К 75-летию Владимира Высоцкого Разное

И СНОВА О ВЫСОЦКОМ

Все ближе Татьянин день.
Он вобрал в себя много дат. И одна из них привлекает внимание всех, кому дорого имя Владимира Высоцкого — его 75-летие. Публикации следуют одна за другой. Да и некоторые из изданных в прошлые годы очень интересны и не всем знакомы.
25 января на каналах России вновь будет показан художественный фильм о Владимире Высоцком. Мы все его, конечно, уже видели. Именно из него многие из нас узнали о последней любви Высоцкого.
Сегодня в Моем мире, в сообществе «Владимир Высоцкий. Личность на все времена» нашла о ней интересную публикацию, размещенную нашим земляком Вла227762_504004706310787_1622620984_nдимиром Фетисовым. Кстати, это один из лучших в Ташкенте, на мой взгляд, знатоков жизни и творчества Высоцкого и исполнителей его песен , почему-то не показывающийся на сцене, — поет только в узком дружеском кругу.

Автор предлагаемой ниже статьи, опубликованной в журнале «Карьера» N7 в июле 1999 года, Людмила ЛУНИНА, фото Александра СТЕРНИНА.

Последняя любовь Поэта.
Оксана Афанасьева-Ярмольник о Владимире Высоцком

Владимир Высоцкий называл ее своей последней любовью. И не потому, что предвидел свой скорый конец. Просто любой мужик рано или поздно хочет остановиться и самому себе сказать: «Именно с этой женщиной я счастливо проживу оставшийся век и умру с ней в один день». Его возлюбленной в ту пору шел девятнадцатый год, сам Высоцкий разменял пятый десяток. И отмерено им было не век и не полвека, а всего-то два года.
Высоцкий сейчас – что минное поле. Все, кому не лень, пишут о нем воспоминания, а потом другие неленивые люди эти воспоминания опровергают. И непонятно, чего вокруг имени Высоцкого больше: обожания или совсем недостойной суеты. Так надо ли эту суету приумножать?
Разве можно придумать что-то новое про роман 19-летней девушки с 40-летним знаменитым артистом? Слишком неравные весовые категории: у одного чересчур опыта, другая вся переполнена розовыми соплями. В лучшем случае он ее перепахал, в худшем – переехал.
Но оказалось, что Оксану Ярмольник переехать совсем даже непросто. И, наверное, было невозможно никогда, даже в ее девятнадцать лет.
— Я очень рано повзрослела – может, потому, что рано умерла мама. Все мои друзья были старше меня. Сейчас мне кажется, что первые двадцать лет моей жизни были гораздо сильнее насыщены разного рода драматическими событиями, чем двадцать последующих.
С восемнадцати лет я жила одна – разменяла родительскую квартиру и таким вот образом обеспечила себя жилплощадью. Поступила в текстильный институт. Деньги зарабатывала тем, что обшивала подруг.
Я все всегда решала сама: где учиться, с кем дружить, кого любить. В самые сложные моменты у меня – к сожалению, а может быть, и к счастью – не было человека, который бы что-то посоветовал, пальцем погрозил, запретил…
— И тут вы встретили Высоцкого. Он, наверное, был вашим кумиром…
— Знаете, у меня никогда не было кумиров. Встретила – и встретила. Он на меня первый внимание обратил. Я была заядлой театралкой. С Володей мы столкнулись у администратора Театра на Таганке.
— И вы…
— Не я – он, что называется, обалдел. Взял телефон, пригласил на свидание. Как раз перед свиданием я с подругой пошла в Театр Моссовета. Я даже не помню, что мы смотрели,- весь спектакль я размышляла, идти мне или нет. И вот мну я в руках программку, верчу ее… «Слушай,- говорю подруге,- что-то не хочется мне с ним встречаться». А она: «Ты что?! Да все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!» Я мысленно представила бесчисленное количество этих женщин – и пошла.
