Высоцкий в Средней Азии Разное

Во время выступления в ДК ''Золотая долина''. Зарафшан, Узбекистан, 23-24.07.1979 г. Фото опубликовано на сайте ''Vladimir Vysotsky. WWW (When? Where? Who?)'' О Высоцком пишут все. Пишут актёры, годами выступавшие с ним на таганской сцене, и осветители, однажды видевшие его на съёмочной площадке. Пишут друзья, случайные знакомые и люди, поговорившие с ним пару минут после концерта.

О Высоцком пишут всё. Заинтересованный читатель сможет отыскать в литературе детальные критические разборы его лучших ролей, воспоминания о концертах и гастролях, и подробные рассказы о том, как Высоцкий приехал на выступление нетрезвым. (Последнее обычно оправдывают тем, что из песни, мол, слов не выкинешь, что было, то было. То, что память любимого – вроде бы – поэта предаётся осмеянию, обычно в голову не приходит). Во время выступления в ДК ''Золотая долина''. Зарафшан, Узбекистан, 23-24.07.1979 г. Фото из коллекций В.Чейгина (Санкт-Петербург) и И.Попова (Москва)

И вот при таком гигантском – утонуть можно – количестве публикаций практически отсутствуют работы, систематизирующие имеющиеся факты пребывания Высоцкого в том или ином регионе Советского Союза.

Долгие годы занимаясь изучением темы «Высоцкий за рубежом», автор этих строк даже не задумывался над тем, что гораздо более доступная исследованию тема «Высоцкий в СССР» фактически представляет собой Terra Incognita.

Высоцкий побывал с концертами и гастролями в тринадцати из пятнадцати бывших советских республик, но до настоящего времени вышли лишь книга «Высоцкий и Беларусь»,*1 авторы которой В.Киеня и В.Миткевич суммировали всю имевшуюся на тот момент информацию о визитах Высоцкого в их страну, и сборник «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы»,*2 содержащий ряд интересных интервью с людьми, общавшимися с Высоцким в Белоруссии.

В Белоруссии Высоцкий бывал часто, имеющихся материалов действительно хватает на книгу. А вот, к примеру, в Узбекистане он был всего несколько раз. Информация об этих визитах разбросана по различным источникам и большей частью недоступна рядовому любителю. Думается, пришла пора собрать все факты воедино.

Сентябрь 1973 года. «Таганка» отправилась на свои вторые гастроли за пределы России – в Узбекистан и Казахстан.

Теперь «Таганка» той поры окружена легендами. У читателя, далёкого от театральной жизни 60-70-х гг., после прочтения многочисленных публикаций о театре Юрия Любимова непременно сложится мнение, что на таганские спектакли зритель ломился, сметая на своём пути заборы и конную милицию.

Между тем, так было далеко не везде. В иных городах случались конфузы. Известный таганский актёр А.Васильев рассказывал, например, о выезде театра со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Тулу. Было это в 1966 году. В Москве спектакль произвёл эффект разорвавшейся бомбы, билеты на него брались с боем. В Туле же после первого действия зал опустел. Чуждые российскому зрителю традиции брехтовского театра попросту не могли быть понятны там, где и с отечественной драматургией мало кто знаком.

Насколько успешно прошли спектакли «Таганки» в Узбекистане, трудно сказать что-то определённое. (Спектакли проходили на сцене Ташкентского Академического театра им.Горького. Здание театра располагалось на улице Карла Маркса, в настоящее время его уже не существует). Автору этих строк известны шесть статей из узбекской прессы, посвящённые гастролям московского театра, однако только в двух из них говорится именно о спектаклях – «Пугачёве» и «Десяти днях, которые потрясли мир». Материала для аргументированного вывода явно недостаточно.

Иное дело – выступления таганцев с концертами, куда включались и отрывки из спектаклей. Никакой драматургии, только музыкальные номера – такие концерты публика воспринимала с удовольствием. Можно же себе представить, что жители колхоза «Политотдел» и совхоза «Огонёк», городов Навои и Чирчик культурными развлечениями избалованы не были. Тепло принимали всех артистов «Таганки», но лучший приём, как, впрочем, бывало всегда, достался Высоцкому.

«Больше всего аплодисментов досталось Владимиру Высоцкому. Тепло были приняты лирические и шуточные песни. Все они были исполнены с душой, с большим мастерством», – отметила газета «Социалистический Чирчик» 20 сентября 1973 года.

Выступал Высоцкий в Узбекистане и с сольными концертами. Как и везде, зрители готовы были слушать его часам. На сохранившейся фонограмме слышно, как Высоцкий сначала пытался отшучиваться и заметил не желавшим отпускать его слушателям: «А как же насчёт работы?» (Дело происходило на одном из ташкентских предприятий во время обеденного перерыва). Овация, однако, не прекращалась, и тогда Высоцкий сказал, что он ещё должен играть спектакль, а потом ехать в Театральный институт. «А ночью надо что-то с радио делать», – закончил он.

