Рецепт счастья от Олега Бордовского: «Мир летящих мгновений» Tашкентцы

Гуарик Багдасарова пишет в блоге.

 
 
 
«Мир вокруг нас – мир летящих мгновений:
Ярких, заметных, а то и ничтожных,
Неповторимых, но в чем-то и схожих,
Порою достойных стихотворений».
О. Бордовский.
 
Старшее поколение, кто пережил 26 апреля  1966 года землетрясение в Ташкенте, никогда не забудет не только ужасы пережитого шока, но и его последствия. Тогда на исходе ночи шестибалльные толчки сопровождались страшным гулом и  ярким багровым светом, озарившим весь горизонт. Потом ещё три месяца об этой ночи напоминали шестьсот с лишним колебательных толчков. Мы жили на Чиланзаре. Сейсмостойкие панельные на металлическом каркасе «хрущёвки» отделались трещинами от потолка до пола. Но весь центр и старый город был разрушен и потом снесён подчистую.
 


Позднее из  заметки Л. Абрамяна[1] и Хрестоматии по физической географии[2] я узнала, что, как разъяснили потом сейсмологи, Ташкент расположен на  разломе земной коры. Накопилось  напряжение между двумя половинками трещины, находившейся на глубине семи с половиной километров от поверхности земли. Произошёл взаимный резкий сдвиг двух частей трещины. При этом трещина увеличилась в направлении земли и уже располагалась в полутора километрах. Выйди трещина на поверхность, и от города ничего бы не осталось, как в 1948 году от Ашхабада.
В городе тогда  был создан Институт сейсмологии, в котором работают разведчики глубин беспокойных предгорных районов. В трёхкилометровую скважину под Ташкент были опущены высокочувствительные сейсмоприёмники и микрофоны. Они «подслушивают» малейшие колебания и потрескивания горных пород.  Учёные заверяют, что дальнейшие нарушения близких к поверхности слоёв земли под Ташкентом практически невозможны: уменьшается и вероятность более сильных сотрясений почвы. Однако город по-прежнему время от времени сотрясают подземные толчки, возвращая нашу память к пережитому шоку 26 апреля 1966 г.
Сейчас памятник «Мужество» в центре узбекской столицы напоминает нам о том, что народ, переживший грандиозную природную стихию,  выжил, благодаря помощи, которая пришла отовсюду со всей великой нашей страны. Вырос новый городок – «Спутник Сергели», построенный военными, заново были возведены целые микрорайоны на Юнус-Абаде, Чиланзаре и в центре города москвичами, ереванцами, ленинградцами, киевлянами. О них напоминают различные  национально стилизованные фрески и мозаики на фасадах, а также надписи на торцах домов: по ним можно узнать географию всесоюзной ударной стройки.
Георгий Минасович Саркисян, начальник Главташкентстроя, заслуженный строитель РУ, Почётный железнодорожник был удостоен многих правительственных наград за свой вклад в возрождение из руин  узбекской столицы. В своей книге «Двадцать лет из двадцати столетий»[3] он рассказывает, что за 20 лет (1963-1983) в Ташкенте было построено больше, чем за все предшествующие столетия истории города, отметившего по решению  ЮНЕСКО свой двухтысячелетний юбилей в сентябре 1983 г.
За активное восстановление Ташкента многие земляки и приезжие были награждены  нагрудным знаком: «Строитель Ташкента». Среди них  мой хороший знакомый, инженер по специальности и поэт по призванию Олег Георгиевич Бордовский (1930 г.р.).
 