Итак, мы встретились. Кумиров у меня не было, но был юношеский максимализм, а в придачу к нему – уже готовый жених, милый такой мальчик. Так вот, повинуясь юношескому максимализму, я с женихом на следующий день рассталась. Я решила, что лучше один день с таким человеком, как Володя, чем вся жизнь – с тем моим приятелем.
Владимир Семенович был абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком. Более одаренных людей я с тех пор не встречала. У него была колоссальная энергетика. Где бы он ни появлялся: в компании друзей или в огромном зале, где давал концерт,- он с легкостью подчинял своему обаянию и пять человек, и десять тысяч. Даже партийные чиновники, вставлявшие ему палки в колеса, на самом деле искали с ним знакомства и просили билет в театр.
— Но, говорят, он пил.603005_504004709644120_103596965_n
— Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман. Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильме «Место встречи изменить нельзя» и в «Маленьких трагедиях». У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм «Зеленый фургон». Правда, ему не дали.
При этом – да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью.
— У вас не было отрезвления, когда вы узнавали обо всех его пороках?
— Я была безумно влюблена. И потом, о каких пороках речь – о пьянстве? Тогда пили абсолютно все, а творческие люди и подавно. Другое дело, никто ведь не предполагал, что Володе так мало осталось. Знаете, я сейчас с трудом вспоминаю те годы – ведь что-то я еще делала, училась. А такое ощущение, что жизнь была заполнена только им.
Я бы все на свете отдала, чтобы его вылечить. Но представьте Москву конца 70-х: где лечиться, у кого, как сделать это анонимно? Мы все боялись, что об этом узнают: за наркотики легче было попасть в тюрьму, чем в больницу.
Хотя сейчас думаешь: какая ерунда! Ну узнали бы – и что? Надо было ехать за границу, ложиться в клинику. Марина два раза устраивала его в лечебницы. Наступала ремиссия, но ненадолго.
На нем висело множество людей, и он о своей ответственности никогда не забывал. Он помогал матери, отцу, двум сыновьям, не говоря уж о многочисленных приятелях. Кого-то выдавал за границу замуж или женил. Другой звонил из ОВИРа: «Мне не дают загранпаспорт!» – и Володя ехал выручать.
— А ответственность за вас он ощущал?
— Мне кажется, я в большей степени чувствовала себя ответственной за наши отношения. И мне было достаточно, что мы вместе. И хотя, конечно, были и чувства, и накал, и страсть, о том, что он меня любит, он мне сказал только через год. И для меня это стало сильнейшим потрясением, моментом абсолютного счастья.
Володя переживал из-за моей неустроенной судьбы, из-за того, что не мог дать мне больше. Даже просил у Марины Влади развода. И чего бы он разводом добился? Стал бы невыездным, и все. А для него поездки за границу были как глоток воздуха. У него были сотни друзей в Америке, Франции, Германии. Если бы он развелся, его бы в Союзе сгнобили или просто бы вышвырнули из страны, как Галича, Алешковского, Бродского.
Марина была далеко, я ее воспринимала как Володину родственницу, ее существование никак не отражалось на наших отношениях. Я вообще не люблю, когда в моем присутствии о ней плохо отзываются. Люди, которые Володю любили, были ему близки, для меня не то чтобы святы, но вне критики.