Это очень любопытная информация. О выступлении (или интервью) Высоцкого по ташкентскому радио ничего не известно. Может быть, кто-то из читателей располагает такой информацией?

В.Смехову запомнилось, что Высоцкий смешно пародировал восточную речь, прибавляя к русским словам что-то вроде «мбрамбам», и в Узбекистане заявлял примерно так: «Бибомба-рамбам! Мы, Таган-барам-бам-гастрольбам Ташкентабамбарам! Зрителбам-добрым-барам и вкусным-бам-гостеприимным-бам-шашлык-барам-бам-вот!»

«Когда прощались с Ташкентом, после серьёзных и благодарных слов, я шёпотом предложил Володе, и он отлично исполнил: заявил коллегам, что, слава Аллаху, наш гастроль-бамбарам прошёл с большим узбехом!».*3

Насчёт «большого узбеха», повторю, не знаю, но, как сообщила газета «Индустриальный Навои» от 25 сентября 1973 года, главный режиссёр «Таганки» Ю.Любимов и группа ведущих актёров была награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета УзССР «за успешное проведение гастролей, сыгравших важную роль в эстетическом воспитании трудящихся республики».

Эту грамоту, – высшую благодарность, которой удостоился Высоцкий от родной страны, – Н.М.Высоцкая, мать поэта, позднее передала на временное хранение московскому музею революции.

Следующий приезд Высоцкого в Узбекистан состоялся, вероятно, в сентябре 1976 года (дата нуждается в уточнении), когда он участвовал в нескольких сборных концертах (по некоторым данным, были и сольные выступления). Компания подобралась солидная – все «звёзды» советской эстрады.

Как известно, на эстраде начинать и заканчивать концерт – дело весьма престижное. Поскольку среди выступавших наиболее титулованным был Полад Бюль-Бюль-Оглы, он настоял на том, что будет выступать последним.

«Работаем первый день, – рассказывал администратор Высоцкого В.Гольдман, – Полад заканчивает после Володи: моментально полупустой зал. Он кричал: «Если вы меня не уважаете, уважайте хоть людей, которые хотят послушать…». Но люди всё равно уходили».*4

Зрители Ташкента, как и зрители всей страны, судили «по гамбургскому счёту». Работать после Высоцкого не смог бы никто. Певец-лауреат смирился, и в дальнейшем концерты заканчивал Высоцкий.

25 июля 1990 г. газета «Комсомолец Узбекистана» поместила в числе прочих воспоминаний о пребывании Высоцкого в Узбекистане, короткий рассказ В.Патрина, работавшего в сентябре 1976 года в городе Газли.
«И вот туда-то приехал с гастролями В.Высоцкий. Мы… рискнули его пригласить к себе. Владимир сразу же согласился. И вообще сказал, что любит петь в узком кругу, среди простых людей, где его больше всего понимают».

Далее Патрин рассказывает, что в рабочий вагончик Высоцкий приходил трижды, записывать почти ничего не разрешал, но пел много, в том числе, и незаконченные на тот момент песни. Например, такую: «Хрум, хрум…// Скрипят скропоря…// Идём мы// Втихаря…// Кругом –// Ночь да луна…// О!// Как хочем вина!»

В этих воспоминаниях вызывает недоверие почти всё, за исключением, может быть, самого факта приезда Высоцкого в Газли. К описываемому времени он был так замучен собственной популярностью, что вынужден быть в буквальном смысле прятаться от поклонников. Выступать (да ещё три раза!) у незнакомых людей, когда нет отбоя от знакомых, согласимся, весьма странно.

Вызывал сомнения и приводимый текст. И это написал поэт, уже создавший «Баньку по-белому», «Песню про случай», «Купола»?! Такой примитив мог выйти из-под его пера разве что на самой заре творчества. Позднее я узнал, что песня эта написана В.Шандриковым, омским бардом, известным в 1970-1980 гг. своими стилизациями под блатные песни.

Не исключено, что в тот приезд в Узбекистан Высоцкий выступал также в Чирчике. Информация об этом содержится в рассказе А.Карпенко «Ночные посиделки с Высоцким», опубликованном на сайте «ArtOfWar»*5. О своей встрече с Высоцким перед его концертом в городском Дворце культуры автору рассказал офицер – бывший курсант Киевского высшего общевойскового командного училища.

