Азия: ты моя, моя любимая!!! Пословицы и имена Разное

Выпуск No3 от 23/04/05
В этом выпуске:
1. пословицы Узбекистана
2. восточные традиции, цикл <<Рождение>>

1 Пословицы: труд
Бекор тургунча, бекор ишла!
Чем стоять без пользы, без пользы работай.
Имеется в виду, что любой труд, даже самый бесполезный все же полезнее просто <<стояния>>.

Бирни кессанг, унни эк!
Срубишь одно, посади десять!
-а иначе в климате Азии не выживешь. Постоянная борьба с пустыней формирует свою
философию. Кстати, известно, что две тысячи лет назад вся Средняя Азия представляла
собой сплошные леса. Бесконечные войны, походы Ахаменидов, Александра Македонского,
нашествия арабов навсегда изменили облик региона, и сформировали в народе соответствующее
отношение к растительному миру.

Буй ишламас, кул ишлар.
Работает не рост, работают руки (буквально)
Рост не важен — важны руки (по смыслу :)
Это к тому, что у узбеков принято считать красивыми людей высокого роста (как
и везде, впрочем), но при этом от пустой красоты мало толку, и как говорил Сократ,
он красивее Алкивиада, поскольку его кривые руки более приспособлены к труду.
Восточные традиции: Выбор имени, часть вторая

Существует несколько принципов выбора имени.
1. Принцип времени.
То есть, когда был рожден ребенок. А именно, если он рожден в месяц Мавлуд, то
имя, скажем, если девочка, будет Мавлюда. Если день рождения совпал на месяц
Рамазан (полная версия Мохи Рамазон), то имя, соответственно, Мохир или Рамазан.
2. Принцип биологический.
Зависит от биологических особенностей рожденного ребенка. К примеру, всем двойняшкам
у узбеков принято давать имена Хасан — Хусан, Фатима — Зухра (ну и вариации,
если рождены мальчик и девочка). Причем если у матери будут рождены еще двойняшки,
то их так же назовут Хасаном и Хусаном. По отдельности эти имена у узбеков (!!!)
не даются. Так что, если встретите какую-либо Фатиму, знайте, что у неё определенно
есть копия (или, к сожалению, была, из-за детской смертности в СССР и до него).
Еще варианты на тему физических свойств имена Анора (мужское Нор), Холтой (Холхуджа),
Холида. <<Нор>> в переводе — родимое пятно, <<хол>> — родинка, и даются такие имена
детям, у которых данные качества ярко выражены.
Ну и отдельно вариант мужского имени — Суннат. Это причина религиозная. Как известно
мальчикам мусульманам традиционно делают обрезание, после чего они причисляются
к пастве пророка. Некоторые дети рождаются уже <<обрезанными>>, и им дается подтверждающее
сей факт имя.
3. Имена, обозначающие социальное положение.
Существует целый набор приставок и окончаний, которые <<простое>> имя формируют
в <<благородное>>.
-хон (хан)
обозначает царскую (ханскую) кровь и связь с Чингисханом. Право на такое имя
было далеко не у всех правителей Узбекистана. Скажем Амир Тимур не имел право
на окончание -хон и оставался <<простым>> Амиром. Поэтому в ставке Тамерлана первоначально
действовали марионеточные Ханы — потомки Чингизхана. Позже утратило свой первоначальный
смысл. В настоящее время используется повсеместно как окончание женских имен
(Лазокатхон, Хилолахон) и мужских. В Ташкенте окончание -хон добавляют только
если девушка (или мальчик) из семьи Ходжа или Саидов.
— Ходжа или Саид (сейид)
Приставки обозначают принадлежность человека к аристократии. Обозначали родственную
связь (кровь) с самим Пророком. Также обозначают арабские корни человека. Однако
существует и аналогичное имя — Саид, а также людей, совершивших хадж, называют
— Ходжи, что фонетически близко к данным приставкам. Данные приставки следует
добавлять только к именам мужчин.
— Мир (Амир)
характеризует приверженность человека к военной аристократии. Как я уже сказала,
Тамерлан был Амиром (Эмиром). Также приставку Мир носил Алишер Навои. Позднее,
уже при трех ханствах, утратило свой первоначальный смысл и, несмотря на одинаковые
корни, приставка Амир применялась только по отношению к особам царского рода,
а <<Мир>> к прочей военной, крупной и мелкой аристократии.
— бек
пожалуй, равнозначно русскому удельному князю. Но вообще, обозначает правителя,
феодала. Знаменитый в научных и не только кругах, выдающийся астроном и, по совместительству,
правитель Самарканда, Улугбек — внук Тамерлана. Настоящее имя — Мухаммад Тарагай,
а прозвище Улугбек означало Великий бек (великий правитель).
— Шо
приставка обозначала приверженность человека, носящего такое имя, к духовенству.
Как правило, профессии узбеков (как, впрочем, и в Европе в те времена) были преходящи
от отца к сыну. В настоящее время приставка не имеет такого смысла, кроме как
указывает на род деятельности его предков.
Основные группы приставок и окончаний, одинаковых во всех регионах Узбекистана
эти. Но есть еще и локального масштаба, то есть, внутри каждого региона.
4. Профессия
Это имя дается человеку впоследствии людьми, знающими его. Как правило, оно неофициально,
тем не менее, используется не меньше, чем свое <<официальное>> имя. В средние века
почти каждый человек имел подобное дополнение — Надирмат нойиб — Надирмат жандарм,
Козим кассоб — Козим мясник, Юсуф боккол — Юсуф галантерейщик, Акбар домла —
учитель Акбар и т.д.

Источник Спасибо edisit за ссылку!

3 комментария

  • Тамара:

    Весьма полезная публикация, но до обидного досадные ошибки, способные вызвать серезные претензии верующих мусульман. Так и до судьбы Шалмана Рушди недалеко.
    «Приставки обозначают принадлежность человека к аристократии. Обозначали родственную
    связь (кровь) с самим пороком».
    Пророк в таких случаях пишут с заглавной буквы.

      [Цитировать]

  • Спасибо что указали на ошибку. Исправил. Прошу прощения за невнимательность при копировании: так было в источнике. Что, конечно, не оправдание, должен был заметить и исправить до публикации. Постараюсь впредь внимательнее смотреть.

      [Цитировать]

  • andron:

    На Аллаха надейся, а ишака привязывай.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.