Мировая загадка женщины Искусство

Книга-подвиг Салима Фатыхова

С поэтом и журналистом Салимом Фатыховым я познакомился в конце 70-х годов прошлого века в узбекском городе Навои. Мой новый товарищ поразил меня необычайной творческой многогранностью. Он не только писал стихи и очерки, но и занимался археологическими изысканиями (даже раскопками!) и печатал в научных журналах статьи. Кресло в его квартире, инкрустированное самим хозяином красочной мозаикой, было настоящим произведением прикладного искусства. Вдоль стены, охраняемая стеклом, размещалась главная ценность – каменные ножи, «домашняя» утварь, украшения древнего человека.

В последующие дни с группой молодых писателей я побывал в знаменитом Сармышском ущелье и жадно рассматривал петроглифы – художественное творчество на скалах первобытных людей. Салим шёл впереди – вдохновенно показывал и разъяснял. Под впечатлением увиденного и услышанного я написал стихи «Урочище Сармыш», «Медвяная трава», «Кумган» и другие – они вошли в мои книжки (их можно прочитать на моём сайте http:// nikbondar2008.narod.ru).
Прошли годы. Салим вернулся в родной Магнитогорск, а я переехал в Петербург, увлёкся деревянной скульптурой. Однажды, в соавторстве с природой, «сотворилась» небольшая композиция, которую я назвал «Двуединство» (её также можно увидеть на моём сайте). В небольшой скульптурке нашли отражение мои размышления: что есть Женщина, а что есть Мужчина. Безусловное первенство я отдал Женщине – она первооснова всего!
Вдруг, совсем неожиданно, я получил подтверждение этому в книге-энциклопедии «Мировая история женщины». Прислал мне её сам автор – Салим Фатыхов!
Теперь пришло время рассказать об авторе «Мировой истории женщины» чуточку больше. Все эти годы, что мы не виделись, он продолжал работать в поисковых экспедициях, изучал в Средней Азии наскальные изображения и реликтовые явления языческих верований. Он стал кандидатом культурологических наук, награждён Почётной серебряной медалью Екатерины Дашковой. Издал два сборника стихотворений, написал повесть… И упорно работал над «Мировой историей женщины».
Откроем эту необыкновенную энциклопедию. Подзаголовок гласит: «Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление». Обозначено точно: ОСМЫСЛЕНИЕ. Потому что осмыслить, переворошить груды научных трудов всех времен и народов сквозь призму своих знаний и опыта – это не так-то просто! Эпиграфы к книге проясняют: «Женщина первична, мужчина — лишь то, что выходит из неё» (Бахофен). «Приоритетное место в нашем материальном пространстве принадлежит женщине изначально. И незыблемо!» (Ф. Шелов-Коведяев). Салим Фатыхов показывает женщину во всех исторических, биологических, социальных аспектах. Мы попадаем в матриархат, наблюдаем последствия его падения, стараемся вслед за автором понять истоки сексуальной эксплуатации женщины, лучше увидеть её неоценимый вклад в науку и культуру… Круг рассматриваемых вопросов поистине необъятный!
Нет смысла цитировать энциклопедию. Каждый раздел, каждая статья, каждый рисунок имеют свой предмет рассмотрения, суммарное впечатление от книги – в самом её конце. И всё же одну выдержку приведу – она показывает, как автор предельно внимательно, с большой теплотой относится ко всему, что связано с понятием «женщина». У современного человека, например, слово «блудница» вызовет разные чувства – в основном отрицательные. А теперь прочитайте, как толкует это слово на стр. 314 Салим Фатыхов – историк, археолог, литературовед и просто добропорядочный Человек:

«В поэме «О Гильгамеше» («О всё видавшем»), созданной шумеро-аккадской цивилизацией на тысячу лет раньше гомеровской «Илиады», упоминается блудница Шамхат, сотворившая человека из быкоподобного Энкиду. Происходит это после преподанной Шамхат науки плотского наслаждения. Читаем перевод четвертого столбца первой таблички эпоса:
«Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила –
Увидел Энкиду – забыл, где родился!
Не смущаясь, приняла его дыханье,
Распахнула одежду, и лёг он на Шамхат,
Наслажденье дала ему, дело женщин, —
Ласки его ей были приятны.
Шесть дней миновало, семь ночей миновало –
Неустанно Энкиду познавал блудницу.
Когда же насытился лаской, —
Увидев Энкиду, убежали газели,
Степное зверьё избегало её тела.
Вскочил Энкиду – ослабели мышцы,
Остановились ноги, и ушли его звери.
Смирился Энкиду – ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже, —
Вернулся и сел у ног блудницы…»
«О всё видавшем», таб. 1, 1У, 16 – 30.
Пер. И. М. Дьяконова.

