Фарогат Рахматова о крымскотатарском ансамбле «Хайтарма» История

История с сайта беньковцев, рекомендую, много интересного!.

 

Фарогат Рахматова о крымскотатарском ансамбле "Хайтарма" В общественно-политической газете «YANGIYO’L» №20(8239) Янгиюльского городского и районного хокимията было опубликовано на узбекском языке интервью с Фарогат Рахматовой об ансамбле «ХАЙТАРМА»
(«ХАЙТАРМА» дастаси хакида Ўзбек халкнинг севимли санъаткори, Ўзбекистон халк артисти Фарогат Рахматова билан сухбат»).
В статье есть фотография, на которой запечатлен первый состав «Хайтармы» приблизительно 1957 года.

В общественно-политической газете «YANGIYO’L» №20(8239) Янгиюльского городского и районного хокимията под рубрикой «Хотира калбларда мангу яшайди» («Память в душах живёт вечно») было опубликовано на узбекском языке интервью с Фарогат Рахматовой об ансамбле «ХАЙТАРМА»
(«ХАЙТАРМА» дастаси хакида Ўзбек халкнинг севимли санъаткори, Ўзбекистон халк артисти Фарогат Рахматова билан сухбат»).
В статье есть фотография, на которой запечатлен первый состав «Хайтармы» приблизительно 1957 года.

Интервью Фарогат Рахматовой об ансамбле «Хайтарма»

Фарогат Рахматова — народная артистка Узбекистана, профессор, преподавала в театральном институте им. Маннона Уйгура класс вокал маком — древнее хоровое пение тюрков. Вся творческая её деятельность посвящена государственному музыкальному театру им. Мукими, где она проработала много лет, и где в последние годы в качестве главного консультанта много сделала, развивая и помогая становлению молодых талантов.


Это человек удивительной и необычной судьбы. Она родилась 25 мая 1926 года в семье простого кустарника-обувщика в городе Карши. В 1942 году, когда хлопкоробы Кашкадарьинской области собрали богатый урожай хлопка, по распоряжению Усмана Юсупова было решено провести в Карши Курултай передовиков сельского производства. В числе известных артистов республики выступила и шестнадцатилетняя девушка Фарогат Рахматова, член самодеятельного местного творческого коллектива. Юная исполнительница вызвала восторг у аудитории Курултая не по-детски сильным голосом, исполняя старинные народные узбекские песни в стиле маком. На неё сразу обратили своё внимание Халима Насырова и Кари Якубов. Усман Юсупов лично дал распоряжение местным руководителям направить юную певицу в один из столичных театров республики. Своё становление юная талантливая артистка начала в областном театре в Янгиюле Ташкентской области.
Творческая деятельность Фарогат Рахматовой достойно отмечена руководством республики. В неполные двадцать семь лет ей было присвоено звание «Заслуженной артистки Узбекистана» (1953 г.), спустя шесть лет, в 1959 году, ей было присвоено звание «Народная артистка Узбекистана». В 1996 году она награждена орденом «Мехнат шухрати».
Нам очень интересны её воспоминания, о её друзьях крымских татарах, о крымскотатарском ансамбле, который был организован весной 1946 года при Янгиюльском областном театре.

— Фарогат опа когда Вы впервые услышали о крымских татарах?
— Впервые с крымскими татарами я познакомилась в 1945 году, ещё шла война. Тогда по личному указанию Усмана Юсупова при янгиюльском областном театре организовали небольшой коллектив маккомистов, это была группа молодых талантов собранных со всей республики. Меня включили в эту группу по личному указанию Усмана Юсупова. Как-то после очередной репетиции, мы поздно вечером возвращались в общежитие, которое располагалось в Янгиюле в бараках Туркменсада. В районе махалли, которую мы называли «Персидская», мы все остановились от неожиданной музыки, которую впервые услышали. Она была стремительная, захватывающая и необычная для нашего слуха. Рядом где-то шла свадьба. Шамиль — танцор, участник нашей группы, казанский или крымский татарин, предложил посетить её. Посетив эту свадьбу, я впервые познакомилась с крымскими татарами и узнала, что эта необычная музыка – музыка крымскотатарского народа.

— Чем запомнилась эта первая встреча с крымскими татарами, ибо в то время официальные власти, после депортации нашего народа, стремились в глазах местного населения нас очернить, желая воспитать у них неприязнь и агрессивное отношение к нам?
— Свадьба проходила в углу барачного двора, угощение было очень скромным, юный жених и невеста ничем не выделялись, невдалеке сидели отдельно военные, потом, как нам сообщили, они сопровождали то ли невесту, то ли её родителей. Всего крымских татар было около 30 человек. Мы с группой хотели лишь послушать необычную музыку и песни. Но хозяева свадьбы, увидев нас, настоятельно пригласили за стол. Нас всех угостили самым лучшим, что мог себе позволить любой человек в то тяжёлое время — это была необычная по вкусу крымская рисовая шурпа. Мы её пили по несколько глотков, из единственной деревянной миски, передавая её друг другу. Но исполнение музыкантов и песни Эдие Топчи, которая впоследствии стала известной певицей в Узбекистане, придавали особую значимость этой свадьбе. Ахмаджан Отабоев наш руководитель, директор Янгиюльского облтеатра сразу же предложил Эдие Топчи и музыкантам обязательно с ним встретиться для дальнейшей работы в облтеатре. Но именно тогда, на этой свадьбе я увидела перед собой народ, о котором я раньше не знала, который постигла огромная беда и ему было очень трудно, но он держался с огромным чувством достоинства. Я тогда поняла, что вы не смиритесь со своей горькой судьбой и обязательно вернётесь на Родину.

