«Судьба актрисы» Tашкентцы История

 

      Прислала Мастура Исхакова.

                   Дж. ИСХАКОВ

                                                                            

Предисловие.

Не стало той, которой  все мы восхищались, любили, гордились. Ушла безвременно  удивительная актриса, Тамара Шакирова… В 2006 году я снимал о ней  документальный фильм. Готовясь к написанию сценария и к съемкам, мы беседовали с Тамарой. Она рассказывала о себе, о родителях, о том, как она пришла в кино. И, узнавая её судьбу, я не мог тогда не написать статью о ней… Потому что в кино можно многое, но не всё. Фильм «Актриса» почти никто не видел. К сожалению, это судьба многих фильмов, особенно документальных.

Тамара Шакирова.

Она навсегда останется в нашей памяти.

 

                              «СУДЬБА АКТРИСЫ»

 

Кино…Удивительная вещь.
Оно сохраняет нас молодыми…
Оно волшебным образом может вернуть на    многие  годы назад…  Кино…
Это   реальная машина  времени…

(Зигфрид Кракауэр)

 

          Май  1984 года. В Киеве бушует весна. Запах цветущих киевских каштанов разливается в прозрачном воздухе, окутывает золотые купола древнего города,  спускается вниз, к Подолу, где плещутся о берег волны Днепра… А над Крещатиком бьются на ветру полотнища – «Привет участникам и гостям ХУ11 Всесоюзного кинофестиваля!». Город словно дышит  праздником. Жужжат кинокамеры, вспыхивают блицы фотоаппаратов. Какие лица, какие имена! Ещё бы, среди хитов того года – «Жестокий романс», «Военно-полевой роман». Знаменитых режиссеров, самых известных актеров и самых красивых актрис собрал кинофестиваль. А восторженные  зрители толпами окружают любимых актеров, страстно желая получить заветный автограф. И как не затеряться в этом потрясающем букете, в этом роскошном созвездии знаменитостей, лица которых не сходят с обложек журналов и с экранов телевизоров?

          …Сейчас это называется тусовка, а тогда это было «Пресс-клубом». После встреч со зрителями,  после длинных и насыщенных поездок по городам и весям Украины, неугомонные молодостью гости фестиваля собирались в ночном баре гостиницы «Москва», танцевали,  пили и пели. Здесь же происходили важные знакомства, журналисты брали блиц-интервью у звезд, здесь рождались новые проекты, режиссеры открывали для себя новые лица, а в головах сценаристов смутно возникали образы будущих фильмов…

          …Она вошла в полутемный зал в красивом вечернем платье. Я помахал ей рукой, и она подошла к нашему столику. Киевский журналист, с которым мы познакомились всего полчаса назад, но, благодаря брудершафту, успели перейти на «ты», встал, уронив на пол вилку. «Кто эта красавица?» — спросил он, не сводя с неё глаз. «Тамара Шакирова, наша звезда…» со скромной гордостью ответил я. Тамара, приветливо улыбаясь, присела за столик. «Какие глаза! Истинный Восток!» — восторженно прошептал  журналист, протягивая ей ладонь.  «Между прочим, Тамара наполовину украинка…» Я успел узнать некоторые черты характера и взгляды моего нового знакомца, который, через слово, говорил об Украине, её истории и  величии и рассчитывал на определенную реакцию с его стороны. Но такого эффекта я просто не ожидал. Он вскочил из-за столика и закричал на весь зал, перекрывая  громкую музыку: «Как? Она украинка?!!». И, встав на колено, журналист стал целовать ей руки…

          Он оказался очень бойким газетчиком и уже на следующее утро почти все газеты сообщили, что актриса из солнечного Узбекистана, красавица Тамара Шакирова – наполовину украинка! И киевские журналисты ставали в очередь, чтобы взять интервью у актрисы, узнать подробности её жизни. А на встречах зрители просили, чтобы Тамара спела, что ни будь на украинском. И Тамара пела. Пела удивительно раздольные украинские песни. И центр внимания       невольно переместился на неё, актрису из Ташкента… И фотографии  Тамары заполнили страницы киевских журналов и газет…

          Февраль 2006 года. Ташкент. Зал Дворца Дружбы народов заполняется зрителями. В проходе, у четвертого ряда, столпотворение. Щелкают фотокамеры, люди, в основном молодежь, с цветами в руках окружили уже не молодую, но по-прежнему красивую женщину. Цветы, автографы, улыбки.

