Музею Есенина исполнилось 30 лет Tашкентцы Искусство

Опубликовано на Фикре.

Сегодня в музее собрались любители творчества поэта и те, кто создавал музей.

Это Сергей Иванович Зинин

Альбина Витольдовна Маркевич

Вадим Викторович Николюк.

И Борис Анатольевич Голендер.

Еще фотографии смотрите в альбоме.

И фрагмент статьи Сергея Ивановича Зинина Музей Сергея Есенина в Ташкенте — очаг русской культуры

Небольшое, но привлекательное здание Музея Сергея Есенина в Ташкенте со всех сторон окружено пятиэтажными жилыми и административными зданиями. О нем не напоминают специальные указатели со стороны шумных городских улиц, но дорогу к нему многие быстро находят. В течение двадцати пяти лет стремятся посетить музей многочисленные любители русской поэзии, страстные почитатели великого русского поэта. Создание Музея Сергея Есенина не было случайным явлением в культурной жизни столицы Узбекистана.

В 60-е годы прошлого века, когда русской литературе и поэзии было возвращено имя и творчество Сергея Александровича Есенина, из спецхранов государственных архивов и библиотек были извлечены достоверные сведения о поездке Сергея Есенина в 1921 году в Туркестан, публикации о которой по известным причинам замалчивались. Сергей Есенин мечтал побывать в наших краях. Его манил Восток с многовековой поэтической традицией и культурой, а также стремление лично познакомиться с ташкентским поэтом Александром Ширяевцем, с которым он уже много лет переписывался. Осуществить это желание не удавалось из-за грандиозных исторических перемен, связанных с революцией и гражданской войной.

Только в мае 1921 г. поэту удалось воспользоваться предложением своего друга председателя контрольной фронтово-разгрузочной комиссии Наркомата путей сообщения Г. Р. Колобова совершить с ним поездку в Туркестан. В Ташкент они приехали в специальном вагоне, в котором жили во время пребывания в столице Туркестанской Автономной Республики в составе РСФСР. Время в Ташкенте у Сергея Есенина было до предела заполнено официальными и неофициальными встречами с ташкентскими поэтами, работниками редакций газет и журналов, читателями. Он выступал с чтением своих стихов в Ташкентском Союзе поэтов, в Студии искусств, в клубе Красной Армии, в Доме имени А. В. Луначарского, перед сеансами в кинотеатрах «Зимняя Хива» и «Туран». Значительным событием в культурной жизни столицы стал литературный вечер Сергея Есенина в читальном зале Туркестанской публичной библиотеки. Ташкентские слушатели впервые услышали законченную поэму «Пугачев», выразительно прочитанную автором.

Неповторимый голос русского поэта также звучал в ломах ташкентский друзей: художника Александра Волкова, поэта Валентина Вольпина, директора библиотеки Николая Кулинского, в семье Михайловых, в скромной квартире Александра Ширяевца. Знакомился С. Есенин с жизнью и культурой местного населения. С друзьями часто ездил в Старый город Ташкента, осматривал древние памятники в районе Шейхантаура, слушал узбекскую музыку и песни в доме купца Назарбекова, выезжал с друзьями в пригородный кишлак Келес, где за праздничным дастарханом слушал выступления местных поэтов. Незабываемой для Есенина стала и двухдневная поездка в Самарканд с его замечательными архитектурными древними памятниками. Когда он через год осматривал достопримечательности в Италии, то, по словам его жены, знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан, при осмотре величественных итальянских пейзажей и других мест, С. Есенин неоднократно подчеркивал: «А всё же это не Самарканд!»

Поездка С. Есенина в Туркестан была важной вехой в его творческой биографии. Есть все основания считать эту дату началом отсчета его работы над знаменитыми «Персидскими мотивами», которые он завершил через три года при посещении Кавказа. Эти важные биографические данные великого русского поэта послужили основанием идеи создания Музея Сергея Есенина в Ташкенте. В 1975 году. имя С. Есенина после длительного несправедливого замалчивания было окончательно возвращено литературе. Его творчество стали изучать в школах и вузах, лирические произведения прочно вошли в культуру и быт широких масс, изданные произведения поэта стали настольными книгами ценителей поэзии.

