Ташкентский фарфоровый завод. Воспоминание об ушедшем Разное Фото

Пишет Лилия Николенко на сайте Азу.уз.

 

Ташкентский фарфоровый  завод. Воспоминание об ушедшем Найдите в вашем ташкентском доме некую старую пиалу. Пиалу позолоченную, праздничную или обычную будничную. Переверните её. А вдруг на дне забытой и нелюбимой посудинки вы увидите Анко. «Анко» на фарси означает сказочную птицу.

 

Увидели? Тогда вам можно позавидовать. У вас есть пиала легендарного завода. Завода, которого больше нет. Ташкентский фарфоровый…

 

На протяжении многих веков фарфор в Среднюю Азию возили по Великому шелковому пути из Китая. Её здесь так и называли «чинни»(китайская). Позже, в 19-20 веках появилась посуда российских фарфоровых заводов.
Только в 1953 году решением правительства был отстроен в Ташкенте первый среднеазиатский фарфоровый завод. Задачей его было обеспечить посудой все пять республик Средней Азии.
Построили завод в старом городе, на старинной длиннейшей улице Сагбан.  Остановка транспорта в том месте до сих пор называется «Фарфоровый завод». Вот только фарфора того уже увы нет.

Запустить завод помогали специалисты знаменитых  фарфоровых предприятий со всего Союза. И начал работу свою он с производства форм и моделей, которыми с ними поделились опытные заводы. Через некоторое время на ташкентском фарфоровом сформировалась собственная группа талантливых художников и технологов.  И достаточно быстро в производство отправились совершенно новые уникальные модели.
По форме они были традиционными: пиалы, касы, ляганы, круглые чайники. А вот роспись формировалась особо. Как ни странно, основной темой росписи узбекского фарфора стала не традиционная узбекская керамика, и не столь любимый в Узбекистане китайский стиль. Это было взято скорее от сюзане. Та же символика, те же связки, тот же резкий контраст цветов.

Самыми знаменитыми стали сервизы «Пахта», «Атлас» и «Золотой олень». (Может что-то упустила, если помните – добавьте)

Вот уж сколько раз задавался в сети вопрос: «Кто придумал знаменитый узор «Пахта»?»
Скажу так.
Узоров с хлопком было разработано на заводе множество.
Один из первых вариантов нашла в старой книге о фарфоре:

 

Авторство достоверно известно: знаменитый Р Арипджанов. Сервиз «Хлопок» Ташкент 1961г
Но это был сервиз. Штука дорогая и праздничная.  Тема хлопка получила развитие, и вслед за Арипджановым. Художники завода разрабатывали все новые и новые версии хлопковой темы в фарфоре.

Еще одна, изысканная версия не менее знаменитого Нугманова:
 

“Самаркандские мотивы» А.Нугманов  Фарфор, кобальт, позолота, роспись. Ташкент,
1979г

Тот узор «Пахта», который стал самым популярным в Узбекистане и за его пределами, чаще всего встречался на недорогой, обыденной посуде. Авторство его выяснить достаточно трудно.

Хотя было одно место, где на вопрос об авторстве узора Пахта на обыденной посуде могли ответить абсолютно точно. Это уникальный музей, который существовал на старом Ташкентском фарфоровом заводе. Он абсолютно достоверно существовал с первых дней до 1993 года. Дальнейшая судьба его не известна. Во всяком случае мне. Все мои попытки выяснить судьбу музея ни к чему не привели. В экспозиции музея имелись практически все работы, как известные, так и нет, как выполненные знаменитыми мастерами, так и рядовыми художниками завода.  Сегодня экспозиция вместе с уникальными экспонатами и документами канула в Лету.

К счастью есть в Ташкенте  один музей, который на протяжении нескольких десятилетий закупал отдельные  предметы и сервизы с ташкентского фарфорового завода. И они бережно хранятся и по сей день. На днях я сходила в любимый музей «погреть сердце» и полюбоваться.

Часть коллекции фарфора  Музея декоративно-прикладного искусства Узбекистана :

 

Сервиз «Бегзод», Фарфор, роспись. Ташкент


 
«Чинар», Б.Грибанова, Ташкент , фарфор, роспись, 1978

 

«Фарфор Ташкента» 1986, Я.Карабаев

 

«Кук атлас» Мирзабаев, Фарфор, роспись. Ташкент 1970


 
Коньячный набор. Грибанова, Самарканд 1978


 
Винный набор, Я Карабаев. Ташкент 1972-73 гг

Ваза. Безымянный автор, Самарканд

Ваза. Безымянный автор, Ташкент

Ваза. Безымянный автор, Ташкент

Ваза. Безымянный автор, Ташкент 

Зная, что запасники музея очень богаты, и обновляются экспозиции достаточно часто, спросила сотрудницу:
— А вы будете менять фарфор, и когда?
— Знает только хранитель, — ответила она.
— А у вас в запасниках есть первый сервиз Пахта. Где-то 70-х годов?
— Знает только хранитель, — ответила она.
— А как познакомиться с хранителем?
— Знает только хранитель, — уже рассмеялась она.
Теперь же нет мне покоя с этим образом хранителя моего любимого музея.