          «Меня знают, как маму Райхон …» — с долей грусти говорит Тамара. – «Но я не обижаюсь, я горжусь дочкой…»

          Концерт Райхон в самом разгаре. Поклонницы молодой певицы подпевают знакомым песням, раскачиваются в ритм современных мелодий. И после каждой спетой песни – букеты цветов… А потом наступает тишина. Под сводами зала звучит песня, посвященная Матери. Маленькая хрупкая фигурка Райхон почти теряется на огромной сцене. Но на большом экране монитора видны глаза девушки. Они полны слез.

          Тамара слушает песню, а по её лицу плывут отблески софитов.

          Она  родилась в многодетной интернациональной семье. Её мама, Ольга Дмитриевна Гузенко, родилась, как сейчас принято говорить, в Украине, на хуторе с удивительным названием, «Рай». В трудные послевоенные годы, в поисках лучшей доли, Ольга с подругами подалась  в «город хлебный», в Ташкент. Девушки нашли  работу в Чирчике, в госпитале. В это время её будущий муж, Халим Шакиров, лечился в этом самом госпитале. Там они и  познакомились, а потом стали жить вместе. В то время на всю страну звучала популярная песня в исполнении  Тамары Ханум:

« Ай да Галя и Султан, Украина и Узбекистан!»

          — Мама так и называла папу, «Султан», — улыбается Тамара.-   Папа  всю жизнь говорил  на узбекском языке, мама на украинском, а мы,  дети,  трое сыновей   и три дочери,  говорили по-русски.  Мама полностью взяла на себя домашнее хозяйство и  воспитание детей. Благодаря этой заботе все  мои братья и сестры получили высшее образование.  Я единственная из детей, похожа  на папу. Остальные все светлые, как мама. И когда папа приходил с работы, то мама  с улыбкой говорила: — «Ну вот, двое узбеков дома!..»

          О чем могла мечтать в детстве Тамара? Наверное, – это поесть чего ни будь вкусного.  Халим Шакиров  работал один и ему было трудно прокормить большую семью. Как это обычно бывало в те времена,  дети донашивали одежду друг за другом. Тамара  мечтала, когда ни будь купить одежду только для себя. В четырнадцать        лет она снялась в маленьком эпизоде в фильме  А. Хачатурова  «Под палящим солнцем». Тогда-то и  осуществилась её  мечта — она купила кофточку на свои заработанные, кровные  деньги.        

          Первой большой работой Тамары Шакировой стала роль в  фильме  «Без страха». Этот фильм   режиссера Али Хамраева в те уже далекие шестидесятые годы, был по-своему революционным. Он вызвал немало споров, дискуссий. Может быть, впервые так остро и  ярко была поднята тема положения женщины в обществе. Тогда о Тамаре  заговорили, как о юной, но подающей большие надежды, актрисе. Судьбу многих актеров часто называют лотереей. Кто-то, снявшись в одной или двух картинах, уходят в небытие, кому-то просто не везет с ролью, кто-то остается не замеченным. Роль Гюльсары стала  для молодой актрисы путевкой  в долгую кинематографическую жизнь.