Энкиду, благодаря искусству блудницы, продемонстрировавшей не просто половой акт ради воспроизводства себе подобного, а чувственный секс, вызывающий не только зоологические, но и психологические эмоции, дарящий высочайшее наслаждение, потерял силу мышц. То есть Энкиду оторвался от животного мира, но зато стал « умней и разуменьем глубже». Иначе говоря, Энкиду стал человеком. А поскольку Гильгамеш – это Солнце, Энкиду – Луна (миротворящие объекты), Шамхат – не просто земная, а небесная блудница, то речь идёт не об индивидуальном, а о мировом животворящем акте. В образе Энкиду представлено всё доисторическое человечество, обретшее «разумение» через свободный, а главное, чувственный секс, которым не владеют животные, подарить который могут только суперсексуальные, с тонко организованной психикой, привлекательные женщины.
Шамхат в поэме олицетворяет в первую очередь суперсексуальность матери-прародительницы, породившей и любовь, и плодородящую силу. Она доступна всем, кто, как и она сама, ставит перед собой плодородящие цели. Пользующиеся её лоном выполняют великую плодородящую функцию. Она – кедеша – священная блудница. Но она не женщина, торгующая своим телом за кусок пищи. Она Женщина, осознающая своё божественное предназначение – и творить плодородие, и творить чувственного, разумного человека!»

Толкование древнейшего эпоса продолжается, а я поставлю точку. И добавлю:
на страницах необыкновенной энциклопедии присутствует и поэзия, что также закономерно, ведь автор – поэт. Его стихами я и завершаю свой рассказ об удивительном труде удивительного человека.

Николай БОНДАРЕНКО

Стихи САЛИМА ФАТЫХОВА

х х х

Не спится до утра… Как мысли успокоить?
Как пережить веков, тысячелетий боль?
Сползают малыши, причмокивая, с коек,
Луна над головой выкругливает ноль!

Кто жил, тот пережил рассудка упоенье,
Невидимых молекул безмерный кругозор.
Я падаю, смотри, на острые колени
Перед тобой, кто первый булыжник сбил в топор!

Во мне ещё живут инстинкты диких джунглей,
волнение морей, паренье странных птиц.
И тлеют по ночам сырых стоянок угли,
и пробегают тени неповторимых лиц.

Я, может быть, из тех – безвинно осуждённых!
А может быть, из тех, кто на погибель вёл?
Из праха одного и я, и ночь, и клёны,
и рыба в Сырдарье, и в Кракове костёл.

Начало у меня, как у всего, — простое.
Я тоненькой тычинкой по космосу кружил.
Не спится до утра! Как мысли успокоить
И прошлую вместить, и будущую жизнь!

х х х

Верил мой пращур кургузый в любовь Анахиты.
И, за дувалом крадучись, подслушивал пение жриц.
Был бы он битым, наверное, если бы не был он хитрым,
И потому его служки никак отловить не могли.
В час полуденный, когда ойкумена немела,
Сохли соски у волчиц, не омытых дождём,
В храм сладострастия вполз он на корточках смело,
Кинул красавице плащ и прикрикнул: «Пойдём».
Запер он жрицу колодой дверной, трёхпудовой.
Выпросил брошку у жадных, проворных менял.
Кушал баранины вдоволь, курятины вдоволь.
И на подушках пуховых атласные волосы мял.
Что приключилось в дальнейшем, мы с вами не знаем.
Культ Анахиты прошёл. Укрепилась семья.
Только ночами красавицы губы кусали,
Предка за ревность и за вероломство кляня.
В храме любви им такое порой говорили!
Музы несли их до самых девятых небес.
А у мужей они штопали, лгали, варили.
Чёрт знает что им ночами нашёптывал бес.
И нашептал же. Гетера, кем пращур погублен,
Как-то ушла с каландаром немытым за грош.
Пела под бубен, плясала, смеялась под бубен.
И потеряла в лохмотьях стеклянную брошь!
Сколько сомнений с тех пор в наших жилах разлито…
Сколько уловок коварных отпущено нам!
Если забыта богиня любви Анахита,
Вспомните, кто потревожил божественный храм.

