Суфийские притчи и афоризмы Искусство История

В Сети есть хороший такой сайт «Бухарский квартал Петербурга» с обилием материалов. Например, суфийские афоризмы и притчи.

ПЕРСИДСКИЕ СУФИИ
Не причиняй людям зла, а в остальном поступай, как знаешь: согласно нашим религиозным законам, нет иного греха, кроме этого.

Хафиз

Самой плотной завесой между человеком и Аллахом являются мудрость мудреца, богослужение богомольца и благочестие благочестивого.

Баязид Бистами

Ад — где «ты» есть, а рай — где «тебя» нет.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфии не оставляют этот мир и не считают, что необходимо избавиться от обычных человеческих желаний. Они лишь усмиряют те вожделения, которые противоречат религии и здравому смыслу. Они не отбрасывают всё мирское, но и не гоняются самозабвенно за ним. Скорее, они знают истинную ценность и назначение всего земного.

Абу Хамид ал-Газали

Когда «я и ты» больше не существует, что такое мечеть, церковь, синагога или храм огнепоклонника?

Махмуд Шабистари

Неверность и Вера — обе бредут по Твоему Пути, говоря: «Он один, у Него нет сотоварища!»

Санаи

Между влюбленным и Возлюбленным не должно быть завесы. Ты, Хафиз, и есть собственная завеса — сбрось ее!

Хафиз

Тридцать лет я искал Бога. Но когда я узрел Истину, то оказалось, что искателем был Бог, а искомым — я.

Баязид Бистами

Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфий отсутствует для себя, но присутствует в Боге.

Худжвири

Суфий это день, не нуждающийся в солнце, это ночь, не нуждающаяся в луне или звезде, это не-бытие, которое не нуждается в бытии.

Абу’л-Хассан ‘Али ал-Харакани

Суфий доволен всем, что делает Бог, дабы Бог был доволен всем, что делает суфий.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле — и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам — они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю — он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.

Байазид Бистами

Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: «Что бы у тебя ни было на уме — забудь это. Что бы ты ни держал в руке — отдай это. Какова бы ни была твоя судьба — предстань пред ней!»

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Только рабы свободны!

Хафиз

Суфий это тот, кто держит свое сердце в чистоте по отношению к Богу.

Бишр ибн ал-Харис ал-Хафи

За четыре тысячи лет до сотворения этих тел Бог создал души и держал их подле Себя, излучая на них свет. Он знал сколько света получено каждой душой и одарил милостью каждую в соответствии со степенью просветленности. Души были погружены в свет, покуда не напитались им. Те, кто живет в радости и согласии друг с другом в этом мире, должны были быть близки в том месте. Здесь они любят друг друга и называются друзьями Бога, и они — братья, любящие друг друга ради Бога. Эти души узнают одна другую по запаху, как лошади.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Первый шаг — прекратить отделять себя от Бога.

ал-Халладж

Сделай один шаг от себя и узри! — вот Путь.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Я увидел моего Господа во сне и спросил: «Как мне найти Тебя?». Он отвечал: «Покинь себя и приходи!»

Байазид Бистами

Ищи скрытое пламя на своей собственной земле… Недостойно человека одалживать свет где-либо еще.

ал-Халладж

Когда Истина укореняется в сердце, то опустошает его от всего, кроме Себя.

ал-Халладж

Бог ревнив, и один из знаков Его ревности заключается в том, что Он не прокладывает иного пути к Себе, кроме как через Себя.

ал-Халладж

Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога.

Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Благоприятная возможность — драгоценна, а время подобно мечу.

Саади

Чтобы повстречаться с Тобой, я вглядываюсь в одно лицо за другим, в одно за другим явление… Чтобы увидеть Твое лицо я проношусь подобно утреннему ветерку.

ал-Халладж

Ищи, какова бы ни была твоя ситуация. О жаждущий, постоянно ищи воду. Наконец придет время, когда ты достигнешь источника.

Руми

То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это.

Байазид Бистами

И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает.
Руми

Путь и врата — не нужны, когды ты узрел свою цель.