          Она сыграла около ста ролей. Бывала на многих Международных кинофестивалях, встречалась со звездами мирового кино…

          — По характеру я была веселой шалуньей, —  в глазах Тамары вспыхивает озорной огонек. — Если в школе кто-нибудь набедокурит, то, непременно не разбираясь, выгоняли из класса Тамару Шакирову. Папа с гордостью говорил, что характер у нас,  у девочек – материнский, сильный, напористый. У меня была длинная,  тяжелая коса. И папе это нравилось. Но когда я снималась на «Таджикфильме», где играла девушку-летчицу времен войны, мне пришлось расстаться со своей гордостью. Во время войны летчицы  носили короткую стрижку. И   я настолько поверила в свой образ, что с легкостью согласилась на этот безумный шаг – отрезала свою косу. Представьте реакцию моего папы!

          Она создала образы женщин разных характеров и разных эпох.  И каждая, будь то маленькая или главная, комедийная, драматическая или трагедийная роль, все они были ей  близки, потому что в каждой из них – её  жизнь, частица сердца, души.

          Шестидесятые годы, совпавшие с «оттепелью», стали для узбекского кинематографа вехой расцвета и возрождения. В кино пришли молодые режиссеры, сценаристы, актеры. Создавались разнообразные по жанру фильмы, вошедшие в сокровищницу узбекского национального кино. Достаточно вспомнить фильмы режиссеров Р. Батырова, Э. Ишмухамедова, У. Назарова, Ш. Аббасова.

Одной из значительных ролей стал яркий образ Юлдуз-хон в многосерийном телевизионном художественном фильме Шухрата Аббасова «Огненные дороги». Как вспоминает актриса, эта роль была придумана режиссером по ходу действия. Но зато как она выявила многогранный талант Тамары Шакировой. Здесь она обнаружила вкус к психологически острому рисунку роли.

В фильме «Ленинградцы, дети мои» режиссера Дамира Салимова, Тамара с блеском исполнила роль молодого директора детского дома, принявшего эвакуированных в далекий Ташкент обездоленных детей и сирот. Сколько напора, страсти вложила актриса в эту роль!  Образ хрупкой женщины стал,  словно олицетворением гостеприимного, доброго народа.

          Режиссер Анатолий Кабулов долго искал претендентку на главную роль в фильме «Непокорная»,  по роману каракалпакского писателя  Т. Каипбергенова «Дочь каракалпака».  Выбор актеров, как сейчас называют «кастинг», был очень жестким. И Тамару Шакирову утвердили на эту роль. Может быть, именно это предопределило успех картины. Полная драматизма, доходящая до высокой трагедии роль в фильме «Непокорная», стала одной из лучших ролей, сыгранных актрисой.   

          — Жизнь подарила мне  много счастливых мгновений. Я работала с талантливыми режиссерами, сценаристами, операторами, — лицо Тамары словно светлеет. —  Горжусь, что снималась с выдающимися узбекскими актерами – Шукуром Бурхановым, Наби Рахимовым, Хамзой Умаровым и многими другими.  Каждая такая встреча была для меня подарком судьбы. У этих актеров можно было поучиться многому. Это было настоящим университетом. Работа с ними дала мне больше, чем учеба в Театральном институте. От них я переняла чувство ответственности к каждой предлагаемой роли, требовательность, принципиальность.      

          —  Да, детские годы, беззаботная юность… — лицо Тамары становится грустным. — Сейчас не осталось этого детского задора… Были друзья… Коллеги по работе. Теперь у меня мало друзей.  И я как-то не очень хочу общаться.  Может, изменилось отношение к жизни…

          В фильмах тех лет рядом с Тамарой снимались молодые тогда актеры – Рустам Сагдуллаев, Дилором  Камбарова, Назим Туляходжаев, Мурад  Раджабов, Талгат Нигматуллин, Шухрат Иргашев.

Судьба… У каждого своя… Кто-то говорит, что всё предначертано заранее, кто-то,  — что человек хозяин свой судьбы…

Так случилось, что последнюю свою большую роль она сыграла в фильме с название6м  «Судьба»…

          …Тамара овдовела дважды. Первый муж – внук великого мастера узбекского кино Наби Ганиева, актер кино Отабек Ганиев. Они  познакомились на съемочной площадке фильма «Семург», где он был ассистентом режиссера.

