«Пустыня запрещенного искусства» — показ фильма в Granart Art Gallery Tashkent Разное

Тем, кто собирается на просмотр, просьба прочесть мнение о фильме. ЕС.

 

7 февраля в 19:00 в Granart Art Gallery состоится единственный в Ташкенте показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещенного искусства»), ставшего сенсацией кинофестивалей и абсолютным открытием для зрителей всего мира. Перед показом выступит директор Музея Искусств имени И.В. Савицкого Мариника Бабаназарова, автор книги-биографии об основателе музея Игоре Савицком. 

«Пустыня запрещенного искусства» – это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан. Речь идет о коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, совершил настоящее чудо – он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 30 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным – вдали от столицы запрещенные и неугодные советской власти полотна обрели шанс на жизнь. В фильме собраны уникальные интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками.

Вход бесплатный.
Места ограничены.
Записываться заранее по телефонам: 120 55 60 и 120 55 62.  

24 комментария

  • tanita:

    Я, к сожалению, только слышала об этом музее. Он в Нукусе. Туда Элеонора Шафранская Ездила. Она интересуется творчеством Усто Мумина. А я обо всем этом и не знала, когда жила и бывала в Ташкентею Обидно-то как!!!

      [Цитировать]

  • Элеонора Ш.:

    Господа, мне довелось уже этот фильм посмотреть не раз – так он прекрасен. В ответ на опубликованное мнение (ссылка ЕС) скажу, что оно не мнение о фильме, скорее, декларативная риторика.
    Не столь важно, кто нынче хозяин музея – все музеи для людей. И спасибо именно американцам, что сняли фильм, что обратили внимание всех заинтересованных. Ведь прежде никто: ни Советы, ни нынешняя РФ, ни РУ – не подавал голоса миру об этой уникальной коллекции.
    А в самом фильме как раз и показано, в каких неблагоприятных условиях вынуждены хранить картины. Фильм вопиет о помощи. Об этом говорят и специалисты: картины осыпаются, нужны реставраторы, а их нет. То есть музей очень нуждается в средствах. Потому его директор, Мариника Б., и заручается поддержкой любого, кому дорого это искусство (о патриотизме здесь говорить смешно).
    А те художники, чьи картины хранятся в нукусском музее, были именно запрещенными: они были заключенными сталинских лагерей, отсиживали по 10 и более лет. Многие сгинули: известна лишь дата рождения, но не смерти (напр., Лысенко).
    Сидели Усто Мумин, Курзин, Гуляев и др. А. Волков был просто изгоем.
    Может быть, некоторые фрагменты фильма намеренно избыточны, работают на зрителя, ну и бог с ними, главное, мир узнал о музее Савицкого.
    Мне посчастливилось этим летом побывать в нем. Еще хочется.

      [Цитировать]

    • Джага:

      Элеонора, Вы абсолютно правы. Если фильм вызывает интерес к музею, то одно это его заслуга. Но истина доложна быть полной, а не полуправдой.
      Сомнению я подергал то, что художники страдали за свои картины, а фильм на этом спекулирует.
      См. сайт http://museum.kr.uz/Russian_arts, где приводятся картины и справки о биографии художников.
      Около 70% были благополучны, разъезжали по миру с выставками, оформляли книги, дворцы и павльоны, участвовали в выставках, преподавали в вузах.
      Около 30% художников пострадала, но не в СССР, а при сталинском режиме. Смотрим за что — Тимирев (мать жена Колчака), Юстицкий (за антисоветскую агитацию и пропаганду), Шухаев («по подозрению в шпионаже»), Фотиев (был в окружении в года ВОВ), Боровая, была замужем за адмиралом Л.Николаевым — расстрелян как изменник родины), Гальперин (статья 158.1.- антисоветчина), а так же и прочие за пропаганду теософизма, спиритические сеансы, оккультизм, связь с «Контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников и пр.
      Т.о. художники пострадали от сволочного сталинского режима не за свои картины (даже! если писали абстракции, занимались т.н. «формализмом» — см картины НЕ страдавших художников), а так же, как весь народ — и ученые (генетики), и инженеры (шахтинское дело),и даже рабочие (опоздал на работу или запорол деталь) и пр.
      Все это не оправдывает преступления сталинского режима, но не оправдывает и концепцию фильма.
      Будете в музее, обратите внимание на натюрморт «Пельмени» Курзина. В ней ничего необычного, кроме того, что он написал по выходу из лагеря.
      Кстати — фильм не первый, а второй или третий. Книг издано про музей и при Советах, и нынешней РФ, и РУ очень много. Назову один огромный альбом с биографией Савицкого — «Авангард остановленный на лету» — издан в СССР в 1989 г. тиражом в 30 000!! экз. Для альбома — огромный тираж. Сейчас издают — и на западе, и в РФ и везде — в лучшем случае — 1000 экз.