Худжвири

Конечная цель — возврат к первоистоку. Всё, достигшее первоистока, достигло своей цели. Крестьянин сеет зерно в землю и ухаживает за ним. Оно начинает прорастать, приносит урожай, а затем опять становится зерном. Оно вернулось к своей первозданной форме. Круг завершен. Завершение круга существования есть свобода.

Насафи

 

50 СУФИЙСКИХ АФОРИЗМОВ
Материалы взяты с сайта суфийского ордена Ниматуллахи. www.glagol.ru/dervish

1. Суфий совершает три странствия: странствие от Бога, странствие к Богу, странствие в Боге. (Традиционное изречение.

2. Ваше странствие ведет на родину. Помните, что вы совершаете путь из мира кажущегося в мир Реальный. (‘Абд’л-Халик Гиждувани)

3. Сам по себе никто не находит Пути к Нему. Любой идущий в Его квартал ступает Его ногами. (Магриби)

  • 4. Если ты идешь Ему навстречу, Он бегом устремляется к тебе. (Хадис)5. Первый шаг — прекратить отделять себя от Бога.(ал-Халладж)

    6. Искатель сказал Зу-н-Нуну Египтянину: «Превыше всего на свете я хочу вступить на Путь Истины». Зу-н-Нун ответил: «Ты можешь присоединиться к нашему каравану только согласившись на два условия. Первое — тебе придется делать то, чего ты не хочешь. Второе — тебе не будет позволено делать то, что ты хочешь. Именно «хотение» и есть то, что стоит между человеком и Путем Истины.(Зу-н-Нун)

    7. Сделай один шаг от себя и узри! — вот Путь.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    8. Знай, что научившись избавлению от себя, ты достигнешь Возлюбленного. Нет иного секрета, и мне не ведомо ничего, кроме этого.(ал-Ансари)

    9. Некий человек обратился к Абу Али ад-Даккаку: «Я пришел к тебе издалека».Абу али ад-Даккак ответил: «Обретение знаний пути не имеет никакого отношения к пересечению великих пространств или к странствиям. Отступи от себя хотя бы на единый шаг и твоя цель будет достигнута».(Абу Али ад-Даккак)

    10. Я увидел моего Господа во сне и спросил: «Как мне найти Тебя?». Он отвечал: «Покинь себя и приходи!»(Байазид Бистами)

    11. Он путешествует с тем, кто ищет Его, и, взяв искателя за руку, Он подвигает искателя отправиться на поиски Себя. (ал-Ансари)

    12. Ищи скрытое пламя на своей собственной земле… Недостойно человека одалживать свет где-либо еще. (ал-Халладж)

    13. Когда Истина укореняется в сердце, то опустошает его от всего, кроме Себя.(ал-Халладж)

    14. Смерть это мост, посредством которого влюбленный воссоединяется с Возлюбленным.(Рабийя)

    15. Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    16. Носи одежду, какую носят люди и ешь то, что едят они. Но внутренне будь к ним непричастен.(Абу ‘Али ад-Даккак)

    17. Одиночество в толпе: во всей своей внешней активности внутренне оставайся свободным. Научись не отождествляться с чем бы то ни было.(‘Абд’л-Халик Гидждувани)

    18. Благоприятная возможность — драгоценна, а время подобно мечу.(Саади)

    19. Чтобы повстречаться с Тобой, я вглядываюсь в одно лицо за другим, в одно за другим явление… Чтобы увидеть Твое лицо я проношусь подобно утреннему ветерку.(ал-Халладж)

    20. Шибли обратился к Джунайду, чтобы тот стал его учителем, и сказал: «Тебя порекомендовали как специалиста по жемчугу (просветление и мудрость)… Либо дай мне жемчуг, либо продай его». «Если я его стану продавать, у тебя не хватит денег; если я дам его тебе, то, получив его легко, ты не поймешь его ценность, — отвечал Джунайд. — Поступи как я: ныряй головой вперед в Море, и если будешь ждать терпеливо, то обретешь свой жемчуг».(ал-Джунайд)

    21. Ищи, какова бы ни была твоя ситуация. О жаждущий, постоянно ищи воду. Наконец придет время, когда ты достигнешь источника.(Руми)

    22. Прежде чем Он их сотворил, Он воздал им хвалу; прежде чем они стали Его прославлять, Он уже их поблагодарил. (Ал-Халадж)

