Первый автомобиль в Ташкенте. Из воспоминаний Марии Сергеевны Барятинской. Часть 2 История Старые фото

Пишет Олег Николаевич.

 

Мы, всё-таки, добрались до долгожданного автомобиля… читаем и получаем удовольствие:

Итак, 1910 год. Мы отправляемся в Ташкент. Дорога от Санкт-Петербурга до Туркестана заняла восемь дней. В те края раз в неделю отправлялся поезд-экспресс, оснащенный комфортабельными спальными вагонами. Поскольку мы ехали большой группой, нам понадобился чуть ли не целый вагон, и его нам предоставили.
До Самары мы ехали по старой сибирской дороге, но после Оренбурга остались позади густые леса и красивые деревни, и мы вступили в бесконечные так называемые голодные степи. Песок, невысокие холмики, испещренные необычными карликовыми деревцами, покрытыми пучками листьев, похожих на корневища, которые местные жители используют на растопку…

 

Единственным отклонением от общей линии в этом монотонном пейзаже были палатки (называемые юртами) — жилище кочевых (киргизских) племен, живущих в этих местах. Они виднелись повсюду, то тут, то там. Иногда вдруг возникнет проблеск активной жизни в виде верблюдов и лошадей, либо пасущихся, либо на привязи. Эта неизменная  картина утомляла глаз три дня без перерыва, и, хотя стояла зима, на земле снега не было — ничего, кроме бесконечных пространств песка. Грязного песка, заполняющего все трещины, песка, забивающего поры кожи, покрывающего все вокруг, куда ни повернешь голову.
В дополнение к неприятностям в поезде лопнули водопроводные трубы, и нам нечем стало умываться. Пришлось пользоваться минеральной водой, и среди этих бутылок оказалась одна с лимонадом, которую моя дочь по ошибке использовала. Результат не требует описания, и, когда бедняжка пришла в наше купе, мы встретили ее хохотом: все ее лицо было испещрено полосами, как у зебры. Она заплакала навзрыд и произнесла: «Что мне делать, мама, лицо и руки такие липкие, а воды нет!» Поскольку станции отделяли большие расстояния, ей долгое время пришлось терпеть это неудобство. Но наконец мы доехали до одной из них, где, к счастью, нашли достаточно воды, чтобы умыть нашу девочку.
После Москвы от поезда отцепили вагон-ресторан, и, так как наши запасы продовольствия подходили к концу, мы испытали облегчение, когда добрались до Ташкента.
Вокзал представлял собой маленькое и жалкое деревянное строение. На перроне и вокруг него собралась толпа возбужденных туркестанских аборигенов, называвшихся сартами. Они кутались в цветные одежды вроде платьев и носили белые тюрбаны. Европейцев было очень мало. На станции нас встречали два офицера, о которых я ранее упоминала, и мы были рады увидеть их.
Уже была полночь и царила темнота, потому что в Ташкенте не было уличного освещения, за исключением фонарей на главной улице.
К счастью, примерно в это время показалась луна и ярко осветила окрестности. Наш новый автомобиль французского производства марки «Берлие», присланный из Санкт-Петербурга, ждал нас возле станции. Он стал первым авто, достигшим Туркестана. Хотя машина и была совсем новой и ею стали пользоваться впервые, только сейчас, мы с неудовольствием заметили, что она покрыта царапинами и грязью. Это был намек, чего следует ожидать в Ташкенте. Словами этот ужас не передать.

Когда я прочитал эти записки княгини Барятинской, то заинтересовался, как же выглядел этот, по тем временам роскошный автомобиль… и я нашёл фото этого крутого авто, которое могли позволить себе очень богатые люди и гараж государя – императора. Описание и еще фотографии в продолжении…

