Ногай-мазар Разное

Атнагулов Р.М. пишет в своем блоге.

На сегодняшний день, никто не может ответить однозначно, сколько лет кладбищу Минор в центре Ташкента (Узбекистан). 

Известно лишь, что существует оно, приблизительно с 1870-х годов, и его территория, когда-то намного выходила за пределы сегодняшних границ. Интересная история или же просто легенда, связанная с появлением кладбища, в 1870-х годах, рассказывает нам о том, что тогдашними властями Ташкента было решено вынести все кладбища, имевшиеся при каждой махалле (частный жилой сектор), как можно дальше за черту города. Чиновника, который должен был определить место закладки нового кладбища, долго возили окружными путями так, что ему казалось, что он уже отъехал на большое расстояние от Ташкента, а на самом деле, его привезли на левый берег канала Анхор. Там и было заложено кладбище Минор, которое благодаря смекалке горожан оказалось в пределах их досягаемости.

Сегодня же, на кладбище, практически невозможно найти захоронения, даже 1930-х – 1940-х годов, скорее всего, они были со временем поглощены последующими захоронениями. 

В административном корпусе Минора, хранятся метрические книги о захоронениях, лишь  с 1970-го года. Более ранних метрических книг, по каким-то неопределенным причинам не имеется. Записи в них ведутся на кириллице. 

Почти за полтора века, вокруг кладбища были проложены одни из центральных проспектов нынешнего мегаполиса, были возведены махалли и элитные новостройки. Но это не помешало образованию и сохранению на его нынешней территории особого микроклимата и присутствию некоего таинства времени. По одной из гипотез, за 150 лет своей истории, территория кладбища неоднократно смещалась, уменьшаясь до нынешних своих границ. Одна из сторон Минора омывается каналом Анхор. 

Можно, конечно же, обратиться к документальным источникам, для более точного определения даты основания кладбища, его площади и территории, но в этой статье/фото-репортаже, речь пойдет не об истории одного из самых крупных мусульманских кладбищ Ташкента, а о захоронениях на нем некогда жителей села Бастаново и их потомков. 

Наибольшее скопление захоронений наших земляков, находится на карте кладбища, называемой «Ногай-мазар».

Ногай-мазар представляет собой скопление татарских захоронений, среди которых имеются захоронения и наших земляков. Это одна из самых озелененных карт кладбища, где произрастают дубы, чинары и карагачи. Карта находится, практически в центре Минора.

Захоронения наших земляков, разрозненно встречаются и на других картах Минора. На могильных памятниках, сегодня можно увидеть фамилии родов: Девликамовых, Клеблеевых/Клевлеевых, Симашевых, Тахтагановых, Енилеевых, Канеевых/Конеевых, Маматказиных, Тынчеровых, Енгалычевых. 

Так же, встречаются памятники, некогда жителей близлежащих к Бастанову деревень, с фамилиями родов: Сакаевых, Кудяковых, Бегишевых, Янгалычевых, Бурнашевых, которые, по всей видимости, когда-то эмигрировали в Узбекистан.

Тут, мы представили фото некоторых могильных плит с Ногай-мазара: 

Ташкент, январь 2013 год.

22 комментария

  • AK:

    На этом кладбище похоронена мать знаменитого астрофизика Рашида Сюняева — Саида-опа. Татарский поселок был ближе к Обсерватории. Недалеко от Райисполкома (в махалле напротив кинотеатра Казахстан) была татарская школа. Возможно в поселке жили татарские купцы и мурзы (судя по фамилиям)
    Название Ногай скорее всего идет от старого татарского поселения Ногай-курган (по дороге на Сергели). Возможно негативный оттенок этого названия связан с «доброй» молодежной традицией налетать на соседей на конях и хлестать кого-нипопадя ногайками (с этим я столкнулся в одной из татарских деревень :)

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      АК: мне очень интересно узнать о татарском поселке в районе Обсерватории. Не от него ли осталось и старое татарское кладбище, которое было ещё в 1950-е годы закрыто, а потом снесено? На его месте построили Физико-технический институт. Я хорошо помню это кладбище, росла рядом и мы с детьми по нему бродили. Все называли его именно татарским. А на самом краю жила татарская семья, глава семейства был сторожем, когда оно ещё действовало. Я сейчас стараюсь понять, что было на месте обсерватории и вокруг.

        [Цитировать]

      • AK:

        Это к автору статьи. Я сам первый раз слышу о селе Бастаново на территории русского Ташкента.

          [Цитировать]

        • AK:

          посмотрел сайт Атангулова Р.М. bastanovo.ru — это село в Сасовском районе Рязанской области, а на Миноре есть могилы выходцев из этого села.

