Архивные истории История

Пишет Татьяна Вавилова.

    Бывает, что просматривая архивные документы, находишь удивительные истории. Они могли бы стать темой прекрасного рассказа или даже романа, но я литературного дара не имею, а потому привожу документ в неприкосновенности так, как он записан в книге протоколов Туркестанской Духовной консистории.

                 Фонд И-961, опись 1 дело 263. 1891 год. Листы 184-190.

                         Протокол заседания  от 15 октября 1891 года.

     О придании епитимии отставного рядового Константина Петрова Лисовского за отступление от православия в магометанство и о сообщении Сыр-Дарьинскому прокурору о вступлении Лисовского в брак с магометанкой по обряду магометанскому.

Сообщение сделано Благочинным церкви Ферганского округа священником Москвиным:

    Константин Лисовский по рождению принадлежал к римско-католическому вероисповеданию. С 1884 года проживает в Маргеланском уезде в кишлаке Яз-Яване. Имеет там дом и при нем караван-сарай. Занимается рыболовством и в  последнее время , кроме сего, исполняет обязанности объездчика для наблюдения за целостностью казенных древесных насаждений, за что получает 20 рублей в месяц из Маргеланского Уездного управления. Православие принял в 1879 году, состоя в запасе армии. Был вынужден к тому не внутренним убеждением, а крайне стесненным материальным положением и невозможностью получить место в почтовом ведомстве оставаясь католиком. Ознакомлен с православием не был, говорит по-русски плохо, но понимает хорошо. И теперь даже не умеет креститься и слагать для сего пальцы по-православному. Совершает по-польски. Исповедовался и причащался в последний раз в 1881 году. Проживая в степи, вдали от храма Божия, не исполнял все 10 лет своего христианского долга.

   Оставив в 1884 году военную службу, он очутился в безвыходном материальном положении. С одним из своих товарищей, таким же бедняком, поселился у реки Сыр-Дарья в Яз-Яване, среди мусульман, с целью заняться рыболовством, с чем он, Лисовский, был хорошо знаком ещё с малолетства и этим добывал себе насущный кусок хлеба.

 И вот тут, чтобы вести успешное дело и пользоваться хотя и незначительным, но содействием местных жителей, он по совету товарища стал выдавать себя за мусульманина. Принял имя Муллы Абдраимова, обрил голову и стал исполнять их обычаи. Вскоре после этого он, Лисовский, познакомился с сартянкой Анор-Биби  и сошелся с ней коротко с целью найти в ней надежного, верного человека для присмотра за своим имуществом во время частых отлучек из жилища. А как мать ея и жители кишлака Яз-Явана пожелали, чтобы он жил с Анор-Биби по Закону, то он согласился жениться на ней и исполнил это по обряду мусульманской веры.

 Сделавшись женой Анор-Биби оказалась женщиной нечестной и расточительной и при содействии матери своей много причиняла ему убытков, за что он подвергал её наказаниям, а когда и это ожидаемой пользы не принесло, то он прогнал её от себя и стал требовать возврата потраченных денег. А как заплатить ей было нечем, то она по наущению односельчан возбудила против него судебный процесс об отступлении от православия, хотя давно знала, что он христианин.

    Акта отказа от православия Лисовский не признает. Он горько раскаялся после бесед со священником, имеет при себе постоянно икону, всегда носит на груди крест, утром и вечером молится Богу. Когда бывает в городе, в праздники, ходит в храм. А мусульманские обряды делал для виду и чтобы избавиться от угроз со стороны мусульман и считал, что это не очень большой грех.

  Священник Москвин представил запись в 1 части метрической книги ташкентской Иосифо-Георгиевской церкви от 1879 года о присоединении Константина Лисовского к православию. Подписали её протоиерей Андрей Малов и начальник города Ташкента полковник Мануил Платонович Пукалов.

