Сделано в Узбекистане! Разное

Пишет Alex Dalinsky в своем блоге.

 

В субботу ко мне приехала мама из Иркутска. Ну, вы уже,  наверное,  знаете об этом эпохальном событии:)

Так вот, она сказала, что  бренд  «Сделано в Узбекистане»  уже успешно осваивают наши всякозарубежные  предприниматели,  лепят лейблы на свою продукцию «под Узбекистан». Это ли не слава?  И россияне  изобретают лайфхаки и способы отличить наш продукт от подделок. Ведь подделка  очень быстро закатается, износится и полиняет, а настоящий  узбекский хлопок будет служить долго и преданно, очень медленно отдавая воде свои пусть не яркие, но очень приятные цвета, не закатываясь и не превращаясь в хлам.

И сегодня по приглашению Бахтиера Насимова у нас была возможность разглядеть, потрогать, оценить качество нашей  востребованной продукции  на первой экспериментальной  выставке социальных предприятий, которая прошла сегодня в бизнес-центре «Пойтахт».  Это совместный проект Программы Развития ООН (ПРООН) и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан “Социальное партнерство и обеспечение занятости”

Проект пилотный, который параллельно ставит перед собой задачу собрать  критику и пожелания, как сделать  подобные ярмарки традиционными. Как вывести социальную защиту и бизнес на новый информационный уровень, что для этого необходимо предпринять и сделать.

А люди приехали замечательные.  Талантливые,  энергичные, уверенные. Они представили  качество, которое  на порядок выше многих зарубежных  аналогов, – аккуратные, изящные и добротные современные  вещи, традиционные  изделия старинных школ, или синтез современного и многовекового. И это было чрезвычайно интересно!

Каракалпакская вышивка, непостижимая  тайнопись.

Каждый завиток – это знак, сообщение. Например, желтый в виде шахмат  говорит о том, что девушка умеет взбивать  молоко в масло.

Наманганская продукция – добротная бязь, курпачи, матрасы и… пробки для шампанского. Все это делают незрячие люди.

 

 

Узбекистанское постельное белье,  подделать невозможно) . Разная толщина, размеры, замечательные  расцветки. Стоит от 17  до 27 тысяч,  дислокация на Чупаната 28, Чиланзар. Там ассортимент огромный.

 

Изделия общества “Мехрибонлик”

Волонтер Зулайхон Шакировна, сама преподаватель, курирует несколько семей, показывает, что можно делать,  поддерживает людей в стремлении быть полезными и зарабатывать деньги.

Картина семилетнего Толипова Батыра, мальчика с ДЦП. Посмотрите как чувствует  цветовые отношения малыш! Узоры на масле нанес не кисточкой, нокоточками.

 

Вот эти брелки для мобильников – один из способов привлечь людей к творчеству, и возможность не замкнуться в себе. Я такой купила, красивый. 

Логотип наманганского предприятия – яблочко)

 

 

 

 

Шахрисабские ботиночки или «Если не я , то кто?»

 

Шахрисабская вышивка мне всегда нравилась. Плотная, полукрестик, – это прием, которым шахрисабские мастерицы вышивают вещи  с 14 века. Конечно же подошли к стенду ООО «Шахрисабз ироки каштачилик», к Юлдуз Мамадиеровой, совершенно очаровательной женщине, которая  подняла  предприятие, обеспечившее  работой сотни женщин.

Юлдуз окончила  факультет французского языка и литературы в университете, и идея о том, что можно создать собственное дело, пришла к ней , как ни странно во Франции, на стажировке. Вначале это был центр по изучению иностранных языков для детей, полностью бесплатный. Юлдуз получала свою зарплату в школе и раздавала зарплату в центре. Затем появилась идея занять матерей этих детей.

Одной из первых новинок   на предприятии стали сапожки – кожа и вышивка. Кожу берут турецкую, она  хорошего  качества, вышивка своя, все сшито идеально, сколько бы вы не разглядывали эту обувь, изъяна не найдете. Красивая, прочная, изящная, – кожа скорее состарится, чем вставка из вышивки. Практически вечная. Даже подумалось, что когда-нибудь выбросить рука не поднимется такую красоту. У самой Юлдуз самые первые изготовленные  сапожки,  с вышивкой на белом фоне, до сих пор  как новые, после трех лет эксплуатации.

 

 

 

На предприятии работают семьями. Ручная вышивка  – дело трудоемкое и долгое, одно большое сюзане  семья вышивает в течение полугода. За месяц можно вышить небольшую наволочку на подушку или  три-четыре кошелька. В день оптимально работать четыре часа, не больше, потом просто устают глаза.