            [Цитировать]

          • VTA VTA:

            АК: Я насчет Вашей фразы в комментарии спросила: «Татарский поселок был ближе к Обсерватории». Это какой поселок Вы имели ввиду?

              [Цитировать]

            • AK:

              Я сам только слышу обрывки информации — татарская школа в махалле между Тимирязева и Энгельса, Ваше упоминание о кладбище и эта статья.
              Я стал выкладывать свой архив на сайте uznet.biz/tat-tashkent Если что-то встретите по теме можно сбросить в комментарии к соответствующим статьям. Сейчас есть: — мечеть Маржани (театр Навои), — Татарская улица (сейчас ТурабаТулы), — Ногай-курган (Сергели) и — Ногай-мазар (Минор)
              Буду благодарен и сам всегда готов помочь только Вам нужна своя страница с темами и обсуждением в комментариях.

                [Цитировать]

              • VTA VTA:

                О кладбище есть ещё упоминание в Этническом атласе Узбекистана. Там и о татарах статья, не смотрели? Обычно список литературы прилагается. Если встречу где-то по теме, выпишу обязательно и где нашла тоже.

                  [Цитировать]

                • AK:

                  Спасибо, великолепная книга-справочник составленная настоящими учеными (должна быть настольной книгой каждого «письмоташкентца» :)

                    [Цитировать]

  • VTA VTA:

    Сохранение кладбищ, памятников, метрических книг — очень важно для изучения истории края и генеалогических исследований. К сожалению, мы крайне медленно начинаем осознавать это. В республике от христианских метрических книг остались жалкие остатки после передачи их в ЗАГСы и обратно в архив, думаю, что и с мусульманскими книгами произошло то же. Старые памятники никто не сохраняет, не знаем, где похоронены даже знаменитые наши горожане, если у них не осталось в городе родных. Я думала, что такое типично для всего бывшего Союза. Но неожиданно столкнулась с завидным исключением. На архивный запрос из Тулы мне прислали данные о захоронении родственников за конец 19-го -начало 20-го в.в. На каком кладбище, в каком состоянии могилы, что на них стоит и переписали все надписи с указанием дат рождения и смерти. Оказалось, что архивных документов на них не нашли, но запрос передали в музей Тульского некрополя. Оттуда и ответили. Всего несколько лет назад нашлись энтузиасты, которые обошли весь тульский некрополь (с 17 века захоронения), составили карту могил, переписали все надписи, отреставрировали, что могли, сфотографировали. На знаменитых граждан составили данные. А теперь поддерживают и окупают затраты — множество туристов хотят посетить могилы знаменитых граждан Тулы, да и сами горожане с интересом приходят. Утраченного не вернёшь, но время летит быстро и скоро история 20-го века станет глубокой древностью. Хоть ее бы сохранить!

      [Цитировать]

    • AK:

      В России много делается для сохранения истории (я сужу по интернету, по множеству архивных материалов в свободном доступе) Надеюсь у нас это тоже будет развиваться (для этого надо переломить давление бюрократов считающих себя хозяевами над народом).

        [Цитировать]

      • VTA VTA:

        У нас архив хороший, много интересного сохранено. Но нет доступного электронного каталога фондов и описей. Бумажный путеводитель по дореволюционному фонду (губернаторскому) издан в середине 20 века. Им все и пользуются. Кроме того, очень подозрительно относятся к таким дотошным, как я. Всё никак не могут понять зачем надо, а вдруг… А российские архивы систематизировали и деньги зарабатывают на исполнении заказов. А тут кот в мешке, народ не знает, что есть.

          [Цитировать]

        • Cоня:

          Вот-вот надо архивам перейти на частичный хозрасчет- за бумажные архивные справки не Бог весть какие деньги можно заработать, а вот оцифровать и внести в компьютер, и брать деньги за информацию- это было бы очень прекрасно для всех. И архивы бы систематизировались и информация сохранилась лучше

            [Цитировать]

  • Сергей:

    » … Чиновника, который должен был определить место закладки нового кладбища, долго возили окружными путями так, что ему казалось, что он уже отъехал на большое расстояние от Ташкента, а на самом деле, его привезли на левый берег канала Анхор. Там и было заложено кладбище Минор, которое благодаря смекалке горожан оказалось в пределах их досягаемости…»
    Аналогично надо было сделать и с определением места для нового христианского кладбища в конце 20-го века.

      [Цитировать]

  • Бобур:

    Очень хорошая статья! Живу в одноименной махалле близ кладбища давно хотел узнать историю о ней.

      [Цитировать]

  • Ильгиз:

    Вопрос к ЕС: зачем Вы усекли эту публикацию?
    Вчера фотографий в ней было почти вдвое больше.