 
Уроженец Ташкента, Олег Бордовский   в душе романтик и патриот своего родного города. После окончания в 1955 г. ТИИИМСХ он проектировал и воздвигал новые промышленные  предприятия и гражданские объекты в Ташкенте. Отмечен правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть» и, как активный участник восстановления Ташкента после землетрясения 1966 года – нагрудным знаком «Строитель Ташкента».
Олег Георгиевич вспоминает:
«Перед строителями Моспроекта-1 стояла задача в кратчайшие сроки сдать больше  3 тысяч  квартир в домах, способных выдержать напор стихии от 7-9 баллов по шкале Рихтера, восстановить театр Навои, детские сады, жилые массивы в центре и на Чиланзаре. В 1966 г. пострадавшим жителям было предоставлено больше тысячи готовых квартир. Тогда из Москвы приехали тысячи людей. Не все выдержали местные жаркие климатические условия и  напряжённый ритм строительства, с учётом новейших технологий,  и вынуждены  были вернуться обратно домой. Местные жители помогали профессиональным строителям. Это был труд как на «Хошаре» — добровольный и от всей души – воистину народная стройка».
Сегодня  он вместе с другими участниками  героической  эпопеи по-прежнему ценит то, что вместе пережили и сотворили во второй половине 60-х годов народы СССР. Они искренне говорят: «Здравствуй, Ташкент! Здравствуй, город человеческой преданности, верности и дружбы – символ чистых наших побуждений и дел, город нашей героической памяти».
Очевидцы тех событий никогда не забудут братскую помощь народа соседних республик, вернувшего всем пострадавшим крышу над головой и покой в их  новые дома и уверенность в том, что дружба народов, проявленная, как в минувшую вторую мировую войну, одолеет любое горе, лишения  и разрушительные последствия природной стихии.
С тех пор прошло более полувека: мир изменился неузнаваемо. Нет советской страны и нет прежней  дружбы народов. Правда, чудом сохранился независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал с символическим названием «Дружба народов», основанный в 1939 году и  яростно отстаивающий гуманитарное сотрудничество литераторов государств-участников СНГ.
Олег Бордовский с детства  был  увлечен литературой, стихи начал писать с давних пор, но регулярно начал публиковаться в периодике Узбекистана после выхода на пенсию.
Своё призвание Олег Бордовский  реализовал в пяти стихотворных сборниках. За короткое время успел наверстать упущенные творческие возможности – пятикратно становился лауреатом международных фестивалей авторской песни и поэзии в номинации «поэзия».
Увлёк окружающих друзей своей любовью к сонетной форме стихов. Взяв за образец «Вольные сонеты» А. Файнберга и магистральный из них («Как во щи кур, я влип в капкан сонета»), в 2012 г. издал  «Венки сонетов», названный литературным критиком Е. Каминской  «романом в стихах», почти как у А. Пушкина, написавшего «Евгения Онегина» знаменитой «онегинской строфой» из 14 строк.
Любители литературы и авторской песни ждут новой творческой встречи с патриотом и неистребимым романтиком Олегом Бордовским 8 января 2013 г. в 18-00 в Государственном музее Сергея Есенина, где состоится презентация его  новой книги «Мир летящих мгновений».
 
Гуарик Багдасарова,
guarik-guhar.blogspot.com
тел. 253-14-06, моб. 354-10-17

 


[1] Абрамян Л. Землетрясение. Всё остаётся людям. – Тула: издательство «Левша», 2009. С.290
[2] Землетрясение в Ташкенте. Указ соч. – М.: Просвещение, 1974. С. 52

[3] Указ. cоч.  – Т.: Шарк, 1995

77 комментариев

  • Tatjana:

    Гуарик, назовите, пожалуйста, хоть один дом на Чиланзаре, где были трещины от потолка до пола.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Значит так: я жила в центре. Подчистую он не был разрушен Вся Малясова, Урицкая, прилегающие улицы остались стоять. Дом моих родителей стоит до сих пор. Навои, где я жила в то время — осталась стоять. Сильно пострадала Кашгарка это точно. На доме моей сестры на Волгоградской — это улица, отходящая от Шота Руставели , не было ни единой трещинки. Так же как и на Чиланзаре. Позже сестра жила на Богдана Хмельницкого. Там тоже дома ничуть не пострадали. Старый город вообще был цел, несмотря на множество глинобитных домов. И если дома были сейсмостойкими, они не могли потрескаться. Наш дом, на Малясова, построенный в сороковые, имел сейсмический пояс. Он совершенно уцелел. Странно, что человек, по его словам переживший землетрясение, пишет такие вещи.Скорее, человек совершенно не знавший обстоятельств тогдашнего землетрясения.

      [Цитировать]

    • HamidT HamidT:

      Вся эта история с «братская помощью пострадавшему Ташкенту» высосана из пальца… Под шумок списали в Ташкент старую технику и «неучтенку», выслали неугодных (как раньше из РИ вольнодумцев), пристроили к городу два спальных района и «разгрузили» всесоюзную очередь на квартиры… Они были бы не они, упусти такую возможность…

        [Цитировать]

      • J_Silver:

        Вообще-то вы пишите в данном случае чушь…
        Не хотелось бы ругаться, но тут стоит, если что…

          [Цитировать]

      • Leonid:

        «они»- это кто, можете пояснить?

          [Цитировать]

        • HamidT HamidT:

          Функционеры ЦК КПСС

            [Цитировать]

          • OL:

            Да что это граждане дорогие,весна на дворе-тепло ,солнышко,а вы все про грустное.Не то вспоминаете,не за то упрекаете.И дома были хорошие,и техника как техника.Срывали ее с других строек Союза и перевозили в Ташкент вместе с домиками для строителей и самими строителями.А функционерам спасибо,Обеспечила нас тогда Родина и жильем и работой и деньгами на первое время.И встретили нас как родных,нигде никто не обижал,не слышали никогда-понаехали тут ,оккупировали.А что дома понастроили утильные-это тоже не так.Строили по типовым проектам(у каждого он был свой) может без поправок на местную погоду-солнце ,ветер,перепады температур.Материалы везли свои,вплоть до панелей,песка,последнего гвоздя..Не было никакого б/у,никто не сваливал мусорные домостроительные отвалы на Ташкент.Как сейчас строят-так мама дорогая.Мы уехали в августе 1966.Для примера-в Вильнюсе ташкентцев разместили в новом микрорайоне Жирмунай-центр города,рядом комплекс-детсад,школа,магазины,прачечная,парикмахерская,кинотеатр,река и пляж.А сегодня -заросшие густой зеленью(как на Чиланзаре) пятиэтажки как то присели ,вросли в землю- и считается этот район уже непристижным,квартиры стоят недорого,да и проживают в них …..ну не буду говорить.Мы уехали нас мало что удерживало-разрушенная жактовская квартира с сарайкой для солений и варений и старых вещей,да туалет во дворе.В квартиру было не зайти,вот как то готовили на газплите,стоявшей почти у входа,да могли кое как примоститься у столика поесть .Спать негде было,кто на крыльце,кто на топчане во дворе,и мимо тебя всю ночь кто то шнырит-двор то проходной.И никаких просветов с жильем-мы же не заводские-нам жилье не положено было.У родственников дом был собственный-они за него держались сколько могли,не уехали с нами ,т к компенсация за дом была смехотворная,да и жаль им было с добром расставаться-летняя кухня,садик,теплые удобства-привыкли.Жалели потом ,но поздно было-уже если перемещались,то за свой счет.

