Ташкент. БСЭ, 2 издание, том 42, 1956 год Разное

ТАШКЕНТ.

Содержание:
I. Общие сведения…………….. 22
II. Исторический очерк………….. 22
III. Хозяйство………………. 23
IV. Архитектура и благоустройство……… 24
Y. Культурное строительство ……….. 24
VI. Здравоохранение…………….25
I. Общие сведения.
Ташкент — столица Узбекской ССР и центр Ташкентской обл. Один из крупнейших промышленных и научных центров Советского Союза. Важный железнодорожный узел Средней Азии. Расположен в долине р. Чирчик (правый приток Сыр-Дарьи). По количеству жителей-Т. занимает первое место среди городов союзных республик Средней Азии. В Т. числилось 323,6 тыс. жит. по переписи 1926, 585 тыс. жит. по переписи 1939 и 778 тыс. жит. в 1956. Имеет 6 районов.
II. Исторический очерк.


Т.— один из древних городов Средней Азии, близ к-рого открыты остатки поселений, относящихся к эпохе неолита и ранней бронзы. Время основания Т. точно не установлено. Под названием Юни Т. упоминается в китайских источниках конца 2 — начала 1 вв. до н. э. В первые века нашей эры Т. был главным городом области Чач (арабское Шаш), откуда происходит его согдийское название Чачкеит. В 6 в. Т. входил в состав Тюркского каганата, в начале 8 в. был захвачен арабами. В 10 в. Т. был крупным торгово-ремесленным центром, чаще носившим иранское название Бинкент. В этот период город состоял из 4 частей, обведённых кольцами стен: цитадели (ок. 3 га), собственно города (шахристана) (ок. 15 га), внутреннего пригорода (рабад-дахиль) и внешнего пригорода (рабад-харидж). Диаметр внешнего кольца стен достигал 4 км. Город вёл оживлённую торговлю с кочевниками. В 11 и 12 вв. был одним из уделов в государствах Караханидов и каракитаев и назывался Таш-кент (тюркск.— каменный город). В начале 13 в. был захвачен хорезмшахом Мухаммедом, а в 1214 — восточнотуркестанским ханом Кучлюком. Город был разорён и только в середине 13 в. начал возрождаться. При этом планировка его была изменена. В 14 в. Т. был завоёван Тимуром (оставался во власти Тимуридов до конца 15 в.). Будучи важным экономич. и стратегич. пунктом, Т. в 16— 18 вв. являлся объектом борьбы между узбекскими, бухарскими и казахскими ханами и попеременно находился в их власти. В конце 18 в. власть в Т. захватил один из местных ходжей Юнус, образовавший самостоятельное Ташкентское владение. С начала 19 в. город чаще всего находился под властью Коканда, иногда признавал власть Бухары или был самостоятельным.
Нерегулярные торговые связи России с Т. существовали с 17 в. К середине 19 в. Т. стал вследствие торговли с Россией наиболее крупным в экономич. отношении городом Средней Азии; в нём насчитывалось до 60 тыс. жит.
После неудавшейся в 1864 попытки занять Т. царские войска под командованием ген. Черняева в течение 15—16 июня 1865 штурмом овладели городом, разбив кокандские войска. Т. был присоединён к России. Во 2-й половине 19 в. Т. превратился в крупный административный, торговый и культурный центр Средней Азии. С 1867 Т.— центр Туркестанского генерал-губернаторства. В 1899 до Т. была доведена Среднеазиатская ж. д. В декабре 1905 было закончено строительство Орепбургско-Ташкепт-ской ж. д. В 1910 в Т. было 53 промышленных предприятия с валовой продукцией до 2,5 млн. руб. В 1910 ввоз в Т. из России составил 5 млн. пудов, гл. обр. мануфактуры, сахара и др. Вывоз из Т. достигал 5 млн. пудов—преимущественно хлопок, шерсть, рис. На территории старого города проживало св. 180 тыс. чел. (1911), в новой (русской) части города —ок. 54 тыс. русских.
