Бессменный лидер дунган Узбекистана Разное

Sanaeva опубликовала в Культличность

Мане Даурович Савуров — бессменный председатель Дунганского культурного центра, учрежденного в Ташкенте в феврале 1990 года. Недавно он вернулся из Японии, где принял участие в «Международном научном совещании по проблемам центральноазиатских дунган», которое прошло 16-го октября 2010 г. в Токийском университете иностранных языков.

Образованные люди у дунган в почете, а люди с высшим образованием в дунганской диаспоре пользуются особым уважением. Среди них — Мане Давурович Савуров. Он окончил вуз в Ленинграде, имеет научную степень кандидата исторических наук.

В одной из книг Мане Савурова — «Секреты дунганской кухни» (Ташкент-1989) приведены рецепты множества блюд дунган. Из нее можно узнать, например, что лагман, манты и мампар распространенные в среднеазиатской кухне, принесены в нее дунганами. Дунгане, живущие в Узбекистане, по словам М. Савурова (он сам не раз бывал на родине своих предков), сохранили в своем быту многие традиции и обычаи дедов и отцов.
Наглядно подтверждает это фотография с выставки «Узбекистан — наш общий дом». Она прошла в конце августа — начале сентября 2010 года в Ташкентском Доме фотографии. Эти очаровательные девушки в дунганских национальных костюмах — лучшее свидетельство тому, что дунгане не забывают своих традиций.

Впервые о Мане Савурове узнала из рассказов своего японского друга — ученого-лингвиста, полиглота, доктора Канно ХИРООМИ. Более десятилетия Канно-сан ежегодно проводил некоторое время в Центральной Азии, в основном, в Узбекистане, занимаясь вопросами научного исследования местных национальных языков — корейского, дунганского, преподавал в Самаркандском институте иностранных языков. В этом году он не смог приехать в Узбекистан, так как был занят подготовкой научного форума в Японии. О Канно Хирооми речь пойдет в отдельной публикации.

Здесь предлагаю вашему вниманию статью М. Савурова из сборника докладов «Международного научного совещания по проблемам центральноазиатских дунган» (материалы совещания прислал мне профессор Хирооми), ниже — интервью с М. Савуровым из СМИ.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ ДУНГАН УЗБЕКИСТАНА
Савуров Мане Давурович

Узбекистан — крупное государство в Центральной Азии имеет самое многочисленное население в регионе — более 25 млн. человек. Здесь живут представители более 130 национальностей. Среди них проживают и дунгане.
Как известно, дунгане переселились на территорию Средней Азии и Казахстана из Северо-Западных провинций Китая после поражения Дунганского — по своей сути антицинского — восстания 1862-1878 гг. На первом этапе было три группы беженцев из провинций Ганьсу и Шеньси. Первые (ганьсуйцы) в ноябре 1877 г. Поселились близ нынешнего города Прожевальска; вторые (шеньсийцы) в декабре 1877 г. и расселились частью в г. Токмаке, частью в с. Иньпан (нынешнее село Масанчи); третьи (ганьсуйцы) в декабре 1877 г. поселились близ города Оша. На втором этапе из Китая переселились дунгане из Илийского края (Синьцзян), в основном поселившиеся близ нынешнего города Бишкек. В последующий период передвижение разных по численности групп населения внутри региона происходило довольно часто. Так, от ошских дунган в 1883 году отделилась часть и осела около г. Тараза. Ещё одна часть вскоре после переселения отдельными семьями или группами расселилась в г. Андижане, затем в других городах Ферганской долины. Некоторые из них добрались и до Ташкента. Всего в это время в г. Андижане и других районах Ферганской долины, включая и поселившихся в Ошской области, насчитывалось 343 чел.1
Кроме того, в конце XIX — начале XX вв. в г. Ташкенте поселились дунганские торговцы из Токмака, Бишкека (Пишпека) (Кыргызстан), Алма-аты (Верного), Тараза (Аулие-Аты) (Казахстан) и других мест. Вплоть до 1917 года продолжался переезд в Ташкент небольшого числа дунган из разных районов Семиречья, в предреволюционные годы здесь насчитывалось несколько десятков дунган.2 А в 1926 году, году данным 3. П. Амитин-Шапиро и И. М. Юабова, их было уже 142 человека: 89 мужчин и 43 женщины. В 1930-х годах основная масса дунган — большинство потомки выходцев из Шеньси и несколько семей потомков ганьсуйских дунган, переселились в Ташкентскую область, где в 1935-1936 годах были образованы национальные колхозы «Лунмин Гунхо»4 и «Стахановский рисороб»5.
В 1933 году в связи с ужесточением режима перехода границ между СССР и Китаем в Узбекистане осталось на жительство небольшое количество вернувшихся в Китай дунган-торговцев, составивших в — последствии вместе со своими детьми наиболее образованную часть дунганского населения.