Луна скрылась за облаками, как из ведра полил дождь, и стало совершенно темно. Только свет автомобильных фар вел нас по немощеной и неровной дороге, и нас швыряло из стороны в сторону, от кучи к столбу, от столба к куче. Несколько раз мы налетали на что-то большое, но никак не могли определить, что это было, но в конце концов, остановившись, обнаружили, что это был караван верблюдов, идущих цепочкой и мешавших нашему проезду. Поначалу мы были озадачены при виде этих неожиданных «привидений», и у меня вырвалось: «Они просто прелестны!» Кто бы мог подумать, что мы встретим верблюдов в самом центре столицы?
Позже я сказала мужу: «Если мы видим образец того, чего мы должны ожидать в этом Богом забытом месте, так на что же будет похож дом?»
Вид нашего жилища, как только мы смогли его разглядеть, нас обескуражил. Хотя, как правило, дома в Ташкенте строились из глины, государственные учреждения, военные школы и дом генерал-губернатора возводились на металлических балках. Но для частных домов этот метод был слишком дорог.
Наш дом имел форму простого квадратного ящика, но с маленькими окошками, и он был одноэтажным — фактически что-то вроде бунгало серо-грязного цвета.
Он был построен целиком из глины, но стены были толстыми, так что жара не проникала внутрь, и частые здесь землетрясения не могли бы его разрушить.
Войдя внутрь, мы были приятно удивлены. Мы обнаружили тут как бы родные пенаты. Так как нам говорили, что тропическая жара Туркестана способна покоробить мебель, мы заказали в Англии кое-какую мебель, специально сконструированную для подобного климата. Та же фирма поставляла ковры, шторы и обои, и мой свекор прислал из Санкт-Петербурга драпировщика, знакомого с моими вкусами, поэтому наш дом вышел очень уютным и удобным. Внутри его я чувствовала себя чуть смелее и спокойнее. Отец моего мужа также позаботился, чтобы выкопали артезианский колодец для подачи воды в нашу ванну. Так как в доме не были проложены трубы, воду ежедневно закачивали старомодным способом — это была тяжелая и трудная задача.
За ужином, за которым к нам присоединились два наших друга, ранее упомянутые молодые офицеры, я сказала: «Нам говорили в поезде, что климат здесь очень плохой и что летом тут невыносимо жарко. Еще я слышала, что в этих краях — полчища вредных и ядовитых насекомых. Правда ли это? И правда ли, что здесь очень часто происходят землетрясения?» — «Да, княгиня, — ответил один из них, — я должен сказать, что климат здесь нестерпимо жаркий, такой, что часто лопается термометр. Летние вечера очень опасны из-за сырости, и часты случаи малярии, поэтому мы все принимаем дозы хинина, чтобы отразить ее атаки». — «Приятная перспектива», — прервала я его. Он продолжал: «Что до насекомых, в небольших количествах водятся скорпионы и тарантулы, и иногда они забираются в дома, особенно туда, где нет ковров. Самый опасный — каракурт». — «А что это такое? — заинтересовалась я. — Никогда не слыхала такого названия». — «Это почти незаметный вид красного скорпиона, который прекрасно себя чувствует в песке, а еще его можно найти в полях, где растет хлопок. Его укус смертелен. Однажды я видел, как верблюд, которого укусило это насекомое, рухнул замертво, как сраженный молнией, и его труп вскоре разложился. Настолько смертелен был этот яд. Настоящая mort foudroyante2, как говорят французы. То же самое произошло с одним сартом, который, вероятно, собирал хлопок, когда на него напал один из этих ужасных смертоносных паразитов. Сарт умер на месте, а его тело в одно мгновение почернело и стало испускать мерзкий запах, самый заразный. Офицер добавил: «Землетрясения здесь происходят время от времени. Колебания земли не достигают большой силы. Мы не обращаем на них внимания, потому что никакого вреда они не приносят. Несколько лет назад они были много разрушительнее. Те времена в прошлом. В любом случае с тех пор, что я здесь, их не было».
После этого разговора я улыбнулась и сказала мужу: «Какая удивительная страна, но, похоже, жизнь здесь полна сюрпризов и опасностей! Однако делать нечего, мы должны положиться на удачу и довериться своей фортуне. Всем спокойной ночи! Qui vivra verra!3 Слава богу, мне слишком хочется спать, чтобы думать о чем-то еще, кроме постели». Гости разошлись, и мы погрузились в сон.
Но очень скоро мне пришлось пробудиться. Я глубоко спала, когда меня разбудил непрекращающийся стук в дверь, за которой кто-то в ужасе голосил: «Княгиня! Проснитесь! Откройте дверь!» Поначалу я не понимала, где я, потому что кровать и комната как будто тряслись, и мне показалось, что моя постель проваливается под пол. Когда я протерла глаза, то увидела, что комната завалена обломками, а вещи двигаются во всех направлениях. Я снова услышала голос няни моей дочери, умоляющий меня: «Княгиня, не будьте такой безрассудной! Это землетрясение! Наша стена треснула, а фонарь небезопасен. Как можно скорее выбирайтесь из дома!» — «Где малышка?» — с тревогой спросила я, безуспешно пытаясь остановить этот поток восклицаний. «Я оставила ее сонной у своей сестры, которая сейчас одевает ее, чтобы вынести на террасу». Терраса выходила в сад.
Я в спешке накинула платье, и через несколько мгновений все в доме уже были на ногах.
Я прошла в комнату дочери, где царила невероятная суматоха. Пол был усеян обломками сломанных вещей и мебели, стены треснули снизу доверху. Если бы дом был, как обычно, построен из кирпичей, он был бы уже в развалинах. Огромными кусками с потолка упала штукатурка, но крыша, к счастью, осталась целой. Мы пережили еще два более слабых толчка, но потом земля, казалось, успокоилась, и, во всяком случае, дальнейших колебаний мы не ощутили. Возвращаться в постель никто не захотел, и мы оставались на ногах до утра.
Утром я позвонила одному из молодых офицеров и сказала: «Ваше «время от времени» исполнилось слишком быстро. Вы, должно быть, владеете даром предвидения, и я не нахожу, что «те времена в прошлом»».
Он рассмеялся: «Да, княгиня, вам очень не повезло, особенно в эту первую ночь после приезда. Я полагаю, это потому, что у вас предубеждение против Туркестана, и он вам отомстил. Мы проспали это землетрясение, пока утром не пришел слуга. И только тогда я заметил, что комната немного в беспорядке, и узнал подробности. Я опасался звонить вам после того, что вчера наговорил».
Я ответила ему: «Ладно. Думаю, вам придется возмещать ущерб. Вы бы лучше пришли и посмотрели, какие разрушения натворил превозносимый вами Туркестан».