…Когда Володя умер, так сложились обстоятельства, что я практически сразу после похорон ушла из его квартиры. Не то что личные какие-то вещи – даже документы не взяла. Я позвонила Давиду Боровскому, нашему общему другу, художнику Театра на Таганке, и попросила принести мне документы и два обручальных кольца, которые лежали в стакане – на тумбочке, в спальне. Но они исчезли.
А кольца купил Володя, чтобы со мной венчаться. Мы были наивными и полагали, что раз церковь отделена от советского государства, то нас могут запросто обвенчать и без штампиков в паспорте. Оказалось, что необходима регистрация загса. Мы объездили половину московских церквей – безрезультатно. И все-таки Володя нашел одного батюшку, который подпал под его обаяние и согласился нас обвенчать. Но не сложилось.
— А вы как-то привыкали друг к другу, притирались острыми углами?
— С первой минуты разговора у каждого из нас было ощущение, что встретился родной человек. У нас было очень много общего во вкусах, привычках, характерах. Иногда казалось, что мы и раньше были знакомы, потом на какое-то время расстались и вот опять встретились. Володя даже вспомнил, что бывал у моих родителей дома и знал мою маму. Правда, видел ли он меня ребенком, так и осталось невыясненным.
— Вы отдыхали вместе?
— Я ездила с ним на концерты в Тбилиси, в Среднюю Азию, в Минск, в Питер на машине.
По дороге в Питер – а Володя как раз привез из Германии «мерседес» – мы подобрали голосовавшую на обочине семью: мужчину, женщину и ребенка. Просто стало жалко, кажется, была плохая погода, шел дождь.
И вот они сели в «мерседес», еще через пару минут поняли, что вообще-то их везет Высоцкий. И застыли, как скульптуры египетских фараонов. Так, молча, с каменными лицами всю дорогу и просидели.
— Высоцкого тяготила всенародная слава?
— Это была слава заслуженная, ведь специально его раскруткой, как это делают сейчас, никто не занимался. К тому же многие просто не знали его в лицо, хотя песни Высоцкого слушали и знали все. И к людям он относился не как к назойливой толпе, а именно как к людям.
Мы ехали в Минск, проводница в поезде пристально на Володю посмотрела: «Что-то мне ваше лицо знакомо. Вы не актер Театра Моссовета?» «Нет,- ответила я,- он зубной техник». Мы перемигнулись и пошли в свое купе. Через полчаса приходит к нам проводница. «Как хорошо,- говорит,- что я вас встретила. У меня что-то десна под коронкой болит. Вы не посмотрите?»
И Володя, как заправский стоматолог, долго что-то разглядывал у нее во рту и потом серьезно так посоветовал поменять мост. В общем, скучно с ним не было.
— Он вникал в ваши проблемы, в учебу?
— Его поражало, что я могу взять карандаш и за пять минут что-то изобразить на бумаге. Он вообще восхищался людьми, умеющими рисовать, ужасно завидовал им, тому же Михаилу Шемякину.
Конечно, он вникал во все. Он ехал за границу, спрашивал: «Что тебе привезти?» А я же шила. «Привези,- говорю,- шелковые нитки морковного цвета номер восемь и наперсток».
— Вообще-то это непросто, я по своему опыту знаю. На весь Париж два специализированных магазина тканей.
— Володя отвечал в том же духе: легче, дескать, достать живого крокодила. В результате он привез коробку – набор для рукоделия, с ножницами, нитками-иголками, наперстками и прочими вещицами. Я со всем этим ходила в институт, на занятие, которое называлось «воплощение в материале». И мне подруги завидовали.
За два дня в Германии он умудрялся купить мне два чемодана шмоток. Все с необычайным вкусом подобранное. «Мне нравится,- говорил,- когда ты каждый день в чем-то новеньком». Или: «А вот это – моя особенная удача». Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, мне особенно шла.
И вот представьте меня во всех этих «Диорах» и «Ив-Сен-Лоранах» во времена жутчайшего дефицита, когда пара приличной обуви была проблемой. У меня было восемнадцать пар сапог, меня подружки так и представляли: «Знакомьтесь, это Оксана, у нее восемнадцать пар сапог».
— После сапог спрашивать о цветах вроде бы как и неприлично…
— Однажды весной я сказала, что люблю ландыши. Утром проснулась от того, что щелкнула входная дверь – Володя куда-то убежал. Естественно, он принес ландыши. Но сколько? Ландышами была уставлена вся комната. Он, наверное, ездил по Москве и скупал цветы оптом.
В общем, такая вот сказочная жизнь, где все было перемешано: и его срывы, и его нежность. Это действительно была какая-то неправдоподобная любовь. Особенно первый год получился безмятежным. Позже появилось какое-то предчувствие беды.
— Но почему такой страшный финал? Может, советская власть виновата?
— Советская власть, конечно, мешала, но одновременно и помогала. Она вносила в жизнь такую интригу, такой конфликт. Была борьба, острая драматургия. Это же как театральная пьеса: чем серьезней конфликт, тем интересней смотреть. Вот сейчас нет советской власти – и искусство пресно, примитивно, банально. Свободой надо уметь пользоваться, а мы этого еще не умеем.
А смерть Володи я воспринимаю как рок, судьбу, от которой не убежишь. Ну не кололся бы он – умер бы от сердечного приступа или попал под машину. Он так наотмашь жил, что иначе и не получилось бы.
— А что с вами было потом, когда его не стало?
— Страшный год. Я ушла в академку, подумывала, не эмигрировать ли. Меня вызывали в КГБ, пытались завербовать. Я отказалась. Из института меня не выгнали, но в Болгарию позже не пустили.
Помогли друзья. Я по-прежнему дружила с актерами Таганки. Мне давали работу, я училась. Прошло два года, я встретила Леню – и началась совсем другая история. Но вот ощущение, что Володя многое в моей судьбе предопределил, у меня осталось. Если бы не он, все бы сложилось совсем иначе.
Источники информации:
Людмила ЛУНИНА, фото Александра СТЕРНИНА, журнал «Карьера» N7, июль 1999.
Перепост статьи «Последняя любовь Поэта»: http://my.mail.ru/community/19382501/710B84B6EFA99887.html