Жестокая колониальная политика царского правительства вызывала частые восстания трудящихся Т. Особенно сильными были волнения в Т. в 1892, во время т. п. «холерного бунта». В 1903—05 в Т. оформились с.-д. организации. В 1906 состоялась 1-я конференция с.-д. организаций края. Во время революции 1905—07 под руководством большевиков в Т. происходили массовые выступления и забастовки рабочих против самодержавия. В 1905—06 были волнения в частях ташкентского гарнизона и ташкентской крепости, подавленные царизмом. Среднеазиатское национально-освободительное восстание 1916 охватило в июле месяце и старый город Т. В ноябре восстание было подавлено. После Февральской революции 1917 2(15) марта в Т. был создан первый в Средней Азии Совет рабочих депутатов. 4(17) марта был создан Совет солдатских депутатов. 28 марта (10 апреля) оба Совета объединились. Временное правительство в апреле организовало в Т. Туркестанский комитет, проводивший царскую колониальную политику, прикрывая её флагом «демократических свобод». В органах самоуправления преобладала буржуазия. 12(25) сент. 1917 многотысячный митинг жителей Т. и солдат вынес резолюцию о передаче власти в городе в руки Ташкентского совета. На митинге был образован Временный революционный комитет, однако в его составе оказалось большинство эсеров и меньшевиков. 24 сентября (7 октября) в Т. вошла карательная экспедиция Временного буржуазного правительства. Ташкентский пролетариат объявил всеобщую забастовку, которая помешала карателям разгромить революционное движение. Под руководством большевиков 28 октября (10 ноября) в среднеазиатских ж.-д. мастерских был избран революционный комитет и штаб революционных частей. После боёв с белогвардейскими частями, происходивших в Т. 28—31 октября (10—13 ноября), 1 (14) ноября Ревком объявил о переходе власти к Советам. Белогвардейские части были обезоружены, их командование арестовано. В период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны Т. был центром борьбы за Советскую власть во всей Средней Азии.
В ноябре 1917 в Т. на 3-м краевом съезде Советов был избран СНК Туркестана. С ноября 1917 до лета 1918 СНК Туркестана провёл ряд важнейших мероприятий по строительству органов Советской власти в городе и крае. 30 апреля 5-й краевой съезд Советов вынос решение о создании Туркестанской автопомпой советской республики. В июне 1918 в Т. состоялся I съезд большевистской партии Туркестана. Во время гражданской войны летом 1918 Т. был отрезан от центральных районов страны. В ночь с 18 на 19 янв. 1919 в Т. произошёл бслогвар-дейско-эсеровский мятеж, ликвидированный 22 января советскими властями. В ноябре 1919 в Т. прибыла комиссия ВЦИК и СНК РСФСР во главе с М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышевым и Я. Э. Руд-зутаком, а затем Л. М. Кагановичем, проделавшая огромную работу по упрочению Советской власти в Средней Азии и ликвидации белогвардейщины и басмачества. До 1924 Т.—центр Туркестанской АССР. С 1930 Т.— столица Узбекской ССР.
III. Хозяйство.
До Великой Октябрьской социалистической революции Т. был преимущественно административным и торговым центром Средней Азии. Промышленность была развита слабо. За годы Советской власти в результате социалистического строительства Т. превратился в мощный индустриальный центр — крупнейший в Средней Азии. В Т. созданы новые отрасли промышленности: с.-х. машиностроение, тяжёлое машиностроение, текстильное машиностроение, химическая пром-сть и др. С целью создания энергстич. базы для развития промышленности в 1926 на канале Бозсу была построена первая в Узбекистане электростанция, а затем в годы довоенных и послевоенных пятилеток пущены в ход более крупные электростанции Чирчикского каскада и Фархадская ГЭС; образовался самый мощный в республике Ташкентский энергетический узел, снабжающий электроэнергией Т., а также гг. Чир-чик, Япги-Юль и Беговат. Построен ряд предприятий: завод с.-х. машиностроения, текстильный комбинат и др. Коренным образом были реконструированы паровозо-вагоноремонтные мастерские, предприятия лёгкой и пищевой пром-сти.