В течение нескольких лет был сформирован фонд будущего музея. В его основу легли картины есенинской тематики художника-любителя журналиста Вадима Николюка, прижизненные издания произведений поэта и книжные знаки из коллекции экслибрисов С. И. Зинина, этнографические предметы быта ташкентцев 20-х годов, собранные искусствоведом А. В. Маркевич, литературоведческие работы из личной библиотеки П. И. Тартакрвского, ценные материалы из архива поэта А. В. Ширяевца, бескорыстно подаренные М. П. Новиковой, которая встречалась в 1921 году с С. Есениным. Удалось собрать десятки произведений Есенина, изданных на русском и других языках народов мира, среди которых важное место занимали книги с есенинскими стихами на узбекском языке, переведенные Народным поэтом Узбекистана Эркином Вахидовым.

А сколько было экспонатов, приносимых есенинолюбами столицы и присылаемых из различных городов других республик! Эта благородная традиция продолжается и в наши дни. Сейчас фонды Музея составляют 2857 единиц хранения, в том числе: живопись — 67, графика — 369, скульптура — 7, предметы нумизматики — 16, предметы быта и этнографии — 175, фотографии — 190, документы и книги — 2014, прочие — 19. При музее также имеется небольшая библиотека, в которой собраны произведения русских и зарубежных поэтов, сборники и монографии о их творчестве, учебные пособия и справочники по русской литературе. Была решена и проблема с предоставлением помещения для музея. Некоторое время общественный Музей Сергея Есенина ютился при районной библиотеке им. Есенина, затем в подсобном помещении общеобразовательной школы на Чиланзаре, наконец, в помещении на Высоковольтном массиве столице.

Большую помощь оказали книголюбы города Ташкента во главе с академиком Я. Х. Туракуловым, Т. П. Пустовой, С. М. Карагодиной, помогали заместитель министра культуры Ф. М. Ашрафи и начальник управления музеев Министерства культуры Ю. П. Гласс, заведующие районным отделом культуры М. А. Хананянц, Х. Джалилов. Откликнувшихся добрых и бескорыстных помощников было много. Открытие Музея Сергея Есенина было приурочено к 60-летию его приезда в Туркестан. Глубокий смысл был в словах, сказанных поэтом Э.Вахидовым во время торжественного открытия музея: «Здесь, в Ташкенте, Сергей Есенин получает постоянную прописку. Его домом будет этот музей». Об открытии Музея Сергея Есенина писали многие газеты, что значительно расширило контакты с есенинолюбами из различных городов, помогавших пополнять новыми экспонатами фонды музея.

Музей посещали не только горожане. Актив музея установил долговременные связи с есенинолюбами страны. О многом интересном рассказали посетившие музей гости. Краевед из Рязани Н. В. Обыденкин познакомил с ходом своей работы над историей общественных и государственных есенинских музеев, москвичи Н. Г. Юсов, Ю. Б. Юшкин, А. Т. Антановская подарили свои книги и привлекли ташкентцев к сотрудничеству с российским есенинским обществом «Радуница», есенинолюбы Санкт-Петербурга Л. Ф. Карохин, В. Я. Бесперстов, В. И. Якушев, Н. В. Нестеров помогли пополнить фонд музея материалами о пребывании С. Есенина в Петрограде, опытом работы школьного есенинского музея в Мурманске поделилась учительница В. Е. Кузнецова, стихи о поэте читали поэты из Алма-Аты Я. Глазков и Г. Атантаев, об интересе к поэзии Есенина в Монголии поведал Э. И. Монокрович. Из Лондона прислал в дар музею свою монографию о Есенине с дарственной надписью английский есениновед Гордон Маквей, библиотечку своих книг подарил руководитель есенинской исследовательской группы Института мировой литературы Ю. П. Прокушев. Всех трудно перечислить. Надолго в памяти сохранились воспоминания о встречах с Татьяной Сергеевной Есениной, передавшей музею ценные вещи своего отца, с Народной артисткой Тамарой Ханум, зажигательно рассказывавшей о своей творческой юности, с Маргаритой Петровной Новиковой (Костеловой), книги которой с дарственной надписью С. Есенина долгое время экспонировались в музее, а также с сыновьями художника А. Н. Волкова, рассказавших о встречах в Ташкенте отца с Есениным.

