Филадельфийский оркестр Разное

Джамшид Бегматов, недавно переехавший в США, пишет в своем ЖЖ.

01
Давно собирался написать этот пост про поход в Филадельфийский оркестр, да руки не доходили. Начну с оговорок. Во-первых, я совершенно ничего не смыслю в классической музыке, умею только слушать. Не знаю многих имен и терминов. Не смогу отличить великое произведение от заурядного, если первое мне незнакомо. Не смогу отличить скрипку Страдивари от купленной в Янгиабаде (это крупный блошиный рынок в Ташкенте). Так что, если вы знаток музыки, дальше не читайте, вам может стать смешно. Во-вторых, мои фотографические возможности были сильно ограничены, поэтому никакой художественной ценности фотографии в себе не несут. А теперь жмите «Читать дальше», там интересно :-)

Филадельфийский оркестр был основан в 1900-м году небольшой группой музыкантов. Сейчас он входит в так называемую «Большую пятерку» симфонических оркестров США (Нью-Йоркский филармонический, Бостонский симфонический, Чикагский симфонический, Филадельфийский, Кливлендский). С этим оркестром тесно связаны американские годы жизни и творчества Сергея Рахманинова. Ему же он посвятил и свое последнее произведение, «Симфонические танцы».

Филадельфийскому оркестру принадлежат несколько прорывов в истории оркестровой музыки: первая электромагнитная запись (1925г.), первое коммерческое выступление на радио (Эн-Би-Си, 1929г.), первое выступление на телевидении (канал Си-Би-Эс, 1948г.), первая прямая трансляция концерта по интернету (1997г.).

02
Выступает оркестр в зале Verizon Hall, что расположен в Kimmel Center for the Performing Arts (Центр исполнительского искусства имени Киммела), названном в честь известного филантропа. Вместимость зала – 2500 человек.

02a
Фото из Википедии
Кроме концертного зала в Центре расположен театр, Roof Garden (сад на крыше), где филадельфийская аристократия проводит свадьбы и другие торжества, а также несколько небольших художественных галерей.

09
Весь интерьер из дерева и стекла. Очень красиво.

03
В одном из коридоров выставлена эта экспозиция из восьми обнаженных женских фигур в натуральную величину. Автора — известную в США скульптурщицу Арлин Лав (Arlene Love) — на эту работу вдохновили прогулки по улицам Филадельфии, во  время которых она обращала внимание на то, какие позы принимают женщины в различных местах и ситуациях. По мне, так фигуры детализированы до вульгарности.

04
Очередь за билетами. Некоторые приходят со своими табуретками и читают. Вопреки устоявшемуся в постсоветском пространстве стереотипу о «тупых американцах», они много читают.

05
Не перестаю удивляться популярности шахмат в Филадельфии. Заняв очередь, этот старичок уселся за столиком в ожидании случайного соперника, и он пришел в лице вашего покорного. Не мог я пройти мимо. Пока счет 2:0 в пользу… ну, вы меня поняли :-) Мы обменялись телефонами, матч будет продолжен.

06
Познакомился с группой товарищей, стоявших в очереди. Мужчина в центре — Борис Веньяминович Штерн. Как тесен мир! Я чуток ошалел, когда, узнав, что я прилетел из Ташкента, он стал расспрашивать меня про Чиланзар, Актепе… Оказалось, он приезжал в составе студенческой бригады восстанавливать Ташкент после землетрясения.

07
Перед концертом состоялась встреча с первой скрипкой Дэвидом Кимом. Он оказался крайне приятным и общительным человеком, с отличным чувством юмора и без малейшего признака звездной болезни. Я спросил его про скрипку, на которой он играет. Он не без гордости рассказал, что это скрипка, изготовленная в 1757-году итальянским мастером Джованни Гваданини, стоимостью 1,2 миллиона долларов. И добавил, что смычок китайский, купленный за 100 долларов. А дома у него хранится смычок стоимостью 70 000, но пользуется он им в исключительных случаях, так как вероятность физического повреждения очень высока.

