, а скорее среда в которой они поселились. Производи они железо и свинец, можно было бы получать металлы из биомассы, а не копать рудники.

      [Цитировать]

    • tanita:

      А вот академик Ольга Лепешинская, до смерти верила свято в то, что ничто берется из ниоткуда и на этом деле даже академиком стала… ЕС, это не шутка и даже не намек.

        [Цитировать]

  • Bekhzod:

    Помню эту ситуацию и тот запах на перегоне между последними станциями Узбекистанской линии и слышал объявление машинистов о движении составов до станции Ташкент.

      [Цитировать]

  • Ольга:

    Сульфиты железа, свинца и других тяжелых металлов никак не могут являться «продуктами жизнедеятельности микроорганизмов»… Неужели трудно было проконсультироваться у микробиологов?

      [Цитировать]

  • Ольга:

    а куда сообщение подевалось?

      [Цитировать]

  • Пётр:

    На станции Машинасозлар вода до сих пор собирается в реальные лужи, которые залили путевой участок между двумя рельсами.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.