              [Цитировать]

            • акулина:

              Вообще, литовцы совершенно гениально строили типовые дома в уникальных микрорайонах, порой располагая типовые конструкции так, что они превращались в уникальные здания. А уж то, как они обустраивали микрорайоны, было вообще замечательным.

                [Цитировать]

              • OL:

                И вообще и в частности литовцы строят красиво и добротно — и говорить что они строили б/у -ными материалами Ташкент -это неправильно.Строят они хорошо,хлеб пекут вскусный,молоко и сыр у них не хуже швейцарского.Одновременно с Ташкентом возводили дома и в Вильнюсе.Строили для своих-поселили туда ташкентцев .И так везде-в бараки никого не селили.Я упомянула Вильнюс,дома на Жирмуну-потому что там жили ташкентские переселенцы их дети и внуки.Проходит время-ветшает все-дома расчитанные на 30 лет уже подходят к своему критичекому возрасту.В Вильнюсе это как то поддерживается ,в Ташкенте может быть нет-вот и дома производят на некоторых беушное впечатление.В Вильнюсе обеспеченные люди живут в особняках ,или в квартирах другого класса.А такие квартиры как на Жирмунай давно перепроданы или сдаются.Так что тех ташкентцев там уже давно нет,а райончик обрел дурноватую славу после трагической смерти известного артиста.Поэтому ,что было в 1966-1980 и что есть сейчас-это небо и земля.

                  [Цитировать]

                • AK:

                  Самое интересное что строить панельки ташкентцев научили французы (это легко ликвидируемые временные жилища для алжирских переселенцев :)

                    [Цитировать]

                • J_Silver:

                  Разве ташкентские панельки принципиально отличались от панелек в других городах? Мне вообще казалось, что это один проект изначально, потом уже появились вариации…

                    [Цитировать]

                • lvt:

                  В фильме «Рокко и его братья» семейство вчерашних крестьян получило квартиру в доме очень похожем на наши хрущёвки.

                    [Цитировать]

                • AK:

                  да, потом появились вариации (а изначально это многоэтажный барак из непригодного для жилья материала :).

                    [Цитировать]

                • tanita:

                  Да, такого рода дома строят в Эдинбурге, для людей, как выражаются шотландцы «сидящих на шее государства», то есть на пособии. Там никто не работает, не учится, нечто, вроде Гарлема, хоть и белого. По крайней мере так объясняла нам русскоязычный гид.

                    [Цитировать]

                • HamidT HamidT:

                  Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов. В России эти дома назывались хрущевский холодильник изза низкой теплоизоляции. По аналогии, в ЦА их можно было бы называть хрущевской духовкой.
                  К слову,автор хрущевок Лагутенко В. П. это отец музыканта Ильи Лагутенко

                    [Цитировать]

    • Владимир:

      Да, Татьяна полностью с Вами согласен. Все административные здания построенные до революции из николаевского некоторые позже построенные мало пострадали. Например школа №145 стоит до сих пор. Да и Куранты остались.

        [Цитировать]

  • HamidT HamidT:

    «…проектировал и воздвигал новые промышленные предприятия и гражданские объекты в Ташкенте.»
    А не проще было написать — он работал «там то» по специальности… Пафос так и прёт

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Про само землетрясение, конечно, полная фигня…

      [Цитировать]

    • Русина:

      Если честно- то всё полная фигня пафосная

        [Цитировать]

      • J_Silver:

        Согласен, по постеснялся сразу так высказаться…

          [Цитировать]

        • tanita:

          Присоединяюсь, статья написана в типичном стиле соцреализма и советской журналистики, действительно, к чему столько пафоса? Была трагедия. Бфло разрушено много домов, но далеко не весь центр, и уж, конечно, не Чиланзар и не старый город. Вероятно, Рашидов воспользовался землетрясением, чтобы решить жилищный вопрос, но очень жаль, что при этом многие старые и крепкие здания были снесены — я имею в виду цирк и универмаг. Они вовсе не были аварийными. Но тем не менее. стоит поблагодарить Рашидоаа за все, что он сделал для города.