— Вы мне показали фотографию, где запечатлён ансамбль «Хайтарма» 1957-58 годов, как она попала к Вам, и кого Вы лично знаете запечатлённых на фотографии?
— Эта фотография у меня давно. Мне её, для оформления то ли статьи, то ли журнала, передал мой близкий друг Шевкет Мамутов, затем она у меня осталась навсегда. Здесь первый состав «Хайтармы». Тут в основном профессионалы музыканты, певцы, танцоры из Крыма довоенного периода. Здесь Эдие Топчи, Сабрие Эреджепова, Осман Асанов, Рефат Асанов, Ленияр Якубова, Аким Джемилев … Со многими я была знакома. Я знала Яя Шерфетдинова, Ильяса Бахшиша, с Февзи Биляловвм очень дружили. Знала и работала с режиссёром Гани Муратовым. Становление крымскотатарского ансамбля «Хайтарма», который был создан по решению ЦК КП Узбекистана при Узгосэстраде в 1957 году, певцов, танцевальной группы всему этому мы были свидетелями. Было приятно и радостно видеть формирование крымскотатарских деятелей культуры и искусства на базе этого ансамбля.
Но хочется подчеркнуть, что до этого, в апреле 1946 года, при Янгиюльском областном театре был открыт крымскотатарский ансамбль. Этот ансамбль был открыт не по инициативе властей, а благодаря самим крымским татарам, артистам, музыкантам профессионалам довоенного периода. В Янгиюле это произошло благодаря танцору Шевкету Мамутову. Шевкет Мамутов на этой фотографии стоит в первом ряду шестой слева, Аким Джемилев, его я тоже знала, стоит десятым. Уже летом в 1946 году была поставлена пьеса «Кизил гуль» азербайджанского автора. Главную роль Гули исполняла я, Шевкет Мамутов и Аким Джемилев исполняли лезгинку. В первых рядах сидели Усман Юсупов, министры, после исполнения лезгинки они стоя аплодировали. В этой партии танцоров также участвовали Рустем Муединов, Сеит Абдулджемилев, Рустем Бекиров, Нусрет Шабанов.
Эти люди в то трудное и тяжёлое время, не жалея себя, своим талантом, высоким артистическим профессионализмом практически заново возрождали и подымали на ноги свою культуру, они, по моему мнению заслуживают самой доброй и благодарной памяти в народе. Это были скромные, необидчивые, не практичные, но сильные духом люди, больно переживавшие трагедию своего народа.
Я помню, как Шевкету Мамутову в 47-ом или в начале 48-го года на конкурсе в Ташкенте, где он исполнил кавказские танцы, решением жюри и отделом культуры ЦК было решено выдвинуть его кандидатуру на звание заслуженного артиста республики. Но затем, узнав, что он крымский татарин это решение было отменено. Мы все очень переживали за эту несправедливость по отношению к нему, он же был рад тому, что он, крымский татарин, смог выступить на конкурсе лучше всех.

Фарогат Рахматова о крымскотатарском ансамбле "Хайтарма"
Ансамбль Хайтарма

— Фарогат апа, что бы Вы пожелали нашему народу?
Ваш народ пережил депортацию, но смог восстановить свои силы в Узбекистане и самое главное бескровно вернулся на Родину. Вы никого при этом не обидели. В самое тяжёлое время, проживая здесь, узбеки и крымские татары крепко сдружились и сегодня мы о вас вспоминаем только с хорошим чувством. Многому мы научились у вас, так и вы, проживая здесь, многое восприняли от нас. Мы породнились, у нас растут общие внуки. Вот эту дружбу мы должны и дальше развивать, крепить и завещать нашим потомкам.
В этот день, как работник культуры, прежде всего, желаю вашему народу возродиться у себя на Родине, прилагайте усилия для сохранения родного языка и его развития, своей самобытной культуры. Это всё что представляет лицо и душу нации, без этого будущего у народа нет. В Крыму только взаимопонимание, дружба всех народов независимо от их религиозной и национальной принадлежности будет залогом и возрождения крымскотатарского народа и благополучного развития. Желаю вам всем мудрости, спокойствия и благополучия.

Интервью записано Али Хамзиным

3 комментария

  • Эдикутхан:

    Большое спасибо многоуважаемой Фарогат Рахматовой за добрые воспоминания.Уверен, что крымскотатарский народ сумеет занять достойное место в мировом сообществе.Хочется надеяться, что дружба между нашими народами не забудеться.Надо бы поддерживать экономичесие и культурные связи несмотря ни на что.

      [Цитировать]

  • Анна Шабанова:

    Спасибо за статью. Столько тёплых слов о людях с другой культурой. Узбекский народ по истине велик и щедр душой. Сколько себя помню , в то время когда я жила в Самарканде, никогда не притесняли крымских татар. Жили очень дружно и уважали друг друга. Нусрет Шабанов мой дедушка, и он хоть и был депортирован в Узбекистан, а Самарканд полюбил как родной.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.