        [Цитировать]

      • Элеонора Ш.:

        Да, спасибо, я знаю эти книги-альбомы, многие у меня на столе (1989 г. — пик перестройки, гласности).
        И все же… Все надуманные обвинения в каких-то заговорах были следствием необычного их творчества, которое никак не соответствовало канонам соцреализма.
        К слову, Марк Шагал, уже будучи гражданином свободного мира, в 70-е годы предложил советскому правительству принять в дар свои полотна. Нет, отказались! На фига им такое, не зовущее к коммунистическому будущему творчество? Как и на фига им все прочие абстракции, так наз. нефигуративные изображения? Советский человек, по их разумению, должен был все видеть четко и ясно, везде должна быть идея (!), и притом социалистическая. Те, у кого относительно благополучно сложилась жизнь, — прогибались, становились конформистами, и мы не можем их судить за это. А кто не прогибался — арест, сфабрикованное дело, а дальше — как уж сложится. Не знаю, об одном и том же ли мы говорим, но это искусство было действительно запрещенным. Если Вам интересно, я могу здесь, в комментариях, выложить небольшой фрагмент из худ. текста Евг. Абдуллаева о музее.

          [Цитировать]

      • Элеонора Ш.:

        Авангард, остановленный на БЕГУ.

          [Цитировать]

        • tanita:

          И это чистая правда. Сколько художников, считавшихся формалистами и авангардистами страдали от режима! Псть их даже не арестовывали, но ведь и не выставляли? И государство их точно не покупало, хотя покупало для Третьяковки горы всяческой чуши прославлявшей советскую власть По-моему, достаточно вспомнить Филонова и Родченко. Оба подвергались самом ожесточенному шельмованию, оба голодали и жили в нищете
          Я небольшой поклонник авангарда. но все же считаю, что воля каждого выражать в искусстве все, что он пожелает.

            [Цитировать]

      • uzrugs:

        Джага, зачем вы на себя берете такую непомерную ношу про истину?! Вы, думаете, только вы ее полный обладатель в этом вопросе?

        Почитайте, про биографию и судьбу коллекционера русского авангарда Костаки. А сколько эти авангардисты сделали для революции, тот же Малевич, Суетин и многие другие? Да и среди нонконформистов были даже Герои Советского Союза.

        Хотя, Ваша позиция Джага ясна в этом вопросе — всех же поголовно не расстреляли, так «пожурили немного», значит и ничего страшного не произошло. Да и «не в СССР, а при сталинском режиме.» Хотя и при Хрущеве и Брежневе такое было, хотя это тоже наверно не СССР.

          [Цитировать]

        • Джага:

          1. См. шире на феномен музея и ИВ, где истина в «вине».
          В вине за то, что посвятили свою жизнь творчеству, пожертвовал обычными человеческими потребностями и слабостями (семья, жена, дети, благополучие).
          В этом «вина» и Адама-Евы, и Бруно, и Насими, и Мандельштама, и Савицкого.
          Во все времена за эту вину преследовали или казнили и будут и далее, по меньше мере, игнорировать. Сейчас один художник (ученик Савицкого и чьи картины он покупал ) побирается на кладбище — если еще жив. У другого — не менее великого — дети переболели или гибнут от туберкулеза, недоедания)
          2. Костаки. Он собрал коллекцию во времена Хрущева, Брежнева и очень хорошую в и задолго до 80-х годов («перестройки»). Но ограбила его не власть через суд, а такие же коллекционеры (но высокопоставленные). Точно так же ограбили Русланову (бриллианты) и убили, и не только ее.
          3. Жаль что Вы видите в тексте то, что хотите видеть. Я писал не о «журении», а о сволочном режиме, где художники так же пострадали, как и все прочие, но только не за картины. Еще раз см. сайт музея, где художники творили формализм, абракционизм и пр. не соцреализм и оставались благополучными.

