Ученый-историк стал основателем семейной турфирмы Tашкентцы История

Случайно познакомился сМурадом Мирзо, пока только заочно. Знаю, что он полон всяких историй… приглашает в гости… Есть материал для сайта…

Кстати, автор этой статьи Марк Орлов — тоже знаком по работе в Мираде.

И сам сайт турфирмы:   http://www.turkturizm.uz/ru/ — есть туры по всяким ремесленникам, музыкантам и разным местным чудесам, имейте в виду.

 

 khiva

В конце 90-х, стоя в аэропорту с табличкой «Гостиничные и туристические услуги», ученый-историк Мурад Мирзо надеялся, что едва ли не каждый второй прилетающий в столицу турист захочет воспользоваться услугами его туристической фирмы. О том, что гостиничные номера и турпоездки бронируют, как правило, заранее, он еще не знал.

«Особых успехов нет. В этом году приняли всего 800 интуристов», — скромно отзывается Мурад Мирзо о работе своего небольшого семейного предприятия «TURKTURIZM»СП. На вопрос, что же тогда, по его мнению, успех, отвечает: «Можно и больше». В свое время благодаря именно профессиональным амбициям его бизнес «перешагнул экватор». Бывали случаи, когда иностранцы, путешествующие на велосипедах или автостопом, приезжали в мини-гостиницу «Мирзо», а свободных мест не было. Устанавливали палатку прямо во внутреннем дворике и жили как бы одной семьей вместе с Мурадом-ака, его женой Шаистой-апа, сыном Айбеком и другими гостями.

Защитив докторскую диссертацию по археологическим и архитектурным памятникам Узбекистана, в 1991 году Мурад Мирзо стал научным руководителем экспедиции Амира Темура. Изучал родные места полководца, его среднеазиатские маршруты, архитектурные сооружения и многое другое. Для туристических компаний, принимаюших местных туристов, специалист такого уровня был на вес золота. В итоге спустя несколько лет экскурсионные автобусы, микрофон и десятки любознательных туристов стали повседневными атрибутами работы Мурада Мирзо. «А почему бы мне не открыть свою туристическую фирму?» — раз за разом не покидала его мысль на фоне активного становления в стране частного предпринимательства и успеха, которым пользовались его услуги у туристов. В 1998 году он получил лицензию на оказание гостиничных и туристических услуг.

«Узбекский национальный дом» — так неофициально называется дом предпринимателя, обустроенный под мини-гостиницу. Здесь после экскурсий во время вечерних бесед за чашкой чая он рассказывает туристам об истории Узбекистана, традициях и обычаях народа, обучает узбекскому языку (восемь туристов из Европы в разные годы приезжали именно с этой целью), играет на дутаре. Нередко приезжали туристы со своими музыкальными инструментами. Такие ансамбли Мурад Мирзо вспоминает с особой теплотой. Словом, весь период пребывания в Ташкенте гость живет в настоящей узбекской семье. Всего за 15-30 тысяч сумов в сутки они узнают значительно больше о стране и народе, чем из десятков путеводителей. Хотя именно из них многие туристы узнают о семейной турфирме Мурада-ака. Размещение такой рекламы дает колоссальный эффект.

— Открыть бизнес и получить лицензию несложно, главное — найти клиентов и оставить у каждого из них самые светлые воспоминания об Узбекистане, о нашей фирме, — говорит Мурад Мирзо. — В первые годы независимости Президент в своих выступлениях неоднократно говорил о том, как нужно развивать бизнес. Так я вникал в его тонкости. Начинал с того, что обзванивал банки, образовательные учреждения, махаллинские сходы граждан, предлагал организовать экскурсии и проживание в гостинице. Соглашались немногие, тем не менее так я получил первых клиентов. Поскольку они были гражданами республики, от меня требовалось лишь разработать экскурсионную программу и организовать транспорт. Спустя год после открытия фирмы я стал специалистом в сфере туризма. Меня пригласили преподавать его основы на факультет туризма Ташкентского государственного экономического университета, где по сей день читаю лекции. А в прошлом году выпустил учебник «Основы туризма» для студентов вузов.