    23. То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это. (Байазид Бистами)

    24. Всякий, кто верит, будто может достичь Бога своими собственными усилиями, трудится понапрасну. Всякий, кто верит, что может достичь Бога без усилий, — лишь следует по дороге благих намерений.(Абу Саид ал-Харраз)

    25. Когда ты думаешь, что нашел Его, в это самое мгновение ты потерял Его. И когда ты думаешь, что потерял Его, тогда ты находишь Его.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    26. И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает. (Руми)

    27. Поминание это забвение всего, кроме Него.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    28. Всё в мире существования имеет конец и цель. Конец это зрелость, а цель — свобода. Например, плод растет на дереве, пока не созреет, а затем падает. Созревший плод олицетворяет зрелость, а плод упавший — свободу.(Насафи)

    29. Конечная цель — возврат к первоистоку. Всё, достигшее первоистока, достигло своей цели. Крестьянин сеет зерно в землю и ухаживает за ним. Оно начинает прорастать, приносит урожай, а затем опять становится зерном. Оно вернулось к своей первозданной форме. Круг завершен. Завершение круга существования есть свобода.(Насафи)

    30. Суфии это люди, которые предпочитают Бога всему остальному, так что и Бог предпочитает их всему остальному. (Зун-н-Нун)

    31. Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    32. Суфий отсутствует для себя, но присутствует в Боге.(Худжвири)

    33. Суфий это день, не нуждающийся в солнце, это ночь, не нуждающаяся в луне или звезде, это не-бытие, которое не нуждается в бытии.(Абу’л-Хассан ‘Али ал-Харакани)

    34. Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем.(ал-Джунайд)

    35. Суфий доволен всем, что делает Бог, дабы Бог был доволен всем, что делает суфий.(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    36. Глаза, взирающие на Бога, это также глаза, которыми Он взирает на мир.(Традиционное изречение)

    37. Цвет воды зависит от цвета сосуда. Природа мистического переживания зависит от состояния мистика в данное мгновение.(ал-Джунайд)

    38.Одна из особенностей «друга Бога» (святого) заключается в том, что он не ведает страха, ибо страх есть предчувствие чего-либо нежелательного или ожидание будущей утраты. Святой печется лишь о данном мгновении. У него нет будущего, которого можно было бы опасаться.(Традиционное изречение)

    39. Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает всё прекрасное.(ал-Джунайд)

    40. Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле — и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам — они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю — он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.(Байазид Бистами)

    41. Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: «Что бы у тебя ни было на уме — забудь это. Что бы ты ни держал в руке — отдай это. Какова бы ни была твоя судьба — предстань пред ней!»(Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)

    42. Суфий это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан.(Нури)

    43. Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.(Хадис)

    44. «Дервиши» это термин, указывающий на священную нищету: «нищий это не тот, в чьей руке нет пропитания, а тот, чья природа лишена желаний».(Худжвири)

    45. Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой.(Сумнун)

    46. Суфий это тот, кто держит свое сердце в чистоте по отношению к Богу.(Бишр ибн ал-Харис ал-Хафи)

    47. Ты — суфий, если сердце твое так же мягко и тепло, как шерсть.(Традиционное изречение)

    48. Суфизм — это оставаться у двери возлюбленной даже если тебя прогоняют.(Рудбари)

    49. Избери себе мастера, ибо без него твое странствие будет полно замешательства, страхов и опасностей. Без сопровождения ты потеряешся на избранной тобой дороге. Не следуй в одиночку по Пути.(Руми)

    50. Суфий не склоняется ни перед кем, кроме Бога.(Традиционное изречение)

    Составитель и переводчик: Леонид Тираспольский

  • ПРИТЧИ Ф.Аттар
  • Великий суфийский поэт Ирана Фарид ад-Дин Аттар родился в Нишапуре в 1150 году. Эта дата считается спорной, и некоторые его биографы считают годом его рождения 1119 или 1136. Он был сыном аптекаря, и в молодости, пока был жив его отец, он много странствовал, бывал даже в Египте и Индии.После этих странствий он возвратился в Нишапур и, получив в наследство от отца аптеку, продолжил его дело, — и само имя его — Аттар — означает «аптекарь» или «химик». Дальнейшие его странствия в течение многих лет были исключительно духовными, и он не только сам прошел весь суфийский Путь, но и указал другим его главные этапы — об этом его знаменитое учение о «семи долинах». 