            [Цитировать]

  • Русина:

    У нас на Жуковской( не знаю, как теперь эта улица называется) дома были в жутком состоянии. Страшно в них было потом и заходить. Полгода в палатках жили.

      [Цитировать]

  • Русина:

    Хочется спросить- а из какой я страны, если судить по флажку?

      [Цитировать]

  • lvt:

    Конечно, фантазий вокруг землетрясения много, хотя произошло всё только пол века назад. Пострадал европейский центр и Кашгарка. Скажем, район Новомосковской держался молодцом. Качало и там ощутимо, и гул был и свет на небесах. Папы и дедушки, из тех, кому за сорок, один за другим стали умирать от инфарктов.
    Европейская часть города была уплотнена до полного безобразия. Как я понимаю, отношение к нашим улицам, как к архитектурному наследию, как к памятникам истории, на официальном уровне ещё не сформировалось, в обществе тоже. Хрущёвские жилые коробки со всеми удобствами тогда считались хорошим «современным» вариантом. Про них оперетты сочиняли, там городские пейзажи писали, быстротой строительства гордились. Если бы всё шло своим естественным путём, думаю, постепенно бы уплотненку расселили и привели бы особнячки в божеский вид. Хотя и сегодня проблемы исторических центров решаются очень плохо. Но на город обрушился аварийный жилой фонд, огромное количество метров. Вопрос был разрешён на уровне тогдашнего понимания, что стоит охранять как культурное и историческое наследие. Своего защитника,Лихачёва или Барановского, у Нового-Старого Ташкента не нашлось.
    Утверждать, что помощи как бы и не было, это просто глупость. Страна у нас была и есть небогатая. Все города задыхались без жилья. Если что-то отправили в Ташкент, значит в другом месте люди остались жить в подвалах и бараках. Откуда бы взялись новейшая техника, замечательные строители, классные материалы. «Как умеется, так и деется». Как жили так и помогали.
    Строили хрущёбы в историческом центре и другие города. В Алма-ате за этот период, слава Богу, землетрясения не было, но старый русский центр застроен хрущёвками. Там и сям стоят отдельные старинные особняки.

      [Цитировать]

    • HamidT HamidT:

      Помощь была, никто и не спорит. Если это ко мне, то я о цинизме, с которым тогдашние функционеры использовали этот случай в своих целях.Как то так, если не вдаваться в подробности.

        [Цитировать]

      • OL:

        Цининзм- ну это если так назвается сегодня -тогда это просто махинации с жил фондом,взятки и воровство.наживались на чем угодно.Комиссия- выписывала компенсаии ,как пострадавшим, частникам(но не всем)в размерах превышающих стоимсть дома в разы..Другие дома кое как восстанавливались,ремонтировались(тоже отмывались деньги)-но вот наши дома,в нашем дворе не попадали под эту услугу-были признаны абсолютно непригодными для проживания.И ничего нам не предлагали взамен.Приходила в наш дворик комиссия во главе с зам прокурора СССР-Маляровым(в нашем дворике проживали его родственники).Поговорили с жильцами- предложили переехать на новое места жительства…..далкеко за пределами Ташкента-благо Союз был большой.(и тут были взятки-кому столичные города Союза,кому республик,кому что осталось)Поехали -ой как трудно было принять такое решение.Мне то что -я только двадцат ь лет прожила в Ташкенте,да (фактически)и того меньше.А мои бабушка и мама-это им далось не просто.С 20-х в Ташкенте-пережили вместе с этим городом не одно землетрясение,но не такой разрушительной силы.Прожили непростую жизнь(она в Ташкенте всегда была непростой)и вот на старости лет так-через весь (почти) ….Так все тогда достало…особенно провисшая крыша над головой и стены ,в просветах которых были видны три соседние квартиры.Землетрясение 1966 г было началом перестройки Союза.Проанализируйте это расчетливо и спокойно — поймете что я права.Есть закономерные процессы в природе и обществе-их невозможно избежать или изменить.Так что обижаться надо на природу-мать…,а мы «всего лишь блохи в собачьей шкуре…»

          [Цитировать]

        • HamidT HamidT:

          Это всё частности. ИХ (функционеров) цинизм, это вот… — В этом году сеем рожь,жнем. НАМ вершки, вам корешки. В следующем году сажаем репу. Вам вершки НАМ корешки. И вам вершки-корешки и НАМ вершки-корешки. Справедливо… Опасность ИХ цинизма в том, что порок возводится в добродетель…А мы, потом спорим между собой, кому вершки, а кому корешки…

            [Цитировать]

    • J_Silver:

      Ну, вообще-то, такого лишнего в то время не очень много снесли по горячке — с нынешним не сравнить…
      Вот именно к тому времени трудно особые претензии высказать — нас выселили с Братской в казармы на 54 разъезде, потом дали ордер на квартиру, оставшуюся от тех, кто посчитал, что больше в Ташкенте им делать нечего…
      Реально город перевернули гораздо позже…

        [Цитировать]

      • HamidT HamidT:

        Город избавляется от «старых морщин», и не надо усматривать в этом злой умысел. Столица должна соответствовать своему статусу, уж сколько об этом писАлось здесь. Как это делается, другой вопрос. Всё зависит от располагаемых средств. Содержание каждого метра площади требует средств. В идеале эти метры должны окупать себя, иначе придется высасывать из провинции. Какой доход могут принести улицы с горбатыми тротуарами и покосившимися и облезлыми домами, кривыми улицами и корявыми платанами? То, что, кто то, видит в них «сакральный смысл» еще не аргумент для того, что бы их сохранить. Содержать кто будет?

