Все тайны главного ташкентского театра. Сенсационный выпуск журнала Moziydan Sado Разное

Пишет Лилия Николенко на сайте Azu.uz.

В Ташкенте вышел в свет уникальный номер журнала Moziydan Sado(Эхо истории). Впервые выпуск этого одного из самых лучших журналов об истории и культуре Узбекистана целиком посвящен одной-единственной теме: Государственному Академическому театру имени Алишера Навои. В выпуске: сенсационные материалы об истории создания здания театра, легенды старого Ташкента, судьбы японских военнопленных, хитросплетение имен великих архитекторов, загадочная связь между зданием театра Навои и Дворцом Термезских правителей XI века. Впервые увидели свет многие рассказы о мастерах, знаменитых ганчкорах и художниках, принявших участие в оформлении великолепных залов театра. 
  

В 1933 году, советское правительство объявляет конкурс на лучший проект Оперного театра в Ташкенте.  Новое величественное здание должно занять место в самом центре Ташкента, на площади, где стихийно разрастается Воскресенский базар. Десятки кибиток и лавок-развалюх резко контрастируют с великолепными зданиями, построенными Алексеем Леонтьевичем Бенуа, туркестанским Бенуа, как называют его в мире искусства.  

В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени. Как это не удивительно, только сейчас, 80 лет спустя, мы можем представить, каким мог быть наш Театр Навои, если бы не победа проекта Алексея Щусева.

 

 

  

Глядя на эту архивную фотографию проекта здания театра от 33-го года, отчетливо видны множества отличий  от существующего здания.

 
 
Изучая архивы, авторы исторического проекта в Moziydan Sado, обнаружили три варианта эскизов здания театра, выполненные рукой Щусева. Первый вариант, от 33 года вы видите на фотографии выше.
 
Второй, в 34-м году претерпевает существенные изменения:
  
  

И наконец, в 37-м году, облик и декор здания меняется кардинально. Щусев дорабатывает проект, привнося в него явные восточные архитектурные мотивы, многие из которых перекликаются с архитектурой Дворца правителей в Термезе XI века:
 

В журнале  Moziydan Sado приводятся фрагменты неизвестных ранее архивных страниц, выдержек из официальных документов и личных дневников. Редкие факты и фотографии из биографий Алексея Щусева, Чингиза Ахмарова, Ташпулата Арсланкулова, Усто Ширина Мурадова, Кули Джалилова, Абдуллы Болтаева, Исматуллы Нигматова, Стефана Полупанова — это лишь малая толика сокровищ, которые скрыты за глянцевой обложкой Moziydan Sado.

 
Инициатор и автор проекта по фундаментальному исследованию истории театра  — Турсунали Каримович Кузиев. Своей мощной энергетикой, влюбленностью в культуру и историю Узбекистана, он привлек к работе над проектом выдающихся архитекторов, историков и искусствоведов.  Справа от Т.К. Кузиева — секретарь Посольства Японии В Узбекистане г-н Асамура Такао. Трагическая страница в истории Японии связана со строительством нашего театра. В день презентации проекта, посвященного Театру Навои, участники его, сочли долгом посетить место захоронения военнопленных японских солдат возложить  к  могилам цветы.  Узбекистан чтит и помнит японских граждан, руки которых уложили каждый кирпич этого поныне великолепного здания.
 

Автор многих текстов выпуска, человек, под руководством которого вышла в свет не одна уникальная энциклопедия в Узбекистане, Алла Ильинична Кременцова. В её рассказе о работе над проектом прозвучало множество удивительных историй, оставшимися за рамками журнала.  А значит проект непременно будет иметь продолжение.
 

Главный редактор журнала Moziydan Sado — Зафар Абдуллаевич Хакимов. История архитектуры в его рассказах — увлекательная повесть о красоте, полная загадок и тайн. Автор многих статей по истории строительства здания театра, вошедших в выпуск.

   
 
Главный балетмейстер Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, народный артист Узбекистана, Ибрагим Юсупов. Он пришел на презентацию проекта сразу с репетиции. Труппу театра в период реконструкции здания, приняла к себе гостеприимная сцена Дворца Туркестон. Слова благодарности за труд исследователей прозвучали от имени всего коллектива  из уст знаменитого балетмейстера. Театр с нетерпением ждет возвращения в обновленное здание, и каждое событие, связанное с родным театром, волнует артистов.   

Рассказывая о процессе реконструкции, директор ГАБТ им.А.Навои Бахтиёр Якубов, отметил: «Самое главное, чтобы здание театра сохранило свою удивительную энергетику, ауру»

Одна из статей выпуска представляет собой большую художественную летопись в именах артистов прошлого и настоящего, составивших славу Театра Навои. За более чем 60-летнюю историю деятельности, здесь сформировалась собственная оперная и балетная школа, известная во всем театральном мире. 
 
