Маматкулов Рустамжон Халматович: о шахматном клубе «SEHRLI SHAHMAT» Разное

Отмеченный 20 июля в Ташкенте Международный День шахмат в очередной раз привлек внимание прессы, общественности, населения к этой замечательно игре. Во время встречи в Федерации Шахмат Узбекистана с шахматистами и чемпионами мы познакомились с руководителем частного шахматного клуба «SEHRLI SHAHMAT» Маматкуловым Рустамжоном Халматовичем. Он поведал нам о буднях клуба, о турнирах, о шахматистах, и многом другом:

«Я более 45 лет играю в шахматы, и очень этим горжусь.

Когда я изучил состояние дел относительно этого вида спорта в нашей стране, ознакомился с их историей, распространением, освоил технические моменты, стал членом Президиума Республиканской Федерации Шахмат Узбекистана, и вскоре передо мной возникла следующая ситуация. Федерация Шахмат Узбекистана – это общественная организация, ей помогает Министерство по делам культуры и спорта, Министерство образования и прочие государственные ведомства. Но для более широкого распространения шахмат необходима работа частных шахматных клубов – для большей популяризации и углубленных тренировок наших спортсменов, ведь мы хотим занять достойную нишу в шахматном мире, и получить награды. Изучив работу частных клубов в России и зарубежом, и опираясь на их опыт с учетом наших особенностей, в Ташкенте был создан свой частный шахматный клуб. В июне этого года мы отмечали его двухлетие.

Сейчас костяк нашего клуба составляют более 170 его участников. Главным тренером клуба является неоднократный чемпион Узбекистана, заслуженный мастер спорта, международный гроссмейстер Сайдали Юлдашев.

Наша цель – воспитание сильных шахматистов, чемпионов. Так, гроссмейстер нашего клуба Алексей Барсов недавно занял 1 место на международном шахматном турнире в Беруте. После этого события мы подписали с шахматным клубом в Ливан-Берут трехсторонний договор о взаимовыгодном сотрудничестве на 5 лет. С этого дня началось развитие нашего клуба на международном уровне. Мы взяли на себя обязанность по предоставлению квалифицированного тренера для содружественного клуба, также планируется проведение совместных турниров. В скором времени нам предстоит работа с частными клубами России и Центральной Азии. Надеемся, эти мероприятия внесут свою лепту в дело развития и популяризации шахмат в Узбекистане.

Одним из основных направлений деятельности ООО «SEHRLI SHAHMAT» является открытие шахматных школ в различных учреждениях – в средних школах, на предприятиях, включая вилояты. Мы активно работаем в этом ключе, и уже успели открыть шахматную школу при польском молодежном культурно-общественном центре «Зажеве» в Ташкенте, при Центральном Доме офицеров Министерства Обороны (ЦДО).

Членом нашего клуба может стать не только наш соотечественник, но и каждый гражданин другой страны. Для истинных любителей шахмат у нас нет никаких ограничений – ни национальных, ни возрастных. К нам в клуб приходят люди от 5 до 77 лет.

Обучаемся мы, среди прочего, по учебнику Рустама Касымджанова «Волшебный мир шахмат», который написан в легкой, доступной форме и очень актуален для наших шахматистов».

Контактная информация:

Адрес: г. Ташкент, ул. Аккурганская (Новомоссковская), 34. Школа № 99, 1 этаж.
Телефоны: + (998 71) 234 44 49
+ ( 998 71) 262 09 58

Сайт: www.magichess.uz

Материал подготовила Анна Гриценко. Источник Спортпортал.

2 комментария

  • Виктор Арведович Ивонин:

    О Национальной модели воспитания правовой культуры, шахматах и Гомо кавээникусе.