1 Костенко А. Туркестанский край. Очерк военно-статист. Обозрения Туркестанского военного округа. Т.1. СПб, 1880, с 332.
2 Заорская и Александер. Промышленные заведения Туркестанского края. Птр., 1915, с 29; Никольская Г. Б. Выходцы из Синьцзяна в Туркестане в конце XIX — начале XX вв. Канд. Дис. -Ташкент, 1969, с 135.
3 Амитин-Шапиро 3. П., Юабов И. М. меньшинства Узбекистана (очерки социалистического строительства) — Ташкент, Госиздат УзССР, 1935 с 116.
4 ЦАГ Уз ССР, ср. Р-90, т. 8. д. 1999, л. 20
5 там же. Д. 1996, л. 24

В конце 1950 — начале 1960-х годов в Узбекистан прибыла ещё одна крупная волна переселенцев из КНР. Народная молва окрестила «Ба хо» — «номером восемь» от названия 8-ой Народной Освободительной Армии Китая. В последующие 10-15 лет часть из них переехала в Кыргызстан и Казахстан. Ныне их потомки составляют около 10% дунган г. Ташкента и Ташкентской области. Среди них несколько десятков человек имеют саларское происхождение. На сегодняшний день они практически полностью слились с дунганами и идентифицируют себя с ними. Отметим, что слияние саларов, а также дунщен и баоань, но на вербальном уровне происходит и в Китае.
С 1979 по 1989 год число дунган Узбекистане возросло с 1106 до 1353 человека на 22%. Помимо естественного прироста в годы независимости в Узбекистан переселилось несколько десятков человек из Казахстана, Кыргызстана и КНР. В настоящее время по оценочным данным в Узбекистане проживает более 3 тысяч дунган.
Дунгане Узбекистана, в своём большинстве, говорят на шеньсийском (до 80%), значительно меньше на ганьсуйском (20%) диалекте китайского языка. Оба диалекта взаимопонятны.
Дунгане исповедуют ислам суннитского толка и принадлежат к ханнафитскому масхабу. Дунгане — шеньсийцы делятся на две религиозные группы: «яхши» и «яман», различающиеся по религиозным обрядам, в основном похоронно-поминального цикла и некоторым внешним сторонам обрядов. Но у дунган Узбекистна они, как правило, проводятся по обычаям группы «яман», составляющие здесь подавляющее большинство (около. 90%). Обрядовые ритуалы, присущие группе «яхши», выражаются в основном двукратным совершением «амин» — обряда завершения молитвы или трапезы, а также щятуню (заклание крупного рогатого скота в день похорон). Впрочем, последнее фактически уже не практикуется.
Есть среди дунган и представители секты кадирия и джахрия, и в большинстве из ганьсуйцев и переселенцев 50-60 годов об этом помнят только глубокие старики.
В целом, для дунган Узбекистана характерна религиозная сплочённость, практически отсутствуют споры и конфликты на почве принадлежности к разным сектам. И, что весьма символично, молодёжь в своей основе даже не знают, к каким сектам они принадлежат.
Всё это в определённой степени связано с малочисленностью группы «яхши», а также в связи с ролью государства в Узбекистане, взявшего на себя всю нагрузку по подготовке кадров мусульманского духовенства и посещению дунганами общих мечетей вместе с представителями других народов.
В быту дунган, наряду с исламом, сохранились пережитки домусульманских верований, а также элементы распространенных в Китае конфуцианства, даосизма и буддизма. Все это оказало глубокое влияние не только на их духовную жизнь, но и на все стороны семейной обрядности и семейно-родственных отношений.
О происхождении этого народа среди ученых до сиж пор нет единого мнения. Среди самих дунган бытует легенда об арабском происхождении. Императору эпохи Тан (618-907) приснился сон, в котором его от чудовища спасает юноша в зеленой одежде. Мудрецы объяснили императору, что чудовище — это враги-кочевники, а юноша в зелено (символ ислама) — цвет появившейся на западе новой религии, которая спасет империю. По совету мудрецов, император посылает в Аравию послов с приглашением Пророка Мухаммеда. Последний послал в помощь императору три тысячи арабских воинов. В борьбе с кочевниками арабы одержали победу. Чтобы как-то удержать их у себя, император дал им в жены китаянок. Дети от их браков и есть дунгане.
Дунгановеды констатируют, что основным пластом в формировании дунган-хуэй были местные народы Северо-Западного Китая, с участием разных тюркских, иранских, арабских компонентов, на основе китайского языка и мусульманской религии. Последняя сыграла решающую роль в формировании дунганской народности.
О значительном пласте центрально-азиатского компонента в происхождении дунган свидетельствует не только многочисленные документы, но и такой факт. В г. Иньчуане — административном центре Ньнься-Хуэйского Автономного района Китая стоят десять памятников самым значительным дунганам Китая. Среди них 4 выходцы из Бухары и Самарканда. Причем, трое из них изображены в центральноазиатских халатах и чалмах. Четвертый, потомок выходцев Бухары — знаменитый китайский адмирал, дунганин, совершивший 7 морских путешествий к берегам Индии, Аравии, Восточной и Юго-Восточной Африки в первой четверти XV века, в период правления императора Юнлэ.