          — Как-то не долго встречались. В шутку решили пожениться. Это было первым  испытанием. Наш брак долго не принимали как мои родители, так и сторона мужа. — Тамара надолго замолкает. — И до рождения нашей дочери Райхон он ушел. А потом погиб… Я долгое время была одна. Но забота о дочери, о матери, и работа поглощали меня полностью…

          Однажды на съемках в Ашхабаде я познакомилась с каскадером Сергеем. С первого взгляда  я поняла, что влюбилась. Он ради меня оставил семью и переехал в Ташкент.

 Мы прожили четыре года. Два года из них Сергей лежал в тяжелом состоянии после страшного ожога во время съемок. Я выходила его. Но, когда была беременна дочерью Насибой, он вдруг ушел… И тоже погиб. История повторилась два раза. Наверное, это какая-то небесная кара…От Сергея у меня осталась моя младшая доченька – Насиба…

          После распада Союза фильмов снимали мало. А если и приглашали, то непонятные режиссеры, непонятного кино – фильмов однодневок. Тамара отказывалась сниматься в этих фильмах. Поэтому съемки проходили  мимо Тамары…

          Райхон, дочь Тамары окончила музыкальную школу по  классу фортепиано. Выступала с сольным концертом с симфоническим оркестром. Потом поступила в Институт иностранных языков. И вдруг на третьем курсе решила заняться вокалом. Она и прежде пела, но Тамара  к этому относилась спокойно. Но когда  она  услышала песню в ее исполнении, то поняла, что девочке надо помочь стать певицей.

          С 1999 года артистическая карьера Райхон — это цель моей жизни. – говорит Тамара. —  Все дела связанные с проектами, концертами, переговорами, со съемками, костюмами стараюсь решать сама. Потому что   уверена, только я, родной человек, знаю, что нужно моей дочери. Правда, бывают ситуации, когда мы спорим, но все          мирно потом решаем. Вообще для своих девочек я стараюсь быть не только матерью, но и другом.

Чтобы работать в кино, нужно быть фанатом и любить профессию. Когда для меня настали не самые  лучшие времена, когда  не приглашали сниматься,  я была готова пойти работать на киностудию кем угодно, лишь бы быть в   кино. Мои друзья даже посмеялись над этим…

          Так хочется сыграть мою современницу. Чтобы эта была героиня со своими женскими слабостями и радостями… С радостью счастья и преодолением невзгод… Со своей судьбой…

         

К О Н Е Ц

 

 22.03.2006 год
 

6 комментариев

  • tanita:

    Какая печальная судьба! И какой печальный конец. И ак печально, что актриса вынуждена работать вахтером, чтобы выжить! Я столько знаю подобных судеб российских актеров…Жестокие времена, жестокие нравы.

      [Цитировать]

  • Bekhzod:

    А почему нигде не указывается одна из ее главных ролей — Раъно в фильме «Скорпион из алтаря» пл Абдулле Кадыри?

      [Цитировать]

  • Маvlon Shukurzoda:

    Spasibo avtoram. Ochen trogatelno… Tamara navsegda sohranitsya v nashey pamyati…

      [Цитировать]

  • Улитка:

    Bekhzod, да, я тоже удивляюсь, и на kino-teatr.ru тоже нет этого фильма, а фильм кстати замечательный. И Тамара там очень красивая, правда, не совсем та Рано, которую я себе представляла после прочтения книги, но очень и очень красивая все равно. Очень ее жалко. А дочь даже не смогла порадовать ее своей свадьбой и хотя бы одним внуком или внучкой. Пусть покоится с миром.

      [Цитировать]

  • абырвалг:

    — Фильм «Актриса» почти никто не видел.
    — вот именно. так почему бы тов. исхаковым не предоставить его с целью выложить в свободный доступ — например прямо здесь.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.