Елена Сергеевна Булгакова. Ташкент, 1943 год Tашкентцы Искусство История

Опубликовала Айида Каипова в ФБ.

 

Елена Сергеевна Булгакова. Ташкент, 1943 год

57 комментариев

  • lvt:

    Айида! А где маленькая заметка про историю этой фотографии? Как, что, откуда, кто фотографировал? Ну хоть намёк на разгадку тайны этой фотографии… Всё-таки сама Маргарита нас посетила.

      [Цитировать]

  • VTA VTA:

    Да, Айида, если можно, напишите, очень интересно. Прекрасная женщина ходила по нашим улицам.

      [Цитировать]

  • Aida:

    Увы! Писать о таких людях и их жизни у меня ни таланта, ни храбрости не хватает. Могу только написать откуда у меня фотография.
    Этим летом гостила в Ташкенте, встречалась со многими своими друзьями и знакомыми из той (до отъезда) жизни. Домой вернулась с мешком подарков. Одним из подарков была книга Ю. Кривоносов. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества. Специальное издание к 120-летнему юбилею великого писателя. М., изд. ЭКСМО, 2011.В шестьдесят пятой главе рассказывается о Анне Ахматовой. Собственно о Ташкенте нет ни слова, и два предложения о том, что Ахматова и Булгакова встретились в эвакуации, стихотворение «Хозяйка» и эта фотография.
    Я по «сайтовской привычке» начала рассматривать детали — стена отделана мрамором, лампы отражаются, Елена Сергеевна одета красиво. В каком ташкентском здании в 1943 году (дата указана автором книги) мог быть сделан этот снимок? Стереотип мышления — сразу на ум пришел театр им. Навои. На фейсбуке в комментариях добавили, что театр им. Навои был достроен только к 1946 году.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Спасибо! Я тоже думу думаю, где могла быть мраморная плитка? В театре Горького мрамора не быдо. В Филармонии тоже. Во дворце пионеров не припомню. Тогда вообще мрамор для Ташкента был не очень типичен.

        [Цитировать]

      • Yultash Yultash:

        Станция метро в Москве. Москвичи и станцию назовут.

          [Цитировать]

        • Aida:

          в описании указано — Ташкент, 1943 год

            [Цитировать]

        • Урикзор:

          Абсолютно верный ответ.

            [Цитировать]

        • Yultash Yultash:

          Москвичи не назвали станцию метро… Попробую это сделать. Облицовка станции, которую видно за спиной героини состоит из белого (либо светло-серого мрамора) и более тёмного материала, который по рисунку очень похож на родонит (орлец). Так как фотография не цветная, точно определить сложно, но… Родонит украшал только одну станцию — «Маяковская». Именно рядом с этой станцией и находилась квартира Булгакова — по адресу ул. Б. Садовая, д. 10, г. Москва. Там сейчас музей его имени + «нехорошая квартира № 50». Легко представить его жену на этой станции как до, так и после Ташкента.
          Мрамор, особенно в большом объёме, достаточно дорогой материал. В промышленных масштабах до ВОВ в Узбекистане он не добывался и в строительстве применялся в ограниченных масштабах. Привозился только для работ скульпторов. Для украшений станций метро мрамор добывался на Урале. Месторождения родонита были вообще только на Урале.
          Так, что я имел право на своё предположение…

            [Цитировать]

      • Aida:

        зал им. Свердлова, театр в старом городе, консерватория, библиотека, какой-нибудь большой магазин, какое-то госучреждение? Перебирать, с одной стороны много, с другой — нечего. слишком мало деталей.

          [Цитировать]

  • tanita:

    Очеень похоже что Юлташ прав Так и просятся Лубянка или Кировская. Там такой серый мрамор.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Нет, Айида! Зал филармонии (театр им.Свердлова) имел очень спартанские интерьеры. Консерватория тоже. В первой половине 50-х единственное правительственное здание на площади было конструктивистским. Но туда меня не приглашали, естественно. Роскошными интерьерами блистал только оперный театр. Вообще, мрамором отделывать стали всё подряд гораздо позже. Я готова согласитья с Юлташем. В Москве мраморные интерьеры были до войны.

      [Цитировать]

    • tanita:

      Да, Элвета, тогда в Ташкенте с мрамором была напряженка. Роскошные интерьеры в театре Навои — это ганч и зеркала. Никакого мрамора, В Свердлова — тоже. Я, скажем, бывала в здании издательства КП Узбекистана, на Правда Востока — не было там мрамора. Может, что=то было в здании правительства, но туда Елену Сергеевну вряд ли пустили бы.

        [Цитировать]

  • OL:

    Если следовать надписи на фото-ей здесь должно быть 50 лет, знакома она тогда была с писателем Симоновым и поэтом Луговским,может отмечали где в правительственных кругах , в правительственном здании ее юбилей?