х х х

Ахура мазда –
Это бог огня.
Чудовище сторукое
И нежное.
Он к Вам привёл,
Смущенного меня.
Я ученик его –
Слепой, прилежный.

Как я горел
В жаровне Кызылкум!
Как плавился мой разум
Непокорный.
От Ваших слов.
От Ваших слёз, ханум.
От Вашего нестрогого
Укора.

Зачем Вы подходили
К алтарю
В одеждах жрицы Наны
И Таниты?
Вот моё сердце.
Мой огонь. Молю,
Храните пламя робкое,
Храните.

х х х

На развалинах Шахри-вайрона
Ночь присела почистить перья.
Если древней легенде верить,
Ночь – большая, большая ворона
На развалинах Шахри-вайрона.

Она любит мазары и худжеры,
Где в пыли прозябает вечность.
Ночь присела мюридам на плечи,
Обдавая дыханием стужи
На развалинах Шахри-вайрона.

Здесь когда-то жила полонянка
Из Рязани, побитой Батыем.
Снились ягоды ей лесные,
Васильковый огонь на полянах.
На развалинах Шахри-вайрона.

Тишина. Замолчали шакалы.
Ночь насытилась и улетает.
Режет солнце развалины краем,
Выпадает кувшин из завала.
Здесь когда-то жила полонянка…

24 комментария

  • Александр Бизяк:

    Дорогой Коля!
    С огромным интересом прочитал твое эссе о Салиме Фатыхове. Действительно, он уникальный человек. И как поэт, и как ученый. Благодарю, что ты открыл для меня такую Личность. К великому сожалению раньше я нем не знал.
    А стихи Салима просто замечательные. Удивительный поэт!

    У меня к тебе одна претензия и один вопрос.

    ПРЕТЕНЗИЯ: почему ты так резко оборвал свою прекрасную статью? Я только-только «разогнался», предвкушая продолжение твоего рассказа, как вдруг ударился о следующую строчку: «Толкование древнейшего эпоса продолжается, а я поставлю точку».
    Ты обязан продолжить свой рассказ! На правах друга, я просто требую продолжить.

    ВОПРОС:
    Где можно найти книгу С.Фатыхова «Мировая история женщины» и его поэтические сборники?

    С огромной благодарностью за твой благородный труд и за твоё открытие,
    А.Бизяк

      [Цитировать]

  • bondarenko-n-a:

    Дорогой друг! Салим Фатыхов в настоящее время живёт в Челябинске, там же в прошлом году издана его книга «Мировая история женщины». Я ему напишу, он, конечно же, пришлёт тебе (или подскажет, где можно найти и прочитать) сборники стихотворений. Что касается «Мировой истории…» — издание объёмное и тяжеловесное (почти тысяча страниц большого формата) — сможет ли прислать — не знаю. В любом случае он о твоей заявке узнает.
    Спасибо за горячее пожелание продолжить эссе. Мне кажется — я всё сказал, что необходимо. Думаю — лучше самого автора о нём самом и его необыкновенном труде никто не скажет. Над предложением подумаю.

      [Цитировать]

  • Александр Бизяк:

    Ура! Салим написал мне, что выслал 2 (ДВА!) экземпляра своей книги.
    Он уникален не только, как Ученый и Поэт, но и как отзывчивый и добрый человек.Что в наше время случается довольно редко…

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Очень хороший текст! Понравились ваши деревянные творения. Вы пишите о впечатлениях, которые вылились в творчество. Ваша мысль совпадает с теорией метафизической фигуры и культурной обусловленности в творчестве, которую предложил Шемякин…

      [Цитировать]

  • alla:

    Дорогой Николай Алексеевич, как давно мы с Вами потеряли друг друга из виду. Благодаря сайту ЕС я смогла вернуться сердцем и памятью в наш Ташкент. Напишите мне по мылу a_veshenfelder@mail.ru Ваша Алла Широнина

      [Цитировать]

  • Сания:

    Николай Алексеевич, здравствуйте!
    Я знакома с Салимом Галимовичем по Узбекистану.
    Мы в одно время жили в одном городе юности — Навои. Я сейчас живу в России, в Татарстане Очень бы хотелось получить его книгу или электронный адрес, чтобы связаться с ним.
    Многих уж его и моих коллег нет в этой жизни…
    Очень прошу ответить!
    С уважением
    Сания Даутова-Матвеева

      [Цитировать]

  • Мария:

    Здравствуйте, Николай! Ваше эссе великолепно. У меня к Вам есть один вопрос: где можно найти книгу С. Г. Фатыхова «Мировая история женщины»? Статья об этой книге В «Российской газете» от 17.07.2008 меня очень заинтересовала, но мои поиски не увенчались успехом. Очень хочется прочитать эту книгу.