      [Цитировать]

  • rus_at:

    Помогите, пожта найти старое фото, примерно 1950 — 1960-х годов ул. Ленинградской.
    Там, за старыми чинарами, была какая то автобаза, и за ней был частный жилой сектор.
    Интересует дом №40, его парадная.
    Там когда-то жили мои предки…
    Буду очень признателен!

    Спасибо.
    Руслан Атнагулов.
    Сайт: http://www.bastanovo.ru

      [Цитировать]

  • Nariman:

    В Рязанской области остались всего 2 реально татарские деревни в Ермишевском Азеево и в Сасовском Бостаново), население которых во времена Ивана Грозного не было насильственно крещено, из-за разлива реки Мокши, которая является притоком реки Оки. Во время разлива жители бежали в ближайший лес и переждали. В этих деревнях самые заменитые фамилии: Урмановы, Бегишевы, Енилеевы, Канеевы, Бегишевы, Канцеровы, Ерзины (Салих Ерзин был первым преуспевающим меценатом, на средства которого была построена 1-ая соборная мечеть в Москве, ныне у спорткомплекса Олимпийский, снесённая 11 сентября 2011 года, для увеличения площади новой мечети на её месте), Бурнашевы (Вали Бурнашев личный кучер Александра 1-го и далее личный водитель Николая 2 был почетным гражданином Российской Империи, его сын Сайфулла был личным водителем Ленина, его внук личный пилот Хрущёва и Брежнева, ныне проживает в Челябинске, пенсионер)
    _____________________________________________
    Для справки:
    Самая большая татарская община сложилась в начале XIX в. в окрестностях Ташкента, в местечке Ногай-курган (на территории нынешнего Сергели), благодаря смекалке и оборотливости казанского татарина муллы Губейтуллы, который на свои средства купил землю и продал своим соплеменникам в рассрочку. Первая татарская деревушка в 40 дворов имела планировку, отличную от азиатской. Поселившиеся здесь татары бежали в основной из страха попасть в рекруты или от насильственной христианизации. За ними потянулись их соплеменники в погоне за наживой.
    За неимением пахотной земли, жители Ногай-кургана или промышляли извозом (арбакеши), или занимались разведением садов и огородов при своих домах, продавали картошку, квас и кумыс.
    Необходимо отметить то, что традиционно всех татар местные жители называли ногаями, а каждый посёлок с многочисленным татарским населением – Ногай-кишлаком. Ногай-кишлаки по сей день существуют в Ферганской долине.
    В 80-х гг. XIX в. в Ташкенте прочно обосновалось уже более 100 известных татар.
    Татарская слобода образовалась вблизи Бешагачских ворот (татары, как правило селились в русской части городов). Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская» (ныне ул. Тураба Тулы). В конце XIX в. в Ташкенте уже действовали татарская мечеть и медресе Марджани (снесены в середине 30-х гг. во время строительства театра им. А. Навои), а в центре Ташкента процветал пассаж братьев Яушевых (в районе ресторана «Заравшан»).
    В 1902 г. в Ташкенте функционировала татарская школа.
    С середины 20-х гг. в Узбекистане действовало Татаро-башкирское бюро. В последующие годы под его руководством в крае функционировало 17 национальных школ, три дошкольных заведения, две библиотеки.
    В 1929 г. было создано два татарских колхоза . В середине 30-х гг. татары на производстве занимали первое место среди представителей нацменьшинств республики – 1060 чел.
    Представители татарской диаспоры, прибывшие в Туркестан, стремились в местах своего компактного проживания иметь этнические кладбища. Первые татарские (ногайские) мазары были заложены почти два века тому назад на землях Коканда и под Ташкентом, в местности Ногай-курган (ныне Сергелийский район), рядом с первыми татарскими колониями.
    На границе XIX—XX вв. татарский некрополь образовался в Бешагачской части старого Ташкента, неподалеку от Татарской слободы. По сообщению Р.Г. Мукминовой, татарский мазар до 50-х гг. XX в. существовал в районе Ташкентской обсерватории. Другой действовал полвека назад на Бадамзаре. Татарский участок имеется и на столичном кладбище Ялангач-2. В Ташкенте в самом конце XIX в. была построена татарская мечеть, где верующие регистрировали рождение своих детей.
    Погребальные обряды башкир во многом схожи с татарскими и узбекскими, но для их совершения приглашают своих мулл. Хоронят на общих мусульманских кладбищах. Отдельных карт или участков не имеют.

      [Цитировать]

    • AK:

      надо добавить 2 тат.школы по Справочнику Ташкента за 1925 — №12 и №15
      12-школа была им. Вахидова, в народе называлась «Вахидия»

        [Цитировать]

  • AK:

    доп. к статье — могилы предков Сюняева (величайшего астрофизика современности) на кладбище Минор

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.