О крупнейшем в Центральной Азии музее — Государственном Музее искусств Узбекистана Разное

Он представляет собой одно из старейших государственных культурно-просветительских и научно-исследовательских учреждений в системе Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан.

Открыт в Ташкенте в 1918 году на основе частной коллекции из 500 произведений узбекского декоративно-прикладного и западноевропейского искусства — живопись, скульптура, художественная мебель, фарфор, бронза.

В настоящее время в экспозиции музея находится более 60000 экспонатов, многие из которых уникальные.

Об экспозиции, деятельности музея мы попросили рассказать его директора, известного художника Кудратуллу Асатуллаевича Ажиметова.


В музее экспонируются редкости шедевры античного и средневекового (I-XIII вв), народно-прикладного искусства Узбекистана (XIX-XX вв.).


Это уникальные археологические артефакты – скульптуры, рельефные настенные украшения и росписи из дворцов загородных резиденций кушанских правителей Халчаяна (I в.до н.э.-I в.н.э.) и бухархудатов Варахши (VII в), статуи Будды и устрашающих божеств буддийского храма и кумирни в Куве (VII в). Поливная керамика IX-XIII вв. Ташкента, Самарканда (Афрасиаб), Бухары, Кувы и Ахсикента (Ферганская долина).


Музей обладает богатейшими коллекциями штампов-колыбов для набойки тканей, художественной вышивки и золотого шитья, предметов быта и ковров, этнографической одежды, медночеканых, ювелирных и др., в том числе деревянных изделий, украшенных резьбой, керамики и архитектурного декора из всех регионов нашей страны (Экспозиция занимает 14 залов и коридоры цокольного и первого этажей).

Экспозиция изобразительного искусства Узбекистана показывает пути формирования и развития школы национальной живописи и графики (1897-2000 гг). Здесь можно полюбоваться картинами И.Казакова, И.Каразина, Р.Зоммера, С.Юдина, П.Бенькова, Л.Бурэ, А.Николаева, А.Волкова, Н. Карахана, У.Тансыкбаева, А.Абдуллаева, Р.Ахмедова, Ч.Ахмарова, Р.Чарыева, Д.Умарбекова, Б.Джалалова и других известных художников (16 залов и коридоры первого, второго и третьего этажей).

Искусство стран Зарубежного Востока (XVIII-XIX вв) представлено произведениями из Индии, Бирмы, Китая, Японии, Кореи и Ирана. Это коллекции бронзы, селадона и фарфора, изделий из слоновой кости — нэцке и резного дерева, музыкальных инструментов, скульптурных композиций из камня, ковров и живописи и др (5 залов и коридоры третьего этажа).

Искусство Западной Европы (от античного до XV-XIX вв) в музее представлено изобразительным и прикладным искусством, живописью и скульптурой, посудой, аксессуарами интерьера и мебелью Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Фландрии, Франции и Англии (9 залов и коридоры третьего этажа).

Привлекает внимание поклонников прекрасного собрание произведений русского изобразительного искусства (XV-XX вв). Оно позволяет получить широкое представление о русской живописи, начиная с шедевров иконописи до картин величайших живописцев — Д.Левицкого, В.Сурикова, И.Никитина, Ф. Рокотова, В.Боровиковского, А.Орловского, О.Кипренского, В.Перова, Г.Мясоедова, Н.Крамского, Н.Ге, А.Куинджи, И.Репина, И.Айвазовского, И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова.

Гордостью музея являются работы лидеров русского авангарда и абстракционизма. Среди них такие, получившие всемирное признание имена как В.Кандинский А.Явленский, И.Клюн, Г.Стенберг, П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк и др. (7 залов и коридоры второго этажа).

Хранящиеся в музее произведения, особенно последних перечисленных мастеров, очень высоко котируются в «мировой табели о рангах» в сфере искусства, о чем свидетельствуют их постоянно растущие рейтинги, фиксируемые в самых престижных зарубежных каталогах.

Свыше 23 тысяч единиц хранения составляет уникальный библиотечный фонд ГМИ.

