Выставка Николая Шина — в честь юбилея Алишера Навои Tашкентцы

Sanaeva опубликовала назад в Анонсы

В Галерее изобразительного искусства Узбекистана 9 февраля в 17 часов открывается выставка произведений Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, народного художника Узбекистана, академика Николая Шина, приуроченная ко дню рождения великого поэта Средневекового Востока Алишера Навои.


Николай Шин на открытии выставки корейских художников Узбекистана, 16 сентября 2005 года ( Фото Тамары Санаевой)

Человек трудной, но счастливой судьбы, как называли его — узбекистанский Пикассо, художник заслужил с годами престижнейшие награды, но оставался тихим и скромным человеком, настоящим философом в живописи.

Возможно, знакомство с биографией художника поможет полнее понять его творчество.
Предлагаем вашему вниманию информацию о Николае Шине с персонального сайта Ольги Шин.

Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Почётный член Академии Художеств. Юность и пора формирования Н. С. Шина проходила в период конца Второй мировой войны когда корейцев не допускали в Ташкент и большая часть его знаний была достигнута более или менее тайно. Необходимо упомянуть, что отец художника был буддист, мать — христианка, а бабушка — традиционная кореянка.

С точки зрения Шина, его живопись демонстрирует влияние восточной идеографии, наследственного уважения художественной гармонии и спокойствия буддизма и чувство принадлежности к «средиземному» искусству. Его поколение не имело возможности путешествовать и общаться с «не советскими» художниками. Их учили классическим традициям — от Ренессанса до импрессионизма.

Проходивший в 1957 году в Москве Международный фестиваль молодёжи и студентов принёс Н. Шину его первую награду и представил его авангардным европейским художникам.
Его собственная бескомпромиссная манера живописи — «ни пол-тона», а полные и контрастные цвета быстро принимали форму. Он разобрал свой собственный художественный язык и интегрировал его в «место человека» в русской традиции.

В 1960-е годы он стал работать над «Реквиемом», посвящённым массовому гонению корейцев. Создав несколько работ в Киргизии, приобретенных Государственном музеем искусств Узбекистана, вступив в 1962 году в Союз художников, Н. Шин оставался за рамками официального стиля и принятых художественных методов. Замкнутый жизнью в мастерской и классной комнате, не допускавшийся к персональным выставкам, он существовал при преданной поддержке искусствоведов Ташкентского музея искусств. Несколько его работ участвовали на Республиканских выставках, но они должны были проходить цензуру. Это происходило до 1988 года — времени «перестройки», когда зрители смогли увидеть полный диапазон творчества художника.

Свыше 20 лет Н. Шин посвятил работе над двумя живописными циклами — «Легенда о любви» и «Реквием. Дорога памяти», в которых даны различные варианты темы трагического столкновения личности и деспотической властью. В «Легенде о любви» (более 100 работ) эта тема раскрывается на материале классической поэзии Востока, а переплетении образов трепетной духовности, красоты и любви с картинами жестокой несправедливости и подавления человеческого достоинства. Определяющую роль в эмоционально-образном решении цикла играет живопись: напряжённая динамика, мерцание света или его тревожные вспышки, то радостный, светлый колорит, то тёмный, монохромный — формируют образ выражают идею.
Та же тема — Человек и Деспотизм — определяет и глубинное содержание цикла «Реквием. Дорога памяти», в котором создан символико-метафорический образ трагической судьбы корейского народа, испытавшего на себе ужас произвола сталинизма. В цикл вошло около 150 произведений под разными углами зрения раскрывающих эту тему. Произведения эти обладают качествами цельности и монументальности. В них художник обращается к условности и экспрессии формы и пространства. Изысканный колорит способствует мощному эмоциональному воздействию. Лаконично решённые композиции углубляют содержание и атмосферу предельной духовной напряженности — это плач, вопль горя и отчаяния — реквием. Национальная конкретность обретает в этом цикле всечеловечность звучания.

За пределами воспоминаний художника о страдании корейского народа в ограниченном историческом контексте, Н. Шин — абстрактный художник и романтик. Его произведения последних лет основаны на знаковой изобразительной форме, обладающей при этом мощным духовным зарядом. Благодаря своей яркой образности абстрактная живопись Шина вызывает в сознании сложный ряд ассоциаций. Его картины живут символами, цветом, формой, богатым воображением художника. Они декоративны и тяготеют к монументальной живописи. Таков представленный на данной выставке «Сукокский» цикл — «Гимн прекрасного Сукока», начатый в 1985 году и основанный на переосмыслении традиции народного декоративно-прикладного искусства, как узбекского, так и корейского. В работах этого цикла художник обращается к условной упрощённой форме, истоки которой можно искать в традиционной пластике, в орнаменте национальных тканей и вышивки.

При всём разнообразии направлений поисков творчество Н. С. Шина обладает внутренним единством раскрывает сложную и драматическую духовную жизнь современного художника.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.