История парашютизма и его развитие в Узбекистане История Разное

Люди с древнейших времен мечтали подняться в небо, взглянуть на землю с высоты птичьего полета. Для достижения этой цели люди «прошлого» мира создавали примитивные приспособления в виде птичьих крыльев и с их помощью пытались взлететь.Они прыгали со скал, обрывов, возвышений, но к несчастью, они все разбивались, падая о землю.

Все мы наверняка знаем древнегреческий миф о юноше по имени Икар, который совершил перелет из одной страны в другую на крыльях, сделанных из воска, не упав на землю.После этого, ему захотелось подняться высоко в небо. Он поднялся до самого солнца, но к сожалению его крылья, сделанные из воска, растаяли и он упал в море.

Вы наверняка подумали, что мы сегодня будем говорить о «воздухоплавании», нет, как раз наоборот,  о «воздухопадении».   Проблемой «падения с высоты» занималось множество ученых во все времена. Они задумывались над тем, как, падай с высоты птичьего полеты, благополучно приземляться на землю. Они создавали различные устройства из всевозможных материалов, но их работы к тому времени не приносили успеха.

Только во времена известного великого ученого Леонардо да Винчи было придумано устройство,  которое действительно помогало  приземляться с  успехом на землю с большой высоты. Это устройство отдаленно напоминало  хорошо знакомый нам парашют.

Давайте разберемся, что это за хитроумное устройство?  Парашют – это, по сути, устройство или аппарат, который имеет форму зонта. Этот «зонт» раскрывается потоком воздуха при падении тела. Зонт , или будем говорить купол находиться в рюкзаке за спиной человека и крепиться с ним соединительными тросами. Купола парашюта имеют различную форму и размеры и имеют свои отличия.

Не будем разбираться в деталях о строении парашюта, так как его строении заслуживает написания отдельной статьи. В дальнейшем мы напишем  подробнее о строении и частях парашюта.

С изобретением современного  парашюта люди быстрыми темпами осваивали этот новый и необычный  вид  спорта как парашютизм. Первый прыжок из самолета с парашютом был совершен 1 марта 1912 года Американским капитаном Альбертом Берри.

Уже в 40 годах XX века люди начали использовать парашюты не просто для прыжков, но и для спасения людей и доставке по воздуху различных грузов.

Так, в 50-х годах началось массовое развитие парашютизма. Немало трудов для развития парашютного спорта  было сделано и в СССР.
В начале шестидесятых годов у нас, точнее сказать в Узбекской ССР, стали открываться первые кружки, в которых все желающие от 18 до 27 лет, могли заниматься парашютным видом спорта.

Тренировались будущие «прыгуны» в известном аэродроме Аранчи, под Ташкентом. Это место было самым удобным для занятий парашютизмом. Прыжки проходили на спортивных самолетах  Як-52 и Ан-2. Также, кроме аэродрома Аранчи, был другой аэроклуб в Андижане, но открылся он гораздо позже.

По словам тренеров аэроклуба, первый прыжок был самым легким, а второй самым тяжелым.

Представьте себе, вы прыгаете из самолета  «прямо в  воздух», смотрите вниз и видите, как земля постепенно приближается к вам. Вы ощущаете чувство радости и одновременно страха, чувство полной свободы, скажем так «уход от реальности». После этого у вас за спиной что-то щелкает, вы чувствуете резкий толчок, и парашют у вас за спиной открывается… Немного пофантазировали и хватит.

Давайте теперь познакомимся с фамилиями мастеров, чемпионов мира парашютного спорта в нашей республике – Ибрагим Фасхутдинов, Н. Ушмаев, В. Каропеева и другие не менее известные личности  и наши соотечественники.

Аэроклубы в нашей стране управляются Ватанпарваром. В период по 1992 – 2005 года на базах Ватанпарвара десятки тыс. человек совершили множество прыжков, многие из них стали Кандидатами в мастера  спорта, а также десантниками.

В октябре 2006 года, а точнее 19 октября произошло  событие, которое шокировало всех спортсменов парашютного спорта и не только.  В Ташкенте на аэродроме Аранчи разбился самолет АН -2. Погибли все парашютисты, а также летчики. После этой трагедии  у нас в стране запретили все прыжки с парашютом, а также занятия этим видом спорта.