13 марта 2008 года в Ташкенте на конференции, посвященной 130-летию переселению дунган в Центральную Азию, историк Ахат Хожджаев в своем докладе по этому поводу отметил, что дунгане не переселились, а вернулись сюда. Так или иначе, Антропологические параметры, некоторые другие данные также говорят об их центрально-азиатском происхождении. Более того, с уверенностью можно сказать, что среди хуэй из Северо-Запада Китая, а также современных дунган СНГ, центральноазиатские компоненты в языке и культуре намного преобладают над арабскими. Имея ввиду, что именно они распространили в этой части Китая ислам, можно сказать, выходцы из Центральной Азии сыграли главенствующую роль в формировании дунганской народности по крайней мере на северо-западе и юго-западе Китая.
Дунгане, как мусульмане, совершают намаз, в том числе пятничный (двума). В силу дисперсности расселения они, как правило посещают ближайшие мечети, где молятся вместе с узбеками, уйгурами, татарами и другими. Издавна у дунган религиозность была очень высока, но в советский период она несколько снизилась. В последние годы заметна активизация религиозной жизни и усиление религиозности населения. Объясняется это свободой отправления религиозных обрядов в независимом Узбекистане, закреплённой в Конституции. Они также получили возможность совершать хадж. За годы независимости в Мекке побывали 18 дунган из Ташкента и Ташкентской области. Отметим, что все они перед этим обязательно совершают паломничество на могилу известнейшего богослова аль Бухари близ Самарканда. Так как среди мусульман есть единое мнение, что посещение места захоронения одного из величайших столпов ислама, автора ас-Сахих ал-Бухари второй книги после Корана, обязательно, а перед совершением хаджа, тем более.
Городское население.
Из общего числа 3 тысяч дунган большая часть (более 60%) проживают в городах: в основном в Ташкенте, Андижане, Самарканде, и некоторых Ферганской долины (Фергана, Маргилан), Ташкентской области (Той-Тепа, Янгиюль). В городе Ташкенте они насчитывают более 150 семей и расселились следующим образом: в Бектемирском районе более 60 семей, Хамзинском около 20, Яккасарайскрм около 20, Юнусабадском, Шайхантахурском более чем по 20 семей и в остальных по несколько семей. В Андижане дунган насчитывается более 80 семей, в других выше перечисленных городах по несколько семей.
В Ташкенте наиболее значительная часть дунган сосредоточена вокруг Куйлюкского рынка в радиусе 2-3 км. в Бектемирском, Хамзинском и Яккасарайском районах в многонациональных кварталах, а также в махалле Ханабад Бектемирского района, где они «рассеяны» среди узбеков. В других районах они также большей частью проживают в махаллях среди узбеков (старогородская часть) и меньшей — в новых многонациональных кварталах и многонациональных домах. Схожее расселение у дунган г. Той-Тепа.
В Андижане дунгане живут среди узбекского населения в махаллях близ центрального парка и других районах города. Среди узбеков расселены и дунгане других городов Ферганской долины.
Общая численность городского дунганского населения составляет более 2000 человек, из них более 1200 в г. Ташкенте, 300 в Андижане, остальные в других вышеперечисленных городских поселениях.
Подавляющее большинство городских дунган предпочитают жить в собственных домах в одноэтажных кварталах и махаллях. И только незначительная их часть (10-15%) проживают в многоэтажных домах.
Для дунган Ташкента, на протяжении 30-40 лет характерно своеобразное соотношение полов, где почти во всех возрастных группах немного преобладают мужчины. По нашим подсчётам это соотношение 52 на 48%. Исключение составляют люди старшего поколения, среди которых количество женщин выше.
Городские дунгане заняты в самых различных отраслях народного хозяйства. Среди них есть рабочие, учителя инженеры, юристы, учёные, врачи, торговцы, руководители различного ранга, что в целом характерно для населения городов. В то же время особенностью дунган является то, что будучи жителями городов^многие из них (до 15%) самодеятельного населения занимаются сельским хозяйством, сажая рис и овощи в Ташкентской и других областях. Особенно много их в районе Куйлюка, но есть и в других районах. Среди традиционных занятий несвойственно слабое место занимает работа в общественном питании. Всего в нём занято не более 50-70 человек. Причём, часть из них относятся к так называемым надомницам. То есть они дома готовят лагман (тесто, или тесто с соусом) по заказу или продают растянутое тесто на рынке. На наш взгляд общепит с учётом мастерства дунган — это широкое поле для расширения их деятельности..