Я связался с писателем и попросил его помочь мне установить контакт с тем офицером. А.Карпенко позвонил ему, но тот, к сожалению, беседовать со мной о Высоцком не захотел. Правда уточнил дату: по его мнению, с Высоцким в Чирчике он разговаривал в 1977-1978 гг. Высоцкий в Узбекистане действительно был в 1977 г. (об этом чуть ниже), но прилетал туда всего на одно выступление, и вряд ли из Ташкента переезжал в Чирчик. Таким образом, можно предположить, что концерт в Чирчике – если он действительно состоялся – был в 1976-м.

О концерте, состоявшемся в октябре 1977 г., рассказывает музыкант З.Шершер (Туманов):
«Концерт организовывало узбекское ЦК партии. Какой-то план они там выполнили… Они организовали этот концерт во Дворце спорта, вмещающем десять тысяч человек. Я тогда работал с оркестром Бюль-Бюль Оглы. Мы были на гастролях в Краснодаре и нас сорвали с гастролей и отправили туда. Когда мы приехали, то поражены просто были, потому что туда собрали и ансамбль «Берёзку», и Муслима Магомаева, и Карцева с Ильченко… В общем, все лучшие силы.
Пригласили туда и Высоцкого. Он сам удивился, когда увидел афишу. Такая огромная афиша и где-то внизу малюсенькая полосочка, просто напечатано было: «Владимир Высоцкий». Я уверен, что стадион этот забит был до отказа благодаря Высоцкому.
Рашидов со своей свитой восседал в ложе… Это всё так срочно делалось, что не успели даже разморозить лёд во Дворце спорта, нам построили сцену прямо на льду.
В связи с тем, что нас согнали внезапно, то все запаздывали, ехали-то все из разных мест. Концерт задерживался на два часа. Нас всех по очереди просили выходить и успокаивать публику. А как успокоить десять тысяч человек?! (Согласно анонсу в газете «Вечерний Ташкент» от 17 и 20 октября 1977 г., концерт прошёл 20 октября, – М.Ц.).
А потом вышел Высоцкий. Подошёл к микрофону… И обратился к залу. Он обратился как-то неформально… Что-то, вроде: «Чуваки! Мы такие же люди, как и вы. И у нас те же трудности. Например, транспорт. Не все успели подъехать, но артисты стремятся к вам настолько же, насколько вы хотите их увидеть. Я знаю, что очень тяжело сидеть в этом холоде, но давайте наберёмся терпения». И стало тихо-тихо в зале…
Перед концертом я ему настраивал гитару. Мы были с ним знакомы раньше, он меня попросил это сделать. Я минут двадцать настраивал эту гитару, а потом он взял её и начал струны подспускать. Я говорю: «Я старался, а ты что ж делаешь?» Он говорит: «Не обижайся, Зиновий. Я хочу, чтоб она гудела».
Я потом понял этот эффект. Высоцкий закрывал концерт и выступил просто на «ура». В тот раз ему разрешили спеть девять песен, он их исполнил великолепно».*6

Альманах «Мир Высоцкого» как-то упомянул, что в фонды ГКЦМ Высоцкого поступили «билеты на его концерт в Ташкенте в октябре 1977 г.».*7 Очевидно, речь идёт о выступлении в ДК ТТЗ, фонограмма которого известна коллекционерам.

Узбекистан, июль 1979 г. Фото из коллекций В.Чейгина (Санкт-Петербург) и И.Попова (Москва)

Последние гастроли Высоцкого в Узбекистане состоялись за год до смерти, в июле 1979-го. Сейчас бессмысленно об этом говорить, но, может быть, если бы не та поездка, Высоцкий мог бы прожить немного подольше.

О том турне, во время которого Высоцкий перенёс клиническую смерть, написано, пожалуй, больше, чем о любых других его гастролях. В том числе, и немало ерунды. Писалось, например, что он упал бездыханным на сцене во время концерта, что перед выступлениями ему делали обезболивающие уколы в горло и т.д. Подобные вещи, вероятно, не стоило бы опровергать, если бы периодически они не всплывали в очередных публикациях.

Знавший Высоцкого В.Повереннов, инженер из Узбекистана, однажды заявил следующее: «Перед каждым концертом Толя Федотов (врач, ездивший с Высоцким на те гастроли, – М.Ц.) делал ему обезболивающие уколы прямо в горло. Володя выходил на сцену с иглами в шее, так и вёл концерт…».*8 Узбекистан, июль 1979 г. Фото из коллекций В.Чейгина (Санкт-Петербург) и И.Попова (Москва)

Ну, что тут скажешь? Такого рода анестезию сделать, конечно, можно, но отёк распространится на голосовые связки. Тут не только петь – сипеть невозможно (те, кому делали тонзиллэктомию, меня поймут).