Целых 5 лет о прыжках практически ничего не было слышно, пока о нем опять не заговорили в конце 2010 года. В этом же году запрет на прыжки в нашей стране был снят, и уже в начале 2011 года в Ташкенте открылись двери в школы парашютизма, для всех желающих заниматься парашютным видом спорта.  Набор в секцию парашютного спорта был в начале января этого года и организован НАСК Ватанпарваром, который находиться  в здании бывшего детского сада на Чиланзаре.   Занятия проводятся  раз в неделю.  Оплата за обучение составляет одну минимальную заработную плату. Подробнее о ценах за обучение, о справках, которые нужно будет принести, можно будет узнать непосредственно у тренеров аэроклуба.

Адрес клуба: Наккошлик, 40 (ориентир — метро Чиланзар) (схема проезда — здесь)

Выкладываю несколько фотографии этого красивого и опасного вида спорта.

Желаю вам удачных прыжков. Занимайтесь спортом, прыгайте с парашютом и будьте всегда здоровы.

Автор: Валиев Ильшат. Источник

21 комментарий

  • Все здорово, и статья клевая. Но мне казалось, что массово парашютный спорт в СССР начал развиваться в начале 30х.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    LonelyPlanet
    Совершенно верно, в 30-х годах и именно в Узбекистане уже был такой кружок. В нём в те годы занимался мой отец и прыгал с парашюта неоднократно. Подробностей я не помню, хотя он мне в детстве о своих занятиях парашютизмом рассказывал

      [Цитировать]

  • gulya:

    Прыгают вообще-то с парашютом,а не с него…
    А то что же это получится?
    каждый сам по себе…
    :)))

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    gulya
    Да, с парашютом- описка, но в принципе важно то, что этот вид спорта имел своё начало в Узбекистане с 30-х годов.

      [Цитировать]

    • анвар:

      В 1951г я будучи учащимся ТАТ прыгал с парашютом с библана У-2 ( в последующем ПО-2 названного после смерти создателя Поликарпова в 1944г).Тогда нас готовили в аэроклубе Сергелей. Прыжки были по одиночке ,в самолете мы усаживались перед пилотом и после взлёта,подходу к месту прыжка-получали команду о подготовке к прыжку(голосом).
      После этого по определённым правилам выходили на крыло ,становились лицом к хвосту держась за поручень и глядя вниз ждали команду к прыжку.Затем прыжок( называемый-принудительный т.к.фала вытяжного парашюта была пристёгнута к поручню ) и раскрытый купол плавно спукал тебя к земле и это было неописуемое удовольствие,хотелось петь(что и делал) . Я до сих пор благодарен своим однокурсникам Юрию Трофимову и Вадиму Ковалеву ,имеющих по десятку пыжков и предложивших нам испытать это удовольствие.
      Но сложилось так ,что я сделал ещё пару прыжков и всё. Но получил значёк парашютиста.

        [Цитировать]

    • анвар:

      Русина не переживайте — у них там так шутят.

        [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Парашютисты у меня вызывают восхищение своей смелостью. Сейчас в подмосковье каждый желающий, имеющий немалые деньги может прыгать, практически без подготовки

      [Цитировать]

  • Руслан:

    Народ , подскажите куда мне обращатся на счёт прыжков с парашютом. Мы сегодня с другом были Адрес клуба: Наккошлик, 40 (ориентир — метро Чиланзар), приехали и нам сказали что уже парашутистов уже нету((

      [Цитировать]

  • Дядя Вася из РК:

    Раньше была так называемая «морская школа ДОСААФ» около метро Чиланзар.. там была секция.. А дельтапланеристы имели 4 клуба ИКАР от ТАПОИЧ, ПОЛЕТ от автопарка №2, УМИД от ИЯФ, и кажется еще был клуб ПОИСК.. выезжали зимой в сторону АЛМАЛЫКА, там в 85 году разбился пилот из ПОЛЕТА, а летом в ЮСУФХОНУ там собирались все 4 клуба…. Было интересно и весело.. А сейчас иногда вижу горстку энтузиастов в ЮСУФХОНЕ,

      [Цитировать]

  • J Silver:

    В морской школе ДОСААФ помнится как-то неизвестные стащили торпеду и скинули ее в арык — там она какое-то время лежала, а пацаны бегали смотреть…

      [Цитировать]

    • elle:

      У нас? Морская школа ДОСААФ? Фантастика! Вы ещё скажите, что в ней учились морские котики!