1. Туркестан — историческая область в Центральной Азии, включающая Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Киргизию, Каракалпакию, а также Афганистан. В XIX — начале XX в. территории Туркестана принадлежали Китаю, Афганистану и России, где с 1867 г. существовало Туркестанское генерал-губернаторство (с 1886-го по 1917 г. — Туркестанский край) со столицей в Ташкенте.

2. Молниеносная смерть (фр.)

3. Поживем — увидим! (фр.)

 

Продолжение следует…

34 комментария

  • Русина:

    Я тоже помню достаточно отчётливо железнодорожный путь из Ташкента в Москву и обратно, увы…Поезд тогда шёл четверо суток, а на станции АРАЛ или АРАЛЬСК бывало, что окна шторами задёргивались и двери вагонов не открывали, а поезд стоял какое то мгновение никого не впуская и не выпуская. Происходило так по причине эпидемии в том месте то ли чумы, то ли холеры

      [Цитировать]

  • Т. Вавилова:

    Господи! Как же я люблю этот взгляд со стороны на, казалось бы, уже давно известные вещи. Все такое узнаваемое, не раз на себе испытанное (до 50-х многое оставалось неизменным, вплоть до скорпионов на стенах нашей комнаты и саксаула в печке), но под первым впечатлением ярче высвеченное. Спасибо за доставленное удовольствие!

      [Цитировать]

  • Т. Вавилова:

    А про автомобиль-то чуть не забыла! Представляю, какой фурор произвел такой красавец на улицах провинциальной столицы. Надеюсь, в глине не увяз. Все же год 1910. А в конце 1860-х заезжий петербуржец жаловался, что «никакие калоши в мире от ташкентской грязи вас не спасут. Желая вытащить одну ногу, вы погружаете до такой степени другую, что нужны нечеловеческие усилия, чтобы вытащить ее». Неудивительно, что «некоторые дамы допускали переносить себя солдатам».

      [Цитировать]

  • Урикзор:

    Не верь гугл-переводчику. Она имела в виду «первый автомобиль этой марки…» Можно подумать командующий в это время рассекал на верблюде. В 1907 г. в Ташкенте уже были первые автобусы. В 1908 г. уже была мастерская по ремонту автомобилей. В 1910 г. уже был электрический трамвай. http://rodina-tafa.blogspot.com/2010/07/blog-post.html

      [Цитировать]

  • Урикзор:

    Не верь гугл-переводчику. Она имела в виду «первый автомобиль этой марки…» Можно подумать командующий в это время рассекал на верблюде. В 1907 г. в Ташкенте уже были первые автобусы. В 1908 г. уже была мастерская по ремонту автомобилей. В 1910 г. уже был электрический трамвай. http://rodina-tafa.blogspot.com/2010/07/blog-post.html

      [Цитировать]

  • Timur:

    Честно говоря, про автобусы не в курсе, но вот электрическим трамвай в Ташкенте стал только в 1913.