В послевоенный период развитие промышленности Т. идёт ещё более быстрыми темпами. Оно находится в тесной связи с важнейшей отраслью хозяйства республики — хлопководством. Основные отрасли промышленности Т.: машиностроительная, лёгкая и пищевая. Ведущее место занимает машиностроительная пром-сть. Имеются два завода с.-х. машиностроения, выпускающие сеялки и машины для обработки и уборки хлопковых посевов; заводы: по производству экскаваторов, подъёмных кранов, оборудования для текстильной и маслобойной пром-сти, горношахтного, мельничного и элеваторного оборудования. Потребности транспорта обеспечивают заводы: паровозо-вагопоремонтный, 2 авторемонтных, машиностроительный и др. Имеются заводы по производству кабельной и электротехпич. продукции.

Т.— важный центр лёгкой пром-сти Средней Азии. Текстильный комбинат, один из крупнейших в СССР, вырабатывает разнообразные хлопчатобумажные ткани. Имеются, кроме того, швейные (в т. ч. фабрика «Красная заря»), трикотажные, обувные фабрики, кожевенные заводы, кенафно-пря-дильная фабрика (изготовляющая тарную ткань, верёвку, шпагат), а также производственно-художественные артели и другие предприятия. В городе работает хлопкоочистительный завод. Построены и оснащены новой техникой предприятия пищевой пром-сти: комбинат шампанских вин, 2 мельничных комбината, кондитерская фабрика, мясокомбинат, молочный комбинат, винодельческий, пивоваренные и другие заводы. Имеется консервный завод, перерабатывающий овощи и фрукты и изготовляющий консервы, варенье, джемы,виноградные и плодовые соки, экстракты и др. Работает табачная фабрика. Развивается химич. пром-сть (лакокрасочный завод и др.). В Т. за последние годы расширяется мощность заводов строительных материалов. Строятся (1956) заводы железобетонных конструкций и деталей. Валовая продукция промышленности Т. в 1954 по сравнению с 1940 составила 320%.
Т. имеет огромное значение как транспортный узел. Прямыми ж.-д. магистралями город связан с Москвой и со столицами союзных республик: Сталинабадом, Ашхабадом, Алма-Атой, Фрунзе. Отходящая от линии Ташкент — Красиоводск железная дорога Чарджоу — Кунград соединяет Т. с Кара-Калпакской АССР, Хорезмской обл. Узбекской ССР и Ташаузской обл. Туркменской ССР. В грузообороте основное место занимают машины, оборудование, цемент, ткани,обувь, изделия пищевой пром-сти. Т.— важнейший узел шоссейных дорог. От Т. начинается Большой Узбекский тракт имени В. И. Ленина (Ташкент — Термез). Т.— крупный узел воздушных сообщении Средней Азии. Авиационные магистрали связывают его с Москвой и другими городами Советского Союза.


IV. Архитектура и благоустройство.

Дореволюционный Т., как многие среднеазиатские города, состоял из двух резко отличающихся друг от друга частей — старого и нового города. Старый, феодальный город с сетью узких, кривых улиц был обнесён стенами с 12 воротами. От ворот шли основные улицы, сходившиеся к центру городской торговой площади. Среди однообразных каркасных жилых домов с плоскими крышами выделялись немногочисленные купольные здания медресе, мавзолеев и т. д. Из них сохранились: медресе Барак-хана (16 в.), Кукельдаш (16 в.), мавзолеи Каффаль Шаши (15 в.), Зайнуддин-баба (12— 15 вв., перестроен в 19 в.), Юнус-хана (15—16 вв.).

После присоединения к России на восток от старого города вырос новый город с правильной планировкой, домами европейского типа и рядом общественных зданий. Т. не имел ни водопровода, ни канализации, ни электроосвещения. В советское время Т. превратился в культурный благоустроенный город с единой планировочной структурой, объединяющей обе части города. Созданы прямые, широкие улицы, площади. Город застраивается благоустроенными жилыми домами и зданиями общественного назначения, среди к-рых такие новые для Средней Азии архитектурные типы сооружений, как институты, театры, Дворцы культуры, Дворцы пионеров, стадионы и т. д. К наиболее значительным сооружениям Т.принадлежат Театр оперы и балета имени Алишера Навои, созданный (закончен в 1947) по проекту арх. А. В. Щусева при творческом участии народных мастеров (строителей, резчиков), здания облисполкома, Министерства сельского хозяйства, жилые дома по набережной Анхора и др.