То, что сегодня мы покупаем с узором Пахта, как не обидно делают в Китае и Турции. То, что поровнее и поизящнее – Турция. Кривоватое и неровно окрашенное – Китай. Говорят, что кое-что расписывают здесь. Но даже не хочу выяснять, кто, что и как. Больно и обидно.
И не хочу знать, что и когда прекратили поставлять из Украины для ташкентского фарфора, и почему не возобновили поставки.  Умерла уникальная отрасль, удивительное мастерство.
Но к счастью осталась способность помнить и ценить.
Так что осмотрите свои старые пиалы, касы, ляганы и чайники. Переверните донышком вверх. Вдруг  там птица Анко?!
Нашли? Уберите в особое место и пользуйтесь по праздникам. Вспоминая и ностальгируя. Их больше не будет.

А если не трудно, сфотографируйте. Разместите у себя. Сбросьте мне ссылку. Создадим виртуальную коллекцию посуды завода, которого нет
Название: Ташкентский фарфоровый завод. Воспоминание об ушедшем
Теги: Ташкент, Посуда, Искусство
Описание для анонса: Найдите в вашем ташкентском доме некую старую пиалу. Пиалу позолоченную, праздничную или обычную будничную. Переверните её. А вдруг на дне забытой и нелюбимой посудинки вы увидите Анко. «Анко» на фарси означает сказочную птицу.
Увидели? Тогда вам можно позавидовать. У вас есть пиала легендарного завода. Завода, которого больше нет. Ташкентский фарфоровый…

8 комментариев

  • Anna:

    Всегда мечтала иметь такой вот сервиз. Именно пахту. Видела в ЦУМе (крайний раз в 2007 году), не знаю, чьего производства он был, но цены… дорого. Да и сейчас, наверное, не дешево, ведь продавцы всегда первыми цены индексируют ))). А на чинабазаре что-то не очень, какое-то оно не шибко красивое, да и цены умеренные. А хочется! )))) У меня есть только раритетный ляган пахта, надо будет посмотреть, какого завода, если наш (а скорее всего наш) — обязательно пришлю фото.

      [Цитировать]

    • Лилия Николенко:

      На чиннибазаре есть несколько магазинов, где продают неплохую турецкую версию. Однако очень недешево.
      Буду с нетерпением ждать фотографию. Если на донышке купола — это тоже замечательно, старый самаркандский завод

        [Цитировать]

  • tanita:

    Ах, Лилия, разбередили вы душу! Нет у меня таких пиал. Есть блюдо шестидесятых, с оранжевым ханатласным рисунком, на донышке написано "Тошкент". А до этого у меня и хозяйства собственного не было… Значит, и это ушло. Вряд ли послужит вам утешением то, что в Росссии разгромили и закрыли стариннейший дореволюционных завод Гусь -Хрустального. Там теперь автомобильные стекла производить будут. Но тут я хоть успела Когда началось разорение складов, накупила по смешной цене уникального цветного хрусталя, какого бльше уже никогда производить не будут… Сейчас то, что осталось, продают по заоблачным ценам — шесть бокалов — 1000 долларов… ВСЕ. КОНЕЦ. Интересно, почему они с таким упоением разоряют старые производства. Я тут посмотрела сервиз "Чинар" и "Кук-атлас", задохнулась от зависти. Я желаю вам успеха в ваших поисках, От всей души. И польхзуюсь случаем, чтобы поблагодарить вас за рецепты, вчера самсу готовила, через час корочки не осталось…

      [Цитировать]

  • AK:

    Не думаю что все китайское и турецкое. В середине 2000-х мне пришлось ремонтировать оборудование для золочения чайников и пиалушек (ионное напыление титанатом бария). При мне девушки разрисовывали чайники которые приносили с соседней территории (через дыру в заборе :) Грустные времена — всем платили копейки (если вообще платили), мне за первый станок дали 20дол., за второй — 10, а за третий — 3, четвертый я не стал делать.

      [Цитировать]

    • Лилия Николенко:

      Золочение, абсолютно верно, здесь наносят. Недавно разговаривала с мастером такого производства. Закупает болванки фарфоровые в Турции, позолоту напыляет и продает. Так дешевле выходит

        [Цитировать]

      • tanita:

        Да, эта версия вполне правдоподобна. Фарфор, причем довольно невысокого качества закупается в Турции или Китае, хотя странно, китай славится фарфором, почему такой плохой и тяжелый? — и разрисовывается в Узбекистане.

          [Цитировать]

  • Violetta:

    Друзья, кто помнит, выступал ли Высоцкий у нас на фарфоровом? Когда это было, есть ли фото, видео, записи?
    можно писать мне на майл zola-33@list.ru
    спасибою

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.