Не стоит заниматься домыслами. Существуют воспоминания людей, бывших рядом с Высоцким в июле 79-го. Им и слово.

Администратор В.Гольдман: «Первый раз Володя умер в 6 часов утра, 25 июля 1979 года, в Бухаре. Он гастролировал в Средней Азии. В Навои, Зарафшане, Учкудуке, Бухаре. В самое пекло… Условия гастролей были жёсткими, Володя обязан был давать пять – ПЯТЬ – концертов в день. Причём, последние три – на открытой площадке, когда дует страшный «афганец», когда песок забивает рот.
Отработали Учкудук. Отработали Зарафшан. В Зарафшане Володе стало плохо. Кое-как отрабатываем Навои. Ночью – а передвигались мы только ночами – приезжаем в Бухару. Ранним утром Володя, которому вроде бы полегчало, ушёл на базар, вернулся довольный, весёлый. Помню, рассказывал, каким пловом угощали его на бухарском базаре. Потом зашёл в номер.
И почти тут же я услышал жуткий крик. Мы вбежали в номер. Высоцкий умер».*9 Учкудук, перед отъездом в Зарафшан, 22.07.1979 г.Фото из коллекции И.Попова (Москва)

Врач А.Федотов: «Остановилось дыхание, на сонной артерии нет пульсации… И уже полное отсутствие сердечной деятельности.
У меня был кофеин – ввёл прямо в сердце. И стал делать искусственное дыхание: изо рта в рот. Севе (Абдулову, – М.Ц.) показал, как делать массаж сердца. И, видимо сердечная мышца возбудилась, – сердце заработало. И минут через пять смотрю – стали появляться самостоятельные дыхательные движения…».*10 Высоцкий и администраторы В.Янклович (в центре) и В.Гольдман. Зарафшан, 23.07.1979 г. Фото из коллекции И.Попова (Москва)

Администратор В.Янклович: «Восстанавливаемость – просто колоссальная! После остановки сердца в Бухаре отправили его в Москву, сами прилетели через день. Володя – подтянутый, спортивный – встречает меня в аэропорту».*11

Обратим внимание на дату в воспоминаниях В.Гольдмана – 25 июля. Надо сказать, что это дата встречается в очень многих публикациях, плотно укоренилась в сознании массового читателя, но… она неверна.

Московский высоцковед Л.Черняк беседовал с Ю.Тыриным, автором многих весьма интересных работ по текстологии произведений Высоцкого. Ю.Тырин в 1979 г. работал в Учкудуке и, кстати, присутствовал на выступлениях Высоцкого в этом городе 21 июля 1979 г.

По данным Ю.Тырина, концерты Высоцкого в Навои состоялись 27 июля, следовательно, в Бухаре он мог быть не ранее 28 числа. В день клинической смерти Высоцкий уже не выступал и сразу улетел в Москву. Узбекистан, Навои, 26-27.07.1979 г. Фото из коллекции И.Попова (Москва)

По данным другого московского высоцковеда, И.Рогового, из квартиры Высоцкого 29 июля был сделан звонок в Бухару. Таким образом, анализ имеющейся информации неопровержимо доказывает, что клиническая смерть была у Высоцкого 28 июля 1979 г.

До Самарканда, где предполагалось заканчивать гастроли, Высоцкий не доехал. Однако именно в этом городе в 1989 году одна из улиц стала носить его имя. «Такое решение принял городской Совет по ходатайству клуба самодеятельной песни, носящего имя советского певца, поэта и актёра».*12 Трудно в это поверить, но говорят, что улицу до сих пор не переименовали, несмотря на поспешность, с которой местные власти избавлялись от всего русского.

И это не единственная улица Высоцкого в Узбекистане! Как сообщил мне живущий в Ташкенте Р.Назаров (он – автор очень интересного исследования «Национальный вопрос в жизни и творчестве Владимира Высоцкого», опубликованного тульским журналом «Горизонт» в сентябре 2004 г., в 52-м номере), такая улица есть и в Ташкенте – в Юнусабадском (бывшем Кировском) районе города.

Не знаю, спасёт ли красота мир, но в том, что поэзия может сблизить людей куда лучше, чем самые трескучие речи, сомневаться не приходится. Как нет сомнений и в том, что произведения национальных культур становятся, – если они того стоят, – достоянием всего мира.

Пример тому – очень необычная работа молодого узбекского композитора А.Халмурзаева «Содом и Гоморра ХХI». Жанр этого произведения определить непросто, сам автор называет его «прогрессивная симфоническая поэма». В музыку органично вплетены песни в исполнении давно ушедших из жизни М.Монро, Э.Пресли, В.Высоцкого…
Постановка «Содома и Гоморры» осуществлена в Ташкенте в 2001 году на сцене Молодёжного узбекского театра, а в 2002 году компакт-диск с записью музыки этого спектакля вышел во Франции.