Юлдуз: «Очень нужны специалисты. Которые могут продавать, искать, быть экспедиторами, уметь работать в интернете. Нам  нужен свой интернет-магазин и специалист, который бы следил  за ним,  работал бы. Очень сложно привлечь мужчин, не каждый согласится работать под началом женщины. У нас есть оптовые покупатели, которые имеют свои интернет-магазины, и я вижу, какую часть прибыли мы упускаем, только потому, что нет  того, кто бы разбирался в современных технологиях. Это и доход и новые рабочие места, если , например, у меня заказ  на 500 кошельков за месяц, посчитайте сами, сколько мне нужно мастериц. Я хочу, чтобы женщины зарабатывали наравне с мужчинами».

Она сама маркетолог. Отлично знает, что именно нравится  потребителям их продукции в Америке, Франции, Италии. В 2005 году  предприятие получило грант на оборудование, и работать сразу стало намного проще. Оптовики берут их продукцию и продают по всему миру.

«Я   уже не боюсь  каких то препятствий. Было очень тяжело,  мы это преодолели. Я дала слово не какому-то конкретному человеку, поднять это дело, я дала слово Богу, и я его сдержу. Раньше на фабриках работали по 2500 женщин. Их привозили на автобусе, увозили,  были обеды. Мы и сейчас сможем  такое количество трудоустроить, если у нас будет доступ к заказам через интернет. Мы так и сказали хакиму. Сказали: товарищ хаким, дайте поддержку, и мы это осуществим.  Сказали о том, что можно   сырье производить у нас. Вискозу, например.  Мы можем ее изготавливать не хуже белорусской. Мы можем канву делать свою, и не покупать ее в Китае. В общем, идей много,  нужно просто идти вперед…»

Как можно организовать такое количество женщин, я не понимаю. Они все разные, со своим видением, со своими вкусами… За каждым кишлаком закреплен  специалист, который приезжает, привозит  сырье, лекала, эскизы. Конечно, находятся спорщицы, которые уверены, что надо  делать по-другому, приходится обсуждать, доказывать или прислушиваться.

Трудно ли Юлдуз? Наверняка. Эта хрупкая женщина тащит воз, который  не всякий мужчина мог бы сдвинуть. Но есть люди, которые с самого начала  берут  на себя ответственность. «Если не я, то кто?» Пассионарии…

 

Бахтиеру Насимову:  Вы говорите, где взять ресурсы на IT-специалиста, который бы создал общий сайт и интернет-магазины, обслуживал бы их и все остальное. Мне кажется, предприниматели сами бы взяли на себя зарплатную часть, с удовольствием, или бы сделали процентное вознаграждение  от оптовых продаж. В итоге бы все выиграли. Надо только найти и организовать.

Место не фонтанное. Нужно проходимое, на земле, чтобы любой прохожий мог бы зайти и полюбопытствовать. Например «Меркато».

Ну  а в остальном, удачи! Отличное начинание!

6 комментариев

  • Bekhzod:

    Как заранее узнать о подобных мероприятиях?

      [Цитировать]

    • AK:

      Я тоже узнаю о подобных мероприятиях только по репортажам на этом сайте. Хотя чуть ли не каждый день прохожу мимо этого «Пойтахт». Причина в монополизации уличной рекламы. Организаторы не имеют право выставлять афишы (также как расположенный неподалеку театр в «Туркистоне»). А может не хотят платить деньги Койкому ?

        [Цитировать]

    • EC EC:

      Смотрите в рубрику Анонс в правой колонке, там все приглашения (стоящие) есть :-0)
      Рубрика видна на главной странице, при чтении одной статьи ее не видно.

        [Цитировать]

  • VTA VTA:

    Мне очень нравится вышивка наших мастериц. Надеюсь, что всё представленное появится в магазинах и будет доступно. Пока по кошельку только ширпотреб на базарах, но до чего же противный! Желаю удачи!

      [Цитировать]

  • r-jan:

    Существуют ассоциации «Хунарманд», «Ижод», «Деловые женщины Узбекистана», проекты Ladoshki.uz, союз хендмейдеров. И у каждой структуры есть сайт, возможно стоит помочь им объединить усилия, сделать их более информативными.

    Выставки-ярмарки проводятся под эгидой Фонд Форума циклично в в галерее «Заркайна»,
    в отеле Интерконтиненталь, Ладошки.уз …….
    Помимо этого, в течении 9 лет более 18 хедмейдеров из Узбекистана участвуют в ежегодной выставке-ярмарке (Интернешнал фолк арт маркет) в Санта Фе. Доход каждого участника маркета в 2011 году составлял $ 9 тысяч американских денег (www.folkartmarket.org. )
    Хотел дать ссылку на нашу статью на «Ладошках», но с сайтом что то происходит, увы, не открывается.

      [Цитировать]

  • Бахтиёр:

    Про «добротную бязь, курпачи, матрасы и… пробки для шампанского. Все это делают незрячие люди».
    Всё верно. Только не в Намангане, а в Андижане.
    Вот контакты:
    Учебно-производственное предприятие «Андижан»
    Андижанское общество слепых)
    Производство товаров народного потребления
    8-374-224-49-20
    8-374-224-23-87
    Абдурашид Мамажанов
    Улугбек Восиджонов

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.