          [Цитировать]

        • J_Silver:

          В высшей степени спорные утверждение — сдается мне, что вы умышленно провоцируете на ругачку…
          Тротуары иногда ровнять надо, фасады домов ремонтировать, далеко не все улицы так уж кривы, да и не о них речь вообще-то…
          Исторические комплексы разного времени умышленно уничтожены, а именно они были способны хоть как-то привлечь туристов, а на алюкобондовское убожество не больно много желающих любоваться, если говорить о доходах…

            [Цитировать]

          • АГ:

            Провоцируете, как раз, Вы. Своим «умышленно уничтожены». А я абсолютно согласна с мнением HamidT в комментариях к этому посту.

              [Цитировать]

            • J_Silver:

              Был удивлен, что вы еще не отметились на этой теме…

                [Цитировать]

              • АГ:

                А чего Вам доказывать? Я свое мнение по этому вопросу никак не изменила. А Вы сразу начинаете угрожать расправой. Во всяком случае, мне грозились ряшку начистить. ;-) Не то чтобы я Вас боюсь, но как-то не хочется чтобы Вы выставляли себя эдаким грубияном и хамом. Хотя бы потому, что Вы мне симпатичны. Я уважаю искренних людей. Даже если наши мнения не совпадают.
                Полемизировать на тему застройки Ташкента после землетрясения могу долго, но не под этим постом. Если кто-то не заметил, но пост не об ужасах землетрясения. Пост о презентации книги Олега Бордовского. Остальное рефреном. Уверена, что автору книги будет, по меньшей мере, некомфортно читать полемику «знатоков» о землетрясении. Те, кто затеял эту свару, в высшей степени «культурны», «не пафосны» и «интеллегентны»

                Уважаемый Олег Георгиевич Бордовский, извините, пожалуйста, за балаган на виртуальной презентации Вашей книги. Получилось как у классика «а был ли мальчик?» :-(

                  [Цитировать]

                • J_Silver:

                  Женщине начистить ряшку? Ну, вы меня обижаете…
                  Вообще-то речь уже давно пошла совсем о другом — речь пошла о дурном наезде про каких-то неведомых партийных функционерах — лично я разговоры об этом не особо любил еще в перестройку, потому и тогда речь шла не о том, о чем следовало говорить (во что это все вылилось, хорошо уже всем известно)…
                  Лично я считаю, что Ташкент изуродован, но я не вздыхаю об чем-то утраченном, хотя и это жалко — речь о другом, совсем другом! Архнадзора в городе нет (так-то что-то есть, но толку от него никакого), контроль если и есть, но весьма странный — не приведи Господь новое землетрясение, но мало нам уже не покажется! Посыпется все, и уже никто не придет на помощь — грустная перспектива, если уж об этом задумаешься…

                    [Цитировать]

                • Отвечу словами Олега Георгиевича:

                  Характеры, характеры,
                  Такие все различные,
                  Что в хороводе жизненном
                  Приходится встречаться нам
                  Со всем многообразием
                  Характеров людских.
                  На свете есть натуры
                  Людей, понятно, разных,
                  Кто действий несуразных
                  Не в силах обойти.
                  И мечутся фигуры
                  Все в поисках решений:
                  Из глупых положений
                  Ну, как найти пути?

                  Бывает, всё ж меняются
                  Характеры со временем,
                  Те, что виною маются,
                  Висящей тяжким бременем.
                  Известно: прозревание
                  Не поздно никогда,
                  Неправоты признание –
                  Достойно быть всегда.

                  Характеры, характеры,
                  Какие вы все разные…
                  http://danko-svetla.blogspot.com/2010/06/blog-post_09.html

                    [Цитировать]

          • HamidT HamidT:

            Историческая ценность снесенных домов весьма сомнительна, назовите хоть один…Центр города имеет только одну ценность — коммерческую.Туристы здесь вообще не к месту, они смотрят «старый город» азиатский.Умышленное уничтожение предполагает умысел. Вы можете назвать этот умысел,и чей он, конкретно? И при чем тут ругачка..?

              [Цитировать]

            • J_Silver:

              Вы таки про Ташкент? С Самаркандом и Бухарой, али Хивой не путаете? В «азиатской» части Ташкента с трудом десяток исторических комплексов насчитать можно было вообще-то, так и их давно нет…
              Если честно, я могу и продолжать, но мы явно под удар поставим любезного хозяина…

                [Цитировать]

            • J_Silver:

              Вы до сих пор думаете, что история это что-то старое? История — это то, что сейчас делается…

                [Цитировать]

            • HamidT HamidT:

              Нечего прятаться за спину хозяина. Не умеете полемизировать, так нечего было и огород городить.