25 комментариев

  • Ольга:

    И все таки непонятно, кому же все таки посвятил свое последнее стихотворение Высоцкий, Оксане или Марине? Так как известны два варианта:

    Мне меньше полувека — сорок с лишним.
    Я жив, тобой и Господом храним.
    Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

    Мне меньше полувека, сорок с лишним,
    Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
    Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,
    Мне есть, чем оправдаться перед ним.

    Кто «двенадцать лет» вставил, сам Володя или…

      [Цитировать]

    • Владимир:

      Это стихотворение написано Высоцким в Венеции в 1979 году и посвящено конечно Марине. 12 лет тобой храним это несомненно о Влади. С Оксаной он был 2 года. Кстати Марине он его показывал ещё до своей кончины.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Да какая разница? он был человеком сложным. И жил сложно и умирал непросто. Если честно, я бы вообще не вмешивалась в личную жизнь поэта, и не только Высоцкого, а вообще знаменитых людей. Мне все кажется, есть в этом что-то от подсматривания в замочную скважину. Если самой героине угодно афишировать эти отношения — ее дело, а мне это кажется не слишком благородным.

      [Цитировать]

    • акулина:

      Совершенно согласна. Вообще возникшее в последнее время выражение «публичный человек» мне не нравится.Я считаю, что человека надо оценивать по его делам

        [Цитировать]

      • Лилия С.:

        прочитайте, пожалуйста про *дела* Ксюши в ссылке, наверно, уважаемого и вами Андрея Макарова— ей никогда не было *угодно афишировать эти отношения* ,а про слово*благородство* вообще без комментариев…

          [Цитировать]

      • tanita:

        Акулина, так на то они «публичные » люди. Этим людям очень нравится , когда вся жизнь проходит на виду,: больше славы, больше известности, любой ценой, любым скандалом. Я говорю о настоящих. Честное слово, в высоцком меня интересует Высоцкий. Поэт Высоцкий. Остальное — совершенно неважно. И замечаешь, стоит такому человеку умереть, как мигом появляется куча друзей. Мигом начинаются скандалы из-за наследства, из-за того, какой памятник поставить,что поделить, кому посвящено то или иное произведение….дележка драгоценностей, квартир, в процессе забывают о самом человеке. Что творилось с наследством Зыкиной! А Лепешинской? Эх люди, люди….