В архитектуре применяются новые конструкции и строительные материалы, а также современные индустриальные методы строительства; творчески используются богатые традиции зодчества и декоративного искусства узбекского народа. Новый облик приняли магистрали и целые районы Т., в частности районы Урды — бывшего старого города, где проложено много новых улиц и проходит широкая магистраль — улица имени А. Навои, заканчивающаяся Комсомольской площадью. Возникли новые жилые кварталы: текстильного комбината, Чирчик-строя, завода с.-х. машин и многие др. Особое внимание в Т. уделяется обводнению и озеленению. Разбиваются парки, скверы, бульвары. Улицы обсажены в несколько рядов деревьями: пирамидальными тополями, карагачами, акациями, клёнами, чинарами и др. На многих магистралях — сплошные ряды цветочных насаждений. Красотой оформления выделяется сквер Революции, находящийся в центре города.

На территории Т. создано 3 озера — Комсомольское, в парке «Победа» и во Фрунзенском районе. На Театральной и Комсомольской площадях сооружены фонтаны. В 1939 открыта детская железная дорога протяжённостью ок. 2 км. Осуществляется большое жилищное строительство. За 1951—55 введено в эксплуатацию ок. 175 тыс. км? жилой площади. Имеются водопровод, канализация, электроосвещение, трамвайное и троллейбусное сообщение. Протяжённость трамвайных и троллейбусных линий составляет (1956) 166,2 км (на 59,9 км больше, чем в 1940). Автобусными линиями Т. соединён с большинством районов Ташкентской области — Карасуйским, Орджоникидзевским и другими, а также с городами: Самаркандом, Янги-Юль, Чирчиком и др.
V. Культурное строительство.
По данным на 1 янв. 1956, в Т. было: 152 общеобразовательные школы (ок. 114 тыс. учащихся), 40 школ рабочей молодёжи (9,4 тыс. учащихся), сеть дошкольных и внешкольных детских учреждений, в т. ч. 2 Дворца пионеров, детская технич. станция и др., 40 средних профессиональных учебных заведений (25 тыс. учащихся). В дореволюционном Туркестане высших учебных заведений не было. Первым в Средней Азии высшим учебным заведением был Туркестанский ун-т (основан в 1920), ныне Среднеазиатский государственный ун-т имени В. И. Ленина в Т. В 1955 в Т. насчитывалось 16 высших учебных заведений: Среднеазиатский государственный ун-т, институты — политехнический, текстильный, сельскохозяйственный, медицинский, педагогический, инженеров ж.-д. транспорта, ирригации и механизации с. х-ва, финансово-экономический, театрально-художественный и др., консерватория (число учащихся в них ок. 40 тыс. чел.). В Т. — 49 научно-исследовательских учреждений: Академия наук Узбекской ССР (при ней астрономич. обсерватория, ботанический сад и др.), Узбекский филиал Института марксизма-ленинизма, союзный научно-исследовательский институт хлопководства, научно-исследовательские институты ирригации, шелководства и др.