 

 Однако по Закону Петра Александрийского, правило 5-е Уст. Духов. Консит., ст.24, 205, 212, т. XV ч. 1 Улож. о наказании,  за вступление в 4-й брак или в брак с нехристианами подвергаются заключению в тюрьму на 4 месяца и предаются церковному покаянию по распоряжению церковного начальства. Согласно этому, Духовная Конститория вынесла решение:

  1. Признать, что Лисовский из православия в мусульманство не переходил, в душе оставался христианином.
  2. Брак с мусульманкой считать не действительным и просить господина Военного Губернатора Ферганской области принять меры к разлучению Лисовского от сожительства с Анор-Биби Абдраимовой, а господину Прокурору той же области сообщить обстоятельства дела на его усмотрение о тюремном заключении на 4 месяца.
  3. Подвергнуть Лисовского епитимии согласно закону Петра и Павла.
  4. Протокол сей представить на Архипастырское Его Преосвященниченское благоусмотрение.

 

                                                   Подписал священник Алексей Шавров.

7 комментариев

  • lvt:

    Бедолага, однако, Константин Лисовский! Всем Богам молился -никто ему не помог! Бывают же такие «невезунчики». Наверное, потом подался он в социал-демократы(атеисты). Про таких бедняжек говорят:» Бедному Иванушке всю дорогу камушки!» Или так:»Бедному Ивану нигде нет талану!»

      [Цитировать]

  • tanita:

    До чего жалко мужика! Бывают же такие невезучие бедняги! Жена и то попалась стервоза!! Нет, искренне сочувствуешь таким потерянным людям, Бесталанный он. Не в смысле отсутствия таланта. Талан — удача. Так он бесталанный.

      [Цитировать]

  • VTA VTA:

    Да, на первый взгляд — просто корыстный вероотступник, даже Благочинный всё время подчеркивает, что из материальных соображений и веру менял, и женился. Но и священник его явно жалеет, быть может знает Москвин историю Лисовского с самого начала? Поляк-бобыль, плохо говорящий по-русски, отставной рядовой, как он попал в Туркестан, если не через ссылку в Сибирь или Оренбург? Не тогда ли сломался? Ещё в 18 веке перед ссыльными конфедератами, а в 19-м перед пленными наполеоновской армии вставал вопрос о переходе в православие. Часто это было единственным средством остаться свободными. А ещё пойти на военную службу, в линейные казаки или солдаты. Но и тогда нужно было подписать клятву верности Императору Российскому, тому, против которого бунтовали. А потом служить на дальних рубежах, в чужой языковой и культурной среде, среди чужих ландшафтов. Что прячется за протоколом Духовной Консистории? На этом сайте много фотографий и описаний архитектуры того Туркестана, есть биографии известных личностей и рассказов о их достижениях. Хочется оживить это виртуальное пространство ещё и судьбами заурядных обывателей, грешников и праведников, родных, знакомых или просто случайно найденных в архивах либо на страницах прежних изданий.

      [Цитировать]

    • Yultash Yultash:

      В разделе ссылки этого сайта есть много заметок «о виртуальном пространстве с судьбами…. Вы смотрели?
      Например, — http://turkestanskievospominaniy.webs.com/

        [Цитировать]

      • VTA VTA:

        Yultash: Cмотрела, но спасибо, что напомнили. Ещё раз с удовольствием начала читать. Есть великолепно изданная книга «Петербург без мундира» Жукова и Клубкова. На мой взгляд идея очень интересная. Они собрали массу фотографий Петербурга начала ХХ века и воссоздали исчезнувший город по воспоминаниям его жителей, известных и не очень. Причем дали краткие биографии авторов воспоминаний. Начали с родовспомогающих учреждений, с детской комнаты и игрушек и далее — образование, школы, гимназии, женские институты, взрослая жизнь — всё, с чем человек встречается. Получилась история города в судьбах разных людей или коллективная судьба, переплетенная с историей города, как угодно можно назвать. От чтения не оторваться! Иллюстрации прекрасно подобраны, есть редчайшие фотографии, эпоха передана беспристрастно, потому что рассказана самыми разными людьми. Вот бы так о Ташкенте издать: до 1917 года и после. Материала-то много накопилось.

          [Цитировать]

      • Людмила:

        Спасибо большое за ссылку, очень понравились воспоминания Духовской, как- будто побывала в том времени и в том Ташкенте.

          [Цитировать]

  • tanita:

    Да, Танечка, именно на первый взгляд, но только ведь старался выжить, как мог, Трудно его осуждать, про таких говорят «ходячее несчастье», ну не везло человеку. так фатально не везло. Вот уж бедняга. так бедняга!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.