      [Цитировать]

  • Дмтрий:

    Здравствуйте! Хотелось бы приобрести эту интересную книгу «Мировая история женщины», так как в интернет-магазинах ее найти не удалось. Не поможете мне?

      [Цитировать]

    • О Салиме Фатыхове и его книге, а также главу о петроглифах можно прочесть, пройдя по ссылкам, которые дам ниже, там серия публикаций: о книге, стихи, фотоснимки.
      Мне тоже посчастливилось получить от автора книгу, помогла и подруге сделать заказ наложенным платежом, но Салим Фатыхов предупредил, что книг в издательстве осталось мало, а следующий, доработанный выпуск, выйдет через три года. Книга уникальная, один ее вид поражает — огромный том почти в 1000 страниц, посмотрите на нее на фото и читайте об авторе.
      Здесь:
      http://mediacult.doira.uz/Blogs/BlogEntrySearch.aspx?tags=%d0%a1%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bc+%d0%a4%d0%b0%d1%82%d1%8b%d1%85%d0%be%d0%b2

        [Цитировать]

      • Мария:

        Тамара, а не могли бы вы подсказать как можно получить книгу «Мировая история женщины». Мои попытки разыскать ее в интернет-магазинах не увенчались успехом, а очень хочется прочитать. Заранее благодарна!

          [Цитировать]

        • Могу обратиться с вопросом к автору, а он — в издательство, тогда получите книгу наложенным платежом по себестоимости. Но так как это иллюстрированное издание и в нем 944 страницы, то стоимость соответствующая, плюс пересылка заказной бандеролью книги весом около 3 кг.
          Книга просто бесценна, если автор сообщит, что заказать можно, не задумываясь посылайте заказ, когда сообщу о согласии (или несоглаиии автора). Но вам через ЕС надо будет переслать адрес. Мой почтовый ящик, указанный на этом сайте, заблокирован.

            [Цитировать]

  • Татьяна:

    Я могу помочь найти книгу. Нужно обратиться к Тамаре Санаевой. Книга высылается почтой, наложенным платежом. Высылает сам автор. Я уже получила. Дмитрий, попросите у ЕС мой е-мейл, я вас свяжу с Тамарой.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Дмитрий, не слушайте Энвера, он шутит. ЕС — это Евгений Семенович Скляревский, модератор этого сайта. В начале главной страницы справа есть его е-мейл или подробнее можно прочитать в ссылке «о сайте», там же.

      [Цитировать]

    • Энвер:

      Ничё себе, заявка — «не слушайте Энвера, он шутит».
      Татьяна, ты считаешь, что «мы все любим ЕС» — это шутка??????????? Евгений Семенович, хоть ВЫ и добрый, и скромный, но надо проявить ужасность и на Татьяну наложить епитимью, хотя бы минут на 15! Ишь!….

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    Энвер, мио каро, не ожидала от тебя такой жестокости!! Что мне теперь, вешаться? А я думала, ты меня любишь!!! Какой крах всех надежд!! Только кинжал и это…. петля!! Во!!!
    А я бедняга с окон падала, а меня милый подбирал….
    Ох, теперь всему конец…

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Дмитрий, а вот это уже серьезно. Я нашла е-мейл по которому можно заказать книгу.
    dan_sal47@mail.ru
    Вот только этот мейл был приложен к присланной мне книге, и очевидно, посылала жена С.Фаттахова. Не знаю, как ее зовут. Она просила, если будут какие-то претензии или пожелания, писать на этот мейл.
    Удачи, Татьяна. Книга действительно удивительная.

      [Цитировать]

  • Любовь:

    Здравствуйте! Я хочу непременно приобрести интересную книгу «Мировая история женщины», помогите пожалуйста в её приобретении.

      [Цитировать]

  • Юлия:

    Здравствуйте. Я бы тоже очень хотела приобрести эту замечательную книгу "Мировая история женщины". Пожалуйста, помогите мне!!!

      [Цитировать]

  • салим:

    салим, привет из магнитогорска. анас

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.