В городе 7 театров: театр оперы и балета имени Алишера Навои, узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени Мукими, узбекский ака-демич. театр драмы имени Хамза, русский драматич. театр имени М. Горького, драматический театр Туркестанского военного округа, театр юного зрителя, театр кукол, филармония, концертный зал, цирк, кинотеатры, киностудия, издательства. Республиканская публичная библиотека. 10 Дворцов культуры и Домов культуры, 60 клубов, 5 музеев, •11 парков, 4 стадиона. Издаётся 23 газеты на узбекском, таджикском и русском языках; ведётся республиканское радиовещание.
YI. Здравоохранение.
За годы Советской власти здравоохранение в Т. получило большое развитие. В 1955 в городе имелось 55 больничных учреждений с 9500 больничными койками (из них 745 родильных), 92 амбулаторно-поликлинич. учреждения и диспансера. Население города обслуживали св. 3750 врачей и ок. 270 зубных врачей. В Т. имеется: детских яслей 73 (на 5300 мест), Домов ребёнка 4, молочных кухонь 4. Медицинский ин-т, институт усовершенствования врачей, фармацевтич. ин-т и ряд научно-исследовательских институтов: вакцин и сывороток, физич. методов лечения и курортологии, переливания крови, противотуберкулёзный и др. Ассигнования на здравоохранение в 1955 увеличились более чем в 3 раза по сравнению с 1940.
Лит.: Добросмыслов А. И., Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк, Ташкент, 1912; Полупанов С. и Яралов Ю., Ташкент, М., 1949; М а с с о н М. Е., Прошлое Ташкента. Археолого-топогра-фический и архитектурный очерк, «Известия Акад. наук УзССР», 1954, №2; 3 а х и д о в X. 3., Здравоохранение в Узбекистане за 25 лет (1924—1949), Ташкент, 1949.
ТАШКЕНТСКАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ — научно-исследовательское учреждение Академии наук Узбекской ССР. Т. а. о. основана в 1873 в г. Ташкенте. До Великой Октябрьской социалистической революции обсерватория, помимо астрономич. работ, проводила климатологич. изучение края. В этот период сотрудники обсерватории определили ок. 900 астрономич. пунктов, создавших опорную сеть для картографии Туркестана. Были определены также 145 гравиметрич. пунктов. Первыми директорами Т. а. о. были астрономы-геодезисты И. И. Померанцев (1880—88) и Д. Д. Гедеонов (1890—1900). В настоящее время (1956) Т. а. о. имеет в своём составе лаборатории службы времени, слу?кбы Солнца, меридианной и фотогра-фич. астрометрии и переменных звёзд, а также широтную станцию в районе г. Китаба.В Т. а.о. выполнен ряд исследований в области астрометрии, астрофизики, а также теоретической и звёздной астрономии и истории астрономии. Основные инструменты обсерватории: меридианный круг, два пассажных инструмента, зенит-телескоп, нормальный астрограф, 6-дюймовый рефрактор, спектрогелиоскоп, менисковый фотогелиограф. Т. а. о. издаёт «Труды» и «Циркуляры».
Лит.: Щеглов В. П., Из прошлого русской науки. Страницы истории Ташкентской астрономической обсерватории…, «Астрономический журнал», 1952, вып. 4; е г о ж е, История Ташкентской астрономической обсерватории Академии наук Узбекской ССР, в кн.: Труды Института истории естествознания и техники (Акад. наук СССР), т. 5, М., 1955.


ТАШКЕНТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
— высшее музыкальное учебное заведение Узбекской ССР. Основана в 1934 в Ташкенте как высшая музыкальная школа. С 1936— консерватория. Готовит композиторов, историков и теоретиков музыки, хоровых дирижёров, пианистов, певцов, исполнителей на оркестровых и народных музыкальных инструментах. При консерватории имеется музыкальная школа-десятилетка.
ТАШКЕНТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — одна из железных дорог СССР. Выделилась в 1936 из бывшей Среднеазиатской ж. д. Проходит по территории Узбекской, частично Казахской, Киргизской и Таджикской ССР. Управление дороги находится в г. Ташкенте. Общая протяжённость Т. ж. д. 2419,6 км. Строительство дороги в сушествующих границах началось в 1887. Участок Зиадин — Урсатьевская построен в 1888; Урсатьев-ская—Андижан — в 1899; Ташкент — Арысь — Джу-салы (и далее на Оренбург, ныне г. Чкалов)— в 1905; Арысь — Тюлькубас — в 1916. За годы Советской власти построены ж.-д. линии: Андижан — Наманган (1924); Скобелеве — Кизил-Кия (1928); Ассако — Шарихан и Карасу — Ош (1930); Джалалабад — Кок-Янгак (1932); Мельникове — Шураб (1933); Ташкент — Ангрен и Ташкент — Барраж (1944). Т. ж. д. оснащена новой техникой. На грузонапря-жённых участках используются тепловозы, введены автоматич. блокировка и диспетчерская централизация. Основные грузы: хлопок, уголь, нефть, руда, машины, строительные материалы, а также продовольственные и промышленные товары. К 1955 объём перевозок увеличился по сравнению с 1936 более чем в 2 раза, погрузка угля возросла более чем в 3 раза, а нефти — в 6 раз.
За долголетнюю и безупречную работу на ж.-д. транспорте св. 10600 работников дороги (к 1955) награждены орденами и медалями. Дорога имеет Дом техники, 3 техникума, 100 школ, Дворец культуры, 16 клубов, большое количество медицинских, детских и других культурно-бытовых учреждений. Издаётся газета «Транспортный рабочий».

Источник

strong

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.