Из традиционных занятий, секретом, которого они владеют, дунгане еще занимаются изготовлением крахмальной лапши. В прошлом ее готовили из различных бобовых, нынче только из картофельного крахмала. В начале 1990х годов этим промыслом занимались около 30 семей в Ташкенте, в особенности в районе Куйлюка. Большинство из них входило в зажиточную часть дунганского населения. В последние годы из — за импортных дешёвых изделий крахмальное производство у дунган переживает тяжёлый кризис. Многие семьи, где из поколения в поколение занимались изготовлением лапши из крахмала, теперь вынуждены переходить на сельское хозяйство. Процесс этот весьма нелёгок. Определённая часть (до 3-5% дунган города Ташкента) занята в торговле: в магазинах, продажей овощей, подсолнухам и некоторыми другими1 на рынках, в основном на Куйлюкском. Некоторые занимаются извозом на собственных автомобилях.
Все дунгане городов грамотны, большинство имеют законченное среднее, многие среднее специальное и высшее образования. В целом, здесь уровень образования высок, но люди, получившие высшее образование распределены крайне неравномерно. Если в разных частях города они есть почти в каждой второй семье (что примерно соответствует среднему показателю в Узбекистане), то в районе Куйлюка почти на 100 дунганских семей приходится всего около десяти образованных человек. Отсюда и много людей с неквалифицированными профессиями, в том числе и занятых в сельском хозяйстве.
Еще недавно в советское время вызывало беспокойство, что очень мало молодёжи стремилось учиться в вузах. Но в последние десятилетия заметно стремления молодежи дунган к получению высшего образования. Всё это способствует приобщению молодёжи к современным знаниям и профессиям. Особенно это заметно в последнее десятилетие.
Отметим также, что среди людей, имеющих высшее образовании, многие по различным причинам не работают по своей профессии, а другие же, как некоторые женщины, по воле своих мужей не работают вовсе. Что говорит об определённом уровне мышления части дунган.
Эта же причина обуславливает, нежелание некоторых родителей пускать девушек поступать в вузы. Помимо материальных затрат, это может повлечь за собой невозможность после окончания учебного заведения выйти замуж за соплеменника, так как у дунган такие девушки часто не пользуются популярностью в качестве невесты. Кроме того, есть опасность, что девушка в период учёбы может выйти замуж за недунганина.
К сожалению, всё это вполне можно экстраполировать и на дунган, проживающих в соседних государствах Казахстана и Киргизии.
Как видим, в плане повышения уровня образования дунган предстоит сделать очень многое, в том числе нашему Дунганскому культурному центру. Основным тезисом этой работы должен стать такой: — в будущее через высокое образование.
Традиционное занятие городских дунган в общественном питании, естественно, обусловило и создание ими предприятий в этой отрасли. В г.Ташкенте действует более десяти столовых и кафе, где работают дунгане. Все они пользуются большой известностью среди населения. Особенно популярны лагман, манпар, жаренные овощи с мясом и другие блюда. Количество дунганских столовых имеет большую перспективу роста. Если сейчас они сосредоточены, в основном, в районе Куйлюка, то в будущем они несомненно будут создаваться и в других районах города. В некоторых из них поварами работают дунгане, переехавшие из Китая в последние десятилетия.
Кроме общепитовских в трех торгово-посреднических дунганских фирмы, занимающихся заготовкой кожи и некоторыми сырьевыми товарами. Функционирует кирпичный завод а также кинотеатр в Бектемирском районе, принадлежащие дунганам.
С началом периода независимости Узбекистана у дунган появилась реальная возможность общения со своими соплеменниками исторической Родины — Китая. За последнее десятилетие с небольшим, десятки дунган совершили поездки к родственникам в КНР, и в свою очередь, приняли большое число гостей из Китая. Таким образом, практически оборванная нить с родственниками, соплеменниками, живущими в других государствах, ныне восстановлена. Перспектива такого общения — очень велика.
Контакты между дунганами и исторической Родиной происходят и на другом уровне, через свой культурный центр, о котором мы расскажем ниже. Установилась и определённая связь на уровне торговли, когда дунгане Узбекистана играют роль посредников для бизнесменов из Китая, работают переводчиками.

Все не поместилось, далее читать в источнике.

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.