    Многие свои сочинения он создавал в аптеке, и нередко там собирались за советом и лекарством сотни людей, которые смиренно ожидали момента, когда вдохновение и творческий экстаз позволят Аттару отвлечься на мирские дела.

    Аттар не был воинствующим шиитом, но одну из своих поздних поэм — «Проявление чудес» — он посвятил прославлению четвертого праведного халифа Али, и за это его осудили, конфисковали имущество и изгнали из Нишапура. Аттар ни разу в своей жизни не осквернил свое перо славословием по адресу власть имущих, и у него не нашлось защитника среди правителей. На старости лет он был вынужден снова превратиться в бездомного странника.

    Аттар погиб в 1230 г. во время монгольского нашествия от руки одного из завоевателей.

    Поэтическое наследие Аттара огромно. Им написаны десятки поэм и множество лирических стихотворений, составивших «Диван», однако переводы его произведений на русский язык практически отсутствуют, и ни в одну из антологий иранских (в советской терминологии они именовались «ирано-таджикскими») поэтов он никогда не включался. Причиной этому, возможно, был мистический ореол вокруг его имени, поскольку в советские времена ценилось поэтическое «свободолюбие», «богоборчество» и прочие добродетели, коими, по мнению тогдашних идеологов, Аттар не обладал. Отсутствует даже русский подстрочник знаменитой поэмы Аттара «Беседа птиц», и о ее содержании русскоязычный читатель может получить представление по русскому переводу поэмы Али-Ши-ра Навои «Язык птиц». Эту поэму Навои задумал лишь как пересказ по-тюркски знаменитого творения Аттара, но могучая творческая личность Навои и его принадлежность к суфийскому братству Накшбандийа («чеканщиков») внесли коррективы в его планы, и вместо простого перевода мир получил новый шедевр — произведение вполне самостоятельное, хотя и сохраняющее художественные и философские связи со своим «первоисточником».

    И все же, в основном благодаря Евгению Бертельсу, выполнившему для своих научных целей прозаические переводы некоторых произведений Аттара, читатели этой книги могут услышать голос великого суфи.

    ПОВЕСТИ И ПРИТЧИ

    Книга о соловье

    Возьми перо и поведай тайну своего сердца. Начни рассказ во имя тайноведа Господа: Ему лишь одному пристало ниспослать нам хлеб наш насущный.

    Небосвод от Него получил высоту, земля — низины. От Него два мира — физический и духовный — получили облачение бытия. Он возвышает этот синий небесный свод, Он зажигает расплавленное золото солнца.

    Перо — водолаз в море истин. Все слова из этого моря подобны золотым самородкам. И когда перо описывало горе-разлуку, лились кровавые слезы, как кипящая смола.

    Птицы приходят к Соломону

    Слыхал я, что в век Соломона, которому были покорны и дивы, и пери, птицы собрались во дворце Соломона и подняли крик, жалуясь на соловья. Стонали они, как тростниковые флейты, и ударяли себя когтями то по голове, то по груди. Раскрыли все они с рыданиями клювы и долго склоняли к земле крылья и перья. Все тайны, сокрытые у них на сердце, одну за другой поведали Соломону.

    Все они жаловались на соловья, все говорили, рассказывали о нем: «Он — проповедник садов и лугов, его жилье и стоянка среди кустарника. Он презренен, печален и творит злые дела, но это птичка, обладающая сладостными речами. Постоянно носит он платье, лишенное красок, но товар его — лицемерие, хитрость и опьянение. Ни на мгновение он не прекращает ароматной, как мускус, песни, но никого не уважает. На сотни ладов, разными напевами заливается он, когда настает время весны и роз. Как котел на огне, кипит он, не спит, стонет всю ночь. Не сладостен сон этому негодяю, ибо неучи всегда возвышают голос, когда молчат образованные люди. Тело у него слабое, но голос очень громкий, один Бог знает, сколько у него хитростей!