Специальный выпуск журнала Moziydan Sado поступил в продажу. Тираж только 1500 экземпляров. Непременно поторопитесь и найдите его в киосках Ташкента. Столь сенсационного исторического материала в узбекских периодических журналах до сих пор не было.
 

 

Название: Все тайны главного ташкентского театра. Сенсационный выпуск журнала Moziydan Sado

12 комментариев

  • Благодарю за познавательную статью. С 1964 года жила в Ташкенте рядом с театром Навои, часто посещала спектакли, всегда любуясь архитектурой здания и наслаждаясь выступлениями труппы театра.
    С нетерпением жду окончания реконструкции здания. Повышенное внимание Турсунали Каримовича Кузиева дает надежду на своевременное успешное завершение реставрационных работ.

      [Цитировать]

  • VTA VTA:

    «Самое главное, чтобы здание театра сохранило свою удивительную энергетику, ауру» — уже за одно это стремление огромное спасибо! Очень надеюсь, что так и будет. И статья познавательная, и внимание к истории архитектуры радует. Постараюсь купить журнал. В узбекском архиве много материала о градостроительстве Узбекистана, папки с планами и проектами разных зданий, церквей и т.д. При желании массу интересного написать и опубликовать можно.

      [Цитировать]

  • AK:

    «Самое главное, чтобы здание театра сохранило свою удивительную энергетику, ауру» — до 30-х годов на месте театра (в районе сцены) располагалось медресе Маржани.

      [Цитировать]

    • HamidT HamidT:

      Правда? И здесь без идеологии не обошлось, хорошо, что театр, а так и бассейн мог бы быть, на этом месте..))Какой то «шютиник», не помню, говорил, что если бы марксизм двигался не с запада на восток, а наоборот,то в западных столицах были построены театры макомистов…

        [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Когда театр построили, по Ташкенту ходили слухи, что пленные японцы что-то так сделали, что после спектаклей, особенно по ночам, слышны непонятные и таинственные звуки. Треск, стоны. Боялись. А другие над ними смеялись и объясняли, что это здание остывает после большого скопления народа. Хорошо, что ни те, ни другие ничего не помнили про медресе, вот уж насочиняли бы!
      А аура и энергетика была и театр для нас, еще маленьких, стал храмом искусства.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Я тоже хочу журнал А он на русском или на узбекском? Если на узбекском — для меня плохо, но с какой радостью прочитала бы об истории театра!!!! И какие проекты интересные были!!!

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Таня, если будут продавать, куплю. Но пока не привозили в наш киоск, уже спрашивала. Надеюсь, что на русском.

        [Цитировать]

      • tanita:

        Спасибо, Танюша, буду очень благодарна. И ты права: для нас он стал храмом искусства. Сколько там перевидано и переслушано! И Вот странное совпадение: первым моим спектаклем было «Лебединое», И последним, перед отъездом — тоже. Французы приезжали. А мне ужасно не понравилось, наши лучше танцевали, ей-бюгу, куда лучше! А помнишь такой балет «Шурале»?

          [Цитировать]

        • VTA VTA:

          Да, помню. А меня повели в четыре года на «Черевички». Я до сих пор помню, как черт над сценой летал. Позже не ставили и маленький сын смотрел «Лампу Алладина», а с внуками больше на елки ходила. Тогда еще Бернара Кариева во главе была. Новогодние спектакли очень красочные, хотя и повторяли часто Снежную королеву. И что мне нравилось в 90-е ( с внуками), так это старания научить детей правильно вести себя в театре. Никто в конце действа не бежал сломя голову в гардероб, на сцену выходила сама Кариева, она в ложе сидела на каждом спектакле. Представляла всех, кто работал над спектаклем, не только артистов, вплоть до осветителя. Для детей, мне кажется, очень важно было не только зрелище посмотреть, но и представить себе труд людей его создавших.

            [Цитировать]

          • tanita:

            А я видела «Бахчисарайский фонтан» с Галией Измайловой…. и вообще чего толкьо не видела. Но больше ходила на балеты, вообще была помешана. А какие оперы ставили, господи, в Москве такого не ставили!

              [Цитировать]

            • Да, мне тоже посчастливилось застать и Галию Измайлову, и Бернару Кариеву. Я тоже предпочитала балет, но и оперы слушала с удовольствием. Первым балетом, который запомнился, тоже было «Лебединое озеро».
              А еще очень нравилось художественное оформление сцены.Я умудрялась брать билеты на литерный ряд. И аромат от сцены какой-то особенный был.

                [Цитировать]

    • Лилия Николенко:

      он на трех языках. и на русском

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.