25-ю годовщину со дня смерти Высоцкого отмечали, конечно, не только в России. Прошёл вечер памяти поэта и в узбекском городе Андижане. «На вечере выступили андижанские поэты Шухрат Ганиев и Лариса Капустина. А Шухрат Атабаев мастерски исполнил известные песни барда».*13

О посещении Высоцким двух других среднеазиатских республик известно очень мало. За долгие годы мне удалось встретить лишь две публикации, пусть не целиком, но хоть частично относящихся к рассматриваемой теме.

Альпинист В.Цанунин рассказал белорусскому журналисту В.Яговзику о двух своих встречах с Владимиром Высоцким: одна из них состоялась летом 1974 г. в альплагере на Эльбрусе, другая – через год в Туркмении.

«Следующим летом (т.е. летом 1975 г., – М.Ц.) нас понесло в археологическую экспедицию аж в Туркмению. Работали в Каракумах на раскопках города Ашаш, когда-то завоёванного Тимуром Тамерланом. Случайно узнаём из газеты: в Ашхабад с концертом приехал Высоцкий. Большая часть нашей экспедиции поднималась вместе с ним на Эльбрус. Слава Богу, среди нас был Сашка Синарский, уже покойный. «Ребята, – говорит он. – Отпустите на день! Хоть зубами, но билеты вырву».
Сашка не был бы Сашкой – пробился-таки к самому Высоцкому!.. И наш гонец вернулся на раскопки с 54 билетами в кармане.
Тот ашхабадский концерт состоял из двух отделений. В первом отделении прозвучали, так сказать, патриотические песни – «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя»… Второе составили песни о любви. А в конце выступления Высоцкий вдруг сказал: «В заключение – песни для моих друзей. Ребята, я прошу вас подняться, – я пою для каждого из вас». И он начал называть нас по именам и фамилиям. Что там говорить – такое внимание до слёз взволновало нас». *14

Мне уже приходилось говорить, что в воспоминаниях о Высоцком порой очень трудно отличить правду от легенды, поэтому так высока цена подтверждения информации с помощью другого источника. В данном случае я имею косвенное подтверждение того, что летом 1975 года Высоцкий действительно был в Средней Азии. О его концерте в столице Таджикистана Душанбе рассказал журналист Р.Гайворонский.

«Было лето 1975 г., когда от жары плавился даже асфальт. В июне душанбинцы, наверно, думают больше не о работе, а о предстоящих отпусках, отдыхе в горах или у речки Душанбинки… И вот в июне здесь проходили Дни Франции в Таджикистане, и в составе французской делегации была Марина Влади. Увидев её в кинотеатре, я поразился – на улице никто бы и не догадался, что это знаменитая кинозвезда, мировая знаменитость, потому что одевалась она очень просто и легко. А по Душанбе ползли слухи, что приехал Высоцкий, и кое-кто уже успел его увидеть…
В один жаркий июньский день я сидел в институте, изнывая от жары, и вот раздался телефонный звонок. Звонила моя хорошая знакомая Ира из института геологии: «Ты свободен?» – «А что?» – «Бросай все дела и срочно иди к нам. Я тебя встречу возле входа». Заинтригованный, я отпросился у шефа в библиотеку и прошёл два квартала до института геологии. Она провела меня в актовый зал и шепнула по дороге: «Высоцкий сейчас петь будет…» Такого сюрприза я не ожидал. Поблагодарив Иру, уселся у окна и превратился в ожидание…
Начал собираться народ – в основном, сотрудники института. И вот входит Высоцкий – с гитарой, в джинсах, футболке и сандалиях. Переждав бурный приём, он уселся перед микрофоном, настроил инструмент и начал петь… Концерт продолжался три часа, а певец пел и пел, и только иногда пил минеральную воду – жарко было. Тогда он исполнил практически все свои известные песни, звучавшие совсем по-другому, а заодно и новые, которые он написал, например, к фильму «Интервенция». Но картину пришлось увидеть много лет спустя, потому что она долго «лежала на полке». Поразило, что Высоцкий знал многих своих слушателей по именам и часто обращался прямо к ним, например:
– Саша, помнишь, как тебе на леднике Федченко понравилась эта песня? – и т. д.
После концерта я подошёл к нему и попросил сказать несколько слов для газеты, на что он ответил: «Старик, неудобно, никто в Москве не должен знать, что я в Душанбе, я здесь нелегально, как муж Марины Влади, но если хочешь, потом напишешь, что здесь очень жарко и живёт много моих друзей. А в следующий приезд поговорим подробнее».
Высоцкий извинился, посмотрел на часы и ушёл…»*15