        [Цитировать]

      • Инесса Кимовна:

        Да-да ,была,мой сын в своё время закончил эту школу и вместо Афганистана пошёл служить на Черноморский флот. Называлась она Школой комендоров ДОСААФ и находилась именно на Чиланзаре

          [Цитировать]

      • АГ:

        А кто охраняет речную границу Узбекистана и Афганистана? ;-)

          [Цитировать]

      • АГ:

        Найдено в Инете:

        Речной транспорт. Представлен перевозками по Амударье, издавна служившей водным путем из Индии и Афганистана в районы Хорезмского оазиса. В 1988 русское правительство учредило Амударьинскую флотилию, которая обслуживала участок между Петро-Александровском (ныне Турткулем) и Термезом. В 1913 флотилия имела 6 пароходов и 13 металлических барж грузоподъемностью до 10 тыс.пудов. Владельцами судов на Амударье являлись частные лица и акционерное общество «Хива». Оживление торговли и проникновение российского капитала в глубь Средней Азии вызвало увеличение обьема речных перевозок. На Амударье существовало судоходство на каюках — больших беспалубных лодках грузоподьемностью 5-50 т. В 1913 их насчитывалось ок. 1.5 тыс. Против течения реки каюки плавали с помощью бечевы, которую тянули с берега. Этот вид транспорта, несмотря на примитивность, играл важную роль в перевозках грузов по Амударье, переправляя до 40-50 тыс.т грузов. Отправление грузов по реке в пределах современных границ Туркменистана в 1913 составляло 129 тыс. и прибытие — 74 тыс.т.

        После Октябрьской революции акционерное общество «Хива» и част. судовладения прекратили существование. В 1923 приказом Наркомата путей сообщения РСФСР организовано Среднеазиатское государственное пароходство с управлением в Ташкенте, владевшее 28 судами общей грузоподъемностью в 139,6 тыс. пудов, в 1928 — 12 паротеплоходами и 23 несамоходными судами общей грузоподьемностью 3.15 тыс.т. (в 1934 управление Среднеазиатского пароходства переведено в Чарджоу).

        В связи с ростом экономики государства в 1935 принято постановление об увеличении флота на Амударье. Среднеазиатское речное пароходство получило мощные буксирные и пассажирские пароходы, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Только за 5 лет мощность флота на Амударье возросла в 2.6 и общая грузоподъемность судов — в 2.3 раза. По темпам роста перевозок за 10 лет флот Амударьи обогнал ж.д. и морской транспорт Туркменистана. Самоотверженно работали речники Амударьи в годы войны. По обмелевшей реке они водили караваны из шести судов, что до войны считалось невозможным. На отдельных участках вводилось ночное плавание.

        Амударья как транспортная магистраль используется в основном в верхнем и среднем течении. Неблагоприятные условия (непостоянство русла и фарватера) реки ограничивают сквозное судоходство. Обьем перевозок грузов по Амударье в 1981 превысил уровень перевозок за 1924 почти в 5 раз

          [Цитировать]

        • J Silver:

          Кстати, про курьезный случай с одним из кораблей флотилии описан у академика Крылова в Моих воспоминаниях — один из кораблей сел на мель, но «остался в компании», так и служили чуть не один год согласно уставу, с поднятием и опусканием флага, всеми положенными учениями…

            [Цитировать]

  • J Silver:

    Самая что ни есть настоящая — там еще на комендоров учились, совершенно верно, можно было смотреть, как они там на пушки заскакивают. У них и форма была морская…

      [Цитировать]

    • АГ:

      Гы… Коммент на одном из сайтов:» Я когда то ( во времена СССР) фигурально обалдел , увидев в Москве дембеля- морячка, у которого на беске была ленточка «Среднеазиатская военная флотилия». С Аму-Дарьи оказался, однако».

        [Цитировать]

  • Тимур:

    Амударьинская флотилия существует и поныне, в составе ВС Узбекистана.

      [Цитировать]

  • Алексей:

    Так есть там клуб по этому Наккошлыку, 40 или нет? А вот вопрос такой, у кого нибудь случайно сохранились телефоны последних инструкторов? Последних я имею в виду кто были перед закрытием аэроклуба. Буракова, Кононова или Марата?

      [Цитировать]

  • Алексей:

    Если кто-то что-то знает свистните плиззз на мой номер (93)5177939. Зараннее спасибо.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.