Блистательная Маргарита Терехова Tашкентцы

Скоро отметит юбилей…

Лилия Яковлевна Свердлина напоминает, что в детстве Терехова жила на территории парка ОДО в Ташкенте…

 

 

Биография, история жизни Тереховой Маргариты Борисовны

Детство

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В юном возрасте она вместе с семьей перебралась в Ташкент, где и прошло ее детство. С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание окружающих мальчишек. Вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы с Ритой росли в Ташкенте в одном дворе. Рита была такая яркая девушка, с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, у нее рано появилась грудь, и это нас всех тревожило!»

В Москву!

Школу Маргарита окончила с золотой медалью. Проучившись два года (с 1959 по 1961 г) в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей ужасно не везло. Оказалось, что приехала она поздно – большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду.

 


Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился, — она заняла лидирующее положение в труппе. Как это часто бывает, талант юной актрисы вызвал зависть всей женской половины труппы. Однако саму Маргариту это нисколько не смутило. «А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать — некогда было расчесывать», — признается Маргарита Терехова.

После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).

Первые работы на экране

Первые роли Маргариты Тереховой в кино в какой-то степени были перебором вариантов. Впервые на экране она появилась в 1965 году. Ее Таня — легкая, светящаяся надеждой девушка – вносила в картину армянского режиссера Фрунзе Довлятяна «Здравствуй, это я!» ощущение радости и веры в счастье.

Вслед за этим Маргарита Терехова снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (поставленной по одноименному произведению Александра Грина). Ее героини — Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды — стали воплощением двух разных миров.

Первое время актриса снималась нечасто, но зато каждая из картин с ее участием становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).

В «Монологе» Маргарита Терехова предстала в образе прекрасной и беспутной Таси Сретенской, дочери старого профессора (Михаил Глузский), которая никак не может устроить личную жизнь. При этом актриса умело избежала соблазна однобоко изобразить свою героиню, преодолела кажущуюся простоту роли. В будущем она еще не раз будет вступать в борьбу с заданностью образов.

«Зеркало»

Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, что не могло пройти мимо Андрея Тарковского. Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало», доверил Тереховой сразу две главные роли – матери (Марии) и жены (Натальи). Тарковский не ошибся. В своих героинях Маргарита Терехова в полной мере выразила замысел режиссера.

Ирина Шилова («Советский экран»): «В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта,— вот смысл первого появления Марии. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Случайный прохожий нарушил чистоту, ясность, сосредоточенность чувств. Мария отвечает на вопросы, манит и отталкивает, интуитивно отделяя случайное — вот этот разговор — от того, что происходит в ее душе. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем — далеком и близком.

Ситуация с обменом сережек. Образ бедствия, голода, нищеты и образ богатого дома, покоя, благополучия сомкнулись. Здесь и искушение, и принесение в жертву. Здесь — сердце на разрыв, но не предательство себя. Актриса открывает предел возможного унижения, предел возможной жертвенности для своей героини и для себя — Маргариты Тереховой. Из-за ее упорства, неуступчивости Тарковский изменил замысел эпизода, понял и принял кредо своей актрисы.

…Бежит по улице под проливным дождем Мария. В движениях, в размахе рук, в откинутой голове мучительная напряженность, исступленность. Случилось страшное, нужно успеть исправить ошибку и тем самым спастись. Лихорадочно скользят глаза по страницам текста. Нашла — ошибки нет. Воображение, подгоняемое неотступным страхом, сыграло шутку. Усталость, апатия, прострация — плата за пережитое. Возвращаясь к жизни, Мария словно бы становится ребенком; слезы застилают глаза, мешают видеть, слезы обиды, горечи, всепоглощающего отчаяния от несправедливости мира».

Первый муж

Со своим будущим мужем Саввой Хашимовым Маргарита Терехова познакомилась еще в 1966 году в Болгарии на съемках фильма «Бегущая по волнам». В то время Хашимов, популярный болгарский актер, красавец и любимец женщин, был женат, но это его нисколько не остановило. Между Саввой и Маргаритой закрутился роман, приведший к беременности. Об этом Хашимов узнал, когда Терехова была уже в Москве. Он тут же написал Маргарите письмо, в котором сообщил о своем решении жениться на ней. Такая самоуверенность поначалу возмутила Терехову, однако противостоять напору его любви она не могла…

Новоиспеченные супруги поселились в театральном общежитии, и вскоре у них родилась дочка Анечка. Хашимов вспоминает: «Мы были счастливы! Нам было вместе очень хорошо. Любили в саду «Эрмитаж» гулять с Анечкой — катали ее в коляске. Это было счастливое, романтичное время!»