Теперь проанализируем имеющуюся информацию. Действительно, в июне 1975 г. в Таджикистане проходили Дни французского кино, где в числе приглашённых была и М.Влади. Об этом высоцковеду В.Тучину сообщила в письме душанбинка М.Пулатова. Правда, она добавила: «Мы были на открытии дней Франции в Душанбе (это, наверное, июнь 1975 г.), были на открытии выставки графики, на открытии выставки книги – везде была Марина Влади и другие члены делегации, а Высоцкого не было. Потом на банкете по случаю окончания дней Франции Марины Влади уже не было».*16

Значит ли это, что Высоцкого в Душанбе не было вовсе? Я бы так не сказал, поскольку другой респондент В.Тучина, чьё письмо опубликовано под инициалами К.К., сообщил: «Он (Высоцкий, – М.Ц.) приехал в Душанбе через два-три дня после открытия у нас Фестиваля (или Дней) французского кино, в котором принимала участие М.Влади».*17

Отсутствие Высоцкого на открытии Дней французского кино вполне объяснимо – и даже не тем, что он не был членом французской делегации, а тем, что в июне 1975 г. он много выступал в театре, в тот год «Таганка» закончила сезон поздно. Согласно табелю занятости, в июне у Высоцкого было несколько промежутков по три свободных дня: 2-4, 8-10, 22-24 и 26-28, в которые он мог бы вместить полёт в Среднюю Азию.

С вопросом, приезжал ли Высоцкий в Душанбе, я обратился к дочери Д.Расулова, тогдашнего Первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана. «Насколько я знаю, не приезжал, – ответила мне И .Расулова (по мужу – Тихонова). – Если бы он приезжал, я бы знала».*18

Казалось бы, действительно так – как не знать дочери «хозяина» республики о визите столь популярного в стране человека? Но… Ведь сказал Высоцкий Р. Гайворонскому, что он в Душанбе инкогнито. И это вполне можно объяснить. У Высоцкого бывали случаи, когда его концерты отменяли «ответственные люди». Выступления в Николаеве в сентябре 1969 г. были отменены лично министром культуры СССР Е. Фурцевой, концерты в Кременчуге (в том же июне 1975-го) не состоялись после прямого вмешательства В. Маланчука, секретаря ЦК Компартии Украины… Так что были у Высоцкого все основания держаться в стороне от слишком крупных партийных руководителей.

Подведём итоги. На мой взгляд, очень важно, что два независимых друг от друга источника дают указание на то, что в июне 1975 года Высоцкий был в Средней Азии, так что факт выступления Высоцкого с концертами в Туркмении и Таджикистане – если и не может считаться полностью доказанным, – то, во всяком случае, может быть принят за рабочую гипотезу.

Марк Цыбульский (США)

отсюда

22 комментария

  • IREK:

    А надо ли так дотошно выяснять — где был,где что спел?Такие люди как Высоцкий,обязательно «обрастают» легендами и мифами и может быть не следует их разрушать?

      [Цитировать]

    • 1. Любителям его творчества приятно читать все о Высоцком и о нашем родном крае.
      2. Согласен в том плане, что отвратительно перемалывать личную жизнь, ее смакуют те, кто не любит его песни, это противно всегда.

        [Цитировать]

    • АЛЕКСАНДР:

      ВОЗНИКАЕТ ТАКАЯ МЫСЛЬ,НО ПОТОМ ДУМАЕШЬ — ЕСЛИ ЛЮДЯМ ЗТО ИНТНРНСНО,ПУСТЬ ПИШУТ,ВСПОМИНАЮТ,ЧИТАЮТ.ИНТЕРЕС — ТО ЧИСТЫЙ.ВРЕДА НЕТ.

        [Цитировать]

  • Гульнара:

    по поводу пребывания Высоцкого в Душанбе.
    Году в 1986 знакомый рассказывал о посещении концерта Высоцкого в Душанбе. Он служил пограничником, по окончании службы все отделение вышло в город, концерт проходил в ДК.
    билетов не было, пограничники строем прорвались в зал, Высоцкий приказал пропустить всех пограничников. Также строем стоя у стены слушали концерт. Врать не буду — не знаю правда-ли.