                [Цитировать]

              • J_Silver:

                Еще как умею — и я не привык ни за чью спину прятаться! Подводить человека не хочу — только и всего, гость я тут…

                  [Цитировать]

                • HamidT HamidT:

                  Ну и я тут гость. В чем засада? Есть Эзопов язык, в конце концов, язык метафор и аллигорий. Надо разговаривать и в разговоре убирать непонятки. Можно выйти покурить, наконец. Пылеуловитель для чего? В случае чего модер стряхнет.

                    [Цитировать]

                • HamidT HamidT:

                  …аллегорий конечно

                    [Цитировать]

            • lvt:

              Вот как раз та точка зрения, которая позволяет сносить интересные уголки прошлого в самых разных городах. Сейчас поздно посыпать голову пеплом по поводу «европейской застройки» имперского периода. Тут мы все оказались «крепки задним умом». Разве дело только в количестве известных личностей, посетивших сей кров, хотя и факт присутствия таковых дорогого стоит? (Да собственно, стены, видевшие Ахматову, Комиссаржевскую, Елену Булгакову, Войно-Ясенецкого давно уничтожены). Старый квартал — это часть истории народа. Даже если Росси там не строил и Пушкин туда не заглядывал. Здесь всё: и уровень цивилизованности, и мировоззрение, и ступень материальной культуры. Такие уголки всегда украшают любой город и привлекают туристов. Я бы сказала, что уважительное, заинтересованное отношение к повседневной жизни своего (и не своего) народа выявляет качество самооценки людей определённого общества. Жили наши предки на этой земле или только властелины строили «дворцы», завоёвывали что-нибудь, законы писали? История быта, история материальной культуры как раз повествуют о нас, человеческих особях определённого времени. Я не за то, чтобы города превращались в жилые мавзолеи. Но отдельные районы, кварталы из другой жизни всегда очень украшают современный город и привлекают туристов.

                [Цитировать]

        • OL:

          Столица избавляется от морщин-но почему то не избавляется от районов ,которые во всем мире называют язвами города.

            [Цитировать]

    • Rufina:

      Да, фантазий хватает. А зачем — странно читать на этом сайте статьи о землетрясении «любителей». Ведь в полезных ссылках есть путь на сайт профессионала, где приведены точные факты — знаменитого Уломова! Читайте у него, тем более, что совсем скоро снова апрель — http://seismos-u.ifz.ru/index.htm

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Гляньте здесь http://stroitel.livejournal.com/789898.html и поищите дальше у этого автора. Там масса интереснейших фотографий. И полный ответ всем и верующим и неверующим. К сожалению, самое интересное заблокировано и недоступно, поскольку результатом Ташкентского землетрясения 26 апреля 1966 года явилась Чернобыльская трагедия 26 апреля 1986 года.

      [Цитировать]

  • Русина:

    У нас во дворе жило четыре семьи. Один большой особняк был неравномерно поделён на эти семьи. Одна из семей сделала ещё одну жилую комнату, отремонтировав для этой цели часть сарая, в которой жильцы хранили старьё и когда то держали на зиму для отопления уголь. В той комнате поселилась, приехав из Куйбышева к сестре 30-летняя незамужняя Марийка, сестра одной из жилиц нашего дома. Марийка работала на почте телефонисткой днём, а по ночам её посещал женатый любовник. Тут-землетрясение. Все переехали для ночёвки в палатки во двор. Любовник какое то время видимо Марийке визиты не наносил, поэтому и толком не знал в какой из палаток она ночует. Однажды мы все были разбужены ужасными криками, доносившимися из одной палатки, гже ночевала баба Катя со своей внучкой Цилькой. Марийкин любовник, явно перепутав палатки, залез в палатку бабы Кати и, мало того, именно к ней под одеяло и начал её осыпать поцелуями. Естесственно, баба Катя испугалась и заорала благим матом. Любовник испуганно выкатился из её палатки и помчался прочь со двора. Подлая Марийка притихла под одеялом, так как наличие любовника она до этого момента тщательно скрывала от своей сестры, выписавшей её из Куйбышева. Истину знала лишь я, так как несмотря на большую разницу в возрасте ,дружила с Марийкой, ходила с ней в ОДО в кино и была посвящена в её печальный роман. На этом роман Марийки был закончен, а мой дедушка назвал эту ситуацию водевилем, к возмущению моей мамы, которая была дружна с бабой Катей и желала справедливого наказания любовнику.
    Вот такой вот был миг счастья у нас во дворе в землетрясение.