      [Цитировать]

  • alla:

    ДА!ГЛИНА У НАС ОТМЕННАЯ!У нас (в 80-х) соседка однажды чуть в глине не утонула…Соседи помогли выбраться!

      [Цитировать]

    • Т. Вавилова:

      Бедняжка! К тому времени возможность «допускать переносить себя солдатам» была утрачена, а глина осталась!

        [Цитировать]

  • alla:

    А авто-просто чудо!Представляю фурор от такого артефакта!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Очень интересно. Княгиня обладала чувством юмора! Ещё меня заинтересовала колымага на фотографии. НЕ фаэтон ли это? Маменька рассказывала, что в 1946г. у вокзала пассажиров поджидал старый экипаж с подвесными фонарями, фаэтон — такси.

      [Цитировать]

  • А.Тутов:

    в декабре 1906 г уже было открыто регулярное автобусное сообщение Скобелев-Горчаково, в 1910 в Ташкенте появились первые автобусы.Ходили они по маршрутам Никольский-Куйлюк, Никольский -Соборная площадь, Вокзал-Воскресенский базар.Еще раньше практиковались пробные выезды.»Туркестанские ведомости»- «с понедельника , 26 апреля1910г по ташкентским улицам в районе Кауфмановского поспекта начал ежедневно курсироват восьмиместный автомобиль-омнибус. Плата за проезд дешевле извозчичьей -15 копеек.Ташкентская публика охотно совершает поездки на автомобиле».
    Военное ведомство располагало парком грузовых автомобилей.Гараж для них находился в Крепости, а склад горючего по ул.Духовской, там, где больница Федоровича.Т.о.невероятно, но факт- автобусное сообщение в Туркстане началось раньше чем в Москве и Петербурге.В Москвевпервые 115 авто вышли на линию для перевозки пассажиров в 1914 г., в Петербурге курсировали с 1907г.( примерно тогда там и первые таксомоторы появились)

      [Цитировать]

    • Т. Вавилова:

      А про частные автомобили нигде не встретилось? Интересно, кто первый купил личное авто. Туркестанцы старались не отставать от европейцев и жителей Центральной России, всегда выписывали разные новинки. А что касается княгини, то это же мемуары, писала как помнила и как тогда ей говорили. Ее автомобиль может и не первый, но один из самых первых личных авто уж точно. Даже в 50-х, когда на окраину Ташкента заезжал легковой автомобиль, на него собирались поглазеть все дети, а потом бежали за ним долго-долго.

        [Цитировать]

  • ОлегНик:

    Не хочу спорить о наличии авто в городе до приезда княгини Барятинской в Ташкент… женские мемуары вещь достаточно своеобразная по принципу: «что вижу и как понимаю, так и пишу». Кто не верит в изложенное, пусть живёт в мире собственных заблуждений — мне лично мемуары и заблуждения Марии Сергеевны очень нравятся…

      [Цитировать]

    • Т. Вавилова:

      И мне тоже. Да, и какое имеет значение был ли первым ее автомобиль. Интересно каким ей Ташкент и его жители показались.

        [Цитировать]

  • Урикзор:

    Ташкентский автомобилист Могилин к 1908 г. уже имел несколько автомобилей и мотоциклов. Мемуаров, к сожалению, не оставил. И освещение было на сквере и в горсаду. И дороги мостили. Широкие ташкентские кирпичи для чего заводы делали? И велосипедов уже было валом. И часы ручные собирали. Она не в теме.

      [Цитировать]

    • OL:

      Урикзор:

      Ташкентский автомобилист Могилин к 1908 г. уже имел несколько автомобилей и мотоциклов. Мемуаров, к сожалению, не оставил. И освещение было на сквере и в горсаду. И дороги мостили. Широкие ташкентские кирпичи для чего заводы делали? И велосипедов уже было валом. И часы ручные собирали. Она не в теме.

      И с 1905 года , в магазине «Проводник» на Кауфмановском проспекте продавали автомобильные и мотоциклетные шины ..»Проводник» (рисонок в елочку …как на шинах первого красного автомобиля.)..

        [Цитировать]

      • OL:

        OL:
        И с 1905 года , в магазине «Проводник» на Кауфмановском проспекте продавали автомобильные и мотоциклетные шины ..»Проводник» (рисонок в елочку …как на шинах первого красного автомобиля.)..

