Дина Максимовна Ходжаева (Пенсон). Часть третья. Файзулла Ходжаев Tашкентцы Старые фото Фото

Вы говорите, что первым все значение творчества Вашего отца осознал Файзулла Ходжаев. Расскажите, пожалуйста, о нем (Файзулла Ходжаев — муж Дины Максовны)
Файзулла Ходжаев с детства увлекался фотографией, ходил в фотокружок, даже получал приз из рук Макса Захаровича за активность и успехи. Поехал поступать во ВГИК и сразу поступил без протеже, на операторский факультет. Но через полгода перевелся на сценарно-редакторский факультет. Начинал работать художником, но увлекся художественным кино. А без диплома режиссера снимать не давали. Поэтому в 1963 году поступил на Высшие режиссерские курсы. Учился у Ромма Михаила Ильича, известного режиссера. Всего Файзулла Ходжаев снял документальных 68 фильмов и по его сценариям сняли три художественных фильма.

Фильм «Узбекская мадонна» получил приз на Кинофестивале в Ленинграде в 1977 году, по этому фильму читают курс лекций в МГУ, на журфаке. Еще надо сказать, что Файзуллу Ходжаева не любили ни руководство ни сотрудники, так как он снимал «неудобные» фильмы, опережал «осторожных» коллег и пользовался популярностью у зрителей. Он не шел на поводу «рекомендаций», а снимал лишь то, что интересно лично ему, так появлялись яркие запоминающиеся работы, особенно хочется выделить фильмы «Когда в дом постучалась война» и «Выбирай». Сейчас творчество мастера незаслуженно забыто.

Так вот, именно Файзулла Ходжаев озаботился архивом отца, мы с ним перенесли пленки и стеклянные пластинки из кладовки полуразрушенного дома на улице Кафанова и попытались создать каталог. Это была колоссальная работа по аннотированию архива: мы печатали с негативов «контрольные отпечатки», с которыми Файзулла Ходжаев шел в библиотеку, поднимал огромные подшивки газет за 25 лет, искал публикации фотографий и выписывал дату и название снимка. Это позволило спасти наследие отца, который теперь признан крупнейшим фотографом прошлого века.

А как же он делал фильмы по фотографиям? Не получалось ли статично?
Вовсе нет, в основе жанра кинодокументалистики как раз и лежит фотография. У режиссера и оператора много приемов по «оживлению» сюжета: монтаж, наплывы, раскадровка.

Дина Максимовна достает сценарий фильма, в нем наряду с текстом диктора прописан видеоряд: что за чем следует, многочисленные ремарки режиссера для оператора, оживляющие изображение чередой фотографий, кадрированием, наездом и пр. Даже по сценарию чувствуется динамика сюжета… из статичных фотографий, в этом и состоит мастерство… На следующих ниже фотографиях можно увидеть процесс рождения фильма: сценарий с пометками режиссера.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.