08
В фойе повсюду висят мониторы, на которых вживую транслируется концерт. Это для опоздавших (они до антракта уже не могут зайти) и для не сумевших достать билеты. У парня справа в руке не пистолет (это настолько горячая тема сейчас в Штатах…), а сканер билетов.  

01a
Во время концерта просили не снимать, поэтому дальше без фотографий. Это был вечер Моцарта. Был полный аншлаг. Оркестр играл без дирижера, и играл потрясающе. Вот я до сих пор не полностью понимаю, какую роль выполняет дирижер в оркестре. Знающие – пожалуйста, объясните.

9 комментариев

  • tanita:

    Дирижер, грубо говоря, нечто, вроде регулировщика на перекрестке Следит, чтобы машины не столкнулись:)))
    От него зависит когда кому и что играть. Большой оркестр нужно сделать единым целым, иначе получится разнобой и ничего больше. Он показывает, когда и кому вступать. Но самое главное — от его трактовки зависит исполнение того или иного произведения. Именно это имеется в виду, когда говорят о гениальных режиссерах. Испортить можно даже гениальную музыку. Поэтому, скажем, при сравнении работ Герберта фон Караяна и Вероники Дударовой, все сразу становится ясно. Я не в осуждение Дударовой, но жесткий, несгибаемый стиль — не в моем вкусе

      [Цитировать]

    • OL:

      «В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!»-Юджин Орманди(1899-1985)-один из дирижеров Филадельфийского оркестра.Книга изречений дирижера.Нынче главный дирижер оркестра- канадец-Яник Незе Сэген.Молодой энергичный-может это новаторский прием -партитуры рамещены на индивидуальных мониторах(как в оркестре Густава Дюдамеля)На эти мониторы идет и дирижирование оркестром.Все отрепетированно до мелочей,Иногда дирижер выступает соло(на рояле),и одновременно дирижирует.Но это вчерашний день-таким американцев уже не удивишь.

        [Цитировать]

  • Тамара:

    Это высший пилотаж оркестровой сыгранности — без дирижера. Но за ней — огромная работа именно дирижера. Может, он выступал как концертмейстер — первая скрипка в оркестре? Кто на поклон выходил?
    Без дирижера обычно играют при форс-мажорных обстоятельствах, когда гаснет свет, и публика потом аплодирует оркестру по-особенному бурно. Если оркестр большой, музыканты просто не могут услышать друг друга. Может, в этом случае техника пришла на помощь?
    Тanita верно заметила — дирижер дает свою трактовку произведению, с разными дирижерами один и тот же оркестр работает по-разному. А в балете и опере он еще и под артистов подлаживается, даже под размах ног солистов:)) Потому в программке указывают — музыкальный руководитель и дирижер. Обычно это один и тот же дирижер, а если он не готовил спектакль, пишут — дирижер. Надеюсь, не ошиблась, если что — поправьте, профессионалы и знатоки.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    В Ленинградской (еще) Консерватории пришлось увидеть интересный момент. В конце финального номера дирижер повернулся к публике, «сделал ручкой» и ушел за кулисы, оркестр заканчивал без него. Потом был гром аплодисментов. Не помню фамилии дирижера, но в публике говорили, что он так частенько делает.
    И однажды на концерте Хоровой капеллы в старой еще Консерватории Ташкента видела, как дирижер не уходил за кулисы, но отошел в сторону, и жестом показал на Хор, демонстрируя их слаженность. Также была овация.

      [Цитировать]

  • EC EC:

    А как вам строитель Чиланзара? Что-то никто не удивлен и не обсуждает? :0)

      [Цитировать]

    • J_Silver:

      А что там обсуждать? Чиланзар — большой, Америка — маленькая….

        [Цитировать]

      • OL:

        Вот если бы он построил этот прекрасный сад на крыше или зал с великолепной акустикой….тогда.!Но простого человеческого спастибо он заслуживает-его дома то на Чиланзаре до сих пор стоят.

          [Цитировать]

  • Jamshid:

    С дирижером разобрался, спасибо :)

      [Цитировать]

  • Тимур:

    Дирижёр следит за тем, кто сколько и как играет, чтобы потом честно поделить выручку. А у них видать камеры поставили и следят в компьютерной комнате.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.