К сожалению, этот брак был обречен с самого начала, и причиной тому стала их профессия. У молодых практически не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связывать. К тому же Хашимов категорически не хотел жить в Москве, он стремился в Болгарию, где его ждала интересная работа, а Терехова не собиралась покидать столицу. Спустя полтора года они расстались. Расстались тяжело, с большими переживаниями, хотя и остались в последствии друзьями.

Перемена имиджа

Маргарита Терехова очень тяжело пережила расставание с Саввой Хашимовым. Этот разрыв сделал актрису даже внешне более холодной и суровой. Взять ту же Марию с ее завораживающей холодностью в «Зеркале» Тарковского. Дальше – больше. Имидж Маргариты Тереховой стал меняться в сторону коварной, роковой красавицы.

Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ стервозной женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.

Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…

Миледи

Поначалу на роль Миледи Юнгвальд-Хилькевич планировал пригласить Елену Соловей. Но осуществлению его плана помешала беременность актрисы. Тогда режиссер и вспомнил о Маргарите Тереховой.

В свое время (еще в 1969 году) Юнгвальд-Хилькевич хотел снять Маргариту в главной женской роли в своей картине «Опасные гастроли». Но руководство Госкино настояло на кандидатуре Лионеллы Пырьевой. Для того чтобы оставить в картине Высоцкого, режиссеру пришлось пойти на уступки, что тогда очень обидело Терехову. И вот тетерь он вновь набирал ее номер. «Ритка, спасай!» — обратился к ней Юнгвальд-Хилькевич. «Хоть ты и сукин сын, но я согласна», — ответила Маргарита.

Утверждение на роль было отнюдь не гладким. Госкино хотело видеть в роли Миледи Пенкину. «Миледи — Пенкина?! Когда я услышал это, швырнул документы, запил и уехал в Питер, — рассказывает режиссер. — Я сказал: «Не буду я снимать ваших «Мушкетеров» или буду снимать так, как хочу». Госкино пришлось пойти на попятный, и Терехову вызвали на пробы…

Вспоминает Юнгвальд-Хилькевич: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь, как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла), — это образец, самый красивый бюст в мире. Я говорю об этом не как мужик, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная!»

Однако прежде чем приступить к съемкам, пришлось заняться еще и переделкой всего сценария. Вспоминает Маргарита Терехова: «Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма».

Работа над образом велась Маргаритой Тереховой очень серьезно. Актриса, окунувшись в историю, выяснила, что прототипом ее героини была реальная агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.

Исходя из этого, Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» — этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине.

Работая над своим персонажем, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.

80-е годы

В 80-е Маргарита Терехова вступила уже необыкновенно популярной актрисой (тому немало способствовали «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера»). В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, где Терехова проявила себя в полном блеске. Речь идет о телевизионной музыкальной комедии Яна Фрида «Благочестивая Марта», где она сыграла главную роль.

Именно в этот период в стране развернулась грандиозная травля Андрея Тарковского, человека, который был очень близок и дорог Маргарите Тереховой. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»

Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году. О том, кто его отец Терехова никому никогда не говорила. Фамилию Саша носит Терехов.

Последующие работы Тереховой в кино подтверждали ее высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха, как Миледи, Диана де Бельфлор или Донья Марта. Терехова одинаково органично смотрелась и в мелодрамах («Давай поженимся», Елена), и в исторических картинах («Русь изначальная», Феодора). В 1989 году актриса продемонстрировала способности играть гротесковые, подчеркнуто стилизованные роли, снявшись в трагикомедии режиссера Сергея Овчарова «Оно», а в картине эстонского режиссера Авро Ихо «Только для сумасшедших» (1990) блеснула филигранной психологической игрой. За роль в фильме «Только для сумасшедших» Терехова получила призы МКФ за лучшую женскую роль (М.Терехова) в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93

«Чайка»

В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.

Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет — в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца — Тураев) – Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина (Сорин) и Андрея Соколова (Тригорин).