Музей ежегодно посещают тысячи зрителей, в том числе зарубежных туристов, которые зачастую приезжают для знакомства не только с его постоянной экспозицией, но и когда узнают о проведении вернисажей, на которых выставляются раритеты из фондов.

Выставки произведений знаменитых мастеров кисти, резца и ремесленников из коллекций ГМИ, представляющие традиционное и историческое культурное наследие народа нашей страны и государств Европы и Азии, пользуются заслуженным успехом за рубежом.

Эти вернисажи, проходили в таких известных мегаполисах как Вашингтон (США, 2003), Киото, Фукуока, Иваки, Окадзаки, Кагава (Япония, 2005), Москва и Санкт-Петербург (Россия, 2006), Париж (Франция, 2009), Сеул (Южная Корея, 2009-2010) и Гронинген (Нидерланды, 2010-2011).

Они всегда привлекают пристальное внимание зарубежных специалистов, широкой общественности и молодежи, сопровождаясь положительным резонансом и живыми откликами в иностранной прессе.

Государственный музей искусств Узбекистана находится в здании, построенном в 1974 году. Архитекторы М.А.Розенблюм, А.К.Никифоров и И.А.Абдуллов спроектировали его в виде застекленного куба.

В музее функционируют: — лекционный зал, сенсорные киоски с информацией о коллекции и фото экспонатов, а также магазин сувениров. К зданию музея примыкает удобная парковка для автобусов и автомобилей.

Режим работы: с 10.00 до 17.00.
Выходной день — понедельник.

Наш адрес: Республика Узбекистан, город Ташкент, 100060,
Проспект Амира Темура, 16.
Тел: (+998-71) 236-74-36, 236-34-44
Факс: (+998-71) 236-77-40
info@fineartmuzeum.uz Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , tmi2007@mail.ru Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
http://www.fineartmuzeum.uz, http://www.ajimetov-art.narod.ru/art.html

Источник

8 комментариев

  • Татьяна:

    Думала уже никогда не увижу «Купальщицу», пусть хоть и на фото.

      [Цитировать]

  • Акулина:

    А какова судьба 2Самаркандского зиндана» В.Верещагина?

      [Цитировать]

  • Спасибо за КУПАЛЬЩИЦУ,самая любимая картина в Ташкенте.

      [Цитировать]

  • Владимир:

    В моей памяти Музей Искусств неразрывно связан с двумя его замечательными сотрудниками — Идеей Михайловной и Ильей Сергеевичем Морозовыми. Я познакомился с ними в самолёте ТУ-104 на пути в Домодедово в середине 60-х годов. Мне было ужастно плохо весь полёт, но по прилете в Домодедово я, будучи заядлым 11-летним филателистом, побежал искать марочный киоск. На них это произвело впечатление, и по возвращении в Ташкент, они пригласили меня с родителями в гости, и подарили огромное количество почтовых марок — полную подарочную коробку из-под папирос «Казбек»! Счастью моему не было границ! Потом ещё много лет мы встречались, они устраивали мне незабываемые экскурсии по Музею, запомнилось, с каким уважением относились к ним работники музея.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    О, еще один товарищ по несчастью, Владимир, позвольте пожать вам руку, как вспомню полеты в шестидесятые… ох, и ничего, кроме аэрона… который не действовал…
    Акулина, не только «Зиндан», поразительная, кстати, картина, но и репинский портрет дочери, и моя наилюбимейшая скульптура «Девочка с веером» Кановы, где каждая кружевинка платья высечена на мраморе!

      [Цитировать]

  • Светлана:

    А Верещагина вообще всего убрали…

      [Цитировать]

    • Акулина:

      Я все-таки надеюсь, что он вернется. В 90-е картина была повреждена: какой-то незадачливый электрик полез менять лампу и уронив то ли лестницу, то ли лампу, поцарапал полотно. Зал был закрыт, картину можно было увидеть только из коридора. Отреставрировать было невозможно из-за недостатка средств. Так, может быть, все-таки нашли деньги…

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    нет, правда? А ведь какая картина была! До сих пор потрясает! Правда, толкьо в воспоминаниях…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.