Вновь «Ильхом» Разное

Пишет театральный критик Павел Руднев.

В Ташкенте в очередной раз поразился «Ильхому». Энергия Марка Вайля жива — вот тут, конечно, надо говорить об удивительной способности оставлять энергетическое поле после себя, хранить энергию, консервировать ее. Театр продолжает жить крайне энергично, хотя — ясно — выживает из последних сил. Жизнь в Узбекистане все хуже и хуже, это видно по разговорам, это видно по улицам, это видно по ритуализации жизни, по исчезновению духа свободы, ташкентского космополитизма, о котором говорил Вайль в своем чудеснейшем фильме. Именно это, эта сопротивляемость и выживаемость, правда, дает особый кураж продолжать в том же духе. Разительный контраст с городом — в «Ильхоме» кучкуются люди явно не с улиц Ташкента, здесь особая охраняемая среда, касталия, остров.

Перед спектаклем новая система оповещения о мобильных. Дают звук вибрации, отражающейся в колонках, и просят совсем выключить мобильные, а если не умеете, добавляет суровый голос, обратитесь к администраторам. Мне понравилась эта пошаговая эволюция предспектакльных предупреждений.
Видел премьеру «Гамлета» Овлякули Ходжакули. Серьезный интересный спектакль, скорее европейский, чем восточный. По крайней мере, этнография в виде перкуссии и иерихонских труб быстро наскучивает. При Гамлете (невообразимо хороший Антон Пахомов, артист столичного масштаба) — тенью ходит Горацио, которого изящно, умно играет Ольга Володина. Этакий двойник с холодным рассудком при припадочном герое. Его совесть, его проводник. Оттеняет безумие и напоминает о главном. В центре — ринг из красных кожаных подушек. По краям ринга два одинаковых черных истукана, языческих божков с воинственными лицами — Гамлет в диалоге с матерью будет на них демонстрировать разницу между Гамлетом-отцом и Клавдием. Вернее, отсутствие разницы — это мне как раз очень понравилось. Вообще надо сказать, что нигде я не видел больше столько твердо сформулированной идеи, что в Гамлете-сыне живет не воин света и не карающий меч справедливости, а стареющий юноша, уязвленный оттеснением от власти. В Антоне Пахомове живет пульс современного безумия, он такой урбанистический невротик, задавленный ритмом города. И еще интересная деталь — могильщики вместо костей из могилы выбрасывают старую, свалявшуюсю обувь. Очень страшный образ, на самом деле. Черная, потертая задубевшая кожа. А Йорик оказывается скелетом ребенка, карликом. С которым когда-то Гамлет был вровень, а теперь — как властелин над прахом.
Видел два последних спектаклях Вайля — «Орестею» и «Полеты Машраба». Спектакли сохраняются на удивление в первозданном виде. Очень страшные, тревожные, отчаянные спектакли — такое ощущение, что у Вайля под конец открылась крайняя степень творческой смелости, абсолютное бесстрашие. Кровавая вакханалия в «Орестее», которую и новая драма еще не знает. И мудрый, острый, нелицеприятный «Машраб», полный горькой восточной иронии, отчаяния. Совершенно страшный диалог ведет Марк Вайль с властью — дервиш Машраб при дворе хана-властителя ведет себя даже не как шут, а как бесстрашный разоблачитель. В его непотребном лицедействе — зеркало для власти, дразнящее её, бесящая. Машраб — поэт-бес, он бесит, выбешивает. Монолог властителя в устах Вячеслава Дзю — это дерзкий и бесстрашный плевок в сторону нынешней и любой власти. Такое художнику не прощают. «Полеты Машраба», наверное, самый изысканный спектакль Вайля — с бесконечной сменой правил игры, с объединением масхарабоза и итальянской комедии масок, с игрой в предметы, с изящным кукольным театром, с коллективным актерских мышлением, с свободой для импровизации, с навязчивой, увлекательной телесностью, пластическим рисунком. И этот кисло-сладкий вкус трагикомедии, все знающей и все ведающей про жизнь. И сила духа, торжествующая над нищетой и унынием. И полеты мысли, готовые победить смерть. И восточная жестокость, которой можно противопоставить только свирепую иронию оскопленного дервиша, у которого нет таких связей с миром, которые он не был бы готов порвать. Марк Вайль был гением — вот после «Полётов» именно это хочется сказать, ответственно, аргументированно сказать.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.