      [Цитировать]

    • акулина:

      Нашему соседу дяде Мише слетел на голову портрет, сделанный во время их с тетей Ритой бракосочетания. Почему-то именно этот факт посчитали чем-то важным. У дяди Миши прихватило сердце. Телефонов тогда было немного, по крайней мере, у нас в городке они были только служебные. Хорошо, что в это время проведать свою семью на своей «скорой помощи» приехал сосед, работавший фельдшером и в ту ночь дежуривший.Наш дом не пострадал вообще, но народ повыскакивал очень резво, кто в чем. очень интересно выглядел один папаша, выбежавший с двумя детьми на руках. Закутанный в одеяло вместе с ними был похож на какое-то смешное трехголовое существо. немного успокоившись, стали выяснять, все ли вышли. Недосчитались одной семьй. Уже собравшись бежать спасать их, столкнулись со всей троицей, вышедшей одетыми в шубы (женщины) и с чемоданами в руках. По-моему, мать семейства была при полном макияже. (по крайней мере, губы у нее пыли покрашены). С тех пор я ничего над головой не вешаю

        [Цитировать]

    • lvt:

      Очень смеялась!

        [Цитировать]

  • Галина:

    Хорошо, что добрым словом вспомнили Саркисова старшего. Я читала его книгу «20 лет из 20-ти столетий». Говорят, ему дали по мозгам за эту книгу. Но это уже неважно, потому как город построен, и люди в нем живут. У этого Саркисова сын — тоже строитель. Мне довелось принимать участие в приемке многих административных зданий города. Такие, как Павел Георгиевич Саркисов (сын Георгия Минасовича)- большая редкость.
    Зачем преуменьшать роль СССР в строительстве Ташкента после землетрясения? Тем более, подходить с мерками сегодняшнего дня к строительству того времени.
    А функционеры всех времен использовали случаи в своих целях. Или кто-то думает, что сейчас функционеры белые и пушистые?

      [Цитировать]

    • HamidT HamidT:

      Функционеры,нынче,у всех свои…»Он,конечно, су-кин-сын но он наш су-кин-сын..»

        [Цитировать]

    • Ирина:

      А мне с этой книгой вообще повезло. У букинистов купила экземпляр с надписью: «Милому Гарику! На память о Ташкенте от автора. Подпись. 12/IV-97г.»
      Спасибо тебе, Гарик!

        [Цитировать]

  • Галина:

    В то время все были НАШИ. А вообще, правильно, если «наш», то уже почти и не Су-Кин-Сын.

      [Цитировать]

  • Гога:

    «…способных выдержать напор стихии от 7-9 баллов по шкале Рихтера…» — записки делетанта для красного словца. Может все таки по 12-ти бальной шкале? При 7-9 по Рихтеру будет сильно страшно. Это я вам как профи могу сказать.

    Кратко для справки и самообразования. Международная сейсмическая 12-балльная шкала выглядит следующим образом.

    1. Незаметное. Отмечается только сейсмическими приборами.
    2. Очень слабое. Отмечается отдельными людьми, находящимися в состоянии покоя.
    3. Слабое. Отмечается лишь небольшой частью населения.
    4. Умеренное. Распознается по легкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды, оконных стекол, скрипу дверей и окон.
    5. Довольно сильное. Общее сотрясение зданий. Колебание мебели. Трещины в оконных стеклах и штукатурке.
    6. Сильное. Ощущается всеми.
    7. Очень сильное. Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические и деревянные постройки остаются невредимыми.
    8. Разрушительное. Трещины на крутых склонах и на сырой почве, дома сильно повреждаются.
    9. Опустошительное. Сильное повреждение и разрушение каменных домов.
    10. Уничтожающее. Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных зданий. Искривление железнодорожных рельсов.
    11. Катастрофа. Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы.
    12. Сильная катастрофа. Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные обвалы, оползни, трещины. Возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменение русла рек. Ни одно сооружение не выдерживает.

    Второй способ оценить силу землетрясения — оценка энергии толчка по шкале интенсивности, предложенной американским сейсмологом Рихтером в 1935 году. Шкала эта построена на условных единицах — магнитудах (лат. magnitudo — величина).
    Шкала Рихтера

    Магнитуда/Землетрясение

    от 0 до 4,3 — легкое
    от 4,4 до 4,8 — умеренное
    от 4,9 до 6,2 — среднее
    от 6,3 до 7,3 — сильное
    от 7,4 до 8,9 — катастрофическое

    Чем больше магнитуда землетрясения, чем оно мощнее, тем разрушительней могут быть его последствия на поверхности земли, то есть тем выше балльность. Однако прямой связи тут нет. Землетрясения одной и той же энергии (или магнитуды), очаги которых расположены на разной глубине, на поверхности земли будут ощущаться по-разному. Так, глубокое может почти не ощущаться (1-2 балла), а мелкое, имеющее ту же самую магнитуду, вызовет катастрофические разрушения (7-8 баллов), как, например, произошло в Ташкенте в 1966 году. Но тогда произошло трагическое стечение обстоятельств: неглубоко расположенный очаг находился практически под центром города, то есть энергия в очаге была не столь уж велика, а проявления на поверхности земли — катастрофическими.