В музее проводятся различные культурно-массовые мероприятия, вызывающие неподдельный интерес у ташкентцев и гостей столицы. Коллектив музея эту работу проводит в тесном сотрудничестве с Русским культурным центром Узбекистана. Директор музея О. Ю. Чеботарева является членом президиума Русского культурного центра. На ежегодных «Есенинских чтениях», посвященных дню рождения русского поэта, были прочитаны доклады, подготовленные доцентом С. И. Зининым и научным сотрудником музея Б. А. Голендером, в том числе «Дети С.Есенина — что мы о них знаем», «Любимые и близкие женщины С. А. Есенина», «Домыслы и правда в современных публикациях о смерти С. Есенина», «С. Есенин в Самарканде». Экспериментальный театр юношей и девушек (худ. рук. А. Павлов) показал спектакль «Миллион и 110 мгновений Сергея Есенина. Этюд До мажор».

В Музее Сергея Есенина постоянно стремятся сохранять бережное отношение к пушкинским традициям в русской поэзии. Традиционно в день рождения великого русского поэта в Ташкенте на площади имени Пушкина собираются многочисленные любители русского слова, чтобы прочитать или послушать стихи любимого поэта, обменяться мнениями о современной поэзии, встретится с известными поэтами. В течение трех дней в июне 2007 г. в Ташкенте проводился «Пушкинский фестиваль», организованный Русским культурным центром и Музеем Сергея Есенина. На первом вечере «Пушкин и поэзия» (4 июня) произведения поэта читали артисты молодежных театров. Второй вечер (5 июня) был посвящен теме «Проза, драматургия и Пушкин», на третьем вечере «Пушкин и музыка» (6 июня) звучали романсы и арии на слова русского поэта. Регулярно проводятся литературные вечера, посвященные поэтам Серебряного века. В ноябре 2007 года в лекционном зале музея совместно с Русским культурным центром состоялось 20-е юбилейное заседание музыкально-поэтического салона под девизом «В поисках Серебряного века». Молодые актеры театра «Ильхом» Всеволод Сучков, Владимир Юдин и Александр Борисов рассказали о творчестве поэтов Серебряного. века, читали стихи Н. Гумилева, В. Брюсова, С. Есенина, В. Маяковского, А. Блока, И. Северянина, В. Хлебникова и В. Ходасевича.

Особое внимание было уделено творческой биографии Анны Ахматовой, судьба которой прочными нитями связана с Ташкентом, где она жила в суровые годы войны. На узбекской земле поэтесса создала десятки поэтических произведений, таких как циклы «Ветер войны», «Луна в зените», «Ташкент расцветает», заключительные части «Поэмы без героя». В узбекистанском издательстве была выпущена книга её стихов. В своей «Автобиографии» А. Ахматова подчеркивала: «В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень. А еще я узнала, что такое человеческая доброта». В Музее Сергея Есенина при содействии Российского Посольства в Узбекистане была открыта выставка «Тень моя на стенах твоих», на которой было представлено более двухсот экспонатов из фондов Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Тысячи гостей и жителей столицы Узбекистана в течение двух месяцев ежедневно заполняли небольшой экспозиционный зал музея, рассматривая выставку как знак признательности Петербурга Ташкенту, приютившему знаменитую поэтессу и сотни тысяч россиян в годы войны. С небольшими интервалами в Музее Сергея Есенина при поддержке Посольства России в Узбекистане проводится Ташкентский открытый фестиваль поэзии, среди участников которого не только поэты республики, но и представители других зарубежных стран. Оргкомитет фестиваля лучшие работы публикует в специальных альманахах «Малый шелковый путь». В 2007 году на 5-ом Открытом Фестивале поэзии в течение 3-х дней (октябрь) присутствовало 673 человека.

Зинин Сергей Иванович,
член Правления Русского культурно центра Узбекистана,
кандидат филологических наук
Узбекистан, Ташкент.
Отсюда.

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.