«Эмир Бухарский» История

После неоднозначных результатов Русско-Японской войны руководство в лице Николая Второго, проанализировав все произошедшее, пришло к выводу о необходимости модернизации вооруженных сил. Была принята и долгосрочная программа восстановления военно-морского флота. Она включила в себя постройку в течение нескольких лет для флотов на Балтийском, Белом, Баренцевом, Черном морях и на Тихом океане десятков линкоров, крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

«Эмир Бухарский»
Эсминец «Эмир Бухарский» в Копенгагене

Помимо выделения на эти цели из бюджета России сотен миллионов рублей, в пользу флота был объявлен сбор пожертвований среди населения. Всего за время с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев, из них 19 – на добровольные пожертвования. На деньги, собранные на добровольные пожертвования, было построено также несколько подводных лодок. Кроме того, значительная сумма из нескольких десятков миллионов рублей пожертвований пошла и на создание первых военных самолетов, т.e. военно-воздушного флота.


Сбором пожертвований и их использованием руководил Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, учрежденный императором Николаем II. В документах комитета отражены пожертвования, собранные в каждом из регионов России, в том числе и в Средней Азии. Здесь можно прочесть, что всего в «Среднеазиатском регионе собрано 319.090,04 копейки (а если принять во внимание I.000.000 руб., поступивших от Его Высочества Эмира Бухарского, то всего – 1.319.090,04 к.» 3десь же указано, что «в пожертвованиях преимущество было за туземными жителями, чинами разных ведомств и войсковыми чинами. На последнем месте среди жертвователей – духовенство и рабочие».

Интересно, что один миллион золотых рублей (беспрецедентный по тем временам дар!) был сделан на восстановление русского флота не подданным России, а главой формально независимого государства Бухарского ханства (эмирата).

Эскадренный миноносец, получивший после спуска на воду имя «Эмир Бухарский», был одним из трех однотипных военных кораблей («Московитянин», «Финн», «Эмир Бухарский»), построенных на верфях Общества скандинавского корабельного дока в Гельсингфорсе (Хельсинки).

«Эмир Бухарский»

Корабль имел водоизмещение в 620 тонн, мощность паровых машин корабля в 6200 лошадиных сил, что обеспечивало ему скорость в 25 узлов и дальность плавания свыше 1000 морских миль. По вооружению корабль был также одним из современных в своем классе судов. Экипаж корабля насчитывал 99 человек.

Служба корабля в составе Балтийского флота сразу началась с бурных событий: во время Первой русской революции экипаж корабля отказался стрелять по восставшему гарнизону Свеаборгской крепости, прикрывавшей вход в гавань Гельсингфорс. Командование флота, напуганное революционными настроениями матросов, было вынуждено временно заменять команды кораблей на гардемаринов – воспитанников старших классов кадетских корпусов (военно-морских училищ).

«Эмир Бухарский» участвовал в Первой мировой войне, в февральской буржуазной-демократической революции и Гражданской войне. В октябре 1917 года экипаж эсминца перешел на сторону большевиков, поддержав их во время вооруженного восстания в Петрограде.

В октябре 1918 года «Эмир Бухарский» был переброшен с несколькими кораблями Балтийского флота по каналам Мариинской системы в Волгу, где усилил Астраханско-Каспийскую военную флотилию Красной Армии. Здесь корабль, получивший в начале 1919 г. новое имя «Яков Свердлов», участвует в боях под Царицыном, Астраханью, в освобождении Баку. Флотилией командует легендарный матрос-революционер Федор Раскольников, ставший первым послом Советской России в Афганистане.

«Эмир Бухарский»

Почти в течение года корабль находился в качестве советского стационера (судна, находящегося на постоянной стоянке в иностранном порту) в Энзели – в порту на побережье Каспийского моря.

Свой путь «Эмир Бухарский» завершил в конце 1925 года в Астрахани, где был разобран на металлолом. Так завершилась короткая, но интересная судьба этого русского военного корабля, построенного на пожертвования с далекого Востока и в конце своей «жизни» вернувшегося все на тот же Восток.

«Эмир Бухарский»

«Эмир Бухарский»

«Эмир Бухарский»

Использованы материалы статьи Виктора Дубицкого «Дар эмира бухарского. Об истории корабля «Эмир Бухарский»

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.