          [Цитировать]

        • акулина:

          Я о том же. Традиции разные у разных народов: у одних было принято наблюдать за родами королевы, а у других — потерял-молчи, нашел-молчи.Не знаю, что лучше, вернее, не берусь судить, но веяния последних лет тридцати привели нас к родам французской королевы. Дошло до того, что «звезды» сами провоцируют и оплачивают скандалы, чтобы быть на слуху, потому, что больше предъявить нечего. Люди того времени не стремились к скандальной славе, они просто жили, как получалось, и, думаю, что им, в первую очередь вся подобная суетня была бы противна. Хотя, я могу ошибаться. Где-то через пару лет после смерти Высоцкого я попала на действо, посвященное ему, проводимое его «друзьями» в гостинице «Ленинград» в Питере.К чести устроителей, все было достаточно , на мой взгляд, прилично. Большую часть действа составляли фрагменты зарубежных концертов и фильмов, неизвестные в СССР. Наверное, это было в дни, близкие к 25-му января, потому, что в эти же дни АиФ вышла с большой статьей о нем с воспоминаниями о его жизни разных людей. Люди, расходясь после просмотра, вспоминали и песни Высоцкого, и какие-то о нем подробности. Все это было настолько сочувственно, что вспоминается через много лет со знаком плюс.

            [Цитировать]

          • tanita:

            И это достойно памяти поэта, Возразить против этого ничего нельзя. Не знаю, насколько благородна Оксана Ярмольник, но разве это вот интервью не афиширование отношений? И, кстати, сам Ярмольник об этом не раз упоминал, уж не знаю, какое удовольствие это ему доставляет.

              [Цитировать]

        • АГ:

          А что случилось с наследством Зыкиной? Не знаю. Меня все больше её творчество интересует. Эх людь, людь…

            [Цитировать]

          • tanita:

            Именно люди-люди. Не могу сказать, чтобы очень интересовалась наследством Зыкиной, но вести слушаю, Само в уши лезет. Тож же самое с наследством Лепешинской. то же самое с нездоровым умственно сыном всенародно любимого Бориса Новикова, эх люди-люди…. А Та же Марина Влади с бесконечными конфликтами с друзьями и родителями высоцкого…. люди-люди… И все это бесконечно лезет с экрана телевизора, хочешь-не хочешь, лезет в уши. А как вам нравится такой анонс? Это не Именно анонс предстоящей передачи: «Каждый хочет знать, что делается в постели Королевой и Тарзана»? Представляете, КАЖДЫЙ! Да не наплевать ли мне с высокой секвойи, что там у них делается или не делается? Ладно, Королева — она Королева и есть, что с нее взять. А вот когда лезут в жизнь, скажем, Нагибина…..

              [Цитировать]

  • Лилия С.:

    http://new.5-tv.ru/video/503069/ о*благородстве* Ксюши….

      [Цитировать]

    • АГ:

      Лилия С. Огромное Вам спасибо за ссылку. Замечательная семья. Я ощутила необыкновенные тепло и уют, взаимоуважение и любовь, искренность и доброжелательность, интеллигентность и мудрость. Раньше мне очень нравилась передача Тимура Кизякова «Пока все дома». Сегодня там все скатилось в банальный самопиар. А интервью в программе «Личные вещи» с Оксаной и Леонидом получилось удивительно домашним. Спасибо!

