Дулаты История

Diana Dairabayeva     

Дулаты (дуглаты, дулу, дуло, дуклат, доглат) — древнее кочевое племя, и самая многочисленная группа в составе Старшего жуза казахской народности. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи.
По сельскохозяйственной переписи 1906-1912 гг. дулатов насчитывалось 334 тыс. человек, в том числе в Аулиеатинском уезде – 60,8% казахского населения, в Верненском уезде – 41%, в Чимкентском – 32,8%, Пишпекском — 93,7% казахского населения [1]

Уран, тамга
 ēsu mes [HERO] wr. mes «hero; (to be) manly; young man» Akk. eţlu mes [TREE] wr. ĝešmes «a tree» Akk. m
Уран (родовой (боевой) клич) — «Бактияр». Тамга (родовой символ) — «Домалак». Этимология слово «Домалак» — тотем Солнца (Күн белгісі). Домалак ана-күн домалақ; Нурилла- күн нұрлы; Сары байбише- күн сары; Жарыкшак-күн жарық;-Нұр ұл или Нирун- күннен тараған. Здесь можно находить ещё одну историческую параллель: Домалақ ана-Нурилла-Сары байбише все они — Алангоа.

Состав племени

Племя дулатов состоит из родов:
Ботпай — құдайқұл, қоралас, шағай, бидас.
Шымыр — бекболат, шынқожа, темір, сәмбет.
Жаныс — жарылқамыс, шегір, өтей, жалмамбет, жанту, оймауыт, жантай.
Сиқым — борас, тоғас, буас, шуылдақ, қусирақ, ақылбек, құттыбай, ескелді, есбол, қарақойлы , аккойлы.

Происхождение

Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил неоднократно предметом спора многих исследователей – одни считали их выходцами из монгольских степей (Рашид-ад-Дин, Ч. Валиханов), другие –тюрками (Н. Аристов, С. Аманжолов). По новейшим данным этническую основу дулатов составили племена Западно-Тюркского каганата (VI в.), известные в письменных источниках под названием «дулу» (пять племён дулу и пять племён нушиби – обитатели Семиречья). В 766 г. дулаты вошли в состав государства Караханидов (766–1137 гг.), затем киданей (кара-китаев, 1137-1219 гг.) и наконец монголов. В Чагатайском Улусе (1224–1348 гг.) этноним дулат был забыт, но в государстве Великих могулов (1348–1510 гг.), вероятно из-за близости этнонимов дренетюркских дулу (дуло) и монгольского племени доглат (дулат), эмиры которого господствовали в Могулистане, племенное название дулат снова упоминается в письменных источниках[2].

Главный род причерноморских булгар, представителями которого были Кубрат хан и Аспарух хан, восходили к оймаку “дулу (тулу) / дуло”. В Средней Азии этот род был известен как «дулат», а в Причерноморье как «дулеб». Дулаб, как район около Ахваза, упоминается в связи с событиями 374-875 гг. Имя этого рода как «Дулеб» зафиксировано в местности около Рея на Табаристанской дороге. Этот этноним до настоящего времени сохраняется среди киргизов.

История

Наиболее подробные сведения по истории своего племени дулат приводит историк Мирза Мухаммад Хайдар дуглат. По его свидетельству дулаты были «одним из главных и могущественных племён Могулистана».
В период упадка Чагатайского улуса дулатская знать решила создать самостоятельное государство на территориях, прилегавших к Кашгару и Яркенду. Поскольку во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только Чингизид, амир Пуладчи (Буладжи), глава племени дулат (дуглат), выступил с намереннием создать независимое от Чагатайского улуса ханство Могулистан с помощью ставленника — хана из Чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дулаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур-оглан[3].Таким образом, первоначально Чингизиды стали политическим орудием в руках дулатов. С этого момента глава племени дуглат занимал при хане Могулистана должность улусбеги — «правителя улуса» — занимавшегося фактическим управлением делами государства.
Сам историк Мухамед Хайдар приходился двоюродным братом падишаху Бабуру, а также Султан-Саид-хану, завоевавшему в 1514 году исконные земли дуглатов Манглай-Субе и основавшему на их территории независимое ханство Могулия. После смерти Султан-Саид-хана его преемник Абд ар-Рашид-хан I (1533—1559) положил конец власти дуглатов в ханстве и казнил последнего улусбеги — Саййид-Мухаммад-мирзу, дядю историка Мирзы Мухаммада Хайдара дуглата.
После вытеснения Туглуктимуридов казахами изСемиречья (1527—1545 годы) оставшиеся дуглаты присоединились к казахам (при Таирхане и его преемниках).