Не остановили начинающего режиссера ни сложность поставленной задачи, ни риск, который непременно сопутствует экранизации классики, ни то, что деньги Министерство культуры выделяло пять лет. «В театре это вообще нельзя ставить, это киносценарий, — утверждает актриса. — «Чайка» — киносценарий. Ведь Чехов сформулировал: «Пишу что-то странное, пять пудов любви, вопреки законам драматического искусства. Начал форте закончил пьяниссимо»

Съемки фильма происходили в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.

В настоящее время Маргарита Терехова работает в Театре им. Моссовета, откуда она не раз уходила и вновь возвращалась. Среди последних работ: роль Виржини Вальтер в спектакле «Милый друг».

Признание

— Заслуженная артистка РСФСР (1976)
— Гран-при Международного кинофестиваля авторских фильмов в Сан-Ремо, Италия (1991, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
— Приз Международного кинофестиваля Северных стран в Руане, Франция (1992, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
— Приз Международного кинофестиваля в Брюгге, Бельгия (1993, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
— Народная артистка РФ (1996)

 

Фильмография

  1. 1965Здравствуй, это я!Таня
  2. 1966Бегущая по волнамФрэзи Грант
  3. 1969Улица Ангела (телеспектакль)
  4. 1970Белорусский вокзалНаташа Шипилова
  5. 1971Семейное счастье (телеспектакль)
  6. 1972Моя жизнь
  7. 1972МонологТася Сретенская
  8. 1972ЧетвёртыйЖенщина, которую Он любил
  9. 1974Сергеев ищет Сергеева
  10. 1974ЗеркалоНаталья / Мария
  11. 1975На всю оставшуюся жизньФаина, учительница
  12. 1975Рикки-Тикки-Тави
  13. 1975ДовериеАлександра Коллонтай
  14. 1976Бриллианты для диктатуры пролетариатаВера
  15. 1976Синяя птицаМолоко
  16. 1976Пока стоят горыКатя
  17. 1976Дневной поезд
  18. 1977Кто поедет в Трускавец
  19. 1977Собака на сенеДиана, графиня де Бельфлор
  20. 1977Мама, я жив (ГДР) — Светлана
  21. 1978ИгрокиАделаида Ивановна
  22. 1978Дети как детиВера
  23. 1978Расписание на послезавтраАнтонина Сергеевна, учительница
  24. 1978АистДорина
  25. 1978Д’Артаньян и три мушкетёраМиледи Винтер
  26. 1979Мужчины и женщины
  27. 1980Санта ЭсперансаИсабель
  28. 1980Благочестивая МартаДонья Марта
  29. 1980Мне от любви покоя не найти (режиссёр Роман Виктюк) — все женские роли
  30. 1980История кавалера де Гриё и Манон ЛескоМанон Леско
  31. 1981Тайна Эдвина Друда (телеспектакль)Елена
  32. 1982Давай поженимсяЕлена Воронова
  33. 1983Всё могло быть иначеДарина
  34. 1983 — За синими ночами — Ольга
  35. 1986 — Русь изначальная — Феодора
  36. 1988Диссидент
  37. 1989Зелёный огонь козы
  38. 1990[1]Только для сумасшедших
  39. 1995ТропаТетя
  40. 1996Короли российского сыска
  41. 2005ЧайкаИрина Николаевна Аркадина

 

Поздравляем!!!

9 комментариев

  • OL:

    Жила Терехова напротив школы №2,мы называли эти дома военными казармами.Я ее помню,когда она училась в 6 или 7 классе-такая с огромной косой(до пояса),всегда была окружена стайкой девчонок,которые смотрели на нее с обожанием.Не могу сказать была ли она тогда красива,и какая у нее была грудь,но она как то выделялась из школьной массы-манерой держать голову,эдак высокомерно.Потом нас объединили со школой №3,с мальчишками, и уже не до нее было,даже не знаю вторую она школу заканчивала или какую другую.А вот что с ней сейчас-ходили слухи….?!

      [Цитировать]

    • Masha:

      больна. http://shrek5.livejournal.com/40154.html
      «Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается». Мое сердце с Вами навсегда, Маргарита Борисовна. Будьте счастливы! Но Боярского (дважды!) я вам не прощу.
      Телеменю от Петра Болычева

      Я любил ее так, как можно любить только в 15 лет — коленопреклоненно и пылко, уносясь мечтами во всенепременно прекрасное будущее. А она изменяла мне, свидетельства чему мозолили глаза ежедневно и ежечасно — в школе, на улице и в магазине. Помните, в конце 70-х полстраны ходило с изготовленными подпольными цеховиками холщовыми пятирублевыми торбами и трехрублевыми полиэтиленовыми пакетами? И с каждого из них на меня глядели счастливые Маргарита Терехова и Михаил Боярский.