      [Цитировать]

    • Aida:

      на фото нет никакой надписи, также нет снимка оборотной стороны фотографии, вот там вполне могла быть надпись. Что Ташкент и 1943 год надпись под фото в книге Ю. Кривоносова

        [Цитировать]

  • Aida:

    Ее юбилей не могли отмечать в правительственном здании — статус не тот.
    По поводу метро — очень трудно представить, чтобы в Москве военных лет кто-то фотографировал на станции метро.
    Думаю, что и ошибка атрибуции вполне могла быть — или это не Ташкент, или не 1943 год. Известно, что Ахматова поселилась в комнате, которая освободилась после отъезда Булгаковой. Я могу очень ошибаться, но кажется она перешла в эту комнату в 1942 году. Тогда где была Булгакова?
    И уж совсем в порядке бреда — это могла быть прощальная фотография перед отъездом — вокзал, аэропорт?

      [Цитировать]

  • OL:

    Ничего не знаю про БЕС,может поможет ссылка http://dic.acadimic.ru/,но на фото женщина в статусе красавица,сожравшая не одну мужскую жизнь и ,на мой взгляд медика со средним образованием,немного нетрезвая.

      [Цитировать]

  • OL:

    В нашем счастливом детстве во дворце перебывала добрая половина ташкентской детворы.Кружки постоянно менялись.Я ходила не в кружок,а в балетную школу при доме пионеров,организованную для ташкентцев молодым (лет 45)Игорем Моисеевым-не путать с «БОРЮСИКОМ».Занимались мы внизу в зеркальном зале с винтовой лестницей .Никто толком не знал ,что это за здание и кто в нем жил,среди нас ходили истории одна «веселей»другой,но поговаривали,что полно всяких комнат вверху и в подвале.Подвал я так понимаю ,что то вроде юсуповского на Мойке,а не наши с банками и прочей рухлядью.Позже,в больнице(аппендицит)я лежала в палате с 80 летней старушкой-она рассказывала о последнем наместнике царя.Как он ездил по улицам с диковатым эскортом и завидев девушку или молодую женщину ,мог приказать насильно посадить ее в коляску,развлекались с такими в тайных комнатах дворца.

      [Цитировать]

    • Урикзор:

      Старушку, похоже, с пятого трамвая привезли.

        [Цитировать]

      • OL:

        Вы имеете ввиду дурку?Нет ,старушка была крепкая,бодрая ,лежала в хирургии-вырезали аппендицит.Рассказывала много историй из жизни старого Ташкента,так как прожила в нем почти всю жизнь,рождения она была где то 1880г.Так что уважаемые господа ,не воспринимающие чужое мнение, зря я вступила с Вами в пререкания-у вас на все своя точка зрения -я же, всего навсего, попыталась подсказать сайт о ташкентских годах уважаемой вами БЕС.

          [Цитировать]

        • Урикзор:

          Зачем Вы этот мусор читаете и каких-то сумасшедших старушек цитируете? Читайте лучше про настоящих людей, про Вольдемара Шаландина, про Рафаила Льва, про Владимира Карпова.

            [Цитировать]

          • OL:

            Спасибо за совет,непременно им воспользуюсь.Мне как дочери,внучке,правнучке и тд ,и даже невестке военных очень интересна военная тема.Родственники с моей стороны обыкновенные люди,не замешанные в кровавых или каких других необычных подвигах.Дослуживались до достойных званий и рано умирали,так случили государству не жалея живота своего.И если считать подвигом ,что отец не погиб,выжил обороняя Сталинград,и свою войну начал в 1937,а закончил в 1945,да и потом до Хрущевской реформы служил на границе,-то мой отец герой.Среди родственников мужа больше легендарно-трагических личностей расстрелянных финами и немцами,служивших на кораблях и подводных лодках,и если я начну рассказывать о них ,то меня тоже могут посчитать сумашедшей старушкой.О них ,все что мог написал В. Пикуль.

              [Цитировать]

    • lvt:

      Зеркальный зал находился на первом этаже, слева от входа. Там занимались хореографией, а зимой стояла ёлка. Окна выходили в парк. Винтовая лестница находилась в вестибюле. Вела она в светёлку, где обитали юные художники.

        [Цитировать]

  • Aida:

    В зеркальном зале я была в детстве на новогодних елках. А в подвале — в конце 80-х или начале 90-х — на экскурсии. В здании тогда был музей золотого и ювелирного фонда Узбекистана. В подвале выставлялись золотые изделия, найденные при различных раскопках на территории республики. Помещение сводчатое, сухое и чистое. В верхних комнатах были старинные ювелирные изделия.
    И, по сравнению с юсуповским дворцом, все куда меньших размеров

      [Цитировать]

  • lvt:

    Почитала Наталью Громову «Все в чужое глядят окно». О писательских семьях в эвакуации. Впечатлило. Там и сям мелькает «колдунья» Елена Сергеевна. Вы знаете, она мне понравилась не только как муза Булгакова, но как вполне самодостаточный человек, смелый, предприимчивый, умеющий бороться за жизнь. Конечно, безутешную Пенелопу мы в ней не найдём. Скорее она сестра Полины Анненковой, жены декабриста.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.