Мухамеджан Тынышпаев, «Материалы по истории казахского народа», Ташкент 1925 год:
В 1650-х годах под напором джунгар дулаты перекочевали на запад, а в 1690—1790 годах они жили в Ташкентском уезде. Дулаты владели Ташкентом и были изгнаны в 1798 году коалицией горожан и казахских родов канлы, шанышкылы и рамадан, потомки которых проживают в настоящее время в Ташкентском уезде.
В русских источниках сведения о племени дулат появляются уже в ХVIII в. Так, в описании родоплеменного состава казахов, составленном М. Тевкелевым в 1778 г. сказано, что Старший жуз состоит из 10 племён и в их числе приведены все четыре основных родов дулатов: ботпай, шымыр, сиқым, жаныс.

Известные личности

Аттила
Аспарух
Кубрат
Майкы би
Мирза Мухаммад Хайдар дуглат
Толе би
Камар-ад-дин
Самен-батыр
Отеген батыр (1699-1773)
Кенен Азербаев
Момыш-улы, Бауыржан
Рыскулов, Турар Рыскулович
Жаксылык Ушке
Шымыр Дулат руының ңұрамындағы төрт атаның бірі (№ Зә-қосымшаны қараңыз). Қазақ шежіресі бойынша шымыр үш атаға бөлінеді: 1. Бекболат, 2. Шынқожа, 3. Темірболат. Бұл үшеуінің ішінде бес баласы бар Бекболат атасы сан жағынан көп, олар Жиенбай, Толмәмбет (Боққайнат), Жиенбет, Шілмәмбет және Бестерек (кірме) болып тарайды. Жиенбайдан екі ұл бар: Жаңабай мен БІажыт; Жаңабайдан бес ұл: Шоқан, Күлтемір, Айтқұл, Шөже мен Сырлы; Шоқаннан Шотқұл, одан Қонысбай, Көтеп, Бөлек. Қонысбайдан Мәмбет, одан Байзаң датңа (Кенесары Қасымовтың ңолдаушысы), одан Қалыбек, одан Тілеуқұл (М. Тынышбаевқа мағлұмат беруші, 1925 жылы 45 жаста еді).
Шажыттан үш ұл туады: Байқан, Бектеміс, Сәмбет. Кейінгіден төрт ұл: Нұрмағамбет, Досмағамбет, Жалмағамбет пен Ермағамбет.
ұрмағамбетті ел жұрты Нұрбай би деп те атап кетеді. Одан Мөңке мен Дәуітәлі би енші алады. Жиенбет үш ұл көреді: Алдаберді, Сьгдықбай, Күнту. Шілмәмбеттен үш ұл: Қырғызәлі, Құли, Ноғай. Қырғызәліден үшеу: Тәңірқұл (Салық), Құдайқұл, Андақұл. Кейінгіден Жаулыбай, Тәттібай мен Қожымбай. Шынқожаның ата тегін таратсақ, Шынқожа атаулы екіге бөлінеді: Қобыланды мен Көкірек (кірме, Ботбай ішінде болғандықтан, біз оны қайталамаймыз).
Қобыландыдан төрт ұл бар: Шоқай, Мырсалы, Қонаңбай, Қырғызәлі. Соңғыдан Шақан, одан бес ұл: Таңатар, Жақсылың, Балық, Байымбет, Қаратеке. Байымбеттен Сарт, Сарттан Қойгелді батыр (ол Мәмбетпен бірге Шымыр руының ташкенттіктермен соғысында 1798 жылы қол бастаған). Қойгелді батырдан төрт ұл: Тоғанбай би, Ақмырза, Жолмырза, Сарымырза.
Соңғысынан Жетібай, одан Білтелі би, одан Бұралқы би, оданКерімбай (1922 жылы дүние салды). Мырсалымнан Сатыбай, одан Байтана. Темір руын деректердің жетімсіздігінен таратудың реті келмеді.
Олар туралы мәлімет жоқтың қасы. Шымыр руының бүкіл Дулаттарға ортақ «Бақтиярдан» басқа, өзінің «Шьимыр» және «Қойгелді» деген жауынгерлік ұраны бар. Шымыр үлкен ата болса, Қойгелді XVIII ғасырда өмір сүрген атақты батыр. Шымырдың таңбасы сәл өзгертілген Дулаттардың белгісіидей (Гродеков бойынша), ( ) (Тынышбаев бойынша), және (Аманжолов бойынша). Шын мәнінде бұлар бір-біріне өте ұқсас.