      [Цитировать]

  • Ребята, дорогие, что Вы всё про землетрясение! Я тоже его пережила, в центре проживали на Самаркандской 38, многое есть что вспомнить по этому поводу, но пост то посвящен предстоящей презентации нового сборника стихов Олега Георгиевича! Он очень ждет комментариев, посвященных ЕМУ, Пятая книга! А ему ведь за восемьдесят. Мне нравится четверостишие Регины Доронкиной:
    «Олегу 80 лет,
    Тут старика в помине нет!
    Душа поёт, а седина,
    Как украшение дана!» Вот так! А он ведь ещё и йогой занимается!

      [Цитировать]

  • Галина:

    А есть в интернете его стихи?

      [Цитировать]

  • Олег Бордовский:
    Красив Ташкент в любое время года…

    Красив Ташкент в любое время года.
    Как никогда прекрасен он весной…
    Высотных зданий многодельный строй –
    Пришла к нему строительная мода.
    Шагов гигантских строек семимилье
    Вас поражает темпом и масштабом.
    Замедли шаг и ощути: все это рядом,
    Дары весны дразнят своим обильем.
    Любимый город знаменит цветами:
    Растут вразброс и ровными рядами,
    Между деревьев смотрятся коврами,
    От клумб чудесных глаз не оторвать.
    Ташкентских парков зрима благодать.

    Хоть все-таки мешает летний зной
    Ташкента наслаждаться красотой,
    Но есть спасенье от безжалостной жары:
    Тенистые аллеи и фонтаны,
    Чьи брызги, как небесные дары,
    Несут прохладу, что бальзам на раны.

    И после лета знаменит Ташкент красой:
    Палитрою пленит листвы гривастой,
    И зорькой ясною, и утренней росой,
    Плодов обилием, чей красочный объем
    Рождает изумление на лицах.
    Об осени поет столица…

    Не меркнет красота Ташкента и зимой.
    Все белизною кроется игриво.
    На тротуарах, крышах снег порой.
    Мороз на окнах – рисованное диво.
    Непредсказуема ташкентская зима:
    Побаловав, вдруг круто повернет
    Калейдоскоп погоды и себе верна:
    С избытком солнца вдруг растает лед.
    И вот уж смотрится, как ранняя весна,
    Или наоборот – как позднее предзимье.
    И там, где был сугроб еще вчера,
    На роликах резвится детвора.

    Красив Ташкент в любое время года…

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Автор этой статьи напрасно смешал темы землетрясения и представления творчества прекрасного поэта. Для людей, которые не знакомы с творчеством Бордовского О.Г. ближе обсуждение строительства города после землетрясения, причем в такой форме, которая очерняет все.
    Люди остановитесь! Кроме повседневного негатива, есть еще доброе и прекрасное.
    Бордовский О.Г. замечательный человек, автор нескольких сборников стихов,достоин того, чтобы его произведения были узнаваемы, чтобы его стихи читали и перечитывали. Хотите познакомиться с его творчеством приходите на презентацию его новой книги.

      [Цитировать]

  • Александр Евсеев:

    Никакого смешения тем в этой статье нет. Автор очень проффесионально, описал в статье и творчество О.Г. Бардовского, и то время в котором жил и писал поэт в те годы. Связь времени и личности — вот две основные ипостаси, которые отображены в этой статье. Исторические факты, которые преведены в статье не » высасоны из пальца», а совершенно умесны. Ведь автор прав — такой дружбы народов, которая была тогда сейчвс увы нет. Спасибо Вам Гуарик!

      [Цитировать]

  • Александр Евсеев:

    На мой взгляд никакого смешения тем в этой статье нет. Автор очень проффесионально, описал в статье и творчество О.Г. Бардовского, и то время в котором жил и писал поэт в те годы. Связь времени и личности — вот две основные ипостаси, которые отображены в этой статье. Исторические факты, которые преведены в статье не » высасоны из пальца», а совершенно умесны. Ведь автор прав — такой дружбы народов, которая была тогда сейчвс увы нет. Спасибо Вам Гуарик!

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Один раз пережить это выражение — не » высасоны из пальца» — еще как-то можно, но дважды, да еще вкупе со всем остальным…
      Я, конечно, за дружбу, но информацию следовало начать с объявления о вечере поэзии, а потом уже давать биографические и прочие справки. Жаль, что автор поспешила.
      И очень любопытно было посмотреть, как рифмуется «верна» и «весна».
      Олегу Георгиевичу Бордовскому доброго здоровья и долголетия.

        [Цитировать]

  • Гуарик:

    «Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
    Готовый век трунить над нашей томной музой»,
    Нарушив восточной мудрости завет — молчания обет,
    Отправлю вам в ответ бессмертный пушкинский сонет!

    Поэту

    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    А.С. Пушкин, 1830
    …………………………………………
    «Что, брат, уж не трунишь, тоска берёт – ага!»

    .

      [Цитировать]

  • Гуарик:

    Друзья! Читайте мои статьи:
    — об Олеге Бордовском в «Вечернем Ташкненте» от 07 02 13 — сегодня утром появилась в киосках;
    — «Защитники Сталинграда» в «Леди», №6 от 07 02 13 — есть во всех ташкентских киосках;
    Там же мой стих «Снежная весточка» — посвящение всем вам!
    До новых встреч!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.