        [Цитировать]

  • Лилия С.:

    http://www.youtube.com/watch?v=1PJPZn__Qww&feature=share Премия *Лучше всего о В.С. ВЫСОЦКОМ* Кошалин, Польша

      [Цитировать]

  • Лилия С.:

    Акулине—очень сожалею, что не сдержала данного самой себе слова— не ввязываться, не связываться— с некоторых пор здесь только одно правильное мнение, Ксюша ни в коей мере не нуждается в моей защите- просто Леня, Ксюша и их дочь Саша мои давние очень хорошие друзья— не вытерпела, помните у Юлии Друниной* Поэт просил Наташу не тревожить, оставим же в покое Натали*Еще раз прошу откройте, пожалуйста ссылки, хочется узнать именно ваше мнение,заодно посмотрите на дату этой публикации —1999 год, с тех пор много воды утекло…

      [Цитировать]

  • Светлана:

    А вот для меня, не знаю — почему, всё равно существует только одна любовь Высоцкого — Марина Влади. А все остальные — так просто. А Марина Влади — она одна, и никто с ней не мог сравниться…

      [Цитировать]

    • OL:

      В нашей памяти -Высоцкий -это Высоцкий-у каждого свой.А причем тут его бабы?Они все после него уже не один раз замуж вышли.Чего их вспоминать! И Марина Влади на икону не просится,и жена Ярмольника живет своей жизнью-довольная и счастливая.

        [Цитировать]

      • АГ:

        О, нет! Я с Вами в корне не согласна насчет «баб». Женщины для любого поэта — наипервейшие музы. Скольких поэтических шедевров мы бы не досчитались, кабы не посвящения то одной, то другой. А портрет Натальи Гончаровой был мне гораздо интересней портрета её мужа. ;-) Изучение творчества великих писателей или поэтов, или музыкантов просто невозможно без изучения их взаимоотношений с женщинами. Можно я просто именами? Полина Виардо, Айседора Дункан, Галина Кузнецова, Лиля Брик ….

          [Цитировать]

  • OL:

    По понедельникам не

      [Цитировать]

    • OL:

      По понедельникам ни с кем не спорю,кроме близких и то по поводу,что теплее в 17 градусный мороз-варежки или красивее перчатки на меху.У каждого своя память-свой ассоциативный ряд воспоминаний-одним размах -фестивали и карнавалы,другим для напоминания хватает даты в календаре,одни знают наизусть все что он написал,другие ни черта не знают,но знают сколько он пил и сколько женщин у него было.Личное мне не интересно-интересно творчество.Личное бывает безобразно и непохоже на творчество . А даты -они и есть даты-напоминать -у меня вот дата 22 июня 1980г-день последнего выступления Высоцкого в Калининграде вызывает разные ассоциации.Помню этот концерт-помню в каком виде он вышел на этот концерт,как не мог петь,а говорил,как его грубо прервал какой то человек из зала,как Высоцкий молча повернулся и ушел со сцены.И знаю,что его импресарио делали для того чтобы он вышел на эту сцену.И нтересно вспоминают ли эти люди его сегодня(если сами живы)Для меня есть другая дата,связанная с его именем-25 июля 1980г.А 75 -летним стариком Высоцкий не воспринимается-ему всегда будет только 42.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Ну вот, в качестве очередного печального заключения: покупала сегодня батарейки в киоске, вижу анонс на первой странице какой-то «желтухи»»Версия-шок! Высоцкий был агентом КГБ». Ага, а заодно и шпионом Филиппин, Японии, и Верхней вольты. Ну вот что тут скажешь? В морду бы плюнуть, да кому?!Скоты и поганцы, шлюхи подзаборные, как еще их назвать?!

      [Цитировать]

  • Лилия С.:

    Только что вернулся с очередного, 11-го Международного фестиваля, посвящённого Дню Рождения Владимира Высоцкого в польском городе Кошалине. Море приятных впечатлений: концерты, документальные фильмы, дискуссии, встречи с новыми друзьями. Ну а со старыми встретились как родные братья и сёстры. И всё-таки, как написал Высоцкий, «но жаль вернулись рано»…это сегодня написал в *одноклассниках* Денис Гринцевич из Калининграда

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.