    Построение правового демократического государства неразрывно связано с повышением правовой культуры населения. Как показывает история процесс этот тяжёлый и длительный, особенно в странах только начинающих постепенный отход от форм и методов тоталитарного управления и замену административно-командных приёмов демократическими подходами. Теория и практика воспитания правовой культуры населения до сих пор не нашла единого подхода к решению этой проблемы. Тем не менее во многих странах мира правовая культура населения находится на очень высоком уровне. Это прежде всего относится к Германии, где уровень правовой культуры населения безусловно находится на первом месте в мире. Однако мало кто знает, что воспитание у людей отторжения правового нигилизма давалось Германии очень тяжело. Основы этого процесса были заложены Мартином Лютером и сформулированы им в ещё в 1516 году. В основе его учения стоит понимание того, человек должен соблюдать законы государства. При этом он понимает, что коль скоро они созданы людьми, то могут быть несовершенны. А значит их можно критиковать и требовать изменения. Но до тех пор пока они действуют эти законы обязательны для исполнения, также как законы Господа Бога. Таким образом, обязательность законов Бога и законов сформулированных людьми, Лютер поставил на одну ступень в части обязательности исполнения. После этого лютеранская церковь доминирующая в Германии столетиями воспитывала этот тезис у верующих и постепенно, правовая культура и законопослушание уже перестали быть только атрибутом религиозного учения и вошли в плоть и кровь всего населения Германии.
    Интересен опыт России в попытках повысить правовую культуру. Сегодня мы буквально утонули в российских судилищах на экранах телевидения. Судят там всех и вся с утра до вечера и даже глубокой ночью. С одной стороны в увлекательных игровых судебных процессах населению преподаются основы гражданского и уголовного права, с другой стороны явный перебор однотипных «судильных» программ уже вызывают отторжение значительной части населения. Тем более, что в России на телевидении судят всё, включая моды и модную одежду.
    А теперь обратимся к опыту Узбекистана. Здесь как всегда пошли «своим путём» и нашли собственный эффективный путь повышения правовой культуры населения. Здесь используются различные формы повышения правовой грамотности, но главное внимание уделяется воспитанию молодёжи. Не секрет, что некоторый правовой нигилизм почти всегда присутствует в молодёжной среде, а это значит, что правовую культуру нужно всегда воспитывать «с пелёнок». И вот тут мы натыкаемся на сложнейшую проблему. Ребёнок ещё не способен осознать всю глубину общественных
    отношений и специфики законодательства, а потому все навязываемые ему схемы правового поведения воспринимает абстрактно и в большей части механически. В переходном возрасте все недостатки такого рода поверхностного правового воспитания могут выплыть наружу. Поэтому формулируя методологию Национальной модели воспитания правовой культуры, одним из её определяющих блоков мы определили интерактивный процесс обучения. Мы полагаем, что ребёнок должен с детства воспринимать законодательство страны и правовые отношения как совокупность чётко сформулированных правил поведения определённых субъектов гражданских отношений. Но навыки незыблемости и обязательности следования этим правилам ребёнок должен освоить в игровой форме.
    И идеальной игрой в этом отношении являются шахматы. В этой игре как ни в какой другой должна соблюдаться абсолютная строгость правил. Необходимость постоянного соблюдения правил игры постепенно воспитывает в ребёнке жёсткую установку на следование определённым нормам. Повзрослев он понимает, что это касается и правовых норм государства, поскольку это тоже правила игры, правила поведения в общественной системе.
    Иными словами воспитывая хорошего шахматиста, мы одновременно воспитываем законопослушного гражданина. Поэтому сегодня вопросу развития шахмат в Узбекистане уделяется столь большое внимание. Поэтому наш Чемпион мира Касымджанов удостоился чести получения высшей награды из рук Президента страны И.А.Каримова. А наш ташкентский шахматист Арвед Бесслер, ставший в 77 летнем возрасте третьим призёром Открытого первенства сеньоров Баварии, ежегодно получает Почётные шахматные кубки, как старейший участник международных турниров в Германии. Сегодня шахматы для Узбекистана уже не игра, а важнейший элемент повышения правовой культуры населения, одна из эффективных форм воспитания законопослушных граждан.
    И всё же это не только шахматы, но и такая популярная молодёжная игра как КВН. Там как и в шахматах тоже широчайшее поле творчества и весьма жёсткие правила. Люди знакомые с КВНом не понаслышке, хорошо знают, что члены добротных, прогрессирующих команд заметно отличаются от сверстников дисциплинированностью и ответственностью. Не случайно их уже не называют кавээнщиками — их зовут Гомо кавээникус.

    Виктор Ивонин

      [Цитировать]

  • elle:

    Кстати, о шахматах. Здесь, наверное, будет в тему.

    В 1925 году в Москве Капабланка давал сеанс на 30 досках. На одной из досок против него играла юная Валентина Токарская, впоследствии знаменитая актриса Театра сатиры. Девушка была чемпионкой Дворца пионеров и хотела испытать свои силы против чемпиона мира. Однако у нее ничего не вышло: после первого же хода, сделанного дрожащей девичьей рукой, Капабланка, известный сердцеед, не отрывая взгляда от красавицы, положил своего короля на бок и шепотом произнес: «Сдаюсь». Все
    остальные партии он выиграл.

    Чемпионка мира Вера Менчик нередко участвовала в мужских турнирах. Перед Карлсбадским турниром с ее участием в 1929 году австрийский мастер Г. Кмох заявил: «Если Менчик наберет больше чем три очка, я поступлю в женский балет». Кмоху повезло. Менчик набрала ровно 3 очка.

    Как возникла защита Грюнфельда.
    В 1922 году Эрнст Грюнфельд играл матч с Альбертом Беккером. В четвертой партии, намереваясь воздвигнуть староиндийские построения (после ходов 1.d4 Кf6 2.c4 g6 3.Кс3), Грюнфельд по рассеянности продвинул пешку «d» на два поля вперед вместо одного. Сперва он расстроился, но пришлось играть. У «опечатки» Грюнфельда оказалось большое будущее.

    Фишер: «В 1970 году в Бледе я принял участие в международном блицтурнире. В партии с Петросяном мы то и дело обменивались шахами, причем он произносил это слово по-русски, а я – по-английски. В момент, когда у обоих уже начали зависать флажки, я вдруг сказал по-русски: «Вам шах, гроссмейстер!» Петросян настолько поразился, что на какой-то момент забыл о флажке и просрочил время».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.