Первые иностранные туристы в активе семейного предприятия «TURKTURIZM» появились в 2007 году, после того как Мурад Мирзо запустил в Интернете официальный сайт фирмы. Список оказываемых услуг пополнился визовой поддержкой. К тому моменту подрос главный помощник предпринимателя — сын Айбек, выпускник экономического университета. Главный бухгалтер, переводчик с английского, экскурсовод — сейчас, когда семейная турфирма специализируется на приеме исключительно иностранных туристов, он стал главным ее сотрудником. Чтобы постичь тонкости бухгалтерии, Айбек полтора года работал помощником бухгалтера в различных организациях. Сейчас учится в языковом центре при Посольстве Египта в Узбекистане, где осваивает арабский язык. Но уже сейчас, зная в совершенстве английский, даже во время бесед за чашкой чая он незаменим. Отец — «ходячая энциклопедия» по истории страны, составитель и организатор экскурсионных программ — иностранными языками не владеет. Однако были и исключения. Например, когда приехал польский турист, знающий узбекский язык, по словам предпринимателя, не хуже его самого, он составлял узбекско-польский ипольско-узбекский словарь.

После принятия 26 апреля этого года Закона «О семейном предпринимательстве» он изменил организационно-правовую форму с ООО на семейное предприятие, подразумевающую в составе не менее двух работников. Теперь они коллеги официально. Кроме того, согласно закону коммунальные услуги оплачивают по тарифам, установленным для населения, что очень выгодно.

Побывать в Узбекистане и не попробовать национальную кухню — все равно что приехав в Египет, не полюбоваться пирамидами. Главный шеф-повар в «Узбекском национальном доме» — супруга предпринимателя Шаиста-апа.

— Несколько лет назад пришло письмо от китаянки, у которой был свой ресторан, — рассказывает предприниматель. — Она просила организовать десятидневный мастер-класс по приготовлению традиционных узбекских блюд. Даже сама расписала программу: первый день — плов, второй день — самса, третий день — хасип и так далее. После того как приготовили плов, ей настолько понравилось, что на все последующие уроки она наняла оператора и еще одного переводчика, чтобы точно зафиксировать процесс приготовления. Когда накануне отъезда я сказал, что все это готовила моя жена, она была в шоке. Думала, что у меня работает профессиональный повар. Спустя какое-то время она написала письмо и сообщила, что количество посетителей ее ресторана резко увеличилось после того, как она включила в меню узбекскую кухню.

За несколько лет Мурад Мирзо превратил небольшую, обособленную от остальных представителей туриндустрии фирму, в ключевого партнера аналогичных мини-гостиниц в Самарканде, Бухаре, Хиве и других туристических городах страны. Семейных предприятий среди них не много, тем не менее все они — субъекты малого бизнеса. Мурад Мирзо организует проживание своих туристов в «гестхаусах» региональных партнеров, а те в свою очередь — в «гестхаусе» Мирзо. В условиях кризиса туристы тоже стараются экономить, и такие удобные недорогие мини-гостиницы — выгодная альтернатива роскошным отелям. Теперь он пытается наладить сотрудничество с зарубежными турфирмами по обмену туристами.

В будущем ученый-предприниматель надеется, что вместе с сыном выведет семейный бизнес на новый этап развития. Двух-этажная или трехэтажная гостиница в национальном стиле с самобытным приусадебным внутренним двориком и роскошным фруктовым садом — таковы планы. Но прежде чем это произойдет, Мурад Мирзо намерен отправить сына на обучение и стажировку за рубеж, где «гестхаусы» стали невероятно популярными. А пока для увеличения клиентской базы работает над повышением рейтинга сайта в поисковых системах и специализированных онлайн-справочниках.

Автор: Марк Орлов, «Правда Востока».

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.