    О господин, поступи с ним по справедливости, прекрати его крик в садах и рощах! Если же нет, тебе передаем решение: освободи нас из рук таких презренных существ».

    Соломон посылает сокола за соловьем

    Когда Соломон выслушал от птиц этот рассказ, он вспылил, забушевал и раскричался. В тот же миг он приказал соколу: «Эй, скорее, лети, как пламя, и возвращайся назад, как дым! Погляди, что это за птица, от которой стонут все остальные птицы. Имеет ли она удел в познаниях или нет? Имеет ли львиную силу или нет? Скажи: почему она питает отвращение к обществу? Кто дал ей, скажи, право на одиночество? Почему соловей ни на миг не вспомнит обо мне и моем дворе и не опояшется на служение нам? Быть может, он юродивый, опьяненный, он вне себя, он постоянно забывает про различие добра и зла? Говорят, что тело его слабо и тщедушно, а стон его раздается среди всех розовых кустов. Когда приблизишься к нему, улыбайся, а не то от страха он, не дай Бог, может умереть… Не говори с ним грубо, приложи к губам палец, скрывай от него клюв и когти».

    Полетел быстрый сокол — клюв его обладал силой льва, — полетел за кровью бедного безобидного соловья. Ядом омочил он клюв и когти, грозно распростер свои крылья. Поцеловал ковер служения султану и облекся с головы до пят в кольчугу.

    Признак доброго слуги в том, что он узнает, как начать дело, прежде чем приступить к нему. Вельможам — приказывать, низшим — полагать свою душу в выполнении дел вельможи. И вот сокол, повинуясь приказу, прилетел в цветник. Соловей, словно опьяненный, стонал в саду. Красота сада — в его тенистости, стоны соловья — от его страданий. Сладостным показались уху сокола соловьиные жалобы, глазу его сладостными пришлись цвет и аромат розы. В одно мгновение любовь вознесла сокола до самого небосвода, ведь всех героев любовь лишала дара речи!..

    Когда сокол пришел в себя от смятения, он приступил к наказанию соловья.

    Прощание розы и соловья

    Соловей говорил розе:

    «О ты, озаряющая сердце, зажги светоч приязни! Пойдем, эта ночь — ночь ласки и нежности, ночь длинна, как локоны луноликих красавиц. Считай счастьем провести с другом ночь до рассвета, будем друг другу сообщать наши тайны до рассвета. Когда два нежных друга хотят поведать тайны, рассказывают они о минувших днях. Этот миг — вечный рай, но не всякому он доступен.

    Как-то ночью, вдалеке от губ и зубов чужих, кусал я зубами губы друга. Пришел садовник, сказал розе: «Скажи-ка, кто же это любил тебя сегодня ночью? Кто сорвал покров с твоего прекрасного лика, кто кусал зубами твои рубиновые уста? Ты пила дуновение весеннего ветра и распустилась, не должна ты достаться рукам первого встречного». — «Уста мои увлажняла ночью до рассвета роса, пришел ветерок, наполнил рот мой золотом. Рот мой смочила кровь соловья, и вот словно капли виднеются на губах моих», — отвечала роза.- Не забудь обеты верности, приди в объятия, милая жизнь моя. Таких слуг, как я, у тебя тысячи — бросивших голову к твоим ногам. Но таких, как ты, — нет для меня в мире, ни мгновения нет мне покоя, стремлюсь я обнять тебя. У тебя есть тысячи любовников лучше меня, но мне без прекрасного лица твоего жизнь в тягость. Губы мои пересохли, очи мои льют слезы, ведь дождь — жизнь для иссохшей земли. Боюсь я небосвода, каждого его поворота: злых он сделал счастливыми, добрых унизил. В один поворот он меняется, проходят тысячи злых и добрых дел. Тебя сожгут в пылающем горне, мне разожгут пламя в сердце. Тебя заставляет молчать весенний ветер, меня леденит разлука с тобой. Да не будет мне света без тебя! Да не будет дня разлуки в ночи свидания с тобой!»

    В таких мыслях были они до рассвета и не знали решения судьбы, но не успело показаться войско яркого дня, как по воле судьбы упала на них разлука и пришло расставание.

  • Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.