«Свой круг» Искусство

Вчера в передаче про Марину Голуб рассказывали, что она играла в пьесе по рассказу Петрушевской… И вдруг показали Людмилу Петрушевскую и она что-то говорила о Марине Голуб. Я был даже растерян от неожиданности, для меня Петрушевская — классик, что-то великое и заоблачное, не ожидал, что ее могут вот так запросто показать, обычная бабуська каких много…

Дело в том, что в январском «Новом мире» за 1985 год был опубликован ее рассказ «Свой круг» — просто невероятно, написано так, как будто она была из нашей компании, с тех пор я регулярно перечитываю этот рассказ, хоть и знаю его почти наизусть.  Другие произведения Петрушевской так «не пробили», просто талантливая «чернуха» (если кратко), а «Свой круг», тяжелый по сути, искрится юмором и прекрасным языком. (Слов не хватает для выражения восторга, знаю что косноязычен…).

В общем, бросайте все дела и прочтите рассказ, например, здесь. И поймете, почему я его перечитываю и кто для нас Петрушевская.

 

22 комментария

  • tanita:

    ЕС, я бросила и прочитала. И вы совершенно правы, это единственное произведение Петрушевской, которое можно читать. Остальные — невозможно. И смотреть тоже. Пл-моему, она просто издевается над окружающими. А этот рассказ стоит размышлений,

      [Цитировать]

  • Ташкентка:

    Тоже бросила и (пере)читала.
    Но не согласна насчет остальной «талантливой чернухи».

      [Цитировать]

  • tamtam:

    читать-то можно,но перечитывать…?не впечатлило.

      [Цитировать]

  • Aida:

    А я давняя поклонница «Песен восточных славян» )))

      [Цитировать]

    • tanita:

      Аида, ничего тяжелее, чем Петрушевская и Садур, я не выносила. Почему-то сразу возникают мысли о самоубийстве, особенно, читая Садур. у нее по-моему крыша набекрень. А Петрушевская… помимо депрессии, не оставляет ощущение того, что она над тобой издевается самым наглым образом. Вот ты такая дура, а она вся в шоколаде, простите за банальность.

        [Цитировать]

  • Aida:

    Раз цепляет, значит молодец писатель!
    А «Песни восточных славян» ведь не ею сочинены, она их просто обработала. Как в свое время Гоголь обработал «Вия»

      [Цитировать]

    • tanita:

      Аида позвольте с вами не согласиться. Это ее рассказы, она их сочинила, но вот я согласна с Акулиной, нужно иметь очень крепкую психику и душевную стойкость, мнге тут не справиться. Инстинкт самосохранения сильно развит.

        [Цитировать]

      • Aida:

        историю про женщину, которая искала мужа-летчика, я слышала в детстве. возможно, просто похожий сюжет

          [Цитировать]

        • tanita:

          Аида, она всюду говорит, что сама все написала. Может, приукрашивает?!

            [Цитировать]

          • Aida:

            Выражаю свое сугубо личное мнение, но после народной легенды о стоянии Зои (я имею ввиду не сам факт стояния, а его устное изложение), трудно уже придумать что-нибудь подобное. А стиль повторить можно ))))

              [Цитировать]

  • акулина:

    Хорошо, что тогда не прочитала! Я сейчас душевно стойче::))

      [Цитировать]

  • tamtam:

    девочки,я бы лишний раз перечитала рассказы Татьяны Толстой:
    http://www.belousenko.com/books/tolstye/tolstaya_ne_kysj.htm
    Факир,Соня,Милая Шура… Сюжеты менее динамичные,нежели «экшн» Петрушевской,но какой язык!
    Дело вкуса,но сборник «На златом крыльце сидели..» я перечитываю регулярно.

      [Цитировать]

  • EC EC:

    Спасибо за понимание! :-0)

      [Цитировать]

    • Aida:

      Примерно в той же тональности написаны и рассказы Зузлишки, которую Вы назвали совестью этого сайта. Не могу не заметить, что чем-то Вас цепляют смертяшкины

        [Цитировать]

  • lvt:

    Петрушевская очень хороший драматург. Совсем не «чернушный». Ранняя её пьеса (чуть ли не первая?) «Уроки музыки» повергла театральную общественность второй половины 70-х просто в шок! Театр в провинции существовал в лоне РПТ и предметом своих творческих исканий считал ЖЧД и только! Это сленг театральных острословов: РПТ — русский психологический театр, а ЖЧД -жизнь человеческого духа. И вот, когда погружение в ЖЧД достигло уровня исповедальности (так и писали:исповедальный театр), появились драматурги, которые драму, самую глубокую, стали обращать в комедию. Чтобы играть такие пьесы, надо было влезать в «шкуру действующего лица» и одновременно отстраняться от своего героя, относиться к нему с иронией. МЫ плачем над судьбами героев » Московского хора», но смеёмся над своей несуразной жизнью.

      [Цитировать]

  • Александр Колмогоров:

    В своё время очень неожиданно вышла на сцены театров, завоевала их её «Дорогая Елена Сергеевна». Пьеса вызвала много споров. Шёл спектакль в «Ильхоме», где играли Светлана Норбаева, Витя Вержбицкий. В ТЮЗе мы с Галой Луковниковой играли. На обсуждениях после спектаклей нашего нового в то время героя, циника Володю зрителям убить хотелось. Интересно, необычно всё это было после сотен соцреалистических пьес. Да, у Петрушевской шоковая терапия. Конечно, не каждому она по душе. Что делать? Не похожа ни на кого. Таким она видит мир. Вернее, таким она его создаёт, свой мир. Но у нас есть выбор, верно? Книгу в любой момент можно снять с полки, и в любой момент закрыть.

      [Цитировать]

    • Aida:

      Почему, интересно, фильм «Дорогая Елена Сергеевна» больше не показывают? Ведь даже первый отечественный сериал «Такая короткая долгая жизнь» и тот нет-нет повторяют. Или я просто не попадаю на показы?

        [Цитировать]

  • tanita:

    Александр, именно шоковая. Вот я фильм до сих пор смотреть не могу. Не по моим нервам, И ее мир уж очень тяжелый, мрачный, депрессивный Я действительно не принадлежу к поклонникам Петрушевской. честное слово, я насчет самоубийства не шутила. хочется взять и сразу покончить с жизнью, в которой нет ничего светлого. Вся эта история невыносима. Понимаю, многие покрепче меня будут. Но я бы на Петрушевскую в театр никогда бы не пошла. И при всей мое всеядности, — то-есть вся жизнь прошла в перемалывании книг — просто так читать ее больше не стану.

      [Цитировать]

  • Инесса Кимовна:

    Помню, сколько споров было в том 1985. Раз споры не утихают до сих пор, значит писатель чего- то стоит, о пустых не говорят, просто забывают фамилию и всё. Спасибо, Евгений Семёнович, сейчас вот сниму томик с полки и почитаю на ночь глядя.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.