      Да, как и миллионы советских мужчин, я был влюблен в Маргариту Борисовну. Ну, а как было не влюбиться в «венец творенья, дивную Диану» — графиню де Бельфлор из «Собаки на сене», или в Манон Леско из одноименной телепостановки Романа Виктюка, или в прекрасную донью из «Благочестивой Марты» испанца Тирсо де Молины? Так уж получилось, что к широкому зрителю Терехова пришла в костюмных телепостановках из ненашей жизни, когда ей было уже под 40, о чем ты забывал, глядя на бьющиеся на экране не наши страсти.
      Это уже потом понимаешь, что Терехова — не просто очередная кинокрасавица, загадочно улыбающаяся с глянцевой обложки «Советского экрана», а прекрасная драматическая актриса. Тася из «Монолога», мама и Наталья из «Зеркала», Наташа из «Белорусского вокзала, Антонина Сергеевна из «Расписания на послезавтра» — замечательные роли, которые могли бы составить честь любой актрисе.
      К сожалению, время безжалостно к красоте и таланту. Маргарита Борисовна давно не снимается. 25 августа ей исполнится 70 лет. По такому случаю в субботу в 12.15 на «Первом» — педагогическая драма «Расписание на послезавтра», а перед ней, в 10.55, документалка с вынесенной в название измененной строчкой из «Собаки на сене» — «Маргарита Терехова. Кто много видел, мало плачет». Как это ныне принято, упор сделан на личную жизнь, а не творчество актрисы, вот анонс в «желтых» традициях: «Впервые на телевидении и только у нас — откровения неизвестного мужа Маргариты Тереховой».
      К счастью, есть «Россия К», где к юбилею актрисы покажут в 19.40 фильм из цикла «Линия жизни», а потом, в 20.30, «Собаку на сене». И снова, как 35 лет назад, трогательные плечи в обрамлении брабантских кружев и дрожащие слезинки в уголках высокомерных глаз. «Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается». Мое сердце с Вами навсегда, Маргарита Борисовна. Будьте счастливы! Но Боярского (дважды!) я вам не прощу.
      http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201208185482

        [Цитировать]

    • AK:

      Подтверждаю — грудь у неё была великолепна, знаю по рассказам её одноклассника, прекрасного культурного человека, тоже талантливого, с великолепным голосом (как звучали арии в его исполнении под сводами института, где я по молодости засиживался допоздна и поэтому приходилось бегать на базарчик около Гидромета за мантышками, а портвейн всегда был у моего незабвенного друга Димы, к сожалению не помню его отчества и фамилии, он был из тех классических ташкентцев обладавших и открытым характером и достоинством, образованностью и индивидуальностью как и Маргарита Терехова)

        [Цитировать]

  • Швейцарец:

    С ней была прекрасная творческая встреча в Доме Знаний в конце 80 х годов.Человек она интереснейший,очень тепло отзывалась о Тарковском.Она актриса мирового масштаба,ярчайшая,глубокая,не похожая ни на кого.Гениальная просто…

      [Цитировать]

  • OL:

    Очень нравится фильм-Дневной поезд.!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Мать Маргариты Тереховой актриса Галина Станиславовна Томашевич. Помнит ли кто-нибудь, в каком театре она служила в Ташкенте? В театре Горького её не было точно.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Я всё ещё комментирую статью о Тереховой. Решила собрать все биографические данные и поняла, что в сети хорошего материала нет. Повторяются одни и те же варианты. Иногда глупости пишут типа » были эвакуированы в Ташкент». Но с Урала уральцев не эвакуировали. Урал сам был местом эвакуации.
    Думаю, сегодняшнее нездоровье актрисы, в котором её будто бы даже упрекают некоторые источники, вызвано многолетней «невостребованностью». Это есть такая беда очень тонких, талантливых людей. Есть роли — они живы, нет ролей — всё, как будто задохнулись, жизнь кончилась без вариантов. Причём кругом: и здоровье, и личная жизнь, и возраст… Такие жертвы профессии. Вот здесь выложили портрет её матери http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/296741/bio/

      [Цитировать]

  • Лилия С.:

    http://www.1tv.ru/documentary/fi7723/fd201208251055 вчера по 1 русскому каналу— к юбилею великой актрисы..

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.