            [Цитировать]

      • uzrugs:

        Художественный музей Самары.

        «Середина 30-х годов отмечена большой потерей — собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Госхран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 30-х годов) осталось всего 85.
        Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная уже после войны в августе 1953 года комиссия, возглавленная Н.Н. Головановым, рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 — произведения русского авангарда. К счастью, после смерти Сталина ситуация в стране изменилась, и сотрудникам музея удалось сохранить эти работы .»

          [Цитировать]

  • tanita:

    Элеонора, я вам искренне завидую. очень хотелось бы.ю.. может, когда-то мечта и осуществится. Жаль, как жаль, что на такие уникальные вещи власти внимания не обращают!

      [Цитировать]

  • Элеонора Ш.:

    Вдогонку.
    Комментатор иронизирует по поводу государственных денег, на которые покупались картины. В воспоминаниях о Савицком много информации о том, что эти гос. деньги давались внепланово, на страх и риск отдельной дающей личности. Многим обладателям картин Савицкий обещал заплатить со временем, но не успел, умер. Поэтому множество картин лежит в запасниках, т. к. нет юридически офрмленных документов. Весь музей был создан на подвижничестве и авторитете самого Савицкого (кстати, москвича, оставившего свою квартиру на Арбате ради построенного им Храма). Его называют нынче то Третьяковым ХХ в., то Шиндлером сов. разлива.

      [Цитировать]

    • Джага:

      И еще. Вы прекрасны в своем восторге (я искренне говорю это!). Но, пожалуйста, не пишите больше про «Многим обладателям картин Савицкий обещал заплатить, но не успел. Поэтому нет юридически оформленных документов».
      Т.к. уже в музей едут т.н. «наследники», искусствоведы и адвокаты с требованиями возращения не только неоплаченных картин, но и неполностью оплаченных, или купленных якобы «недобросовестно». Проще говоря, «надутых». А ИВ это умел :о).

        [Цитировать]

      • Элеонора Ш.:

        Я ж это не придумала, с Савицким не была знакома, я это читала в воспоминаниях его современников и коллег.

          [Цитировать]

      • Элеонора Ш.:

        В Нукусе мы задержались, он хотел в Музей Савицкого, они все в него хотят. Они так всегда и говорят: а, Нукус, это где вода с солью и музей Савицкого. Я там уже сто раз была, у меня там подружка работала…

        Музей авангарда. Зеленоватые лица, поломанные тела. Мир, разваливающийся на первоэлементы. Сумасшедший коллекционер прятал всю эту гениальную нечисть здесь, в песках.
        Потом коллекцию открыли. Перестройка. Стали приезжать искусствоведы из центра, страдать от поноса (вода), восхищаться музеем. Зеленые небеса, перекошенные лица, русский авангард. О музее напечатали альбом. Два альбома. А авангард сочился с картин и пропитывал жизнь. Иссякло море, оставив торчащие в песках скелеты кораблей — лучшую инсталляцию века. Лица людей, небо, земля — все постепенно становилось как на картинах. Даже еще авангарднее.

        Они стоят возле картины. Художник Редько. “Материнство”. Жанна отходит. Жан остается. Из кондиционера дует. Жанна сидит на диване, играет с мобильником. В мобильнике бегает маленький ниндзя. Иногда она смотрит на Жана: долго он еще?
        Жан — долго. Они всегда долго. Долго едят, долго спят, долго в музеях.
        Умеют наслаждаться.

        Картина “Материнство”. Женщина, ребенок. Она склонилась. Он задумался. Штанишки спущены, струйка шуршит в землю. Она (мать) поддерживала ему его. Направляет. Чтобы не облил штанишки. Стирать-то ей. Жан поднял голову. Шея матери, ее подбородок. Мать большая, широкая, как карта мира.

        (Сухбат Афлатуни. Остров Возрождения: Рассказ // Дружба Народов. 2009. № 9.)