8 комментариев

  • Пулат:

    Спасибо было интересно прочитать про свой род. Я бестерек!

      [Цитировать]

  • J Silver:

    Атилла, Аспарух — ну да, ну да, как же…
    Вот про Момыш-улы ничего не скажу, бы такой славный человек…

      [Цитировать]

  • Урикзор:

    Дочь Бауржана Мамуш-улы — это литературоведка-цветаеведка Е.Б.Коркина.

      [Цитировать]

  • Анатолий:

    Похоже на очередной опус Ивонина.

      [Цитировать]

  • Шынырау:

    Из истории дулатов:
    «Так, на основании данных Именика болгарских князей и других обстоятельств, можно пологать, что род дулу вероятно существовал до РХ, ибо часть его во ІІ столетии после РХ укочевала вместе с хуннами от пределов Китая, из нынешней западной Монголии, в киргизскую степь и затем разделяла судьбы гуннов, после же распадения царства Атиллы вожди дулу стали во главе той части болгар (союза гуннских и отуреченных угро-финских родов), которая основала болгарское царство за Дунаем. В V веке оставшаяся в западной Монголии, между Тяньшанем и монгольским Алтаем, часть тех же дулу упоминается китайскими историками в числе гаогюйских поколений, под именем Тулу. Так как в VII веке занимавшие эту самую страну пять аймаков подвластных западным тюркским ханам кочевников именовались аймаками дулу, то надо думать, что род дулу первенствовал между местными тюркскими родами и занимал такое же положение и ранее в тюркской стране Юебани. По китайским известиям, владение Юебань основано было во время ухода гуннов на запад и имело сношения с Китаем до половины V века……»

    «В 1756 году, после изгнания калмыков, дулаты по прежнему управляли Ташкентом. Сарты не раз пытались освободиться от дулатов – все эти попытки кончились неудачно. Но в 1798 году четыре рода дулатов (сыйкым, джаныс, батбай, чмыр) перессорились между собой и решили передать власть над Ташкентом нейтральному человеку, сарту Юнус-Ходже (Карим-Кажи), потомку святого Шейхантаура и общему для четырех родов родственнику. Юнус-Ходжа, укрепивши свою власть, сошелся с противниками дулатов — казакскими племенами канлы, чаншклы (Шанышкылы) и рамадан. После ряда жестоких боев дулаты вышли побежденными и вынуждены были уйти в Чимкентский уезд и далее. Канлы и чаншклы (Шанышкылы) заняли кочевья дулатов, но не на положении их, а наоборот, они обратились уже в подданных Юнус-Ходжи…..»

      [Цитировать]

  • Жасулан:

    огромное спасибо за информацию, я рад что есть такие сайты в которых написано о наших предках. Я БОТПАЙ

      [Цитировать]

  • Карлыгаш:

    Спасибо большое тем, кто описал подробно здесь историю наших предков, многое можно узнать. Я — Жаныс, привет всем сородичам!

      [Цитировать]

  • myrza:

    Аманандық тілеймін оқырман қазақ баласы!!! Білген жан болса менің сауалым: Ұлы жүздің Шымыр, одан Жаңабай руынан тарайтын кейінгі бабамыз Қойбағар руынан тарайтын шатаспасам (Кежек атамыз) шежіресін білетіндер бар ма? Арғы аталарымыз Жамбыл облысы, Жуалы ауданы қазіргі «Самсоновка» ауылы маңайында тұрған. Хабарласу myrzan.imanbekov@mail.ru

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.