      [Цитировать]

    • Игорь:

      Гальнара, 25 июля 1980 г. я получил старлея и новое назначение в штабе 201 дивизии г.Душанбе.
      Вечером мы узнали, что умер Высоцкий…

      Вряд ли пограничники-солдаты или вообще солдаты других родов войск осмелились бы на такой поступок в прифронтовом городе Душанбе, даже в 1986 году- военная комендатура лютовала и попасть на «Восточный фронт» -дело было плёвое, но через срок на гауптвахту.Та гауптвахта «славилась» на все ВС СССР…. Гауптвахты больше боялись, чем…

        [Цитировать]

  • Ольга:

    Действительно, улица Высоцкого была в Ташкенте, сейчас она называется ул.Махмуда Мирзаева… Даже не знаю кто это такой…

    Снято с карты Ташкента 1991 года издания ГУГК СССР —
    http://i033.radikal.ru/1102/d0/a34643f19159.jpg

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Небольшое уточнение. Гастроли театра на Таганке в 73-м году проходили не в театре Горького, а в Театре им. Свердлова (сейчас биржа). Я был практически на всех спектаклях. Кстати особого ажиотажа не было, билеты можно было купить в кассе, постояв в очереди. Особое впечатление это Высоцкий в роли Хлопуши в Пугачёве. Потрясаще. Мурашки по коже когда он читал знаменитый монолог.Гамлета они не привезли.
    Дальше, я был на том концерте осенью 77-го который начался на час позже. Тогда зал стал бушевать и действительно Высоцкий вышел и сказал,- «Извините нас, но мы опоздали по причинам от нас не зависящим. Обещаем, что отработаем столько сколько нужно» После этого раздался шквал аплодисментов, поскольку все пришли именно на Высоцкого. И на том концерте где Бюль Бюль Оглы пел после Высоцкого я тоже был, но почему-то мне кажется, что это один и тот же концерт.

      [Цитировать]

    • Александр Жабский:

      Конечно, в театре Свердлова! А в Горького он выступал на встрече с актёрами театра и интеллигенцией. Я был на той встрече.

        [Цитировать]

  • Игорь:

    Я был на одном только спектакле и очень потом сожалел, что пренебрёг…. Спектакль: «Десять дней, которые потрясли мир».

    Билеты нанизывались на штыки двух красноармейцев. Перед входом , как всегда, собралась толпа.
    Вдруг, откуда-то, в тельняшках и бушлатах появились Высоцкий, Хмельницкий, кажется Смехов и Бумбаращ-Золотухин. Высоцкий начал играть, прям на улице.Не припомню песню, другие начали пританцовывать. Продолжилось в холле театра. Но зрителей в зал пока не пускали.И тут, двери открылись и чем-то это напомнило штурм Зимнего. Впереди были всё те же красноармейцы. В памяти всплывает, что одним из красноармейцев был Хмельницкий, а вторым -Губенко. Но могу и ошибиться….

      [Цитировать]

  • Tatjana:

    Я тоже была на спектаклях в 73 году: «Пугачев» и » Добрый человек из Сезуана». Высоцкий поразил именно в » Добром человеке…» Может быть потому, что видела его первым. А может быть пьеса так заворожила.
    Спектакли точно были в т. Свердлова, как и все тогдашние гастроли. Но не могу согласиться, что не было ажиотажа. Мы студентами убегали с пар к открытию кассы. Покупали в кассе, но постоять надо было.

      [Цитировать]

  • Нахожусь в числе счастливчиков. В театре Свердлова была на двух спектаклях с участием Высоцкого-Добрый человек из Сезуана и Антимиры. Поразил накал его игры. Ощущение. что играл на последнем нерве. Партнершей в Сезуане была Зинаида Славина. Потом повезло попасть на его концерт в дом культуры агрегатного. по моему завода. Концерт проходил днем. с трудом достали билеты и еле отпросились с работы. как раз часть пришлась на обеденный перерыв. Зал небольшого размера и все было великолепно слышно. Во время концерта какой то тип все время выкрикивал название песен. которые он хотел услышать. Высоцкий прервался и сказал ему. чтобы не мешал и. если хочет поговорить. то потом выйдем и поговорим. а затем продолжил петь. Редко доводится слышать такой накал в голосе и по прошествии стольких лет я помню иконцерт и спектакли.

      [Цитировать]

  • Aleksandr:

    Автору статьи:все фото ,вернее 5 мои.и влервый раз явстречаю правдивую по времени я имею ввиду.информацию.в ЗАРАФШАНЕ они были 23-24 точно потому как на второй день Абдулов и облеухова были на озере.Сева купался,аоблеухову катали на яхте и яих снимал даже был автограф ОБ-Й.концертов около 9.Я пропустил,по глупости ,1 все остальные смотрел.сниматьчестно говоря боялся ВСВ всё время смотрел в мою сторону неодобрительно.у меня было 60 негативов.ФЕДОТОВ на всех концертах небыл.ВСВ посреди концерта возили в гостинницу,это М-300-400.а потом он снова возвращался и пел.Это точно.так что повремени у автора всё правильно.А фильм я смотрел мне он не поравился

      [Цитировать]

  • александр махнёв:

    прочитал-перечитал в связи с выходом нашумевшего фильма «спасибо что живой». автору статьи самое искреннее спасибо.
    что до «легендирования» жизни владимира семёновича… ну это неизбежно с личностями подобного масштаба… ничего я думаю нет в этом удивительного. тем более плохого. легендирование оно ведь и подтверждение чрезвычайной неординарности личности. очень некаждый этого может заслужить…

      [Цитировать]

  • Aleksandr:

    СНОВА ПЕРЕЧИТАЛ КОММЕНТАРИИ:ГОСПОДИ ВРУТ БЕЗБОЖНО,НИКАКИХ КГБЭШНИКОВ ТАМ НЕ БЫЛО.БЫЛ ОДИН ЗВОНОК С РЕКОМЕДАЦИЕЙ.НЕ УСТРАИВАТЬ МИТИНГОВ .Т.Е.НЕ СОЗДАВАТЬ АЖИОТАЖ, ИВСЁ.ФОТО КОТОРЫЕ ПЕЧАТАЮТСЯ ЗДЕСЬ .МОИ 5 ШТУК.И НИИ ОДНА ТВАРЬ НЕ ЗНАЕТ ГДЕ ЭТО СНИМАЛОСЬ,МЕСТО Я ИМЕЮ ВВИДУ.ДАЖЕ ГОРОД ПОКАЗАН НАВОИ ,А НЕ ЗАРАФШАН.А НА НЕОТКАДРИРОВАННЫХ СНИМКАХ ЕСТЬ 2 -Й СЕКРЕТАРЬ ГОРКОМА ИПРЕД ПРОФКОМА В РОТ ЗАГЛЯДЫВАЮТ В.СВ. И ДЕВУШКА КОТОРАЯ БЫЛА СНИМИ ВПОЛНЕ ПРИЛИЧНАЯ И СИМПАТИЧНАЯ ОСОБА.А НАСЧЁТ «НАРКОТЫ» И ВПРАВДУ СМЕШНО.ВЕЗТИ ИЗ МОСКВЫ :В ТУЛУ СО СВОИМ САМОВАРОМА
    А ВОТ ЭТИХ АРХИВИСТОВ КАКОГОТО ПОПОВА ИЧЕЙГИНА ЧТО-ЛИ ВЖИЗНИ НЕ ВИДЕЛ. ЭТО ВИДИМО ИЗ ТЕХ САМЫХ ПРИХЛЕБАТЕЛЕЙ.СПЁРЛИ ИХВАСТАЮТСЯ.

      [Цитировать]

  • Урикзор:

    «хрум-хрум, скрипят прохоря…» — это поздняя песня Славы Медяника. В «Юбилейном» лед не размораживали, там делали сцену-«язык».

      [Цитировать]

  • Aleksandr:

    ВЫСОЦКОВЕДЫ !кто мне подскажет адрес этого автора статьи МАРКА. Я плаваю в компьютереа я хотел сним связаться.Дело в том что видимо я остался последний живой свидетель,этой зарафшанской истории.кроме может володька ГОЛЬДМАН,а ЯНКЛОВИЧ это койот трусливый ,он помнит только про деньги, а остальное всё забыл.Я снимал тогда ,иу меня естьоколо 40 негативов.кроме того я написал-бы как всё на самом деле было.кто ответит буду искренне благодарен. АЛЕКС

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Для Aleksandr, вот e-mail Марка Цибульского — mtsibulsky@hotmail.com.
    Но если у вас столько материала, напишите сами, я думаю ЕС с удовольствием опубликует.
    И фото выложите.

      [Цитировать]

  • Aleksandr:

    Большое спасибо!за помощь,я попробую связаться с Марком.А фото ,вот эти 5 штук из той самой серии.две сделана на карьере в УЧ-кудуке и вторая дохлая по моему в доме культуры.Я их честно говоря никогда ине печатал все.ОНИ-же вроде как репортажные.но печатают ,вкнигах в альбоме одном видел.НИСАНОВ который делал у «америкосов » кстати я был три раза в таганском тупике ,в этом центре и ни разу не встречался с Н,В,В.Ходит ли Гольдман туда ,мне ничего вразумительного не сказали.Я попробую что нибудь придумать.ЕЩЁ раз БОЛЬШОЕ СПАСИБО, С уважением добра .АЛЕКС.

      [Цитировать]

  • александр махнёв:

    за «высоцковедение» не берусь. но небольшое эссе о высоцком обещаю. тут нет, не знаю-тут у меня похоже необъявленный бойкот. ну да благо инет большой)
    а вам если есть что вспомнить- непеременно надо вспоминать!!! всенепременно!!!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Вспоминайте, конечно. Интересно будет почитать.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.