          [Цитировать]

  • А.Тутов:

    почему Могилин? наверное все же Моторин- будущий нарком автотранспорта.У меня его\ фото есть, и фото его прав водительских…

      [Цитировать]

  • ОлегНик:

    «Ташкентский автомобилист Могилин (или Моторин) к 1908 г. уже имел несколько автомобилей и мотоциклов…» — укажите источник информации (ну более менее серьезный — не типа «…слышал где-то»).Я не припоминаю, чтобы тот же Добросмыслов или Гейер это где либо отмечали. ЕСм — что скажите на этот счёт?

      [Цитировать]

  • ОлегНик:

    Вопрос задаётся тому, кто в состоянии ответить. И ЕСм (OldTashkent), как человеку хорошо ориентирующемуся в событиях начала прошлого века… жаль, что Б.Голендер не является энтузиастом сетевого общения.

      [Цитировать]

  • А.Тутов:

    по поводу ташкента у меня информации больше с 1918г.
    дореволюционной меньше.Знаю точно: в Намангане первый автомобиль увидили в 1902г, он принадлежал Бакланову, доверенному лицу Андреевского торгово- промышленного товарищества.
    первые автобусы вташкенте появились в 1910 г.Это было 8 маломестных автобусов и один 40-местный -Бенц- Гаггенау.Владельцем был купец Шадыходжаев. Автомобилей было не много, согласен, и все были частными , за исключением двух легковушек , принадлежащих городской Думе.Про военные грузовики я уже писал.

      [Цитировать]

  • ОлегНик:

    Не сочтите за личный выпад — «знаю точно» к сожалению не аргумент. Аргумент — видел, щупал, сфотографировал, ну на худой конец документировал… или имею результат чужого документирования… У меня есть фото приезда ВК Константина Константиновича в Ташкентский кадетский корпус в 1905 году — на фото ВК сидит в авто и есть заметка из газеты «Туркестанские Ведомости» от 19 октября 1905 года о Пребывание в Ташкенте Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Константина Константиновича. Это аргумент, но даже в этом случае я не хочу говорит, что М.С.Барятинская лгунья и умышленно искажает историческую правду…её мемуары это её виденье реальности вокруг неё!

      [Цитировать]

  • А.Тутов:

    хорошо.В 1991 г узбекистане отмечали юбилей отрасли.Из-вом «Мехнат » была выпущена книга «Автотранспорт Узбекистана за 70 лет».Информация , которую я приводил-оттуда.Это в качестве аргумента пойдет?

      [Цитировать]

    • ОлегНик:

      К сожалению нет, и еще раз нет… это же заказуха под придуманный юбилей со странной датой, начиная с создания структуры из реквизированного автотранспорта. Тут избежать приписок и надуманных благоглупостей просто невозможно…

        [Цитировать]

  • А.Тутов:

    «я не хочу говорит, что М.С.Барятинская лгунья и умышленно искажает историческую правду…её мемуары это её виденье реальности вокруг неё!»

    а разве я где то это сказал?

      [Цитировать]

  • tanita:

    По-моему, совершенно неважно, был ли это первый автомобиль или пятый. В конце концов светской даме необязательно разбираться в подобных тонкостях. Опять же, главное — содержание. Кстати, автомобиль действительно шикарен, я бы не отказалась такой иметь! В крайнем случае — хотя бы прокатиться!

      [Цитировать]

    • Т. Вавилова:

      Вот с этим полностью согласна и так каюсь, что спросила из любопытства. Даже не думала, что вызовет такой резонанс. Лучше перечитаю мемуары. Как мужественно вела себя княгиня во время землетрясения, и как не соответствует ее образ карикатурам на дам высшего света из советской литературы.

        [Цитировать]

  • Урикзор:

    Бесполезное занятие. Я думаю, каждый останется при своем мнении. Книга называется «Обзор Туркестанской сельскохозяйственной выставки в 1909 г.», автор К.А.Тимаев, примечание на шмуцтитуле: «перепечатно с газеты «Асхабад». Стр.75-76: «С будущего (1910) г. предстоит переустройство городского трамвая на электрическую тягу с расширением трамвайной сети. Отдел этот (городской) дал много материала для справедливой оценки деятельности городской управы, особенно проявленной за последние годы. Еще пять лет тому назад у нас не было порядочного освещения, не было конки, не было, не было рационально оборудованной бойни и т.п.» В павильоне 121 ташкентский автомобилист Могилин демонстрировал автомобили и мотоциклетки. В павильоне 86 ташкентский магазин «Женева» демонстрировал часы ручной работы. Ташкентский слесарь Келин представлял собственный велосипед. И т.д.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.