Новый год под «Арчой» Разное

Пишет Г. Багдасарова.

 

Так назвали свой предновогодний концерт его участники, лауреаты  международных фестивалей авторской песни и поэзии, известные барды и поэты Ташкента:  С. Балакин,  А. Смородин,  В. Ким, 

А. Болодурин.,  В. Маевский, С.  Шейко, А. Цой,  А. Шахабитдинов,

А. Якушев,   О. Бордовский, С. Клокотова,  Ю. Когозиди, Ш.Ахмедов,

Б. Нуритдинов, Тимур Осенний и  другие!

Концерт состоится 21 декабря в театре «Аладдин»!..

 Разве это не  повод, друзья, снова поговорить об авторской песне? Совсем недавно — 30 ноября  — вместе с гостями, лауреатами многих международных фестивалей авторской песни – семьёй  талантливых музыкантов из Алматы — Алексея  Хайленко – ташкентцы провожали осень с песнями под гитару  в театре «Аладдин». В узбекскую столицу, наконец, пришла запозднившаяся на пару недель зимушка-зима, и её тоже поэты и барды хотят встретить со всеми почестями – задушевными песнями и   лирическими стихами в её честь, тем более, что произойдёт это празднество накануне… Нового года, юбилейного для «Арчи», ведь в будущем году Ташкентскому клубу авторской песни исполнится 20 лет..

 «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…

Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии», —  так более полутора столетия назад  писал Н.В. Гоголь. Великий русский классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди которых и сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая поэзия.

Звучащий стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность, средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием  инструментов – чаще всего, струнных.

Эта традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган и Ходжакенте («Осенний аккорд»),  сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую значимость поэтическому слову.

В июне этого уходящего года состоялся 35-й юбилейный международный эколого-туристический фестиваль авторской песни «Чимганское эхо». На фестиваль прибыли участники из Навои, Ферганы, Самарканда, Ташкента, Зарафшана, Учкудука, а также из-за рубежа — участники и коллективы из Москвы, Казани, Астаны, Алматы и других городов. Фестиваль проходил в урочище «Двенадцать  ключей» у подножия большого Чимгана. 

В этот раз «гран-при» –  высшую награду на фестивале — гитару заслуженно завоевал экономист по специальности и бард по призванию Николай Зверев, впервые прибывший на фестиваль из Чимкента. Из интервью с ним я выяснила, что он является неоднократным дипломантом фестиваля «Гринландия» и лауреатом  фестиваля «Звёздный дождь». Его любимый отечественный певец – А. Градский.  Николай Зверев  не подражает ему, но осознаёт, что диапозон его  голоса не менее широк, чем у его кумира. В его репертуаре преобладают как философские, так и юмористические авторские песни. Что бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное, противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже тридцать пятый год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру.

С лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, в 60-70-х годах прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская песня», ныне прочно вошедшего в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл  свои стихи под гитару песнями-монологами, потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях – альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика, пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника и пр.

Что же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.

Мне посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале  авторской песни 24 марта 1998 г. в новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский, Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Все они отдали дань памяти Александру Галичу, инициатору и участнику Первого бардовского  фестиваля в Новосибирском научном центре (1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского театра  песни и  поэзии. Наши  ташкентские   барды Александр Каменский, Рашид  Ахмедов, Юрий Алеников, Леонид Пузырёв известны не только у нас в Узбекистане, но и  за рубежом. Все они очень разные, и каждый по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта.

Не так давно 13 ноября  в Академическом русском театре Узбекистана состоялся  юбилейный концерт Ю. Аленикова и его друзей –  ташкентских артистов и московского поэта Ирины Ратушинской. Они донесли до слушателей поэтическую стихию середины 60-х годов прошлого столетия. Песни Ю. Аленикова на стихи русских классиков Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, а также  народного поэта Узбекистана  А. Файнберга поют от Москвы до Владивостока, в Санкт–Петербурге и Иерусалиме, в Нью-Йорке и других городах. Они отличаются  особым музыкальным талантом и художественным чутьём.

Ирина Хилкова, ведущая юбилейного концерта Ю. Аленикова, утверждает, что «поэт» и «певец» слова-синонимы, равнозначные по своей глубинной и образной сути. В ходе программы она заметила: «Эпоха уходит в прошлое, а музыка и поэзия остаются в будущем и передают народу язык поэзии и язык музыки.

«Остаёмся мы по крохам:

Кто-то книгой, кто-то вздохом,

Кто-то песней, кто — дитём».

Я приглашаю вас послушать, подумать, улыбнуться, погрустить. У каждого из нас есть Душа, и ей необходимо Дышать, Жить, Помнить и Любить!»

 «Талант – детская модель вселенной» — сказал однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок. Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Периодические концерты авторской песни в театре «Аладдин»  — это  объяснение, которое никогда не прискучит, потому что оно всегда недостаточно, необходимо каждому из нас: «Давай с тобой поговорим!..»

Вот почему на приглашение  председателя КАП и поэзии Тимура Валитова  на концерт «Новый год под «Арчой»  в театре «Аладдин» любители бардовской  песни сразу же откликнулись в инете: «Тимур, спасибо за приглашение! Обязательно придём: «Конец света отменяется!»

 

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед

Тел. дом. 253-14 -06

Моб. 354-10-17

http://guarik-guhar. blogspot.com

http://Kultura.uz

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.