          [Цитировать]

        • Джага:

          Элеонора.
          1. В искусстве, а тем более во впечатлениях от него, нет законов истины. Каждый имеет право на то впечатление, которым впечатлилися. Поэтому об искусстве что-то вроде «кому то нравится арбуз, а кому свиной хрящик»
          2. Я не читаю искусство-едческие «опусы» не только Сухбата. Это не означает, что у него нет права на впечталения. См. пункт 1. Его научные труды мне более интересны.
          3. О музее и ИВ знаю не по книгам, фильам, слухам и рассказам. Лично был с ИВ знаком, часто бывал у него дома, где мы говорили о нем, об искусстве, археологии и т.п., а мой хороший знакомый работал вместе с ИВ (вместе с ИВ сторожил музей, мыл мыл полы, топил печи, расставлял в музее тазики с водой — картины не терпят сухости, ездил с ИВ по России в поисках картин, реставрировал картины после того, как ИВ послал в Питер в Академ. художеств для обучения реставр-ству). Он мне очень много рассказывал об ИВ и много о нем написал. Но не публикует пока. Скромничает.
          4. Только поэтому включился в обсуждение музея. Не хорошо, когда для того, чтобы привлечь внимание людей к памяти человека и его дела, пляшут на его могиле.
          5. Я не сторонник Советов, но если художники творилитогда, то это заслуга и того времени. См. мой ответ uzrugs.
          6. Спасибо за роскошь общения ! :о)

            [Цитировать]

  • Тамара:

    Интересно, что скажет сама Мариника Бабаназарова о фильме. Я была в музее восемь лет назад, в новом здании. Впечатление — шоковое, не ожидала увидеть такого богатства. О музее в мире знали, иначе и фильма не было бы. Другое дело — не всем эти знания важны и интересны. Я всегда поражаюсь познаниям своего японского коллеги Канно Хирооми об истории нашего края. Краснеешь, понимая, как мало мы знаем о себе. Источников информации недостаточно было и образование, самообразование — не того уровня, каким оно должно быть.

      [Цитировать]

  • Элеонора Ш.:

    Мариника Б. — главный персонаж этого фильма, а также его главный модератор.

      [Цитировать]

  • Рустам Т.:

    Завтра буду звонить, надо идти, нельзя такое пропустить!

      [Цитировать]

  • LTZ:

    у кого есть ссылка на этот фильм, поделитесь..

      [Цитировать]

  • Джага:

    И почему же убрали мой коммент?
    1. Оказывается Усто Мумин, Кашина, Фальк, Волков, Беньков были заклеймлены, были художниками-изгоями. Поэтому их картины закупали при их жизни узбекские музеи и выствочные фонды, а именем Бенькова в сов.!! время назвали училище.
    2. Оказывается их искусство было «запрещено» и поэтому «коллекция русского искусства создавалась на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ!! деньги, которые (при поддержке ЦК КПУз и КК-го обкома — Минфин Узбекистана и Каракалпакии, Минторг, облпотребсоюз и т.п.) выделяли музею на приобретение экспонатов».
    3. Кто ж виноват, что художникам в РФ мешали те же художники, кто во все!! времена пробирался ближе к кормушкам и делил пироги. Кто знает, м.б. кого-то задвинули на задворки и Челлини или Микельанджело? :о)
    4. Кстати, такого «формалиста» как Шостакович даже в партсовпрессе осуждали, но никто не сажал и музыку его играли, даже в Ленинграде во время войны и после. Ахматову осуждали, но издавали, печатали.
    5. Великого художника!, а не только коллекционера лечил академик Ефуни Сергей Наумович из 4-го КРЕМЛЕВСКОГО! управления Минздрава. Кстати о ИС как о художнике ни слова в фильме.
    6. Да, конечно, был Хрущев с его отзывом о художниках-«п-ах», но никто их не преследовал, а после его отзыва – как рекламы , о чем сказано на сайте музея — картины начали активно скупать коллекционеры всех родов и музеи, а некоторых вывезли за бугор, как, якобы, диссидентов.
    7. После сов времени кто-нить знает известных российских художников или коллекционеров,которых ВДРУГ заценил Запад сейчас, когда нет ни Советов, ни КПСС и о ком можно было бы снять фильм как о Савицком?
    8. Фильм интересн был бы, если бы не оголтелый антисоветизм времен Маккартура — что есть глупость, если не хуже. Впрочем, б.м. это маркетинговый ход, чтобы привлечь потребителя, но делать паблисити СЕЙЧАС на антисоветизме и памяти великого художника — недобросовестно или непрофессионально.

      [Цитировать]

    • Рустам Т.:

      да никто ваш нелепый камент не трогал, он в другом посте, ссылка в самом начале этого поста на этой странице.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.