Знак Эрдогана: в Иерусалиме скончался узбекский лидер тайного ордена Разное

Александр Гольденштейн, Михаил Фальков
После визита таинственного эмиссара из Стамбула, в Иерусалиме скончался узбекский шейх, считавшийся крупным авторитетом мистического исламского учения. Органы безопасности не стали «копаться» в причинах его смерти, как раз тогда они были заняты провокацией турецких исламистов…

Шейх Абдул Азиз аль-Бухари
На минувшей неделе, 31 мая, в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек» скончался шейх Абдул Азиз аль-Бухари. Он родился в 1949 году в Восточном Иерусалиме, в доме на Via Dolorosa, который принадлежал его семье более 300 лет. На улице, по которой, согласно преданию, пролегал путь Христа к месту распятия, предки аль-Бухари держали гостиницу для мусульманских паломников из Средней Азии и Афганистана. В этом же доме был небольшой музей утвари, национальных костюмов, предметов культа, некогда привезенных из Туркестана. По словам его друга, писателя Михаила Штерншиса, израильские власти в 90-х отказали аль-Бухари в получении гражданства, и он ездил по миру с иорданским паспортом. 61-летний шейх свободно владел узбекским, турецким, арабским, ивритом, и английским.

Абдул Азиз аль-Бухари являлся главой иерусалимской сети «Накшбандийа» — одного из самых могущественных орденов мистического течения ислама суфизма. По оценке доктора Еврейского университета в Иерусалиме Эльдада Прадо, он был одним из самых влиятельных суфийских лидеров всего Ближнего Востока. Одновременно этот шейх возглавлял небольшую общину потомков переселенцев из Бухары, Самарканда и Ташкента, осевших в Святом городе приблизительно в XVI столетии. Сегодня 5-6 таких семей живут в Иерусалиме и еще 3-4 – в Назарете.

После захвата большевиками власти в русском Туркестане связь иерусалимских «бухарцев» с исторической родиной прервалась. В последующие десятилетия они были лишены возможности, как раньше, ездить туда за невестами. Постепенно эта община почти ассимилировалась в арабском окружении, все же пытаясь хоть как-то сохранить культурные традиции предыдущих поколений. Когда-же в 1991 году Узбекистан обрел независимость, аль-Бухари стал активно налаживать связи с официальными представителями этой республики. Его усилиям способствовало то обстоятельство, что он являлся шейхом суфийского ордена «Накшбандийа», который рассматривался Ташкентом, особенно в 90-е годы, в качестве противовеса исламскому фундаментализму.

В этой связи Аль-Бухари представлял особую ценность. Последователи шейха «Накшбандийа» в большинстве своем не афишируют собственной принадлежности к суфийскому ордену. Кем являются эти люди и какова их численность знали лишь сам аль-Бухари и его ближайшие ученики. Имея вид обычных арабов, и будучи знатоками ислама, они не вызывали подозрений, посещая сходки исламистов или мечети Восточного Иерусалима, Хеврона, Туль-Карема. Это было очень кстати, поскольку как раз в этих местах сконцентрировались активисты одного из ближневосточных центров исламистской организации «Хизб ут-Тахрир», тесно связанные с единомышленниками в Иордании и Ливане. Отсюда в 90-х — 2000-х годах оказывалась финансовая и идеологическая поддержка приверженцам «Хизб ут-Тахрир» в Центральной Азии, где они объявлены главной угрозой светским режимам. Таким образом, аль-Бухари имел обширные возможности по сбору информации, представлявшей огромный интерес для официального Ташкента.

При этом, он был сторонником межконфессионального диалога и поддерживал контакты с христианскими и иудейскими духовными деятелями. Суфийский шейх являлся чуть ли ни единственным видным представителем мусульманского духовенства, участвовавшим в различных проектах, продвигающих идею сосуществования евреев и палестинцев, таких как «Сульха», «Хибук Йерушалаим», «Родфей ха-шалом Йерушалаим». Подобная позиция аль-Бухари многим не нравилась, но даже во время интифады «Аль-Акса» ему удавалось, не изменяя своим принципам, избегать конфликтов с исламистами.

В последний раз он побывал на родине предков в декабре прошлого года. С учетом тесных связей аль-Бухари с Узбекистаном (причем в последние годы — не только и не столько через посольство в Тель-Авиве), неудивительно, что именно оттуда в редакцию портала IzRus 2 июня поступило первое известие о его кончине. Приблизительно за две недели до того, он сообщил в Ташкент о приезде к нему некоего эмиссара из Стамбула. Тот прибыл в Восточный Иерусалим через Иорданию, и был послан турецким руководством «Накшбандийа», которое имеет превосходство по отношению к другим региональным «ответвлениям» этого ордена. Одновременно тот же посланник представлял стамбульское отделение Партии справедливости и развития, лидером которой является действующий премьер Реджеп Эрдоган (тоже, кстати, выходец из Стамбула). Турецкий эмиссар высказал аль-Бухари резкое недовольство тем, что самый ортодоксальный орден суннитского суфизма в священном для ислама городе представляет человек, «марающий» себя связями с «сионистскими оккупантами».

Аль-Бухари тяжело переживал разговор с этим гостем. Он искренне верил в правильность избранного пути, но и не мог проигнорировать мнение турецких авторитетов «Накшбандийа». Еще в молодости аль-Бухари прошел посвящение в Конье. Свою духовную преемственность он вел от тамошних шейхов этого ордена, и всю жизнь сохранял тесные связи с Турцией.

О дальнейшем ходе событий рассказали один из ближайших учеников аль-Бухари и члены его семьи. По их словам, в последнее время сильно обострились его отношения с сестрой Вафа Муса аль-Бухари, которая после развода в 2007 году вернулась из Абу-Даби. Она часто позволяла себе нападки на шейха за его контакты с израильтянами. Как отметила вдова Хаала аль-Бухари, сестра, поселившись по соседству с ними, буквально изводила их семью, презрительно относилась к брату из-за его умеренных взглядов. «Она постоянно кричала, что и она из династии аль-Бухари», — рассказала вдова. По ее словам, уважение, которым пользовался шейх, мешало его сестре, «настроенной куда менее миролюбиво». На этой почве у него начались сердечные приступы, и с момента возвращения Вафы аль-Бухари из Абу-Даби его дважды госпитализировали. В конце мая она устроила сразу несколько скандалов, а вечером 31-го вновь заявилась в их дом, и, на сей раз, атаковала шейха, его супругу и двух дочерей из баллончика с перечным газом. Два часа спустя аль-Бухари скончался в больнице. Его сестру задержала полиция, но вскоре она вышла под залог в размере 8000 шекелей.

Как заявил порталу IzRus пресс-секретарь иерусалимского округа полиции подполковник Шмуэль Бен-Руби, аль-Бухари скончался не из-за нападения, а по причине сердечного заболевания. Кроме того, проведенная нами проверка показала: израильские спецслужбы смертью шейха вообще не интересовались, и тем более ничего не знают о визите к нему таинственного турецкого эмиссара. Органам безопасности явно не до этого. По случайному стечению обстоятельств, как раз в день смерти аль-Бухари, 31 мая, чуть ли ни все израильские силовые структуры занимались «приемом» флотилии Free Gaza, главным организатором которой являлся турецкий исламский фонд Inasi Yardim Vakfi. В последние 15 лет его штаб-квартира в Стамбуле курировала оказание помощи не только северокавказским, но и узбекским исламистам…

источник

Ссылку прислал Михаил Книжник.